Когда и кем совершено крещение князя?

в) Е.Е. Голубинский «История русской церкви»

На эти вопросы Е.Е.Голубинский в «Истории русской Церкви» даёт свой ответы.

 «В вопросе о принятии Владимиром христиан кой православной веры содержатся два отдельных вопроса, во-первых: кем он обращен в нее; во-вторых: от кого он принял крещение.

    Для проповеди православного христианства к Владимиру не приходили ни посол греческий, ни какой бы то ни было сторонний миссионер.    

   Следовательно, его проповедников нужно искать дома, и, следовательно, ясно, что  таковыми были те варяги-христиане, которые в большом числе находились в Киеве со времени Игоря. Эти варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу, они же обратили в христианство и Владимира.

    Россия в продолжение долгого времени после крещения Владимирова оставалась без митрополита и без церковного управления. Но если бы Владимир крестился от греков, то какие причины могли бы воспрепятствовать последним дать нам митрополита и ввести церковное управление вскоре после крещения? Возможное из сего заключение есть то, что Владимир крестился не от греков и в продолжение того или другого времени не завязывал с ними сношений.

   Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так, что, решившись принять христианство и крестившись сам, он тотчас же приступил к крещению своего народа. В действительности это не могло быть так. Переменить веру для народа не шутка. Игорь и Ольга не отважились на это. Крестившись сям, Владимир мог находить благоразумным подготовить народ к перемене веры. Владимир не вступал в сношения с греками потому, что его собственное крещение было делом частным.

Прежде чем обращаться к речи о том, что расположило Владимира оставить язычество и принять христианство, считаём нужным возвратиться к повести, помещенной в летописи, чтобы дать некоторые разъяснения.

 Кто был творцом повести, пока остается неизвестным. Есть вероятность предполагать, что он был не русский, а грек, из числа многих греков, живших в России в период домонгольский. Сравнив Владимира с Константином Великим, автор взывает к ним обоим: «О святая царя Константине и Володимере! избавляйта от всякие беды греческие и русские!” Русские не притязали молиться о греках, считая их людьми слишком высокими, чтобы они могли нуждаться в чужих молитвах, слово «греческие» заставляет подозревать в авторе грека.

    Для какого грека не могло быть желательным убедить русских, что вера, которую они, русские, приняли от греков, есть вера самая лучшая?

    Практическая цель редакции повести: укрепить русских людей в привязанности к своей вере и усилить отвращение к чужим верам. В Киеве и других городах жило немалое количество людей латинской веры в качестве солдат в войсках князей, торговцев. Купцы русские, кроме Запада, ездили в магометанскую Камскую Болгарию, разноверный Крым. Таким образом, некоторые классы находились в большом общении с иноверцами. А это могло воспламенить ревность какого-нибудь особенно усердного поборника веры в видах воспитания и отвращения к другим верам создать нашу повесть.

Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться желанием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решении принимали участие и мотивы государственные, он действовал и как великий государь.

  Русские принадлежали к семейству европейских народов, но оказывались в нем, так сказать, уродом. Все другие европейские народы были уже христианскими и начали жить тою новою гражданскою жизнью, которую получили вместе с христианством, и которая отделяла их от народов языческих как особый нравственный мир. Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сделать, как последовать примеру других. Владимир понял настоявшую России необходимость стать страною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.

  Представителями христианства были в то время греки и папа. Обратителями Владимира были киевские варяги-христиане. Варяги не имели личного интереса убеждать Владимира принять христианство именно от греков.

 Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сделался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у других.

Спустя два года после собственного крещения Владимир решился приступить к крещению народа. Прежде чем делать это, он решился войти в сношения с греками, так как для будущей русской Церкви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал с греками сношения”. [12].

 Проанализировав этот текст, можно сделать выводы:

— переменить веру Владимира убедили христиане, жившие в Киеве; они же и крестили князя; это произошло в Киеве;

— Владимиру было необходимо подготовить своих подданных к крещению;

— установление связей с Константинополем определялось стремлением Владимира получить церковную иерархию для Руси и нежеланием оказаться в политической зависимости от Рима.

г) А.Поппэ «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг.».

