Организация и этапы индивидуального психологического консультирования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Технология ведения консультативной беседы по принципу диалога с  клиентом в рамках психологического консультирования, изложены Ю.Е. Алешиной [8]:

1. Ограничение речи консультанта в диалоге, речь психолога-консультанта должна быть краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не пере­бивать. Паузы, не превышающие 1-2 мин, вполне естествен­ны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.

2. Приближение разговорной речи консультанта к язы­ку клиента, для этого рекомендуется: освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом; максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент; следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе.

3. Анализ эмоциональных переживаний клиента в свя­зи с излагаемыми им событиями и поступками необходим, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происхо­дит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

- предложение клиенту нескольких возможных альтерна­тив ответа относительно вариантов чувств, которые он испытывает. Обычно предлагаются 2-3 альтернати­вы. Цель формулирования альтернатив - не поиск пра­вильного ответа, а стимулирование клиента, демонстра­ция образцов, отталкиваясь от которых, легче описать, свои чувства;

- использование парадоксальных вопросов с целью постановки под сомнение того, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся. Когда ставятся под сомнение очевидное (грубить нехорошо), то клиент задумывается о том, что скрывается для него лично за подобного рода выражениями;

- уточняющие и углубляющие формулировки с целью - постепенно переводить рассказ клиента с поверхностного на более глубокие уровни переживаний. («То есть вы хотели бы, чтобы ваша свекровь поняла, какая вы хорошая, чтобы она оценила вас, наконец, по достоинству»). При работе с уточняющими и углубляющи­ми формулировками главное - не выходить за пределы очевидного, каждый шаг должен логично следовать из предыдущего;

- использование интерпретаций поведения клиента в связи с теми или иными базовыми человеческой природе эмо­циями. Ю.Е. Алешина предлагает пользоваться двумерной моделью пространства человеческих прояв­лений, где одна из координат - ось любви, а другая -ось власти. Согласно распространенным на Западе взглядам большая часть человеческого поведения оп­ределяется этими базовыми эмоциями и потребностя­ми, с ними связанными. Поэтому данная модель может служить удобным пособием для построения интерпре­таций. Например, психолог спрашивает клиентку, по­чему она молчит, когда свекровь кричит на нее. Кли­ентка отвечает: «Не могу же я унижаться!» Интерпре­тация психолога: «Т.е. ваше молчание в отношениях со свекровью - попытка не унижаться, а так или иначе возвыситься над ней».

- перефразирование, то, что было негативным, основани­ем для беспокойства и переживаний, должно стать при­чиной положительных эмоций, способных если не пол­ностью снять негативные переживания, то существенно уменьшить их значимость и интен­сивность.

4. Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осу­ществляется через:

- вербальный (словесный) контакт - через подбадрива­ние, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобре­ния, ага-реакцию.

- невербальный (несловесный) контакт - через контакт глаз, выражение лица, позу тела, тон и громкость голоса, использование паузы:

 контакт глаз - не следует навязывать взгляд в глаза клиенту, но тем не менее необходимо смотреть на клиента, а не в сторону;

- выражение лица должно являть собой доброжелательное внимание, не выдавать растерянности и смятения, а выражение спокойствия и уверенности оказывает психологическое воздействие, уже само по себе прино­сит терапевтический эффект;

- поза тела не должна быть напряженной (сидит на краешке стула, руки с на­пряжением сжимают ручки кресла, непривычность и неестественность позы) или закрытой (традиционно закрытость позы связывают со скрещенными руками или ногами) - поза консультанта влияет на позу клиента;

 - тон голоса - доб­рожелательный, громкость голоса регулировать, приглушенный го­лос в большей мере способствует возникновению у собе­седника ощущения доверительности, интимности;

- наличие пауз подчеркивает значительность ска­занного, необходимость осмыслить и понять, создает ощущение неторопливости, продуманности про­исходящего. С точки зрения Ю.Е. Алешиной (1993), консультанту следует выдерживать паузу практически после любого выска­зывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает возможность добавить к тому, что сказано, поправить, уточнить. С помощью паузы можно избежать ситуации, когда клиент и кон­сультант начинают бороться друг с другом за право вста­вить слово, что-то сказать. Начинающим психологам-консультантам рекомендуется поэкспериментировать с тем, что значит пауза для них, наблюдая за секундной стрелкой часов, состоянием своим и клиента во время пауз.

