УДК- 373.167.1.94(47)                                                          Рекомендовано
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ, вечерней и дистанционной форм ОБУЧЕНИЯ

Москва, 2005



УДК- 373.167.1.94(47)                                                          Рекомендовано

Ученым Советом МГАПИ

в качестве учебно-методического

 пособия

Рецензенты:

Попова Т.Г., кандидат исторических наук, профессор

Калинов В.В., кандидат исторических наук, доцент

Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов заочной, вечерней и дистанционной форм обучения - М.:МГАПИ, 2005. - 112 с.

Под общ. ред. Гришина А.В. , Бодровой Е.В.

Коллектив авторов:

Бодрова Е.В. д.и.н., проф.

Жоголева Т.В. к.и.н., доцент

Захаров В.Ю. к.и.н., доцент

Гусарова М.Н. к.и.н., доцент

Серегина Н.В. к.и.н., ст. преп.

 

Учебно-методическое пособие включает: методические рекомендации студентам заочной, вечерней и дистанционной форм обучения, краткое изложение важнейших проблем учебного курса отечественной истории, перечень тем рефератов, контрольных работ, тестовых заданий. Соответствует образовательным стандартам, основным разделам курса «Отечественная история».

 

 

© Московская государственная академия

приборостроения и информатики

© Коллектив авторов. Под редакцией

А.В. Гришина, Е.В. Бодровой,

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.................................................................................................................................................................................... 4

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ............................................................................................................................ 5

Учебно-методические материалы...................................................................................................................................... 8

для подготовки к экзамену................................................................................................................................................... 8

ТЕМА I. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ......................................................... 8

ТЕМА II. КИЕВСКАЯ РУСЬ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.................. 11

Тема III. Складывание единого российского централизованного государства................................................ 15

ТЕМА IV. РОССИЯ В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. «СМУТНОЕ ВРЕМЯ» МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА      21

ТЕМА V. ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII ВЕКЕ..................................................... 26

ТЕМА VI. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА ПУТИ К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ В XIX ВЕКЕ.. 34

ТЕМА VII. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ. ПОИСКИ ПУТЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА (конец Х1Х-начало ХХ вв.)........................................................................... 46

Тема VIII. Революционный кризис в 1917 году........................................................................................................... 58

ТЕМА Ix . СОВЕТСКАЯ РОССИЯ: ПРАКТИКА ВЫЖИВАНИЯ........................................................................... 61

ТЕМА X. ИСТОКИ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА..................................................................................................................................................... 74

ТЕМА XI СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХОД ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.............................................................................................. 82

ТЕМА XII. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ.......................................................................................................................... 93

Тематика рефератов............................................................................................................................................................ 98

Методические рекомендации по подготовке контрольных работ....................................................................... 100

Примерные тестовые задания......................................................................................................................................... 102

 

 

 

 



Введение

 

В курсе «Отечественная история» студентам предлагается для теоретического изучения 12 тем.

 

Тема I . Введение. Закономерности и этапы исторического развития

Тема II. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья.

Тема III . Особенности и основные этапы образования Российского государства.

Тема IV . Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства.

Тема V . Век Просвещения. Российская империя в XVIII в.

Тема VI . Российская империя на пути к индустриальному обществу в Х1Х в. Особенности промышленного переворота в России.

Тема VII . Социально-экономическая и политическая модернизация России. Поиски путей общественного прогресса в конце.Х1Х - начале ХХ вв.

Тема VIII . Революционный кризис в России в 1917 г.

Тема I X . Советская Россия: практика выживания.

Тема Х. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века.

Тема XI . Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития страны.

Тема XII . Современная Россия.

 

Кроме того, студенты должны выполнить в письменном виде 2 контрольные работы, реферат, сдать зачет и экзамен.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Основной целью преподавания «Отечественной истории» является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы. В процессе изучения истории будущие специалисты должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания.



УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

 

Основная литература 

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие.-2-е изд., перераб.и доп..-М.: МАНГРУВ ПРОСПЕКТ, 2005.

2. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов.-2-е изд./Рук. авт.кол. А.А. Данилов.-М.:Дрофа,2001.

3. История России с древних времен до наших дней (IX-XX вв.): Учебное пособие./Под ред. А.В. Гришина, М.И. Шведова.-М.: МГАПИ, 2000.

4. Россия в мировой истории. Учебник для вузов.−2-е изд. испр. и доп./Под общ. ред. В.С. Порохни.−М.: Логос, 2003.

5. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: Учебник для вузов. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

 

Дополнительная литература.

Коллективом кафедры для самостоятельной работы студентов, подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам разработаны следующие методические пособия:

1. Учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения (имеется в наличие в библиотеке МГАПИ).

Содержание пособия

Название раздела страницы
Введение 4
Учебная литература 6
Учебно-методические материалы к экзамену 10
Тематика рефератов 158
Методические рекомендации по подготовке контрольных работ 160
Тесты 168

 

2. Учебно-методические материалы для подготовки к экзамену по курсу «Отечественная история» (имеется в наличие в библиотеке МГАПИ).

Содержание пособия

Название раздела страницы

Раздел 1.

Происхождение, расселение, основные занятия и верования восточных славян. 3
Образование государства у восточных славян. Основные теории происхождения Древнерусского государства. 5
Политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси 11
Русские княжества периода феодальной раздробленности (XII – первая половина XIII) 19
Борьба русских княжеств с внешней опасностью в первой половине XIII в. 22

Раздел 2.

Создание единого Российского государства в XIV – начале XVI вв. 24
Россия в эпоху Ивана Грозного (1533-1584 гг.) и Федора Ивановича (1584-1598 гг.) 30
Закрепощение крестьян: причины, этапы, последствия. 35

Раздел 3.

Смутное время в истории России 37
Социально-экономическое и политическое развитие России в начале Нового времени 40

Раздел 4.

Россия в конце XVII – первой четверти XVIII века. 45

Раздел 5.

Дворянская империя во 2-й четверти - середине XVIII в. 50
Россия во второй половине XVIII в. 52
Правление Павла I (1796-1801 гг.) 56
Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII – первой половине XIX в. 57

Раздел 6.

Внутренняя политика России в первой четверти XIX в. 59
Внешняя политика 1-й четверти XIX в. 62
Движение декабристов 63
Внутренняя политика России во второй четверти XIX в. 65
Внешняя политика России во второй четверти XIX в. 67
Общественная мысль и общественное движение России во второй четверти XIX в. 69
Эпоха великих реформ 70
Общественное движение в России во второй половине XIX. 74

Раздел 7

Политическая реакция 80-90-х гг. XIX в., эпоха контрреформ. 76
Внешняя политика России во второй половине XIX в. 78
Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX – начале ХХ вв. 79
Политические партии России в начале ХХ в. 82
Аграрные программы политических партий в начале ХХ в. 85
Внешняя политика России в конце XIX – начале ХХ вв. 86
Первая русская революция 1905-1907 гг. 87
Россия в 1907-1914 гг. Режим третьиюньской монархии. 90
Первая мировая война и участие в ней России. 92

Раздел 8.

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. 96

Раздел 9.

Первые мероприятия Советской власти (октябрь 1917 – июль 1918 гг.) 99
Гражданская война в России 101
Национальный вопрос в Советской России и СССР в 1920-40-е гг. 106
СССР в период НЭПа 106
Индустриализация и коллективизация в СССР 109
СССР и окружающий мир в 20-30-е гг. ХХ в. 112
Внешняя политика СССР в 1920-30 - е гг. 115

Раздел 10

СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) 117

Раздел 11

Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.). 125
СССР в годы правления Н.С. Хрущева (1953-64 гг.). 127
Развитие СССР в 1964 – 1985 гг. 131
«Перестройка» в СССР в 1985-91 гг. и ее результаты 134

Раздел 12

Современная Россия. Смена модели общественного развития 139
Становление российской государственности 142
Внешняя политика современной России 145

 

3. Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов, изучающих курс «Отечественная история» в 2-х частях (имеется в наличие в библиотеке МГАПИ).

Часть 1 .

Содержание пособия

Название раздела страницы
Тема 1. Введение в курс «Отечественная история». Закономерности и этапы исторического развития. 7
Тема 2. Возникновение и развитие Киевской Руси в контексте Европейской истории Средневековья. 15
Тема 3. Особенности, основные этапы образования Российского централизованного государства. 44
Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства. 63
Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. 98
Тема 6. Промышленный переворот. Сравнительно-историческое развитие России и Запада в XIX в. 155

 

Часть 2.

