Основные направления и виды семейного консультирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.:

1. По социальным вопросам [1]:

- специалистами Центров помощи семье и детям осуществляется разъяснение по конкретным видам и формам социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг; содействие в оказании поддержки семье и отдельным гражданам в решении проблем их самообеспечении, реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций; консультирование родителей по вопросам социальной реабилитации детей с ограниченными умственными и психическими возможностями; оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; пропаганда и внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий; разъяснять гражданам о комплексных и индивидуальных региональных социальных программах и направлять обратившихся и нуждающихся к соответствующим специалистам для дальнейшего решения вопроса; о применении законодательных документов по вопросам льгот, монетизации, санаторно-курортного лечения, оздоровления и т.д.

- специалисты учреждений и организаций социальной защиты населения консультируют и оказывают содействие в решении проблем социальной помощи, поддержки и защиты семей, находящихся в трудной жизненной, социально-опасной и экстремальной ситуациях; разъясняют и проводят в пределах своей компетентности индивидуальную профилактическую работу с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними;

-специалисты социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, проводят беседы с их родителями или лицами, их заменяющими; содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; проводят беседы с родителями и лицами, их заменяющими по основным воспитательным функциям семьи и вопросам осуществления родительских обязанностей и ответственности за ненадлежащее их исполнение;

- специалисты социальных приютов для детей обеспечивают не только временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, но и консультируют родителей по психолого-педагогическим вопросам, особенностям детско-родительских взаимоотношений и возрастным особенностям детей, проводят беседы с родителями, близкими и родственниками детей, попавшими в приют;

- специалисты центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенных для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей консультируют и оказывают им содействие в дальнейшем устройстве.

2. По социально-правовым вопросам:

- специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее –КДНиЗП) органов местного самоуправления осуществляют консультирование родителей и детей по предупреждению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, координации усилий субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений по контролю за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних; осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних; разъясняют правовые нормы и меры по воздействию в отношении несовершеннолетних и их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и субъектов РФ;

- специалистами по охране прав несовершеннолетних муниципальных региональных образований осуществляется работа и в том числе -консультирование семей и детей в области личных неимущественных и имущественных прав ребенка, по вопросам социально-правовой, жилищной, правовой защите прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся в социально-опасном положении детям и нуждающимся семьям;

 - специалисты правоохранительных учреждений проводят разъяснительную работу среди родителей нормы семейного, гражданского, административного и уголовного законодательства; обеспечению безопасности личности; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; беседы профилактического характера; посещают семьи по месту жительства с целью обследования жилищно-бытовых условий; предотвращают применение к детям недопустимых методов воспитания и обращения, т.е. все виды физического и психического насилия над детьми; выясняют обстоятельства совершения правонарушения и принимают конкретные меры к родителям и детям и т.д.

- специалисты правозащитных ведомств, организаций и учреждений осуществляют надзор по вопросам охраны, поддержки, защиты конституционных прав семьи и детей путем разъяснения и применения общенадзорных, гражданско-правовых, уголовно-правовых средств по обнаружению и устранению допущенных нарушений трудового и жилищного права, права на образование; осуществляют надзор за соблюдением требований семейного законодательства;

- специалисты муниципалитетов и региональных правительственных и государственных организаций осуществляется консультирование семей по административно-правовым вопросам;

- специалисты общественных и негосударственных организаций привлекают к семейному консультированию лучших специалистов и волонтеров (высокая самоотдача и креативность персонала, работающего «ради идеи», а не только за вознаграждение; они лишены ведомственной подчиненности; более мобильны, гибки и обладают инициативой, восприимчивы к изменяющимся условиям, более глубоко и предметно знают положение дел на местах и в семьях своих подопечных);

- специалисты бюро актов гражданского состояния (ЗАГС) осуществляют консультирование семей по вопросам семейно-брачных отношений, регистрации супружеских пар, усыновление детей, оформление установления наследственных связей, изменение фамилии и имени, установление подлинности документов семьи и т.д.

