II .Принятие христианства на Руси.

Содержание

I. Введение.

II.Принятие христианства на Руси.

1. Религия древних славян.

2. Причины принятия христианства.

3. Крещение князя Владимира в исторических источниках:

а) «Повесть временных лет»

б) Древние исторические источники: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Житие блаженного Володимера» монаха Иакова.

в) Е.Е. Голубинский «История русской церкви»

г) А.Поппэ «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг.».   

III. Заключение

IV. Список литературы.

 

 

I . Введение.                    

Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и православной культурой? Конечно, да. На то он и человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или мне это для чего-то нужно?». Мне многое интересно, в том числе история нашего государства, история русской православной церкви. Историей русской православной церкви я стал интересоваться после посещения классом церкви и святого источника в с. Красные ключи Похвистневского района.

Оглядываясь на этот путь, пройденный Русской православной церковью, отечественной культурой и государственностью, мы по-новому осознаём их взаимосвязь и взаимообусловленность: становится очевидным не только исключительное значение православия в истории России, но и исключительное значение России в судьбах православия.

Принятие христианства на Руси является одним из важнейших вопросов истории русского государства. Крещение Руси – та точка отсчёта, с которой начинается нравственное совершенствование русского народа, становление Церкви, государственности и культуры. С принятием и распространением христианства были тесно связаны высшие формы культуры X-XIII вв. – письменность, общественная мысль, литература, живопись и зодчество. Русская церковь прилагала и прилагает огромные усилия в деле сохранения и упрочения мира, играет позитивную роль в укреплении семьи, правопорядка и нравственности, в восстановлении многих историко-архитектурных памятников, что само по себе имеет общекультурное и воспитательно-патриотическое значение. Выдающийся учёный-энциклопедист П.Флоренский писал, что «большинство культур было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры». [4].  Сегодня нужен синтез политики, науки и культуры в её широком понимании, с учётом тех или иных религиозных традиций, которые несут положительный заряд гуманистической нравственности. Это принципиально важно для созидания международного доверия, для продолжения и развития диалога и сотрудничество между Востоком и Западом. Таким образом, значение церкви в современном обществе велико. В настоящее время происходит возрождение православия, восстанавливаются и строятся храмы, возвращаются церкви, соборы, монастыри. Повышается интерес к истории церкви, в том числе и к вопросу принятия христианства.

Готовя сообщение к уроку истории по теме «Крещение князя Владимира», я работал с историческими источниками, материалами  Интернет. О принятии христианства князем Владимиром и киевлянами писало много историков. Большинство из них лишь комментируют (а иногда и просто повторяют) краткое сообщение «Повести временных лет» об этих событиях. Некоторые исследователи, пытаясь восстановить подлинный ход событий конца 80-х годов X столетия, имевших место на Руси, используют также известия Иакова Мниха, литературу житийного характера, данные иностранных источников. Многие историки сосредоточили свое внимание на уточнении даты крещения русского государя и населения столицы Руси. Дискуссия по этому вопросу началась более ста лет назад и продолжается до сих пор. Это объясняется чрезвычайной запутанностью источников о крещении Руси в конце X в., их противоречивостью.

При работе возникла проблема: о принятии христианства писало много историков, но данные источников запутаны, противоречивы.

Цель работы: исследование  различных точек зрения на принятие православия князем Владимиром, определение различных версий и то, что объединяет все исторические источники.   

Задачи:

1. Определить основные положения принятия христианства, изложенные в исторических источниках.

2. Проанализировать исторические источники по данному вопросу.

3. На основе сопоставления разных данных сформулировать вопросы, которые являются спорными.

4. Сделать выводы, определить своё отношение к данному вопросу.