Содержание пособия

Название раздела страницы
Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века. 3
Тема 8. Революционный кризис в России 1917 года. 27
Тема 9. Советская Россия: практика выживания. 46
Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века. 72
Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития. 99
Тема 12. Современная Россия. 133

 

Образование государства у восточных славян. Основные теории происхождения Древнерусского государства.

Рассмотрение этой темы рекомендуется начать с анализа общетеоретического вопроса о причинах образования государства у любого народа.

Ключевые даты.

980-1015г.─ правление Владимира I Святого

988г. ─ принятие христианства.

 

Ключевые даты

1276-1303 гг. правление первого московского князя Даниила Александровича.

1325- 1340 г.г. - правление Ивана Даниловича Калиты

1359-1389 гг. - правление Дмитрия Ивановича Донского.

1380 г. 8 сентября –битва на Куликовом поле.

1389-1425 гг. - правление Василия 1.

1425-1462 г.г. - правление Василия II Темного

1439 г. - Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных.

1462-1505 г.г. - правление Ивана Ш.

1471 г. - битва на реке Шелонь, разгром новгородского ополчения.

1497 г. –Судебник Ивана III .

1505-1533 гг. –правление Василия III.

 

Основные этапы закрепощения

1497 г. – Судебник Ивана III. Время перехода крестьян от одного владельца к другому было ограниченно двумя неделями в году до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября) при условии уплаты компенсации за переход – «пожилого» (первоначально – 50 коп.).

1550 г. – Судебник Ивана IV – размер «пожилого» несколько увеличен.

1581 г. – начало введения «заповедных лет» (временный запрет перехода в Юрьев день).

1592 г. – предполагаемый указ о полном запрете Юрьева дня. Сам указ не сохранился, но существуют косвенные свидетельства его существования.

1597 г. – указ об «урочных летах» (5-ти летний срок сыска беглых крестьян).

1601-1602 гг. – в связи с голодом в стране были изданы указы Бориса Годунова о восстановлении в ряде районов правила Юрьева дня, если помещик не мог обеспечить своих крестьян продовольствием.

1649 г. – Соборное Уложение – отмена Юрьева дня навсегда и введение бессрочного сыска беглых крестьян, что означало окончательное введение крепостного права.

Последствия закрепощения:

· экономические: консервация феодальных порядков замедлила становление буржуазных отношений, так как отсутствовал рынок свободной рабочей силы;

· политические: способствовало усилению деспотических тенденций в управлении государством;

· психологические: формирование рабской психологии у всех слоев населения; приниженное положение личности в обществе.

При этом следует особо отметить, что установление крепостного права в России происходило в то время, когда в большинстве стран Западной Европы оно было либо отменено, либо ограничено (за исключением Австрии, Пруссии и частично Франции).

 

Ключевые даты

 1 этап(1605 – 1606гг.) — смерть Бориса Годунова, воцарение Лжедмитрия I.

Апрель 1605 г. – смерть Бориса Годунова.

Июнь 1605 – Боярская Дума переходит на сторону Лжедмитрия I, гибель сына Бориса Федора Годунова и его матери; торжественный въезд в Москву Лжедмитрия I.

Июнь 1605 – май 1606 — правление Лжедмитрия I.

17 мая 1606 — свержение Лжедмитрия I.

 

2 этап (1606 –1610гг.) характеризуется существованием в стране двух альтернативных центров власти: Василий Шуйский в Москве и Лжедмитрий II в Тушине, началом открытой интервенции иностранных держав; полной анархией в стране.

Ключевые даты

1606 – 1610 гг. — правление Василия Шуйского,

Июль 1606 – сентябрь 1607 гг. — восстание И.И. Болотникова.

Июнь 1608 г. — Лжедмитрий II захватывает Тушино, формируется второй центр власти со своей Боярской Думой, армией и патриархом.

17 июля 1610 г. — свержение Василия Шуйского, начало правления Семибоярщины, полная анархия в стране.

 

3 этап (1610 – 1613гг.) характеризуется открытой иностранной интервенцией, возникновением угрозы национальной независимости России, антинациональной политикой Семибоярщины, деятельностью первого и второго народного ополчения, выборами нового царя на Земском Соборе.

Ключевые даты

Март – июль 1611 г. — первое народное ополчение, во главе которого стояли Трубецкой

 Заруцкий, Ляпунов. Оно состояло в основном из казаков и дворян; взять Москву они не смогли.

Осень 1611 г. — организация второго народного ополчения (Минин и Пожарский).

26 октября 1612 г. — капитуляция польского гарнизона после длительной осады.

Январь 1613 г. — Земский Собор, выборы нового царя.

Избранный царем Михаил Романов был компромиссной фигурой, он устраивал всех в силу ряда причин, в том числе и по малолетству и неопытности.

Последствия Смуты:

· политические — временное ослабление центральной власти, рост влияния Земских Соборов, но в долгосрочной перспективе неизбежно было развитие страны по пути усиления деспотических черт в управлении, так как большинство населения устало от безвластия и жаждало “твердого порядка”, пусть и в ущерб их правам;

· экономические — тяжелейший кризис, разруха, потеря 1/3 национального богатства и 1/4 населения, восстановительный период длился до 50-х гг. XVII века.

· социальные — временное приостановление закрепощения, восстановление Юрьева дня.

Но все же ценой огромных потерь России удалось сохранить независимость.

 

Ключевые даты

1492 г. – открытие Америки.

Х1V - ХV1 вв. – Ренессанс – Возрождение античного наследия и светского начала в жизни   общества.

ХV1в. – Реформация.

1566-1609 гг. - революция в Нидерландах.

1640-1689 гг. – революция в Англии.

1613 – 1645гг. — правление Михаила Романова.

1645 – 1676гг. — правление Алексея Михайловича.

1649 г. – Соборное Уложение. Окончательное утверждение крепостного права.

 

2. Экономическое развитие. Новшества здесь связаны с появлением первых ростков капиталистических отношений, выразившихся в возникновении первых мануфактур — предприятий капиталистического типа.

Обязательно нужно знать признаки и особенности первых русских мануфактур.

Признаки:

а) крупное производство;

б) разделение труда по операциям;

в) применение ручного труда.

В целом же в экономике мануфактуры играли пока еще незначительную роль, они обслуживали в основном военные нужды (оружейные мануфактуры в Туле). Господствовало по-прежнему натуральное хозяйство, а в городах — мелкотоварное производство.

Второе новшество — это начало складывания единого всероссийского рынка и проведение политики протекционизма, т.е. поощрительной политики по отношению к отечественным производителям и купцам и защита их от конкуренции со стороны иностранных купцов. Это новшество связано с именем А.Л. Ордын–Нащокина, фактического руководителя правительства в 60-е годы 17 века.

Ключевые даты:

1653 г. — Торговый устав. Вместо множества торговых пошлин установлена одна в размере 5% от стоимости товара, с иностранных купцов бралось 6% и еще 2%, если товар ввозился внутрь страны.

1667 г. — Новоторговый устав, который носил еще более протекционистский характер, иностранные купцы должны были платить при въезде в страну 5-процентную пошлину, а если везли товар внутрь страны, то 10-процентную; кроме того, могли торговать только оптом и только с русскими, а не между собой.

Таким образом, в середине XVII века началось складывание единого всероссийского рынка. При этом развитие экономики тормозилось отсутствием выхода к морям, что и предопределило основные задачи во внешней политике в последующий период

 

Внешняя политика.

1653 –1654гг. — воссоединение Левобережной Украины с Россией и последовавшая за ним война с Польшей (1654 – 1667 гг.).

1686г. — “Вечный мир” с Польшей .

1689 г - Нерчинский договор с Китаем, установление границ по Амуру, почти все спорные территории отошли к Китаю.

Россия смогла решить только одну из своих внешнеполитических задач – добилась возврата захваченных Польшей территорий. Вторую задачу – добиться выхода к морям – решить не удалось.

 

 



Административные реформы

Они проводились в направлении максимальной централизации управления и усиления личной власти монарха.

Внешняя политика

Главная цель – борьба за выход к морям. Первоначальной целью Петра I была борьба вовсе не за выход к Балтийскому морю, а за выход к Чёрному морю. Попытка реализации этой цели – два Азовских похода 1695,1696гг. и «Великое посольство» 1697-1698гг.

Лишь из-за неудачи «Великого посольства» происходит переориентация всей внешней политики с Южного направления на Северное направление (борьба со Швецией за выход к Балтике).

Более 20лет (1700-1721) шла Северная война. Самым тяжелым периодом для России был первый этап войны – от разгрома под Нарвой до выхода Польши и Саксонии из Северного Союза (1700-1706 гг.)

На втором этапе (1706-1710 гг.) шведы потерпели сокрушительное поражение под Полтавой (1709 г.)