 3. По социально-педагогическим вопросам осуществляется консультирование:

 - учителями и преподавателями учебных дисциплин по организации помощи в обучении, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей и т.д.; 

- социальные педагоги дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования консультируют по вопросам педагогической и социально-психологической подготовки родителей к воспитанию будущих школьников; социально-педагогического сопровождения детей с особыми нуждами и их семей; вопросам взамоотношения различных поколений в семье, методах педагогического воздействия на детей, формировании позитивных отношений между детьми и взрослыми; социально-психологическим проблемам воспитания «трудных» подростков, проблемам отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка; организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье; подготовки детей дошкольного возраста к занятиям в школе; наиболее распространенных ошибках родителей в воспитании детей, особенностям воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и т.д.;

 - классными воспитателями осуществляется помощь в воспитании родителям, организации воспитательных функций класса, группы детей и т.д.   

 4. По социально-медицинским вопросам:

- медицинские работники образовательных учреждений распространяют санитарно-гигиенические знания среди детей и родителей, пропагандируют здоровый образ жизни; разъясняют и проводят медико-педагогические мероприятия по формированию функциональной готовности ребенка к обучению; предотвращению школьной дезадаптации; осуществляют контроль за течением школьной адаптации и проведением медико-педагогической коррекции; т.д., 

- медицинские работники центров планирования и репродукции семьи и женских консультаций осуществляют консультирование по вопросам охраны здоровья матери и ребенка, планированию семьи и её естественной репродукции, подготовке к отцовству и материнству, профилактике женских и мужских заболеваний; обзору законодательства об охране материнства и детства; раннему выявлению аномального материнства и т.д.;

- в учреждениях здравоохранения, поликлиниках и больницах проводится адресное сопровождение соматического состояния всех членов семьи, особое внимание уделяется детям и новорожденным; пропаганде здорового образа жизни, лечению и профилактике семейных и детских болезней; принимаются меры употребляющим алкогольные, токсические и наркотические вещества; своевременно принимаются меры по сохранению жизни и здоровья детей, находящихся в социально-опасном положении.

5. По социально-психологическим и психологическим вопросам:   

- психологи образовательных учреждений консультируют родителей по вопросам школьной и средовой адаптации, преодолению школьных учебных проблем и вопросов межличностного общения, профилактике школьной и средовой дезадаптации, созданию психолого-педагогических условий благоприятной адаптации учащихся,

- психологи центров помощи семье и ребенку  консультируют родителей по особенностям детско-родительских взаимоотношений, регулирований семейно-брачных отношений, супружеской адаптации и т.д.

- психологи реабилитационных центров и детских приютов: психологическая коррекция и помощь детям и семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, психологическая реабилитация детей;

- психологи производственных предприятий и учреждений: изучение психологического климата трудовых коллективов; кадровая подготовка, изучение и подбор административно-кадрового состава, изучение производственного потенциала работников, вопросы психологической адаптации сотрудников и регулирование межличностных взаимоотношений.

 

Консультативную психологию можно определить как раз­дел современной науки, направленной на изучение структуры и закономерностей процесса психологического консульти­рования. Вне зависимости от того, как трактовать психологическое консультирование, очевидно, что этот вид деятельности на на­стоящем этапе развития общества является реальностью, тре­бующей своего изучения. Возникновение консультативной психологии подготовлено всем ходом развития психологии, вплоть до начала XXI века. На разных этапах развития психологии возникали и стано­вились актуальными различные ее отрасли. Психологическая наука зародилась как наука о закономерностях психической деятельности, направленная на изучение такого сложного объекта, как психика.

Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики. Трудно дать четкое определение этому виду деятель­ности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет рядовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя семейное консультирование по вопросам супружеских и детско-родительских отношений, ибо в какой бы сфере человек не работал, эти проблемы существовали и существуют. Наиболее широкой сферой применения психоло­гического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими па­рами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся, вступающим в брак и т.д.

Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования которым работа не может быть успешной. По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего - не вреди». Независимо от формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.

Типы консультирования существуют в ряде других профессиональных областей, крайне отличных от психологии - технических, а также более близких к ней естественно-научных и гуманитарных. Например, врачебное консультирование, юридическое, управленческое и т. д.