 

Этапы ведения консультативной беседы («этап» - отдельный момент, стадия в разви­тии чего-либо) описывали и разбирали Ю.Е. Алеши­на (1999, 1993), Г. С. Абрамова (2001), П.П. Горностай и С. В. Васьковская (1995), Р.-А.Б. Кочюнас (1999) и многие другие. В нашем описа­нии этапов психологического консультирования мы взяли за основу модель Ю.Е. Алешиной, модифицировав и расширив ее, сделав более логичной и понятной, однако, в реальности редко возникает возможность до конца и последова­тельно выполнять требования какой-либо одной модели. Жизнь слишком многообразна, но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультан­та к консультативному процессу.

 

Систему приемов и методов беседы можно условно разделить на четыре этапа:

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы, длительность данного этапа 5-10 мин при средней продол­жительности одной консультативной беседы 45 мин - 1ч 10 мин. На протяжении этого этапа психолог-консультант вы­полняет следующие действия:

- Можно встать навстречу клиенту или встретить его в две­рях кабинета, что будет восприниматься клиентом как де­монстрация доброжелательности и заинтересованности.

- Желательно подбадривать клиента словами типа «Прохо­дите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».

- После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45-60 сек, чтобы он мог собраться с мыслями и оглядеться.

- После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне вас называть? » После этого необходимо представиться кли­енту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая по­зволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не расте­ряться неожиданно под впечатлениями первого знаком­ства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что вас привело ко мне?» С произнесения этой фразы начина­ется следующий этап психологического консультирова­ния.

 

Этап 2 - расспрос клиента длительностью 25-35 мин. при средней продол­жительности консультативной беседы 45 мин - 1ч. 10 мин. Дан­ный этап можно условно разбить на два подэтапа: формирование консультативных гипотез, проверка консультативных гипотез.

  А) Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Формирование консультативных гипотез»

1. Эмпатическое слушание - чуткое вос­приятие внутреннего мира другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Способность к эмпатии формируется по мере раз­вития опытности консультанта.

2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса, не вступать в споры с клиентом, не перебивать

3. Структуирование беседы, объяснение клиенту – зачем задаются вопросы, краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного.

4. Осмысление того, что говорит клиент, гипотеза – основание, предположение. Однако психологу-консуль­танту необходимо выявить суть этих затруднений, сфор­мулировав их как психологическую проблему (перевод запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации).

На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, по­буждая клиента к активному и довольно спонтанному (само­произвольному, без участия воли психолога и клиента) расска­зу. Одновременно он старается осмысливать ситуацию и фор­мулировать консультативные гипотезы. Когда у него формиру­ется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию - задавать конкрет­ные вопросы, направленные на проверку консультативных ги­потез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиен­та услышать что-либо от консультанта; он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивно­го состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез второго подэтапа второго эта­па консультативной беседы.

Б) Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Проверка консультативных гипотез» можно избрать два алгоритма:

- начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточ­нение возникших у консультанта идей;

- изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию) и спро­сить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, т.е. она максимально индивидуализируется.  Но и в том и в другом случае для того, чтобы гипотеза кон­сультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две-три конкретные ситуации, которые должны быть:

а) тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента;

б) типичны для жизни клиента;

в) желательно развернуты, описывать негативные, позитив­ные и нейтральные характеристики отношений.

Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе от­печатков субъективности, односторонности, тем больше воз­можностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают дей­ствительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежа­щих в основе проблем. После того как психолог-консультант проверит свои гипоте­зы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия - начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.

Этап 3-  оказание воздействия продолжительностью - 5-10 мин при сред­ней продолжительности консультативной беседы 45 мин -1ч. 10 мин. Данный этап можно условно разделить на два подэтапа: коррекция установок клиента и коррекция поведения клиента.

А) Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Коррекция установок клиента» эффективна, если в сознании клиента обозначится следующая це­почка событий:

а) чувство или переживание клиента, дли­тельно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценно­сти прожитой жизни и т. д.);

б) неадекватные средства, изби­раемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях;

в) негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Производится коррекция для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал их неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. Цель - создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы

Результатом работы психолога-консультанта на первом подэтапе третьего этапа психологического консульти­рования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установ­ка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реали­ям возникшей ситуации способов поведения. Переход собствен­но к коррекции поведения - начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.