Завершающий этап войны (1711-1721) был периодом блестящих побед российского флота (мыс Гангут, остров Гренгам, высадка русских моряков в Швеции). По Ништадтскому миру, заключенному в 1721году, Россия получила выход к Балтийскому морю и превратилась в мощную военную державу европейского масштаба.

 

Общий итог петровских реформ: Россия превратилась в централизованную абсолютную монархию с неограниченной властью царя, который в 1721г. принял титул императора.

 Был совершен индустриальный скачок на феодально-крепостнической основе. Реформы были проведены путем усиления налогового и крепостнического гнета, что привело к многочисленным народным восстаниям (самые крупные: 1705г. – восстание стрельцов и посадских людей в Астрахани; 1707-1708гг. – восстание казаков под руководством Кондратия Булавина на Дону; 1705 – 1711 гг. – восстание в Башкирии).

В целом петровские реформы предопределили дальнейший путь развития страны в направлении еще большего усиления деспотических черт в управлении. Северная война изменила геополитического положения России.

5.2. Россия во 2-ой четверти – середине XVIII века. Дворцовые перевороты.

 

История России этого периода получила название эпохи дворцовых переворотов. Дворцовый переворот - это вооруженный захват власти придворными дворянскими группировками путем смены монарха на более выгодного, через которого легче проводить свои интересы.

Обязательный атрибут решения вопросов престолонаследия - участие гвардии.

При дворцовых переворотах нет резкого изменения политического курса. Это просто персональная смена правящей группировки у власти.

Внешняя политика.

Главная задача – борьба за выход к Черному морю (1-ое направление внешней политики),

 

Ключевые даты:

1768-74гг. – первая русско-турецкая война.

Июнь 1770г. – Чесменское морское сражение (главнокомандующий – гр. А. Орлов).

Июль 1770г. - победы Румянцева на р. Ларге и р.Кагуле, взятие Суворовым крепости Очаков, вторжение в Дунайские княжества.

1774г. – Кючук – Кайнарджийский мир (Керчь, Еникале, Кинбурн отошли России, получен выход к Черному морю).

1783г. – присоединение Крыма.

1787-1791гг. – вторая русско-турецкая война.

1789г. – победа Суворова при Фокшанах и на реке Рымник.

1790г. – взятие Измаила.

1791г. (июль) – разгром турецкого флота у мыса Калиакрия ( адмирал Ушаков).

1791г. (дек.) – Ясский мирный договор, по которому Россия получила Крым, территорию между Бугом и Днестром, протекторат над Восточной Грузией).

1788 - 1791гг. – русско-шведская война, которая шла одновременно с русско-турецкой, по инициативе Швеции и Англии Целью ее было отвлечь внимание России от Турции, но Россия смогла вести войну на два фронта. Общий итог: решена проблема выхода в Черное море, резко увеличился престиж России.

 

Второе направление внешней политики – участие в разделе Польши (Речи Посполитой).

 

Ключевые даты:

1772г. - первый раздел (России отошла Восточная Белоруссия).

1793г. – второй раздел (Правобережная Украина и Центральная Белоруссия).

1795г. – третий раздел в связи с национально-освободительным движением Т. Костюшко.

К России отошли Западная Белоруссия, Литва и Курляндия. Прекращение существования Польши как самостоятельного государства.

 

Третье направление – взаимоотношения с революционной Францией.

Первоначально Россия нейтрально относилась к событиям во Франции. Екатерина II поначалу даже злорадствовала, считая события во Франции возмездием Людовику XVI за нежелание проводить назревшие реформы. По мере радикализации развития событий позиция России изменилась до полной враждебности, особенно после казни французского короля.

1795г. – Россия вступает в первую антифранцузскую коалицию, но войска не задействует.

 

Социально - экономическое развитие России во второй половине XVIII в первой половине XIX века. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство и промышленность. Начало промышленного переворота.

 

Отвечая на этот вопрос, особое внимание следует уделить двум параллельно протекавшим процессам: начавшемуся разложению феодально-крепостнического хозяйства и началу промышленного переворота.

1. Начало разложения феодально-крепостнической системы проявилось, прежде всего, во все большем втягивании помещичьего хозяйства в товарно-денежные отношения.

2.Промышленный переворот стал рубежом между многовековым периодом существования аграрных обществ, основанных на ручном труде, и началом индустриальной истории человечества. Первой на путь промышленного переворота встала Англия во второй половине ХУШ в. Особенности промышленного переворота в России состояли в «запаздывающем» характере его развития, огромной роли государства, влиянии на его ход железнодорожного строительства. Промышленный переворот в России затянулся более чем на 50 лет. Сдерживали его крепостнические отношения, отсутствие свободной рабочей силы и достаточных капиталов у отечественных купцов и ремесленников.

При этом следует отметить, что, несмотря на начавшееся разложение феодально-крепостнической системы, она еще была достаточно жизнеспособной, натуральное хозяйство по-прежнему преобладало.

 

Движение декабристов

 

Отмена крепостного права.

Особое внимание следует уделить подготовке реформы; показать, как изменялась позиция Александра II в вопросе об освобождении крестьян.

По данным секретного отчета III отделения большинство дворян по-прежнему выступало против освобождения крестьян, бесплатный труд был для них выгоден. Правительство пошло, по сути, на прямое насилие над своей социальной опорой ради общегосударственных долгосрочных интересов. Этим объясняется и разработка реформы на первом этапе (1856-1857гг.) в обстановке строжайшей секретности.

1857-1858гг. – второй этап подготовки, разработка условий освобождения на местах (преобладал принцип личного освобождения без земли).

19 февраля 1861г. – Манифест об отмене крепостного права и ряд положений, разъясняющих условия освобождения:

· крестьяне получили гражданские права и личную свободу;

· получили надел земли;

· принцип постепенности освобождения: за первые два года – составление уставных грамот путем соглашения с помещиком; если оно не достигнуто, то освобождение осуществляется по закону.

Первый этап – крестьяне объявлялись временно-обязанными. Они продолжали нести оброк и другие повинности, пока не накопят 20-25% выкупной суммы.

 Второй этап – выкупная операция. 20-25% суммы крестьянин платил сразу, остальные – получал в виде ссуды у государства, затем выплачивал ссуду в течение 49 лет с процентами.

В целом реформа была прогрессивной, но проводилась в интересах помещиков, сохранила много феодальных пережитков (помещичьи земли, отрезки, отработки и т.д..) Она носила половинчатый характер и привела к усилению малоземелья крестьян, что обострило социальные противоречия в деревне.

 

Финансовая реформа.

1860 – учрежден Государственный банк, который заменил заемный и коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения.

С 1 января 1863 откупа заменялись акцизной системой.

1861 – увеличена подушная подать.

1862 – попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Реформа начального и среднего образования – 1861г.

1862г.- утвержден устав женских гимназий.

1863г. – утвержден университетский устав. Предоставлял университетам широкую автономию. Действие устава распространялось на 6 университетов.

1864г. – утвержден новый устав гимназий. Он вводил принцип федерального равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Гимназии разделялись на классические и реальные.

Реформа цензуры. 1865г. – утверждены «Временные правила» о цензуре (отменялась предварительная цензура).

 

Подводя общий итог, следует отметить, что в 60-70е гг. XIX в. в результате реформ Россия окончательно вступила на путь буржуазного развития, но оставались многочисленные феодальные пережитки, которые тормозили это развитие (огромный фонд помещичьих земель при малоземелье крестьян; абсолютная монархия в политической сфере).

 

Россия в 1907-1914 гг.

Образование СССР.

 

Основные планы объединения:

Нарком по делам национальностей И.В. Сталин предложил план автономизации. Его суть состояла в следующем: советские республики Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация в составе Армении, Грузии и Азербайджана должны были войти в состав РСФСР на правах автономий. План Сталина был раскритикован Лениным как антидемократический, как возврат к имперскому прошлому.

Ленин предложил план создания федерации. Советские республики создавали федерацию на принципах равноправия и сохранения суверенных прав, вплоть до права выхода. Этот проект и был реализован.

27 декабря 1922 г. – подписание Союзного договора (РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР) об образовании СССР. В ведение Союза переходили вопросы обороны, внешней политики, государственной безопасности, охраны границ, внешней торговли, транспорта, бюджета, связи и денежного обращения. При этом декларировалось право свободного выхода из СССР.

30 декабря 1922 г. – I Всесоюзный съезд Советов ратифицировал Союзный договор.

Январь 1924 г. – принята Конституция СССР.

