1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
Перечень административных взысканий является исчерпывающим, что позволяет обеспечить единообразное их применение.
В отношении юридических лиц применяются административные взыскания в виде предупреждения, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, конфискации, взыскания стоимости предмета административного правонарушения.
Ряд взысканий могут налагаться только судом: исправительные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
Административные взыскания ст. 6.3. КоАП делит на основные и дополнительные.
Так предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.
Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.
Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.
Административные взыскания делят на моральные (предупреждение), материальные (штраф, исправительные работы, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения) и иные (административные арест, лишение специального права, депортация).
Предупреждение как вид административного взыскания, закреплен в ст. 6.4.КоАП и состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение является мерой морального воздействия.
Штраф, согласно ст. 6.5. КоАП, является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.
Штраф является самой распространенной мерой административной ответственности.
Законодателем установлены минимальные и максимальные размеры штрафов в зависимости от субъекта административного правонарушения.
Так, минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо,не может быть менее одной десятой базовой величины; налагаемый на индивидуального предпринимателя – не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо – не менее десяти базовых величин.
Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления - двухсот базовых величин; налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления - пятисот базовых величин; налагаемого на юридическое лицо, не может превышать тысячи базовых величин.
Исправительные работы, как вид материального (денежного) административного взыскания, заключаются в удержании 20 % из заработной платы виновного физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, по его постоянному месту работы на срок от одного до двух месяцев на основании решения суда.
Исправительные работы не могут быть назначены:
- беременным женщинам;
- инвалидам I и II группы;
- лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет;
-несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет;
-лицам, на которых распространяется статус военнослужащего; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Исправительные работы как мера административной ответственности не предусмотрены ни в одной статье Особенной части КоАП.
Согласно ч.1. ст. 6.7. КоАП, административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток. административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, к несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет; лицам, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям; а также к лицам, в отношении которых в соответствии с ч.6 ст.8.2. ПИКоАП не допускается административное задержание (лица, занимающие высшую государственную должность Республики Беларусь; лица, должность которых включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь; члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатов местных Советов депутатов; судьи, народного заседателя).
Лишение специального права (права на управление транспортным средством, право на охоту и др. ), как вид административного взыскания, предусмотрено ст. 6.8. КоАП и заключается в лишении специального права, предоставленного физическому лицу и применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.
Лишение специального права устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет.
Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к физическому лицу, которое пользуется этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Лишение права заниматься определенной деятельностью и заключается в том, что лицо, получившее разрешение (лицензию) на занятие определенной деятельностью, лишается его в случае невозможности сохранения за лицом такого права.
Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.
Конфискация как вид административного взыскания предусмотрена ст. 6.10 КоАП. и делится на общую и специальную.
Общая конфискация (ч.1 ст. 6.10 КоАП) заключается в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства:
-дохода, полученного в результате противоправной деятельности;
-предмета административного правонарушения;
-орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.
Специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства:
- вещей, изъятых из оборота;
-незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановленных местах;
- незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян).
Депортация, как вид административного взыскания, предусмотрен ст. 6.11 КоАП и заключается в административном выдворении за пределы Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства.
Порядок осуществления депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007 № 333 «Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства».
В статье 64 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» указано, что иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях, определенных законодательными актами Республики Беларусь и порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
На основании решения о депортации иностранец включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен. Депортированному иностранцу въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от одного года до пяти лет.
Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.
Применение рассматриваемого вида административного взыскания возможно при наличии следующих условий:
-отсутствие предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения;
-в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена конфискация предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения;
-невозможность реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.