Раздел VIII . Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел VIII . Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей.

Вопросы для самоконтроля

1. Назвать виды и направления, оказываемого семье консультирования  

2. Назвать классификационные критерии семейного и психологического консультировании

3. Назвать типы клиентов и их ориентации в консультировании

4. Назвать классификации клиентов

5. Каковы основные позиции психолога-консультанта в зависимости от типа клиента

6. Назвать предмет социально-педагогического консультирования

7. В чем проявляются основные позиции консультанта в решении вопросов личной агрессии супругов?

8.  Каково влияние особенностей темперамента психолога-консультанта на характер и эффективность консультативного процесса?

 

Список используемой литературы

1 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

2 Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.

3 Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии, 1993

4 Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. М.: Интор, 1997

5 Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6 Словарь по социальной педагогике /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский Центр «Академия, 2002.

7 Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. –М.: ТЦ Сфера, 2004.

8 Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой М.А. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 200.

9 Столин В.А. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии, 1987, № 6

10 Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, в 2- ух томах: Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2000.

11 Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000г.

12 Хорни К. Женская психология. М., 1993.

Вопросы для самоконтроля

1. Назвать основные методы семейного консультирования

2. Назвать основные методики, техники обучения технологиям психолого-педагогического обеспечения социальной ра6оты с семьей.

3. Перечислите основные технологии сопровождения деятельности специалиста по работе с семьей.

4. Назовите основные методики сбора психолого-педагогической информации о семье по системе индикаторов жизнедеятельности семьи.

5.  Раскройте исследовательские подходы в семейной диагностике

6.  В чем сущность перспективного развития методик, техник, технологий социальной работы с семьей.

7. Перечислить поэтапные методики изучения семьи и ее роль в возникновении и течении нервно-психических расстройств.

8. 2. Какая дифференциальная диагностика семейных проблем, способствует оказанию профессиональной помощи семье?

Список используемой литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.

3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993.

4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Уч. пособие. – М.: Просвещение, 1991.

5. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.

6. Леви В.И. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993.

7. Психология семьи. Хрестоматия. Изд. Дом «Бахрах-М», Самара, 2002.

8. Словарь по социальной педагогике /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский Центр «Академия, 2002.

9. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. –М.: ТЦ Сфера, 2004.

10. Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой М.А. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 200.

11. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.

12. Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988.

 

Таблица   10       

 

Г. Хэмбли Р. Мэй Г.С. Абрамова В.Ю. Меновщиков
Установление отношений доверия (раппорт и близость) Установление контакта (раппорта)   Установление контакта   Установление кон- такта (первичая диагностика)
Исследование Чтение характера   Сбор информации   Исследование осознание задачи (вторичная диаг-ностика)
Решение (вывод) Исповедь Осознание же-лаемого результата Перебор гипотез
    Толкование   Выработка аль- тернативных решений Решение и выход из контакта  
    Трансформация личности   Обобщение- резюме, переход от обучения к действию    

 

Попытаемся теперь рассмотреть каждую из стадий консультирования более подробно.

Стадия установления контактов начинается еще до встречи консультанта и клиента. Все начинается тогда, когда клиент получает какую-либо информацию о консультативном центре или конкретном консультанте. Более того, можно говорить о том, что процесс консультирования предопределен интраконцепцией клиента («мифом о помощи»). Уже от того, как называется центр – «Белая магия» или «Эскулап» либо как-то иначе, во многом будут зависеть состав клиентов центра, их ориентации и другие составляющие консультативного процесса. Вопросы имиджа центра и имиджа отдельных психологов настолько сложны и объемны, что им стоит посвятить отдельную работу. Мы ограничимся лишь примерным перечислением внешних факторов, которые на консультативный процесс (скрещенные на груди руки; голова, лежащая на ладони, вызывает полное отсутствие интереса и т. п.).

Способствует контакту и в конечном итоге установление «рабочего альянса» и эмпатия. Рабочий альянс на ранней фазе консультирования должен включать три компонента: общая цель; единые задачи; развитие личной связи между клиентом и консультантом. Для оценки этих компонентов предлагается специальный опросник. Другая сторона, на которую следует обратить самое пристальное внимание на первой стадии консультирования - это первичная психодиагностика, то, что Р. Мэй называет «чтение характера». Он пишет: «Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие, как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и на первый взгляд случайные движения тела». Уже на первой стадии консультирования, только завязывая контакт с клиентом, консультант может получить массу ценной информации о личности клиента, его мотивации и т. п.

Стадия сбора информации и осознания желаемого результата, условно называемая нами «исследование и осознание проблемы», делится на два относительно самостоятельных процесса, сходных с тем, что Р. Мэй называет «исповедь и толкование», а Г. Хэмбли - «выслушивание и рефлексия». Действительно, сердцевину первой фазы второй стадии составляет «исповедь» клиента - спонтанный рассказ о том, что привело его в психологическую консультацию», какие люди вызвали у него определенные чувства, которые привели к ситуации психологического тупика, требующей посторонней оценки, сочувствия, поддержки или совета...

    

По мнению В.В. Столина, спонтанно высказанные жалобы клиента могут быть структурированы следующим образом:

Локус жалобы, который делится на субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется).