    

Классификационные критерии семейного и психологического консультировании подразделяются по возрасту клиента, классификации процесса, виду, основной сфере приложения.

1. По возрасту - согласно возрастной периодизации, принятой в России:

 - младенчество (от рождения до 1 года).

 - преддошкольное детство (1-3 года).

- дошкольное детство (3-6 лет).

 - младший школьный возраст (6-10 лет).

- подростковый возраст (10-15 лет).

- юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет); второй период (17-21 год).

 - зрелый возраст: первый период (21-35 лет); второй период (35-60 лет).             

 - пожилой возраст (60—75 лет). 

 - старческий возраст (75—90 лет).

 - долгожители (90 лет и старше).

По данным исследований Норильского отдела защиты детства наиболее часты обращения за консультативной помощью возрастной категории людей от 26 до 35 лет. Ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для решения психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода. Консультирование ребенка до 15-летнего возраста бессмысленно, т.к. он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью, личность не сформирована и детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. Применительно к людям пожилого и особенно старческого возраста консультирование также с каждым прожитым годом все более утрачивает свои позиции, как и потребности, соответствующие возрасту и сама личность меняются таким образом, что человек вновь все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

2. По классификации консультативного процесса - пространство, пространственная организация консультации, с этой точки зрения можно выделить два вида консультирования:

- контактное (очное), когда психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу;

- дистантное консультирование (заочное), которое подразделяется на телефонное и письменное;

3. Индивидуальное или групповое консультирование (с двумя и более клиентами)

4. По основной сфере приложения – могут быть выделены следующие виды психологического консультирования: школьное консультирование, профессиональное, семейное и супружеское, ориентированное на конкретные проблемы личности и т. д.

Типы проблемных ситуаций и основные проблемные ситуации, наиболее часто разрешаемые на консультации: детско-родительские взаимоотношения; супружеские и семейные отношения; школьные проблемы; проблемы на работе; взаимоотношения с друзьями; духовные проблемы; выбор жизненного пути; проблемы общения; одиночество; финансово-бытовые проблемы; сексуальные проблемы; соматическое здоровье; психические заболевания; эмоциональные расстройства; наркотическая зависимость. Опыт работы службы Телефонов Доверия гг. Москвы, С.-Петербурга, Одессы, Норильска, Перми свидетельствует о том, что проблемы отечественных клиентов отличаются разнообразием. Американской психологической ассоциацией выделен длинный список проблем консультирования в США: консультирование детей, юношества и студентов колледжей; развитие (жизнь) взрослых и пожилых; смерть и умирание; злоупотребление различными веществами; пищевые расстройства; проблемы сексуальных меньшинств, СПИД; аутизм; расстройства слуха и зрения, бесплодие; фобии; расстройства личности, профессиональное консультирование, юридические, религиозные проблемы и многое другое.

 

Типы клиентов и их ориентации выделены В.В. Столиным[2]:

- деловая ориентация, которая существует в двух основных видах:

а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы («Вы сделаете все возможное...» и «Я сам готов сделать все, что вы мне скажете»);

б) неадекватная — клиент преувеличивает возможности консультанта («Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...»).

 - рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

а) «обаятельный рантье» - клиент считает, что его откровенность, его страдания, его обаяние и доверие к консультанту — это тот капитал, на который он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта («Ну, теперь вы все знаете — и скажете мне, что делать дальше»);

б) «требовательный рантье» — клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации («Ну вот, теперь вы все знаете и теперь это ваша забота - вам за это деньги платят»).

 - игровая ориентация – клиент обратился для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии ...как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию («Посмотрим, такой ли вы специалист...»).

Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые «экзаменационные вопросы». В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует («Вы согласны, что решения нет?»). Если консультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: «Разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?» Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же предложит: «Вот видите, и мы не лыком шиты и разбираемся в жизни получше вас»[3]. Только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Устойчивость (крайняя ригидность, жестокость) рентных и игровых ориентаций является показателем того, что клиент нуждается не в консультировании, а в психотерапии.