 

Причины второй мировой и Великой Отечественной войн. Основные этапы Великой Отечественной войны. Причины поражений Советской армии в 1941-42. Победа над Германией и ее цена. Советский тыл в годы войны. Внешняя политика СССР в годы войны.

 

Рассматривая эту тему необходимо иметь в виду, что Великая Отечественная война является частью II мировой войны и их нельзя изучать изолированно друг от друга..

 

Причины второй мировой (1 сентября 1939 г – 2 сентября 1945 г.) и Великой Отечественной (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.) войн:

· противоречия Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования;

· агрессивная политика гитлеровской Германии и ее союзников;

· стремление Германии к мировому господству;

· проводимая Англией и Францией политика «умиротворения агрессора», не позволившая вовремя остановить Гитлера.

· взаимное недоверие англо-франко-американского блока и СССР, вызванное двойственной советской внешней политикой и преувеличением «социалистической» опасности.

23 августа 1939 года ─ подписание в Москве между Германией и СССР пакта о ненападении сроком на 10 лет. Подписание этого документа стало последней из безнадежных попыток СССР если не избежать войны, то хотя бы отсрочить ее на какое-то время.

1 сентября 1939 года – начало II мировой войны. До весны 1940г. - шла «странная война» на Западном фронте. С весны 1940 г. – активные военные действия, фашистская экспансия.

28 сентября 1939г.– договор о дружбе и границе с Германией.

Сентябрь-октябрь 1939 г. – присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии как реализация секретных протоколов к пакту о ненападении между ССС и Германией.

Ноябрь 1939 г. – март 1940 г. – «зимняя» война с Финляндией фактически за ее присоединение к СССР. Итогом стал частичный успех СССР в этой войне, границы были отодвинуты за «линию Маннергейма», но победа стоила больших жертв, война показала низкую боеготовность Красной Армии.

Одновременно в 1938-39 гг. происходит конфликт с Японией на Дальнем Востоке.

Июль- август 1940 – вхождение Буковины, Бессарабии, Латвии, Литвы, Эстонии в СССР

 

Первый этап Великой Отечественной войны: 22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г. – характеризуется тяжелыми оборонительными боями Красной армии летом-осенью 1941 г., победой советских войск в Московской битве; новыми поражениями весной-летом 1942 г. из-за неправильно выбранной тактики и продвижением немецких войск до Сталинграда и Северного Кавказа, где они были остановлены. В целом этот этап можно охарактеризовать как крайне неудачный для СССР.

Ключевые даты

22 июня 1941 г. – нападение гитлеровской Германии на СССР без объявления войны.

Июль-август 1941 г. – поражение советских войск, потеря 60% кадровой армии, окружения под Белостоком, Минском, Киевом (погибло и попало в плен 4 тыс. человек), продвижение германской армии на 500-700 км.

Сентябрь 1941 г. – окружение советских войск под Вязьмой, начало блокады Ленинграда.

 

Причины поражений следующие:

· Неверная оценка начального этапа войны, просчеты в определении направления главного удара. Политическое руководство СССР упорно игнорировало информацию о подготовке германской агрессии. Из-за опасений дать повод Берлину к разрыву пакта о ненападении Красная Армия не была в нужный момент приведена в боевую готовность. Несоответствие военной доктрины современной международной обстановке: согласно Полевому уставу 1939 г. СССР в случае нападения на него должен вести наступательные боевые действия на чужой территории малой кровью и превратит их в войну гражданскую мирового пролетариата с мировой буржуазией.

· Гораздо больший боевой опыт немецкой армии, прекрасно налаженное взаимодействие между родами войск, чего не было в Красной Армии.

· Низкий уровень боевой подготовки Красной Армии.

· Качество техники уступало вермахту, новые образцы оружия к июню 1941 г. были выпущены в СССР в небольших сериях.

· Массовые репрессии против командного состава армии.

· Военно-экономический потенциал Германии, использовавший ресурсы почти всей западной Европы, значительно превышал военно-экономический потенциал СССР.

 

Руководство СССР относительно быстро оправилось от шока и сумело быстро мобилизовать все силы и средства на борьбу с агрессором. Для реализации этой задачи потребовалось:

- создать особые структуры для руководства армией и тылом;

30 июня 1941 г. был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО), который сосредоточив всю полноту власти в своих руках (в ней отсутствовало разделение на партийные, государственные и военные орга­ны), быстро и жестко решал любые вопросы управ­ления. Председателем ГКО был И.В. Сталин. В состав ГКО входили Молотов (заместитель председателя), К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.А. Булганин, Н.А. Вознесенский, Л.М. Каганович и А.И. Ми­коян.

ГКО обладал неограничен­ными полномочиями, его постановления имели силу законов военного времени (все организации - партийные, со­ветские, хозяйственные, общественные - обязаны были неукосни­тельно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО). Через нар­коматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство вооруженной борь­бой с захватчиками.

- перевести экономику на военные рельсы (военная промышленность уже в первой половине 1942 г. не только восстановила потерянные мощности, но и значительно перекрыла их); особое значение приобрело массовое перебазирование из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества ценностей, оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны и обеспечение в кратчайшие сроки на новом месте выпуска продукции, остро необходимой фронту;

- восстановить порядок и дисциплину в армии;

- организовать ожесточенное сопротивление на оккупированных территориях;

- обеспечить морально-политическое единство советского народа.

 

Битва за Москву ─ 30 сентября 1941 г.-20 апреля 1942 г.

 1.Оборонительный этап: 30 сентября-4 декабря 1941 (максимальное продвижение: 25 км. от Москвы).

2. Наступательный этап: с 5 декабря (во многом помогли вовремя переброшенные с Дальнего Востока и из Казахстана новые резервные дивизии, а также патриотизм, самоотверженность сражающегося за свободу народа); немецкие войска отброшены на 200-250 км.

Значение победы советских войск под Москвой: срыв блицкрига (плана молниеносной войны), первое крупное поражение немецкой армии с начала II мировой войны.

 

Май-июнь 1942 г. – провал наступлений под Ленинградом, Харьковом и в Крыму; мощное контрнаступление немецких войск в Донбассе и на Украине, прорыв к Волге и на Северный Кавказ (июль-август, около. 1,5 млн. русских пленных).

 

Второй этап Великой Отечественной войны продолжался с ноября 1942 года по ноябрь 1943 года

Сентябрь 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва, делится на 2 этапа:

· Оборонительный – до 19 ноября 1942 г. 6-я армия Паулюса заняла почти весь город, но форсировать Волгу не смогла.

· Наступательный этап: 19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – успешное контрнаступление советских войск (операция «Уран», командующие Жуков, Еременко), окружение 6-ой армии Паулюса. За весь период гигантской битвы под Сталинградом армии фашистского блока потеряли до 1,5 миллиона человек, четвертую часть всех сил, действовавших тогда на Восточном фронте.

Трудно переоценить значение этой победы. Это было начало коренного перелома в Великой Отечественной войне и в ходе всей второй мировой войны, впервые крупное соединение немецких войск попало в плен.

5 июля-23 августа 1943 г. – Курская битва ─ окончательный провал наступательной стратегии вермахта.

Гитлеровское командование летом 1943 г., намериваясь взять реванш за поражение под Сталинградом, выбрало главным направлением наступления Курский выступ фронта, получивший название Курская дуга. В стратегической наступательной операции (получившую название «Цитадель») германское командование планировало разгромить войска Центрального и Воронежского фронтов, оборонявших Курскую дугу, и развить наступление на Москву. Для осуществления операции вермахт выставил 50 дивизий, из них 20 танковых и моторизованных численностью свыше 900 тыс. человек.

Советское командование, получив из Британии сведения о готовившейся «Цитадели», решило перейти к преднамеренной обороне с целью разгрома танковых группировок противника и перехода в контрнаступление. Ставка сосредоточила на Курской дуге мощную группировку войск, превосходившую по численности силы противника. В проведении контрнаступления участвовали войска Центрального фронта (командующий генерал К.К. Рокоссовский), Воронежского (командующий генерал Н.Ф. Ватутин), Степного (генерал И.С. Конев) фронтов.

5 июля 1943 года в 5.30 утра началось сражение, оказавшееся решающим для судьбы войны и страны.

Кульминация битвы пришлась на седьмой день немецкого наступления и отчаянной обороны советских войск на южном фланге курского выступа. 12 июля 1943 г. развернулось небывалое в истории войн встречное танковое сражение у деревни Прохоровка. С обеих сторон в нём одновременно участвовало около 1200 танков и самоходных орудий. Танковое побоище продолжалось целый день. Обе стороны несли большие потери, но поле боя осталось за советскими войсками. Враг отступил, план операции «Цитадель» провалился. В ходе Курской битвы (5 июля – 23 августа) были освобождены Орёл, Белгород, Харьков.

