Крещение князя Владимира в исторических источниках
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Восстановить точный ход событий принятия христианства мы не можем, и многие обстоятельства крещения Руси остаются достаточно загадочными. Существует много спорных вопросов и, соответственно, имеются различные точки зрения на проблему принятия христианства.

а) «Повесть временных лет»

Наиболее известная версия принятия христианства изложена в летописи «Повесть временных лет».  Согласно «Повести временных лет», уже после болгарского похода Владимир начал поиски новой религии, которая могла бы заменить собой язычество. В ней рассказывается, что в 986г. в Киеве появились представители трёх стран – Византии, Хазарии, Волжской Булгарии, - предлагая Владимиру принять веру.

  В летописи помещен рассказ о том, как Владимир выбирал новую веру [7]. Ряд исследователей считали, что в основе его лежат различные легенды и сказания баснословного характера, поэтому ему нельзя доверять [10]. Однако, как правильно заметил Боровский Я.И., этот рассказ, несомненно «отражает реальную действительность», так как князю Владимиру, конечно, пришлось выбирать ту религию, которая больше подходила, по его мнению, русскому обществу [1].

 Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были расселены по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление. Однако, не довольствуясь этим, Владимир отправил своих собственных послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Вернувшись, те заявили, что мусульманский закон «не добр», что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру называли самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять – на земле находишься или на небе. Так, по легенде, совершился выбор веры. С решением Владимира перейти в христианскую веру связана в летописи история женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре соправителей – Василия и Константина. Летопись сообщает о том, что в 988г. Владимир осадил Корсунь и, взяв его, послал гонцов к императорам, чтобы сказать: «Слышал я, что имеете сестру девицу. Если не отдадите её замуж за меня, то сделаю столице вашей то же, что сему городу сделал». Оказавшись в безвыходном положении, византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, уже до этого решивший принять крещение, потребовал, однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и крестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещён в Херсонесе. [8].

Таким образом, в Корсунской легенде можно выделить основные положения:

- приход послов к Владимиру;

  - Владимир отправляет послов для выбора веры;

- взятие Корсуни;

- крещение князя в Корсуни.

   Эта версия крещения, помещенная в летописи, уже давно подвергается критики историков. Е.Е.Голубинский в «Истории Русской церкви» анализирует содержание летописной легенды и других источников, рассказывающих о крещении Владимира. Для решения вопроса о том, когда же произошло крещение Руси, Е. Е. Голубинский привлек источники XI в.. Мнение Голубинского было впоследствии активно поддержано А. А. Шахматовым, М. Д. Приселковым и другими учеными [11]. Особенно ценным из них является первый, в котором имеется ряд дат, не встречающихся нигде.

б) Древние исторические источники: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Житие блаженного Володимера» монаха Иакова.

«Кроме повести, помещенной в летописи, мы имеем трех древних сказателей, которые говорят о крещении Владимира. Они суть: митрополит Иларион, писавший между 1037 и 1050 гг., монах Иаков, писавший около 1070г., и Нестор Печерский. Если бы существовали факты прихода к Владимиру послов от народов, его обращения в православное христианство проповедью посла или миссионера греческого, то эти писатели должны были бы знать и сказать о них. Но все трое дают знать, что Владимир решился принять христианство сам, без чьего-нибудь посредства и содействия.

Митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати» находит заслуживающим удивления то, что Владимир решился принять эту веру, не быв никем в ней просвещен, своим великим умом в состоянии был понять, что христианство лучше язычества: «Како верова! Како разгореся в любовь Христову?»

        Монах Иаков написал «Похвалу князю русскому Володимеру». Он объясняет его поступок, во-первых, тем, что сам Бог «просветил сердце его», во-вторых, тем, что, «слышав о бабке своей Ольге, как приняла она святое крещение и пожила всеми добрыми делы украсившися», возгорел желанием подражать ей.

    Нестор Печерский дает знать, что Владимиру было особенное, сверхъестественное откровение.

     Одновременно с сочинениями монаха Иакова было открыто и напечатано «Житие блаженного Володимера». Сравнивая «Житие» с летописью, находим, что первая часть его есть та же самая повесть о крещении, которая читается в летописи, только в сокращенном виде. Две повести о крещении Владимира имеют то взаимное отношение, что или первая сокращена из второй, или, наоборот, вторая распространена из первой. Которое же из двух? В древней Руси авторская слава не составляла чего-нибудь высокоценимого, так чтобы люди имели побуждения дорожить ею. А поэтому авторы весьма нередко не выставляли имен под своими произведениями. У нас был другой обычай, именно — выдавать свои и неизвестных авторов сочинения за творения святых отцов (побуждение — придание сочинениям авторитета и таким образом достижение через них большей пользы). Между тем автор «Жития Володимерова» говорит о нем как о своем сочинении. Таким образом, «Житие» необходимо принимать не за сокращение из летописи, а за настоящее самостоятельное сочинение. Но из сего будет следовать, что повесть о крещении, читаемая в летописи, есть распространение и вторичная редакция «Жития».

  Если старшая, или первоначальная, редакция не знает о приходе к Владимиру послов от народов, а говорит только о посылании им самим послов для осмотра вер, то ясно, что этот приход послов к Владимиру сочинен автором второй редакции.

  Повесть о крещении, читаемая в летописи, говорит далее, воспроизводя «Житие», о завоевание Владимиром веры у греков посредством взятия их города Корсуни. Он в лето 988-е пошёл войною на Корсунь. После продолжительной осады он взял город. Вощед в Корсунь, Владимир послал в Константинополь к тогдашним царям греческим Василию и Константину, приказав говорить им: «Я взял ваш славный город; слышу я, что вы имеете сестру девицу; если не выдадите её за меня замуж, то и с вашей столицей сделаю то же, что с этим городом». Цари отвечали, что нельзя христианам отдавать девиц в замужество за язычников, но что если он крестится, то получит руку царевны. Владимир отвечал, что он уже пришел с намерением креститься. Цари обрадовались, послали к Владимиру сестру с сановниками и пресвитерами. Владимир крестился, а после обвенчался с царевною. Против свидетельства повести в летописи пред нами свидетельство монаха Иакова. Иаков сообщает, что Владимир крестился до похода на Корсунь, который он предпринял, уже будучи христианином”. [2].

На основе этого текста можно выделить основные положения:

— Владимир не принимал послов, склонявших его к перемене веры;

— русский князь сам направил послов в другие страны;

— Корсунь была взята уже после крещения князя;

— крещение Владимира состоялось до похода, в Киеве

  

 На основе сопоставления разных данных можно сформировать вопросы, которые являются спорными:

Дата: 2019-12-22, просмотров: 284.