Существует ещё версия, сформулированная еще в 1970-х годах превосходным польским историком Древней Руси и Византии Анджеем Поппэ. Согласно его версии, Владимир крестился 6 января 988г. в Киеве, а не в Корсуни - Херсоне (близ нынешнего Севастополя), как говорит летописец. Поход Владимира Святославича на Корсунь Поппэ рассматривает как военную помощь киевского князя византийским императорам. Его выводы базируются на двух предположениях:

1) Лев Диакон (византийский историк) не симпатизировал Василию Болгаробойце и критически относился к тем методам, с помощью которых этот император пытался сохранить свою власть над Византией (например, выдача принцессы Анны замуж за "скифского варвара", использование василевсом русских войск для подавления восстания Варды Фоки);

2) Херсонес, стремившийся стать независимым от империи городом-государством, поднял мятеж против византийских василевсов, который и был подавлен князем Владимиром [6]. Её разделяют многие зарубежные исследователи. Владимир принял участие в подавлении мятежа полководца Варды Фоки. 

Как эти события трактуются историками? Возможно, взятие Херсонеса (Корсуни) не было актом давления на византийского императора. Последний сам обратился к князю Владимиру с просьбой помочь в борьбе против мятежников, а Херсонес примкнул к мятежу Фоки. Поппэ убедительно доказал, что "Владимиров поход на Корсунь не был направлен против Византийской империи. Наоборот, русский князь предпринял поход, чтобы поддержать своего шурина — законного византийского императора,— в подавлении внутреннего мятежа". [9]. В этом случае несомненно, что к Владимиру все-таки были направлены послы, которые вели переговоры о заключении союза против Варды Фоки. За это князю была обещана принцесса Анна. Тогда же Владимир и был крещен (во главе посольства стоял епископ). После крещения, выполняя обязательства перед императором, Владимир осадил и захватил мятежный город. Анджей Поппэ показывает несостоятельность, даже абсурдность представления, согласно которому одно войско Руси спасает императора Василия II, а другое в то же время агрессивно захватывает столицу его крымских владений. И историк убедительнейшим образом объясняет поход Руси на Херсонес тем, что последний примкнул к "мятежнику" Варде Фоке. Авторы же Корсунской легенды стремились скрыть свой сепаратизм (по отношению к византийскому императору) и связать взятие Корсуни с женитьбой и крещением князя.

Принятие Владимиром и Русью в целом христианства совершилось не в силу воздействия со стороны Византии (как было во многих землях, подчинявшихся ей), но по собственной воле Руси, - о чем справедливо писал недавно Анджей Поппэ (в котором нет оснований видеть увлеченного русского патриота) [13].

На основании данных фактов можно сделать вывод:

— греческое посольство во главе с епископом, заключение союза против Фоки, обещание выдать Анну за князя;

— взятие города — эпизод в борьбе с мятежом Фоки;

— Владимир был крещен в Киеве греческими послами.

  Следует отметить, что восстановить точный ход событий мы не можем, и многие обстоятельства крещения Руси остаются достаточно загадочными. Так не понятно, почему нет сведений о посылки из Византии на Русь митрополитов в 988—1037 гг. Даже сторонники взглядов А.Поппэ указывают, что союз с русским князем был встречен в Византии неодобрительно. По другим же предположениям, у Владимира был с греками не союз, а конфликт. Согласно версии русского дореволюционного историка М.Д.Приселкова, в 988—1037 гг. русская Церковь находилась в подчинении не Византии, а Болгарии, Охридской архиепископии (в городе Охриде находилась столица Болгарского царства в 972—1018 гг.). Хотя эта версия чрезвычайно спорна, теснейшие связи Руси и Болгарии в этот период несомненны. По мнению Д.С.Лихачева, именно болгарская письменность стала посредницей в усвоении Русью достижений христианской культуры [3].

Заключение.

В начале своей работы я поставил цель: исследование различных точек зрения на принятие православия князем Владимиром, определение различных версий и то, что объединяет все исторические источники.  