По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

- на ребенка (его поведение, развитие, здоровье...);

- на семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», не так»);

 -на супруга (его поведение, особенности) и супружеские (нет взаимопонимания, любви и т. д.);

- на самого себя (свой характер, способности, особенно);

- на третьих лиц, в том числе на совместно проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

- на нарушение психического или соматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

- на ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т. п.;

- на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);

- на индивидуальные психические особенности (сверх-активность, медлительность, «безволие» и т.п., для ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т. п. для супруга);

- на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

- на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т. д.)

Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:

«3лая воля» - негативные намерения лица, о котором идет речь, выступающего как причина нарушений или как вариант — указание на непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их.

«Психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психическим больным.

«Органический дефект» - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного.

«Генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как то, наследственности со стороны разведенного супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; к супругу — со стороны родных, с которыми конфликтные взаимоотношения).

«Индивидуальное своеобразие» — понимание тех или иных поведенческих особенностей.

«Собственные неверные действия» — оценка собственного настоящего или прошлого поведения (в том числе как воспитателя, супруга).

«Собственная личностная недостаточность»-тревожность, неуверенность, пассивность и т.п. и, как следствие - неправильное поведение.

«Влияние третьих лиц» — родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей.

«Неблагополучная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг - для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. - для себя или супруга.

«Направление» («Меня к вам направили...» и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Называются следующие наиболее распространенные проблемы:

- Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т. д.).

- Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т. п.).

 - Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т. д,).

- Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т. п.).

- Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т. п.).

- Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.

Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. (Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимает, не умеет и т. п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т. п.)

Запрос - это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации, обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос скорее всего будет — «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы,

можно выделить следующие виды запросов:

- Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?», «Я - хороший человек, не правда ли?», «Мое решение правильно, не правда ли?»).

- Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?*).

- Просьба об информации («Что известно об этом?»).

- Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»).

- Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка?).

- Просьба в оказании влияния на члена семьи или в его изменении в интересах лица, о котором идет речь («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»).

-Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «3аставьте его больше любить и уважать меня»).

Расхождение наблюдается при анализе запроса. Например, явное содержание запроса - просьба о помощи: «Что делать, если он мне изменяет?», а скрытое - просьба об оказании влияния в собственных интересах: «Помогите мне его удержать». Следует отметить, что скрытое содержание - это не бессознательное вытеснение содержания, это лишь недоговоренное содержание. Тактически правильно уже при первой встрече делать попытки перевести скрытое содержание в явное (соответственно формулируя вопросы). Как правило, реакция клиентов в таком случае положительная.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назвать основные методы социально – психологической диагностики проблем молодой семьи.

2. Назовите основные методы социально – психологической диагностики проблем семьи.

3. Проведите сравнительный анализ простейших приемов консультирования.

4. В чем специфика организации консультативной беседы?

5. Дать характеристику организации и этапам индивидуального психологического консультирования   

6. Назвать стадии консультативного процесса

 

Список используемой литература

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.

3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993.

4. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.

5. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.

7. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, в 2- ух томах: Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2000.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы тенденции развития современных исследовании семейно – брачных отношений?

2. В чем специфика подготовки современной молодежи к семейной жизни?

3. Какие используются основные методы консультирования одиноких людей?

4. Дайте характеристику границам семейных субсистем: ригидной, диффузной и четкой.

5. Чем объясняется тенденция развития альтернативных форм  брачно–семейных отношений?

6. В чем проявляются структурные модели системы поддержания структуры семьи?

7. Каковы особенности субсистем супружеской пары, родителей, детей (сиблингов)? 

8. Как выявлить ключевые проблемы семьи?

9. Каковы основные цели психологической помощи семье ?

 

Список используемой литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

3. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.

4. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб.: Из-во С.-Петер. Ун-та, 2004.

5. Психология семьи. Хрестоматия. Изд. Дом «Бахрах-М», Самара, 2002.

6. Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой М.А. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 200.

7. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.

8. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, в 2- ух томах: Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2000.

9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000г.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие используются диагностические методики, ориентированные на комплексное изучение семьи и внутрисемейных отношений?

2. Основные технологии сопровождения деятельности специалиста по работе с семьей, имеющей детей.

3. Охарактеризуйте специфические особенности консультирования родителей агрессивных детей.

4. В чем особенности консультирования семей с младенцами, детьми раннего и дошкольного возраста?

5. Каковы особенности проблем детей младшего школьного возраста ?

Список используемой литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

2. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. - М., 1995.

3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Уч. пособие. – М.: Просвещение, 1991.

4. Зверева О.А., Ганичева А.Н.. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Леви В.И. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993.

6. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб.: Из-во С.-Петерб ун-та, 2004.

7. Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой М.А. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 200.

8. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.

9. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, в 2- ух томах: Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2000.

10. Эйдемuллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. ­-СПб., 2000.

 

 


[1] Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб.: Из-во С.-Петер. Ун-та, 2004.

[2] Столин В.А. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии, 1987, № 6

[3] Хорни К. Женская психология. М., 1993.

 

[4] Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии, 1993

 

[5] Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии, 1993

 

[6] Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. М.: Интор, 1997

[7] Трапезникова Т.М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988.

 

 

[8] Алешина Ю.Е.. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

 

[9] Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб.: Из-во С.-Петер. Ун-та, 2004.

 

 

[10] Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод. пособие в помощь работникам социальных служб. – М.: ННН семьи, 1998.

 

[11] Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

 

[12] Елизаров В.А. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003

[13] Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

 

[14] Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. – СПб.: Из-во С.-Петерб ун-та, 2004.

 

 


Раздел VIII . Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 212.