Б) Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Коррекция поведения клиента» направлена на то, чтобы результатом работы на этом подэ­тапе был детально разработанный план позитивного реагиро­вания клиента.

Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близ­ких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативу своему поведению именно сам, чтобы она органично вырастала из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы кли­енту.

Разработка плана конкретного позитивного реагирова­ния клиента предполагает, что в психологической консуль­тации психолог и клиент детально спланируют, где и ко­гда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуж­дены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.

Этап 4 - завершение консультативной беседы продолжительностью - 5-10 мин при средней продол­жительности консультативной беседы 45 мин - 1 ч 10 мин. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема).

2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших от­ношений клиента с консультантом или другими необходи­мыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время их приема. Формулируется задачи последующих встреч и их количество. Обсуждается вопрос домашних заданий

3. Прощание консультанта с клиентом. Клиента следу­ет проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть кли­ента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.

 

Простейшие приемы консультирования - нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Нерефлексивное слушание – простейший прием и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника, это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации консультант может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами или междометиями. Нерефлексивное слушание больше всего подходит к напряженным ситуациям, когда клиент бывает возбужден, его мало интересует мнение консультанта, он хочет выговориться.

Рефлексивное слушание включающее некоторые приемы, которыми должен владеть консультант:

- выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями: «Пожалуйста, объясните это..», «Я не понял, что Вы имели в виду…»;

- уточнение: слушающий просит дополнений, разъяснений, чтобы более точно понять намерения и интересы партнера;

- перефразирование, пересказ того, что сказал собеседник, своими словами; в начале беседы более полно, далее - выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным. При неправильном или неточном понимании со стороны говорящего возможны коррекция и дополнения, после особенно длинной реплики собеседника уместно подвести итоги;

 - дальнейшее развитие мыслей собеседника, но только в рамках высказанного собеседником смысла, в противном случае это переходит в игнорирование;

- резюмирование – значит подытожить основные идеи чувства говорящего: «Как я понимаю, вашей основной идеей является…», «Мне было очень приятно услышать это», «Меня беспокоит, что мы с вами...»;

- замечания о ходе беседы, например: «Пора приступать к предмету разговора», «Я думаю, мы с вами нашли решение проблемы» и т.д.

Процесс консультирования  имеет ряд стадий:

1 этап – установление контакта и ориентирование клиента на работу.

2 этап – сбор информации о клиенте, решение вопроса «В чем проблема».

3 этап – осознание желаемого результата, ответ на вопрос «чего вы хотите добиться?».

4 этап – выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как «Что ещё можно сделать по этому поводу?»

5 этап интервью – это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

Основным методом психологического консультирования является интервью (англ. – беседа, встреча). Именно интервью может служить моделью, на которой четко прослеживается стадийность консультативного процесса. Термин «интервью» в психологии трактуется как способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизированное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами).

 Стадии консультативного процесса в трактовке ученых-психологов представлены в таблице

Таблица   10       

 

Г. Хэмбли Р. Мэй Г.С. Абрамова В.Ю. Меновщиков
Установление отношений доверия (раппорт и близость) Установление контакта (раппорта)   Установление контакта   Установление кон- такта (первичая диагностика)
Исследование Чтение характера   Сбор информации   Исследование осознание задачи (вторичная диаг-ностика)
Решение (вывод) Исповедь Осознание же-лаемого результата Перебор гипотез
    Толкование   Выработка аль- тернативных решений Решение и выход из контакта  
    Трансформация личности   Обобщение- резюме, переход от обучения к действию    

 

Попытаемся теперь рассмотреть каждую из стадий консультирования более подробно.

Стадия установления контактов начинается еще до встречи консультанта и клиента. Все начинается тогда, когда клиент получает какую-либо информацию о консультативном центре или конкретном консультанте. Более того, можно говорить о том, что процесс консультирования предопределен интраконцепцией клиента («мифом о помощи»). Уже от того, как называется центр – «Белая магия» или «Эскулап» либо как-то иначе, во многом будут зависеть состав клиентов центра, их ориентации и другие составляющие консультативного процесса. Вопросы имиджа центра и имиджа отдельных психологов настолько сложны и объемны, что им стоит посвятить отдельную работу. Мы ограничимся лишь примерным перечислением внешних факторов, которые на консультативный процесс (скрещенные на груди руки; голова, лежащая на ладони, вызывает полное отсутствие интереса и т. п.).