Коренной перелом в войне, начатый под Сталинградом, был завершен битвой за Днепр. 6 ноября 1943 г. была освобождена столица Украины.

 

Ключевые даты:

Февраль-март 1943 г. – вытеснение немецких войск с Северного Кавказа, освобождение Краснодара и Ростова-на-Дону, восточной части Донбасса частичный прорыв блокады Ленинграда.

Март-апрель 1943 г. – контрнаступление германских войск, вторичный захват Харькова

Итог: полный переход стратегической инициативы к СССР, освобождение части оккупированной территории.

 

Третий этап Великой Отечественной войны: январь 1944 г. – 9 мая 1945 г. – заключительный этап, характеризующийся наступательными операциями советских войск, освобождением оккупированных территорий СССР и Европы; полным разгромом и капитуляцией Германии.


Ключевые даты:

Январь 1944 г. – прорыв и снятие блокады Ленинграда.

Май 1944 г. – освобождение Севастополя и всего Крыма.

6 июня 1944 г. – открытие второго фронта в Нормандии (операция «Оверлорд»).

23 июня 1944 г. началась одна из крупнейших в войне наступательных операций «Багратион». Ее осуществляли 1-й Белорусский (маршал К.К. Рокоссовский), 2-й Белорусский (генерал армии Г.Ф. Захаров), 3-й Белорусский (генерал армии И.Д. Черняховский), 1-й Прибалтийский (генерал армии И.Х. Баграмян) фронты. Результатом операции стало освобождение Белоруссии, Литвы и части Латвии. 17 августа войска вышли на западную границу Белоруссии.

Июль-август 1944 г. ─ освобождение Западной Украины и Молдавии.

Сентябрь-октябрь 1944 г. ─ освобождение Красной Армией Болгарии и Румынии.

Январь-февраль 1945 г. – Висло-Одерская операция, освобождение Польши, выход к границам Германии.


Берлинская операция

Заключительным сражением в Великой Отечественной войне стала начавшаяся 16 апреля битва за Берлин. В Берлинской операции участвовали войска 2-го Белорусского (командующий маршал К. К. Рокоссовский), 1 -го Белорусского (маршал Г. К. Жуков) и 1-го Украинского (маршал И. С. Конев) фронтов, часть сил Балтийского флота (адмирал В. Ф. Трибуц). Наступающие войска насчитывали 2,5 млн бойцов, 41,6 тыс. орудий и минометов, 6250 танков и САУ, 7,5 тыс. самолетов.

21 апреля танкисты 3-й гвардейской танковой армии, ведомой лучшим танковым генералом Советской Армии П. С. Рыбалко, первыми ворвались на северо-восточные окраины Берлина. 25 апреля войска 1-го Белорусского фронта перерезали все пути, ведущие к нему с запада, и соединились северо-западнее Потсдама с войсками 1-го Украинского фронта, окружавшими Берлин с юга. В 13 часов 20 минут того же дня войска 1-го Украинского фронта (5-я гвардейская танковая армия генерала А. С. Жадова) встретились в центре Германии в районе города Торгау на Эльбе с 1-й американской армией под командованием генерала К. Ходжеса, разрезав немецкие войска надвое.

Окруженным в Берлине гитлеровским войскам отступать было некуда, они ожесточенно оборонялись, надеясь на деблокирование столицы 12-й армией генерала В. Венка, снятой с Западного фронта. Надежды оказались тщетными. На девятый день штурма Берлина, в 21 час 50 минут 30 апреля сержант М. А. Егоров и младший сержант М. В. Кантария водрузили Знамя Победы на рейхстаге. За шесть часов до этого покончили жизнь самоубийством А. Гитлер и его жена Ева Браун. Днем позже их примеру последовал Й. Геббельс со своим семейством.

В 6 часов 30 минут 2 мая начальник обороны Берлина генерал артиллерии Г. Вейдлинг сдался в плен и отдал приказ остаткам войск берлинского гарнизона о прекращении сопротивления. Столица Германии капитулировала. В середине дня сопротивление гитлеровцев в городе прекратилось. Тогда же совместными действиями войск 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов ликвидированы окруженные группировки немецких войск юго-восточнее Берлина. В этот день Москва салютовала доблестным победителям дважды: в 21 час залпами из 222, а в 23 часа — из 324 орудий. В военной истории Берлина ставилась точка. Начиналось официальное оформление итогов войны.

8 мая 1945 г. – капитуляция всей Германии.

9 мая 1945 г. – освобождение Праги и ликвидация последней крупной немецкой группировки, окончание Великой Отечественной войны.

9 августа-2 сентября 1945 г. – война СССР с Японией (по решению Ялтинской конференции), полный разгром и капитуляция Японии (2 сентября); окончание II Мировой войны.

Ноября 1945 – октябрь 1946 – Международный военный трибунал в Нюренберге над главными военными преступниками Германии.

 

Советский тыл в годы войны.

Советский тыл в годы войны сыграл огромную роль в материальном обеспечении победы над Германией.

1.Организация внутреннего тыла.

Главные задачи – эвакуация предприятий и населения из прифронтовой полосы и перевод экономики на военные рельсы.

24 июня 1941 г. – создан Совет по эвакуации. К концу 1941 г. эвакуировано за Урал около. 1500 предприятий и около. 10 млн. человек. К концу 1942 г. СССР догнал Германию по производству вооружений, а в 1943 г. – превзошел ее.

2.Организация внешнего тыла (то есть в тылу врага на оккупированных территориях).

1941-42 гг. – организация партизанских отрядов и отрядов подпольщиков в городах.

Май 1942 г. – с целью координации их действий создан Центральный штаб партизанского движения.

Партизанские отряды и подпольщики сковывали до 10% немецких войск; самые крупные диверсионные операции – «Концерт» и «Рельсовая война» в 1943 г.

 

Внешняя политика СССР в годы войны характеризуется двумя основными задачами: поиск союзников и создание антигитлеровской коалиции; не допустить войну на два фронта – с Японией на Дальнем Востоке.

Январь 1942 г. – Вашингтонская декларация Объединенных наций (26 государств) о создании антигитлеровской коалиции.

Май-июнь 1942 г. – договоры СССР с Англией и США о военном союзе; начало переговоров об открытии второго фронта

 

Развитие СССР в 1964-1985г.г.

 

Тематика рефератов

 

Наиболее сложным, приближающимся к научному исследованию видом самостоятельной работы студента, является написание реферата (научного доклада).

Требования к оформлению реферата (научного доклада):

1 самостоятельное и аргументированное изложение содержания материала по избранной теме;

2 обязательные ссылки в тексте на приведенные цитаты, факты, цифры, взятые из изученной литературы;

3 наличие плана реферата;

4 библиографический список использованной литературы;

5 объем не менее 15-20 машинописных листов.

Темы рефератов.

1. Средневековый город Киевской Руси и Западной Европы.

2. Феодальные отношения в Западной Европе. Особенности феодализма в России.

3. Складывание территорий Московской Руси в XIV - XV вв.

4. Сословно-представительные учреждения России в XVI - XVII вв.

5. Династический кризис и его разрешение в «Смутное время» начала XVII в.

6. Эволюция сословного строя в России в XVI - XIX вв.

7. Административно-территориальное деление России в XVI - XIX вв.

8. Крестьянские войны в России в XVII - XVIII вв.

9. Российские полководцы России XVIII - XIX вв.

10. Петр I и царевич Алексей - поиск альтернатив развития России.

11. Российские просветители XVIII века и их идеи общественного развития.

12. Отечественная война 1812 г. Русское общество начала XIX в.

13. Рождение и развитие русских промыслов.

14. Главные ярмарки России XVIII -XIX вв.

15. Русский город в системе капиталистических отношений XVIII - XIX вв.

16. Исторические корни и условия формирования третьего сословия в России.

17. Эпоха дворцовых переворотов в России.

18. Абсолютизм в Западной Европе и в России.

19. Просвещенный абсолютизм в России как форма временного компромисса

государства и общества.

20. Государственный контроль и государственное регулирование общественной жизни в России XVIII -XIX вв.

21. Разночинная и демократическая интеллигенция в общественно-политической жизни России XIX века.

22. Революции «сверху» в России. Причины их несостоятельности.

23. Складывание территории России в XVI - XIX вв.

24. Кавказская война и присоединение Кавказа к России.

25..Консерватизм, либерализм, социализм: предлагаемые модели развития в XIXв.

26.Купеческие династии в России XIX - начала ХХ вв.