 Работая над материалом, я узнал, что над этой проблемой работало множество русских и советских историков, также и зарубежных. Свои работы они посвятили истории христианства в России с момента появления этой религии на территории Древней Руси и до настоящего времени. В XII в. к этой проблеме обращались монах Нестор «Повесть временных лет», митрополит Илларион «Слово о законе и благодати» монах Иаков «Похвала князю русскому Володимеру». В дореволюционной России – Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв, В.О.Ключевский, Е.Е.Голубинский «История русской церкви», М.Д.Приселков, советские историки – Б.Рыбаков, Н.Никольский, С.Бахрушин и другие. Независимо от времени их работы составляют ту прочную научную основу изучения истории православной церкви в России, на которой продолжают развёртываться современные исследования в этой области.

Религия древних славян.

 До принятия христианства у славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Древнеславянское язычество сложилось задолго до возникновения Киевского государства. Будучи земледельцами, славяне обожествляли землю, солнце, реки. Древнейшими славянскими божествами были Род и рожаницы — творец и господин вселенной и богини плодородия. Позднее возникли культы бога неба и верховного властителя мира Сварога, его сына Дажьбога — бога Солнца, священною солнечного коня Хорса, бога ветра Стрибога, бога грома и молнии Перуна. Почитались также «скотий богу» Велес, покровительница женского рукоделия богиня Мокошь, боги весны и лета — Ярила и Купала. Род и рожаницы остались земледельческими богами. Богам возносили молитвы и приносили жертвы (подчас человеческие), для чего существовали специальные святилища — капища, представлявшие собой деревянные или земляные сооружения на возвышенных местах или насыпях. В центре капища располагалось изображение божества, перед которым жгли жертвенные костры. Отправлением культа ведали жрецы — волхвы и кудесники. По мере усиления княжеской Власти соотношение божеств менялось. Верховным богом стал бог войны и дружины громовержец Перун, о почитании которого особенно заботились князья. За Сварогом осталось покровительство ремесленникам. Несмотря на несомненную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племен они во многом различались. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Сплочение языческих культов диктовалось и необходимостью противостоянию растущему влиянию христианства в славянской среде.

   Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в Новгороде, а возможно, и в других городах.

Укрепить язычество пантеоном главных богов, однако, не удалось. Славянские языческие представления отнюдь не были похожи на греческие. Верховный бог не воспринимался как повелитель и царь богов, как это было у греков с Зевсом. Если дружинник чтил в основном Перуна, то кузнец — Сварога, купец — Велеса. Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно, а в прежнем своем виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии— единобожию.

Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией.

  Некоторые историки резко противопоставляют христианство язычеству и обычно делят историю каждого народа на 2 периода, считая рубежом принятие христианства. Дохристианские времена они называют веками мрака, когда народы прибывали в невежестве, христианство же будто бы пролило свет на их жизнь.

       Для некоторых народов, сравнительно поздно вступивших на путь исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии и Рима. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть её культурного богатства.

  Христианство по своей сущности очень близко подходило к языческим верованиям славян, германцев, кельтов, финнов и других народов. Недаром так тесно слились местные народные верования с пришлым учением христиан. Христианство в своей практике широко использовало первобытную магию, и христианский молебен о дожде, когда священник кропит поля «святой» водой, ничем не отличается от действий первобытного жреца, пытавшегося таким же магическим путём упросить небеса окропить поля настоящим дождём.

    Христианство на Руси было известно в IX в. В 867г. при киевском князе Аскольде состоялось Первое крещение Руси. Князь крестил свою дружину и значительную часть населения Киева, построил церковь Пророка Ильи на Подоле, ставшую колыбелью церкви Киевской Руси. Святые Кирилл и Мефодий усовершенствовали русские «письмена», создали церковнославянскую азбуку. Богослужение стало совершаться на славянском языке.

    Но киевские князья медлили с принятием христианства, при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие решения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Такую точку зрения высказал В.Никитин в статье «1000 лет Русской церкви». [5].

  Таким образом, язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племён, в чём так нуждались восточные славяне в X-XII в., не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселённых лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.

Заключение.

В начале своей работы я поставил цель: исследование различных точек зрения на принятие православия князем Владимиром, определение различных версий и то, что объединяет все исторические источники.  