Способствует контакту и в конечном итоге установление «рабочего альянса» и эмпатия. Рабочий альянс на ранней фазе консультирования должен включать три компонента: общая цель; единые задачи; развитие личной связи между клиентом и консультантом. Для оценки этих компонентов предлагается специальный опросник. Другая сторона, на которую следует обратить самое пристальное внимание на первой стадии консультирования - это первичная психодиагностика, то, что Р. Мэй называет «чтение характера». Он пишет: «Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие, как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и на первый взгляд случайные движения тела». Уже на первой стадии консультирования, только завязывая контакт с клиентом, консультант может получить массу ценной информации о личности клиента, его мотивации и т. п.

Стадия сбора информации и осознания желаемого результата, условно называемая нами «исследование и осознание проблемы», делится на два относительно самостоятельных процесса, сходных с тем, что Р. Мэй называет «исповедь и толкование», а Г. Хэмбли - «выслушивание и рефлексия». Действительно, сердцевину первой фазы второй стадии составляет «исповедь» клиента - спонтанный рассказ о том, что привело его в психологическую консультацию», какие люди вызвали у него определенные чувства, которые привели к ситуации психологического тупика, требующей посторонней оценки, сочувствия, поддержки или совета...

    

По мнению В.В. Столина, спонтанно высказанные жалобы клиента могут быть структурированы следующим образом:

Локус жалобы, который делится на субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется).

По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

- на ребенка (его поведение, развитие, здоровье...);

- на семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», не так»);

 -на супруга (его поведение, особенности) и супружеские (нет взаимопонимания, любви и т. д.);

- на самого себя (свой характер, способности, особенно);

- на третьих лиц, в том числе на совместно проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

- на нарушение психического или соматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

- на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т. п.;

- на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);

- на индивидуальные психические особенности (сверх-активность, медлительность, «безволие» и т.п., для ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т. п. для супруга);

- на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

- на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т. д.)

Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:

«3лая воля» - негативные намерения лица, о котором идет речь, выступающего как причина нарушений или как вариант — указание на непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их.

«Психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психическим больным.

«Органический дефект» - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного.

«Генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как то, наследственности со стороны разведенного супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; к супругу — со стороны родных, с которыми конфликтные взаимоотношения).

«Индивидуальное своеобразие» — понимание тех или иных поведенческих особенностей.

«Собственные неверные действия» — оценка собственного настоящего или прошлого поведения (в том числе как воспитателя, супруга).

«Собственная личностная недостаточность»-тревожность, неуверенность, пассивность и т.п. и, как следствие - неправильное поведение.

«Влияние третьих лиц» — родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей.

«Неблагополучная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг - для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. - для себя или супруга.

«Направление» («Меня к вам направили...» и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Называются следующие наиболее распространенные проблемы:

- Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т. д.).

- Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т. п.).

 - Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т. д,).

- Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т. п.).

- Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т. п.).

- Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.

Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. (Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимает, не умеет и т. п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т. п.)

Запрос - это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации, обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос скорее всего будет — «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы,

можно выделить следующие виды запросов:

- Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?», «Я - хороший человек, не правда ли?», «Мое решение правильно, не правда ли?»).

- Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?*).

- Просьба об информации («Что известно об этом?»).

- Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»).

- Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка?).

- Просьба в оказании влияния на члена семьи или в его изменении в интересах лица, о котором идет речь («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»).

-Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «3аставьте его больше любить и уважать меня»).

Расхождение наблюдается при анализе запроса. Например, явное содержание запроса - просьба о помощи: «Что делать, если он мне изменяет?», а скрытое - просьба об оказании влияния в собственных интересах: «Помогите мне его удержать». Следует отметить, что скрытое содержание - это не бессознательное вытеснение содержания, это лишь недоговоренное содержание. Тактически правильно уже при первой встрече делать попытки перевести скрытое содержание в явное (соответственно формулируя вопросы). Как правило, реакция клиентов в таком случае положительная.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назвать основные методы социально – психологической диагностики проблем молодой семьи.

2. Назовите основные методы социально – психологической диагностики проблем семьи.

3. Проведите сравнительный анализ простейших приемов консультирования.

4. В чем специфика организации консультативной беседы?

5. Дать характеристику организации и этапам индивидуального психологического консультирования   

6. Назвать стадии консультативного процесса

 

Список используемой литература

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.

3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993.

4. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.

5. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.

7. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, в 2- ух томах: Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2000.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.