27.Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества.

28.Реформаторы России XIX века: проекты, планы, их реализация.

29.Промышленный переворот и становление индустриальной цивилизации.

30.Титулы, звания, чины и должности в Российской империи.

31.Буржуазные реформы и контрреформы второй половины XIX в.

32.Проекты нереализованных реформ в России, их авторы и их судьбы.

33.Военно-политические союзы России XIX – начала ХХ вв.

34.Проблема альтернативности в истории. (На примере отечественной истории ХХ в).

35.Была ли альтернатива Октябрьской революции?

36.Политические партии в России в начале и в конце ХХ века.

37.Историческая реальность 20-30-х гг. ХХ в. с позиций современной исторической науки и публицистики.

38.Культурная революция в СССР и подготовка инженерных кадров.

39Исторические портреты выдающихся ученых 20-30 гг. ХХ в. (по выбору студентов)

40.Политическая система в СССР в 30-е годы.

41.Союзники и противники в двух мировых войнах.

42.Правда и вымысел о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

43.Великая Отечественная война: триумф и трагедия.

44.Послевоенное устройство мира: холодная война или равновесие сил?

45.Изменение политического строя России и либеральная концепция российских реформ (90-е гг. ХХ в.).

46.НТР: СССР и Запад.

47.Российская инженерно-техническая интеллигенция: прошлое и настоящее.

48.Наука, культура, образование в рыночных условиях.

49.Выдающиеся ученые и мыслители XX в. (по выбору студентов)

50.Современная Россия в системе мировой экономики и международных связей.

51.История высшей технической школы в России.

52.История развития электроники и электронной промышленности в СССР и России.

Методические рекомендации по подготовке контрольных работ

 

Методические рекомендации по написанию контрольных работ по темам 1- 8 содержатся в конце каждого раздела учебно-методического пособия по организации самостоятельной работы студентов, изучающих курс р «Отечественная история». Ч.1 (М., МГАПИ, 2002). Рекомендации для написания контрольных работ 9-16 даются ниже. Студент должен написать 2 контрольных работы согласно предложенному плану. Одна из контрольных работ должна быть написана по темам с 1 по 8-ю, вторая – по темам с 9 по 16-ю..Хронологически материал распределяется следующим образом: в работах с 1-ой по 8-ю требуется знание истории России с древнейших времен до середины Х1Х века. Работы с 9-ой по 16-ю затрагивают проблемы российской истории с середины Х1Х века до начала ХХ1 века.

Требования к контрольным работам:

1 работа должна раскрывать содержание темы,

2 в ней должны быть изложены взгляды современных историков на данную проблему,

3 поэтому необходимо изучить литературу более поздних годов издания;

4 должен быть обязательно план или оглавление, дающие представление о тех вопросах, которые освещаются в данной работе,

5 необходимо указать список тех исторических материалов, которые изучались при написании работы.

 

Тематика контрольных работ.

1.Образование древнерусского государства.

2. Значение принятия христианства на Руси.

3. Влияние монголо-татарского ига на историческую судьбу России.

4. Особенности становления Российского централизованного государства.

5. Основные этапы закрепощения крестьянства в России.

6. Российская имперская модель государственности: от Петра I к Екатерине II.

7. Особенности исторического пути России.

8.Общественно-политические движения России в Х1Х веке.

9.Экономика и социальный строй пореформенной России.

10.Внешняя политика России во второй половине Х1Х века.

11.Россия на рубеже Х1Х-ХХ веков

12.Первая русская революция. Зарождение российского парламентаризма.

13.Особенности российского реформаторства.

14.Феномен большевизма.

15.Создание системы тоталитаризма в СССР.

16.Цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.

 

Примечание: преподаватель может предложить свою дополнительную тематику контрольных работ. Студент может выбрать любую из предложенных тем.

 

Ниже дается примерный образец разработки одной из тем контрольной работы.            

ФЕНОМЕН БОЛЬШЕВИЗМА

 

Завершив изучение темы, посвященной революционному кризису в России, Вы можете написать контрольную работу “Феномен большевизма". В ходе ее подготовки используйте соответствующий раздел учебно-методического пособия для самостоятельной работы студентов и указанную в списке обязательную и дополнительную литературу. Ознакомьтесь с примерным планом контрольной работы, который Вы можете по своему усмотрению изменить, несколько сократить или дополнить.

Примерный план

1. Образование РСДРП и возникновение большевизма как идейно-политического течения.

2. Идейные и организационные истоки большевизма.

а) Идейные истоки: теория марксизма (кратко изложите основные положения “Манифеста Коммунистической партии" - К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., изд.2. Т.4. С .419-459).

взгляды теоретиков народничества (Лавров, Ткачев, Бакунин, Нечаев).

б) Истоки организационных принципов большевизма - народнические организации: две организации "Земля и воля", "Народная воля", "Народная расправа".

3. Явления российской действительности, повлиявшие на формирование политической доктрины большевизма.

а) Малочисленность российского пролетариата, относительно низкий уровень жизни, связь с деревней.

б) Популярность принципов общинной демократии в крестьянской среде и  среди рабочих и солдат.

в) Своеобразие российского государства, определявшего все основные параметры общества и перспективы развития страны.

4. Политическая доктрина большевизма.

а) Тезис о возможности победы социалистической революции в одной стране.

б) Положение о необходимости установления диктатуры пролетариата в крестьянской стране как высшей форме демократии.

в) Тезис о поражении собственного правительства в войне, как условие, облегчающее взятие власти.

г) Национализация земли, фабрик, заводов.

д) Республика Советов как высший тип демократической республики.

5. Организационные принципы большевизма

а) Создание закрытой, строго законспирированной организации профессиональных революционеров.

б) Железная дисциплина: абсолютная обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.

в) Наличие сильного и авторитетного центра, способного управлять организацией по своему усмотрению.

г) Обеспечение возможности для обсуждения и критики, но только до принятия решения.

6.Причины, позволившие большевикам взять и удержать власть.

а) Политический талант лидеров.

б) Особенности организационного строения партии.

в) Умело поставленная агитация и пропаганда

с) Кризис либерализма на Западе.

д) Слабость политических противников.

е) Ситуация общенационального кризиса и поражения на фронте.

8. Основные результаты реализации политической и организационной модели большевизма.

Общий вывод.

Этот вывод должен содержать изложение сущности большевизма как вы ее понимаете и оценку роли большевизма в истории.

Примерные тестовые задания

 

1.Где возникли первые государства в мировой истории:

а) на Востоке;

б) на Аппеннинском полуострове;

в) в Австралии.

2.Кого принято считать «отцом истории:

а) Полибия;

б) Тацита;

в) Геродота.

3.Самая древняя из дошедших до нас летописей называлась:

а) «Задонщина»;

б) «Слово о полку Игореве»;

в) «Повесть временных лет».

4.На землях какого союза племен восточных славян возник Киев:

а) северян;

б) полян;

в) кривичей.

5.Когда в Новгород был приглашен Рюрик:

а) в 862 г.;

б) в 882 г.;

в) в 900 г.

6.Какой титул носил правитель Киевской Руси:

а) великий князь;  

б) государь;

в) император.

7.При каком князе был установлен точный размер полюдья, срок и место его сдачи:

а) при Олеге;

б) при Игоре;

в) при Ольге.

8.Назовите первый письменный свод законов Киевской Руси:

а) «Повесть временных лет»;

б) «Русская правда»;

в) «Слово о полку Игореве».

9.Какая форма правления была в Новгороде:

а) сословно-представительная монархия;

б) абсолютная монархия;

в) боярская республика.

10.Когда произошла битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголами:

а) в 1210 г.;

б) в 1223 г.;

в) в 1237 г.

11.Как назывались наместники золотоордынского хана на Руси для сбора дани:

а) визири;

б) темники;

в) баскаки.

12.Какой русский город монголы назвали «злым городом»:

а) Владимир;

б) Москва;

в) Козельск.

13.В конце XIII в. для того, чтобы стать великим князем на Руси, необходимо было получить:

а) благословение Константинопольского патриарха;

б) согласие магистра Ливонского ордена;

в) ярлык на великое княжение от Орды.

14.В чем заключалась специфика социально-экономического развития Руси в IX - XI вв. по сравнению с Западной Европой:

а) в утверждении крепостного права;

б) в наличии натуральных хозяйств;

в) в преобладании среди населения свободных общинников.

15.Характерная черта феодализма:

а) условный характер собственности на землю;

б) вольнонаемный труд;

в) частнособственнические отношения.

16.Как назывались в Древней Руси земельные владения, принадлежавшие владельцу на правах наследственной собственности?:

а) вотчины;

б) поместья;

в) волости.