 На основе изученных источников, мною сформулированы спорные вопросы и в исторических источниках найдены ответы на вопросы. На основании данных таблицы, которую я составил,  наглядно можно увидеть различные точки зрения на крещение князя Владимира:

Спорные вопросы «Повесть временных лет» Древние исторические источники Е.Е. Голубинский «История Русской церкви» А.Поппэ
Кто побудил князя креститься? В 986г. в Киеве появились представители трёх стран – Византии, Хазарии, Волжской Булгарии, предлагая Владимиру принять веру. Владимир решился принять христианство сам, без чьего-нибудь посредства и содействия. Варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу, они же обратили в христианство и Владимира.   Принятие Владимиром и Русью в целом христианства совершилось не в силу воздействия со стороны Византии (как было во многих землях, подчинявшихся ей), но по собственной воле Руси
Каковы были цели отправленных Владимиром посольств? Как поклоняются Богу в разных странах. Послы не приходили к Владимиру, он сам направил послов. Послов не было, Владимир не принимал и не отправлял послов.  
Каковы были цели похода на Корсунь? Чтобы заставить византийского императора выполнить договор о женитьбе на принцессе Анне, который он вернул в качестве выкупа за невесту. Завоевание Владимиром веры у греков посредством взятия их города Корсуни. Отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал с греками сношения Военную помощь киевского князя византийским императорам. Византийский император обратился к князю Владимиру с просьбой помочь в борьбе против мятежников, Херсонес примкнул к мятежу Фоки
Когда и кем совершено крещение князя? В лето 988 епископ корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Владимир крестился до похода на Корсунь, в Киеве в 987г. Владимир крестился в 987г. Владимир был крещен в Киеве греческими послами (во главе посольства стоял епископ) 6 января 988г.

   Таким образом, согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в988 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной я считаю, стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год после крещения (т. е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова (6695-5508=987)..а также что на третий год по Крещении(т. согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещени 

 

Я также выделил  общее, что содержится во всех источниках, во всех версиях:

1. Принятие христианства было национальной и государственной задачей.

2. Владимир установил контакты с греками (отправляя послов и/или принимая их).

З. Крещение князя предшествовало крещению его подданных.

4. Взятие Корсуни было необходимо для давления на императора или для выполнения союзнических обязательств.

5. Женитьба князя Владимира на принцессе Анне стала следствием и признаком новой политической ориентации Русского государства.

6. Крещение киевлян, а впоследствии и всех подвластных Владимиру славянских племен было закономерным результатом политики князя.

 

События конца Х в. остаются открытыми для новых истолкований.

Литература

1. Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1962. С. 45.

2. Голубинский Е.Е. http://www.nd.ru/education/lessons/history1g.htm1.

3. Лихачев Д. С. Комментарий «Повести временных лет». Т. П. С. 337

4. Никитин В. «Крещение Руси и отечественная культура», «Знамя», 1988г. №8 С. 162.

5. Никитин В. « 1000 лет Русской церкви» в кн.: «Малая церковь» М., «Русский мир», 1992г., С.73

6. Поппэ А. «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг.». Вестник Московского университета. Сер. История. 1978. №2. С. 45—58.

7. «Рассказы русских летописей» М., издательский центр «Витязь», 1993 С.33-34

8. Там же с.34-35

9.  Рапов О.М. Русская Церковь в Х— первой трети ХII в. Принятие христианства http://www.krotov.info/history/10/988/rapov.htm

10. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906. С. 75—103; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XI вв. СПб., 1913. С. 25-26; Бахрушин С. В. К вопросу о крещении Руси/Историк-марксист. 1937, № 2. С. 48-50; и др.

11. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира; его же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С. 131—161, 396; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XI вв. С. 274 и др.;

12. Хрестоматия по истории России» М., МИРОС, Международные отношения, 1994г., С. 94-97.

13. http://old-rus.narod.ru/articles/art_37_14.htm

 

При подготовки работы использовались также материалы сайтов:

http://old-rus.narod.ru/

http://old-rus.narod.ru/02.html

http://majesticarticles.ru/naykaiobrazovanie/obrazovanie/pred/history/29792554.html

Содержание

I. Введение.

II.Принятие христианства на Руси.