 На основе изученных источников, мною сформулированы спорные вопросы и в исторических источниках найдены ответы на вопросы. На основании данных таблицы, которую я составил,  наглядно можно увидеть различные точки зрения на крещение князя Владимира:

Спорные вопросы «Повесть временных лет» Древние исторические источники Е.Е. Голубинский «История Русской церкви» А.Поппэ
Кто побудил князя креститься? В 986г. в Киеве появились представители трёх стран – Византии, Хазарии, Волжской Булгарии, предлагая Владимиру принять веру. Владимир решился принять христианство сам, без чьего-нибудь посредства и содействия. Варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу, они же обратили в христианство и Владимира.   Принятие Владимиром и Русью в целом христианства совершилось не в силу воздействия со стороны Византии (как было во многих землях, подчинявшихся ей), но по собственной воле Руси
Каковы были цели отправленных Владимиром посольств? Как поклоняются Богу в разных странах. Послы не приходили к Владимиру, он сам направил послов. Послов не было, Владимир не принимал и не отправлял послов.  
Каковы были цели похода на Корсунь? Чтобы заставить византийского императора выполнить договор о женитьбе на принцессе Анне, который он вернул в качестве выкупа за невесту. Завоевание Владимиром веры у греков посредством взятия их города Корсуни. Отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал с греками сношения Военную помощь киевского князя византийским императорам. Византийский император обратился к князю Владимиру с просьбой помочь в борьбе против мятежников, Херсонес примкнул к мятежу Фоки
Когда и кем совершено крещение князя? В лето 988 епископ корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Владимир крестился до похода на Корсунь, в Киеве в 987г. Владимир крестился в 987г. Владимир был крещен в Киеве греческими послами (во главе посольства стоял епископ) 6 января 988г.

   Таким образом, согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в988 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной я считаю, стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год после крещения (т. е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова (6695-5508=987)..а также что на третий год по Крещении(т. согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещени 

 

Я также выделил  общее, что содержится во всех источниках, во всех версиях:

1. Принятие христианства было национальной и государственной задачей.

2. Владимир установил контакты с греками (отправляя послов и/или принимая их).

З. Крещение князя предшествовало крещению его подданных.

4. Взятие Корсуни было необходимо для давления на императора или для выполнения союзнических обязательств.

5. Женитьба князя Владимира на принцессе Анне стала следствием и признаком новой политической ориентации Русского государства.

6. Крещение киевлян, а впоследствии и всех подвластных Владимиру славянских племен было закономерным результатом политики князя.

События конца Х в. остаются открытыми для новых истолкований.

Литература

1. Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1962. С. 45.

2. Голубинский Е.Е. http://www.nd.ru/education/lessons/history1g.htm1.

3. Лихачев Д. С. Комментарий «Повести временных лет». Т. П. С. 337

4. Никитин В. «Крещение Руси и отечественная культура», «Знамя», 1988г. №8 С. 162.

5. Никитин В. « 1000 лет Русской церкви» в кн.: «Малая церковь» М., «Русский мир», 1992г., С.73

6. Поппэ А. «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг.». Вестник Московского университета. Сер. История. 1978. №2. С. 45—58.

7. «Рассказы русских летописей» М., издательский центр «Витязь», 1993 С.33-34

8. Там же с.34-35

9.  Рапов О.М. Русская Церковь в Х— первой трети ХII в. Принятие христианства http://www.krotov.info/history/10/988/rapov.htm

10. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906. С. 75—103; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XI вв. СПб., 1913. С. 25-26; Бахрушин С. В. К вопросу о крещении Руси/Историк-марксист. 1937, № 2. С. 48-50; и др.

11. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира; его же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С. 131—161, 396; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XI вв. С. 274 и др.;

12. Хрестоматия по истории России» М., МИРОС, Международные отношения, 1994г., С. 94-97.

13. http://old-rus.narod.ru/articles/art_37_14.htm

 

При подготовки работы использовались также материалы сайтов:

http://old-rus.narod.ru/

http://old-rus.narod.ru/02.html

http://majesticarticles.ru/naykaiobrazovanie/obrazovanie/pred/history/29792554.html

Дата: 2019-12-22, просмотров: 28.