17.Под руководством какого русского князя произошел разгром Мамаева войска 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле:

а) Александра Невского;

б) Ивана Калиты;

в) Дмитрия Главовича.

18.Основное отличие в процессе создания единого централизованного государства по сравнению с аналогичными процессами в Западной Европе?:

а) внешнеполитический фактор;

б) активизация торговли;

в) Европейское Возрождение.

19.Избранная рада – это:

а) собрание запорожских казаков;

б) совет ближайших соратников Ивана Грозного;

в) совещательный орган при украинском гетмане.

20.Опричнина – это:

а) движение социальных низов в годы Смуты;

б) особый государственный удел, где было особое управление и войско, ставшее карательной организацией;

в) система землевладения, при которой владения феодалов не могли передаваться по наследству.

21.Главным итогом внешней политики Ивана IV было:

а) освоение Дальнего Востока;

б) присоединение Средней Азии;

в) завоевание Поволжья и Западной Сибири.

22.Кто из Московских царей был последним представителем династии Рюриковичей:

а) Иван Грозный;

б) Федор Иванович;

в) Борис Годунов.

23.Какой важнейший вопрос решал последний Земский Собор (1653 г.)?:

а) об избрании новой династии Романовых;

б) о заключении Деулинского перемирия;

в) о вхождении Украины в Россию.

24.Кто возглавил II Ополчение, освободившее в 1612 г. Москву от поляков:

а) Ляпунов, Зарудский, Трубецкой;

б) Минин и Пожарский;

в) Скопин-Шуйский и Делагарди.

25.Кто первым из династии Романовых был избран на царство Земским собором и когда?:

а) Федор Александрович, в 1676 г.;

б) Михаил Федорович Романов, в 1613 г;

в) Алексей Михайлович Романов, в 1645 г.

26.Итог реформаторской деятельности Петра I состоит в оформлении:

а) абсолютизма;

б) сословно-представительной монархии;

в) принципа разделения законодательной и исполнительной власти.

27. В первой четверти XVIII в. русская армия стала укомплектовываться рядовым составом на основе:

а) всеобщей воинской обязанности;

б) свободного найма;

в) рекрутской повинности.

28.Что означала ликвидация патриаршества при Петре I и введение Синода:

а) окончательную победу светской власти над церковью;

б) усиление роли местных священников;

в) укрепление роли монастырей.

29.В годы правления какого российского самодержца промышленность стала базироваться на крепостном труде?

а) Алексея Михайловича;

б) Петра I;    

в) Петра III.

30. Как назывался и когда был принят указ Петра I , уравнявший поместья в правах с вотчиной?

а) «Табель о рангах» в 1722 г.;

б) «Указ о единонаследии» в 1714 г.;

в) «Духовный регламент» в 1721 г.

31.Как передавалась власть монарха по указу Петра I о престолонаследии:

а) от отца к старшему сыну;

б) от мужа к жене;

в) согласно воле монарха.

32.Когда был основан Петербург:

а) в 1703 г.;

б) в 1705 г.;

в) в 1707 г.

33. Какие воинские подразделения были решающей силой в ходе дворцовых переворотов XVIII ?

а) стрелецкие полки;

б) гвардия;

в) артиллерийские полки.

34. Правление монархов, имевших неограниченную власть и проводивших политику, направленную на изменение наиболее устаревших порядков, называется:

а) самодержавием;

б) просвещенным абсолютизмом;

в) конституционной монархией.

35.Деятельность Уложенной комиссии при Екатерины II завершилась безрезультатно, так как:

а) депутаты резко критиковали «Наказ» императрицы, выдвигали более радикальные меры;

б) интересы сословий, представленных членами комиссии, противоречили друг другу;

в) в работе комиссии не участвовали представители купечества.

36. С какой восточной страной пришлось воевать России в XVIII в. для расширения своей территории?

а) с Османской Империей;

б) с Японией;

в) с Китаем.

37.В каком документе Екатерины II предусматривалось значительное расширение прав и привилегий дворянства:

а) в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.;

б) в учреждении для управления губерний Всероссийской империи в 1775 г.;

в) в «Наказе» Уложенной комиссии.

38.Что препятствовало складыванию третьего сословия и облегчению положения крестьян в царствование Екатерины II :

а) негативное отношение всего российского общества даже к умеренным реформам;   

б) волнения крестьян;

в) слабое развитие купечества.

39.Главной целью внешней политики Екатерины II в конце XVIII в. стала:

а) борьба с французской революционной «заразой» на континенте;

б) подготовка к войне с Японией;

в) нормализация отношений с Китаем.

40.Россия вступила в XIX век:

а) республикой с рыночной экономикой;

б) конституционной монархией со смешанной экономикой;

в) монархией с господством феодально-крепостнических отношений при наличии мелкотоварного производства.

41.Какая организация в период правления Александра I получила название Негласный комитет:

а) комиссия по подготовке реформ;

б) тайная полиция империи;

в) узкий кружок близких друзей императора.

42.Указ о «вольных хлебопашцах» Александра I (1803 г.):

а) разрешал крестьянам распахивать ранее не освоенные земли;

б) разрешал помещикам освобождать крестьян с землей за выкуп;

в) закрепощал вольных крестьян.

43. Какими новыми органами управления в 1802 г. были заменены петровские коллегии?

а) приказами;

б) земствами;

в) министерствами.

44. Решение Военного Конгресса 1815 г. способствовали:

а) закреплению преобразований, проведённых Наполеоном I ;

б) поддержание освободительных и революционных движений в Европе;

в) восстановлению во Франции прежней династии и дореволюционных порядков.        

45.За отмену крепостного права выступали:

а) западники;

б) славянофилы;

в) западники и славянофилы.  

46.Какой государственный строй предусматривала «Конституция» Н.Муравьева:

а) конституционно-монархический;    

б) республиканский;

в) монархический.

 

47.»Русская Правда» П.И. Пестеля содержала требования:

а) ограничение самодержавной власти царя конституцией;

б) личного освобождения крепостных крестьян за большой выкуп;

в) передачи власти Временному революционному правительству, обладающему диктаторскими полномочиями.          

48.Какие две страны начали Крымскую войну (1853-1856 гг.):

а) Турция и Россия;

б) Турция и Англия;

в) Россия и Франция.

49.Отмена крепостного права в России стало следствием:

а) вооруженной борьбы крепостных крестьян;

б) желания большей части дворянства;

в) кризиса феодально-крепостнической системы, особенно остро обозначившегося в ходе Крымской войны.

50.Когда было отменено крепостное право в России:

а) 19 февраля 1861 г.;

б) 20 марта 1861 г.;

в) 1 февраля 1862 г.

51.Что входило в компетенцию органов местного самоуправления, созданных в соответствии с земской реформой 1864 г.:

а) контроль за деятельностью губернских властей;

б) строительство школ, руководство хозяйственными делами;

в) выбор депутатов в российский парламент.

52.Кто выносил вердикт о виновности или не виновности подсудимого по судебной реформе 1864 г.?;

а) судья;

б) присяжный, поверенный;

в) суд присяжных.

53.Что приписывал циркуляр 1887 г. о «кухаркиных детях»:

а) запрещал принимать в гимназию детей низших социальных слоев населения;

б) открывать специальные школы для детей низкооплачиваемых рабочих;

в) нанимать фабрикантам на работу детей с 6-летнего возраста.

54.Назовите три течения среди революционного народничества:

а) бунтарское, пропагандистское и заговорщическое;

б) марксистское, пропагандистское и консервативное;

в) заговорщическое, либеральное и пропагандистское.

55.Идейная основа народничества:

а) марксизм;

б) крестьянский социализм;

в) либерализм.

56.Кто возглавил марксистскую группу «Освобождение труда», созданную в Женеве в 1883 г.:

а) А.И. Желябов;

б) В.И. Засулич;

в) Г.В. Плеханов.

57.Один из главных результатов реформ 60-х – 70-х г.г. XIX в. в России:

а) завершение аграрного переворота ;

б) ликвидация самодержавного строя;

в) завершение промышленного переворота.

58.Назовите первую политическую партию революционного пролетариата России:

а) Партия «Народная воля»;

б) Северный союз русских рабочих;

в) Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).

59.Главное содержание денежной реформы, проведенной С.Ю. Витте в 1895-1897 гг., состояло:

а) в понижении золотого содержания рубля (девальвация);

б) в изменении нарицательной стоимости денежных знаков (деноминация);

в) в установлении золотого эквивалента рубля.

60.В 1903 г. на своем II съезде РСДРП раскололась:

а) на меньшевиков и эсеров;

б) на большевиков и бундовцев;

в) на большевиков и меньшевиков.