1. Религия древних славян.

2. Причины принятия христианства.

3. Крещение князя Владимира в исторических источниках:

а) «Повесть временных лет»

б) Древние исторические источники: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Житие блаженного Володимера» монаха Иакова.

в) Е.Е. Голубинский «История русской церкви»

г) А.Поппэ «О причинах похода Владимира Святославича на Корсунь 988—989гг.».   

III. Заключение

IV. Список литературы.

 

 

I . Введение.                    

Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и православной культурой? Конечно, да. На то он и человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или мне это для чего-то нужно?». Мне многое интересно, в том числе история нашего государства, история русской православной церкви. Историей русской православной церкви я стал интересоваться после посещения классом церкви и святого источника в с. Красные ключи Похвистневского района.

Оглядываясь на этот путь, пройденный Русской православной церковью, отечественной культурой и государственностью, мы по-новому осознаём их взаимосвязь и взаимообусловленность: становится очевидным не только исключительное значение православия в истории России, но и исключительное значение России в судьбах православия.

Принятие христианства на Руси является одним из важнейших вопросов истории русского государства. Крещение Руси – та точка отсчёта, с которой начинается нравственное совершенствование русского народа, становление Церкви, государственности и культуры. С принятием и распространением христианства были тесно связаны высшие формы культуры X-XIII вв. – письменность, общественная мысль, литература, живопись и зодчество. Русская церковь прилагала и прилагает огромные усилия в деле сохранения и упрочения мира, играет позитивную роль в укреплении семьи, правопорядка и нравственности, в восстановлении многих историко-архитектурных памятников, что само по себе имеет общекультурное и воспитательно-патриотическое значение. Выдающийся учёный-энциклопедист П.Флоренский писал, что «большинство культур было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры». [4].  Сегодня нужен синтез политики, науки и культуры в её широком понимании, с учётом тех или иных религиозных традиций, которые несут положительный заряд гуманистической нравственности. Это принципиально важно для созидания международного доверия, для продолжения и развития диалога и сотрудничество между Востоком и Западом. Таким образом, значение церкви в современном обществе велико. В настоящее время происходит возрождение православия, восстанавливаются и строятся храмы, возвращаются церкви, соборы, монастыри. Повышается интерес к истории церкви, в том числе и к вопросу принятия христианства.

Готовя сообщение к уроку истории по теме «Крещение князя Владимира», я работал с историческими источниками, материалами  Интернет. О принятии христианства князем Владимиром и киевлянами писало много историков. Большинство из них лишь комментируют (а иногда и просто повторяют) краткое сообщение «Повести временных лет» об этих событиях. Некоторые исследователи, пытаясь восстановить подлинный ход событий конца 80-х годов X столетия, имевших место на Руси, используют также известия Иакова Мниха, литературу житийного характера, данные иностранных источников. Многие историки сосредоточили свое внимание на уточнении даты крещения русского государя и населения столицы Руси. Дискуссия по этому вопросу началась более ста лет назад и продолжается до сих пор. Это объясняется чрезвычайной запутанностью источников о крещении Руси в конце X в., их противоречивостью.

При работе возникла проблема: о принятии христианства писало много историков, но данные источников запутаны, противоречивы.

Цель работы: исследование  различных точек зрения на принятие православия князем Владимиром, определение различных версий и то, что объединяет все исторические источники.   

Задачи:

1. Определить основные положения принятия христианства, изложенные в исторических источниках.

2. Проанализировать исторические источники по данному вопросу.

3. На основе сопоставления разных данных сформулировать вопросы, которые являются спорными.

4. Сделать выводы, определить своё отношение к данному вопросу.