61.Основное содержание царского манифеста 17 октября 1905 г. состояло:

а) в предоставлении всему народу политических прав и свобод, в созыве Государственной законодательной Думы;

б) в провозглашении демократической республики;

в) в созыве Учредительного Собрания.

62.К какому лагерю можно отнести организацию «Союз русского народа»:

а) к монархическому;

б) к буржуазно-либеральному;

в) к революционному.

63.В чем заключалась суть аграрной реформы П.А. Столыпина:

а) в развитии тяжелой промышленности для нужд сельского хозяйства, укреплении обороноспособности страны;

б) в национализации всей земли и передачи ее крестьянам в вечное пользование;

в) в разрушении общины, в свободном выходе из нее крестьян с закреплением их наделов в частную собственность в целях создания высокоэффективных семейных, фермерских хозяйств.

64.Между какими двумя Европейскими государствами было основное противоречие накануне Первой мировой войны (1914-1918 гг.):

а) между Германией и Россией;

б) между Францией и Англией;

в) между Германией и Англией.

65.К какому международному союзу в начале ХХ в. присоединилась Россия?:

а) к «Тройственному Союзу»;

б) к «Священному Союзу»;

в) к Антанте.      

66.Какую задачу решила Февральская революция в России в 1917 г.:

а) ликвидировала помещиков как класс;

б) уничтожила власть буржуазии и утвердила власть рабочих и крестьян;

в) свергла царскую монархию и открыла широкую дорогу для развития демократии.

67.После свержения монархии Правительство России считалось временным, т.к. действовало :

а) до победы в войне;

б) по закону военного времени;

в) до созыва Учредительного собрания.       

 

68.На выборах в Учредительное собрание большинство получили:

а) кадеты;

б) социалисты-революционеры;

в) большевики.

69.Какая партия взяла власть в свои руки в октябре 1917 г.:

а) партия кадетов;

б) партия большевиков;

в) партия эсеров.

70.Когда был подписан с Германией Брестский мир:

а) 18 декабря 1917 г.;

б) 23 февраля 1918 г.;

в) 3 марта 1918 г.

71.Что означала продразверстка, осуществляемая большевиками с 11 февраля 1919 г.?:

а) натуральный продуктообмен;

б) государственные закупки;

в) обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сельскохозяйственной продукции.     

72.Какие мероприятия «белых» лишили их массовой поддержки российского крестьянства?:

а) отмена действия Декрета о земле;

б) сотрудничество с Антантой;

в) политика, ориентированная на сохранение «единой и неделимой России».

73.На каком съезде партии начался переход от политики «военного коммунизма» к нэпу:

а) на IX съезде РКП(б) 1920 г.;

б) на Х съезде РКП(б) 1921 г.;

в) на XII съезде РКП(б) 1923 г.

74.В чем заключалась сущность нэпа:

а) в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата;

б) в запрещении частной торговли;

в) в создании тяжелой промышленности.

75.Главная предпосылка создания СССР:

а) общность исторических судеб и хозяйственного развития;

б) желание центра принудительно объединить республики;

в) желание населения осуществить мировую революцию.

76.Главный итог НЭПа :

а) восстановление народного хозяйства после войны;

б) ускоренное развитие тяжелой промышленности;

в) окончательный переход к рыночной экономике.

77.Главная причина утверждения в 30-е гг. в СССР сталинского режима:

а) возможность быстрого решения общенациональных задач (подготовка к войне, форсированная индустриализация и т.д.);

б) мировой экономический кризис 1929-1933 гг.;

в) следование примерам установления тоталитарных режимов в других странах.

 

78.Основная цель форсированной индустриализации в СССР :

а) первоочередное развитие легкой промышленности;

б) подъем сельского хозяйства;

в) ликвидация технико-экономической отсталости.

79.Укажите реальный итог политики сплошной коллективизации:

а) перевод сельского хозяйства на социалистические рельсы;

б) обеспечение возможности перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации;

в) создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства.

80.Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г. с момента нападения:

а) Англии на Германию;

б) Германии на Польшу;

в) Германии на СССР.

81.Главный итог Московской битвы:

а) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования;

б) был сорван план «молниеносной войны» и развеян миф о непобедимости германской армии;

в) был открыт второй фронт в Европе.

82.Значение Сталинградской битвы:

а) в войну вступили США;

б) положен конец наступательным операциям вермахта;

в) обозначен коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.     

83.Когда советские войска впервые, изгнав оккупантов, вышли на линию Государственной границы СССР:

а) весной 1944 г.;

б) летом 1944 г.;

в) осенью 1944 г.

84.Что послужило сигналом к началу «холодной войны»:

а) речь У. Черчилля в Фултоне в 1946 г.;

б) усиление влияния США в странах Восточной Европы во II-ой половине 1940-х гг.;

в) борьба за сферы влияния между державами-победительницами.

85.Организация Варшавского договора (1955 г.) была создана непосредственно после:

а) начала войны в Карее;

б) создания блока НАТО;

в) вступление ФРГ в НАТО.

86.Как изменился состав РСФСР в 1954 г.:

а) из состава РСФСР был выведен Крым и передан Украине;

б) в РСФСР была включена Карельская автономная республика;

в) из состава РСФСР была выведена Якутская автономная республика.

87.В своем выступлении на ХХ съезде КПСС Н.С. Хрущев:

а) признал вину коммунистической партии за складывание культа личности Сталина;

б) впервые употребил термин «культ личности»;

в) возложил вину за массовый террор на Л.П. Берия.

88.Политическая система, которая стремиться к полному контролю над всей жизнью общества:

а) диктатура;

б) тоталитарный режим;

в) деспотизм.

89.Карибский кризис («кубинский ракетный кризис») имел место:

а) 1961 г.;

б) 1962 г.;

в) 1963 г.

90.Экономическая реформа сентябрь 1965 г., связанная с именем А.Н. Косыгина, предполагала:

а) введение элементов хозрасчета;

б) увеличение числа плановых показателей;

в) отмену отраслевого принципа управления промышленностью

91.Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе был принят в:

а) 1973 г.;

б) 1974 г.;

в) 1975 г.

92.Укажите характерную черту развития советской экономики в 1970-е – 1980-х гг.:

а) приоритетное внимание к потребительским отраслям;

б) преимущественно экстенсивный характер развития;

в) постоянное проведение ресурсосберегающей политики.

93.М.С. Горбачев стал лидером КПСС в:

а) апреле 1984 г.;

б) марте 1985 г.;

в) феврале 1986 г.

94.Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.С. Горбачевым:

а) ускорение социально-экономического развития;

б) переход к регулируемому рынку;

в) переход к свободной рыночной экономике.

95.Какой из тезисов соответствует внешнеполитической доктрине СССР, сформулированной М.С. Горбачевым в 1986-1987 гг.:

а) классовая солидарность, поддержка мирового революционного движения;

б) приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми интересами;

в) пересмотр неравноправных договоров, раздел сфер влияния.

96.Укажите одну из причин, не позволивших эффективно реализовать курс на ускорение социально-экономического развития СССР в 1985-1986 гг.:

а) повышение цен на нефть на мировом рынке;

б) отсутствие четкой концепции и программы перемен;

в) необходимость выделения средств на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

97.М.С. Горбачев был избран президентом СССР в:

а) 1989 г.;

б) 1990 г.;

в) 1991 г.

98.Почему день 12 июня объявлен Днем независимости России:

а) в этот день была принята Декларация о государственном суверенитете России;

б) в этот день была принята Конституция России;

в) в этот день состоялись первые выборы в Государственную Думу России.

 

99.Организаторы августовского путча 1991 г. в СССР стремились к пересмотру:

а) союзного договора 1922 г.;

б) положений Конституции 1977 г.;

в) курса на дальнейшие реформы.

 

100.Беловежское соглашение 1991 г. о прекращении действия Союзного договора 1922 г. подписали:

а) С.В. Шушкевич, Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук;

б) Л. Кучма, Б.Н. Ельцин, Н. Назарбаев;

в) Б.Н. Ельцин, Л. Кучма, А. Лукашенко. 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ, вечерней и дистанционной форм ОБУЧЕНИЯ

Москва, 2005



УДК- 373.167.1.94(47)                                                          Рекомендовано

Ученым Советом МГАПИ

в качестве учебно-методического

 пособия

Рецензенты:

Попова Т.Г., кандидат исторических наук, профессор

Калинов В.В., кандидат исторических наук, доцент

Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов заочной, вечерней и дистанционной форм обучения - М.:МГАПИ, 2005. - 112 с.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.