 Работая над материалом, я узнал, что над этой проблемой работало множество русских и советских историков, также и зарубежных. Свои работы они посвятили истории христианства в России с момента появления этой религии на территории Древней Руси и до настоящего времени. В XII в. к этой проблеме обращались монах Нестор «Повесть временных лет», митрополит Илларион «Слово о законе и благодати» монах Иаков «Похвала князю русскому Володимеру». В дореволюционной России – Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв, В.О.Ключевский, Е.Е.Голубинский «История русской церкви», М.Д.Приселков, советские историки – Б.Рыбаков, Н.Никольский, С.Бахрушин и другие. Независимо от времени их работы составляют ту прочную научную основу изучения истории православной церкви в России, на которой продолжают развёртываться современные исследования в этой области.

II .Принятие христианства на Руси.

Религия древних славян.

 До принятия христианства у славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Древнеславянское язычество сложилось задолго до возникновения Киевского государства. Будучи земледельцами, славяне обожествляли землю, солнце, реки. Древнейшими славянскими божествами были Род и рожаницы — творец и господин вселенной и богини плодородия. Позднее возникли культы бога неба и верховного властителя мира Сварога, его сына Дажьбога — бога Солнца, священною солнечного коня Хорса, бога ветра Стрибога, бога грома и молнии Перуна. Почитались также «скотий богу» Велес, покровительница женского рукоделия богиня Мокошь, боги весны и лета — Ярила и Купала. Род и рожаницы остались земледельческими богами. Богам возносили молитвы и приносили жертвы (подчас человеческие), для чего существовали специальные святилища — капища, представлявшие собой деревянные или земляные сооружения на возвышенных местах или насыпях. В центре капища располагалось изображение божества, перед которым жгли жертвенные костры. Отправлением культа ведали жрецы — волхвы и кудесники. По мере усиления княжеской Власти соотношение божеств менялось. Верховным богом стал бог войны и дружины громовержец Перун, о почитании которого особенно заботились князья. За Сварогом осталось покровительство ремесленникам. Несмотря на несомненную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племен они во многом различались. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Сплочение языческих культов диктовалось и необходимостью противостоянию растущему влиянию христианства в славянской среде.

   Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в Новгороде, а возможно, и в других городах.

Укрепить язычество пантеоном главных богов, однако, не удалось. Славянские языческие представления отнюдь не были похожи на греческие. Верховный бог не воспринимался как повелитель и царь богов, как это было у греков с Зевсом. Если дружинник чтил в основном Перуна, то кузнец — Сварога, купец — Велеса. Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно, а в прежнем своем виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии— единобожию.

Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией.

  Некоторые историки резко противопоставляют христианство язычеству и обычно делят историю каждого народа на 2 периода, считая рубежом принятие христианства. Дохристианские времена они называют веками мрака, когда народы прибывали в невежестве, христианство же будто бы пролило свет на их жизнь.

       Для некоторых народов, сравнительно поздно вступивших на путь исторического развития, принятие христианства означало в то время приобщение к многовековой и высокой культуре Византии и Рима. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть её культурного богатства.

  Христианство по своей сущности очень близко подходило к языческим верованиям славян, германцев, кельтов, финнов и других народов. Недаром так тесно слились местные народные верования с пришлым учением христиан. Христианство в своей практике широко использовало первобытную магию, и христианский молебен о дожде, когда священник кропит поля «святой» водой, ничем не отличается от действий первобытного жреца, пытавшегося таким же магическим путём упросить небеса окропить поля настоящим дождём.

    Христианство на Руси было известно в IX в. В 867г. при киевском князе Аскольде состоялось Первое крещение Руси. Князь крестил свою дружину и значительную часть населения Киева, построил церковь Пророка Ильи на Подоле, ставшую колыбелью церкви Киевской Руси. Святые Кирилл и Мефодий усовершенствовали русские «письмена», создали церковнославянскую азбуку. Богослужение стало совершаться на славянском языке.

    Но киевские князья медлили с принятием христианства, при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие решения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии. Такую точку зрения высказал В.Никитин в статье «1000 лет Русской церкви». [5].

  Таким образом, язычество не было религией в современном понимании. Это была довольно хаотическая совокупность верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племён, в чём так нуждались восточные славяне в X-XII в., не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселённых лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 18.