   

Классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними консультанта выявлены Н.Н. Обозовым[4]: по характеру запроса на психологическую помощь; по особенностям восприятия психических явлений; по способу работы со своими проблемами; в зависимости от пола клиента.      

По характеру запроса на психологическую помощь выделяются следующие типы клиентов: не уверенный и наоборот - уверенный в себе клиент, клиент все знающий и доверяющий только себе, клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувст­вия, «отдушину».

1.Не уверенный в себе клиент - много размышляет над си­туацией, много взвешивает, но никак не может принять реше­ние, избавиться от сомнений. Цель обращения к психологу - снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей принятие решений - сложный процесс, они не уверены в себе.

2.Уверенный в себе клиент - обращается для подтвержде­ния правильности своего уже готового понимания затрудни­тельного положения. От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зре­ния. Обращение к психологу и характер за­проса отражают сложившийся компромисс между сторонами внутреннего конфликта. По отношению к такому клиенту психологу-консультанту следует принять на себя роль ведо­мого, который только подсказками, предположениями помо­гает разобраться в ситуации.

3. Клиент все знающий и доверяющий только себе все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте; неглуп, но проблема в ха­рактере, склонен запускать свои проблемы. Таким людям в силу их резонерских особенностей нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка най­ти собеседника зачастую приводит их в консультацию. Доб­рожелательное участие по отношению к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей, создает благо­приятные возможности для смягчения ярко выраженных негативных черт характера.

4. Клиенты с потребностью выговориться, ищущий сочувст­вия, «отдушину» - часто это люди с не­легкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и страдаю­щие вследствие своей доброты. Советы по отношению к та­ким людям не обязательны, они могут даже оттолкнуть их, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Пере­ходить к оказанию этой помощи можно только в случае спе­циального запроса. Главное, в чем нуждаются клиенты подоб­ного типа - любовь, принятие, сочувствие. Но главное – слушание, это бывает не всегда легко, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойствен­ную естественному разговору и психологу-консультанту хочется «вставить свое слово», поделиться и сво­им мнением. Нельзя утверждать, что этого делать нельзя, но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать. При консульти­ровании на телефоне доверия в эту группу попадают многочис­ленные инвалиды - люди, которые подчас годами не могут по­кинуть свою комнату. Общение с ними может быть очень интересным и обогатить психолога-консультанта. Они имеют уникальную возможность много читать, следить за различного рода информацией, поступающей по каналам радио, телевиде­ния, чего большинство людей, вынужденных зарабатывать, лишены. Они с готовностью откликаются на просьбы консуль­танта отслеживать для него необходимую информацию.

 

По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы:

1.Рационалистичный, реалистичный, прагматически ори­ентированный клиент стремится к точному знанию информа­ции о себе и окружающих. Обратной стороной такого стремле­ния является то, что он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека, что трудно подда­ется объективации, рациональному анализу. Эти стороны дей­ствительности как бы дезорганизуют сложившийся склад лич­ности такого человека, поэтому относиться необходимо к ним скептически, как бы не замечать их, защи­щаться от них. Такого клиента интересуют количественные ха­рактеристики личности, факты, полученные в результате стро­гих научных экспериментов. Он особенно склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик (таких, как MMPI, опросник «16 личностных факторов» Рай­монда Кэттелла). Его интересует не то, что говорит в данный мо­мент консультант, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избе­жать негативного отношения к консультированию.

2. Интуитивно ориентированный, эмоционально-утончен­ный, эстетизированный клиент считает личность уникаль­ным, таинственным образованием. Его привлекают качествен­ные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути, интересуют глубинные механизмы психики, подсознательная природа человека. Обратной стороной лично­стной ориентации на интуитивное познание является непри­ятие рационального. Рациональное, объективное, полученное в ходе строгих научных экспериментов знание представляется такому человеку поверхностным, ограниченным, неуклюжим, неглубоким, малополезным и малоинтересным. Склонен дове­рять информации, полученной с помощью методик, более ори­ентированных на качественный анализ - тест Германа Роршаха, восьмицветный тест Люшера. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутренне­му голосу и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет.

 По способу поведения можно выделить следующие типы клиентов:

1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится пе­рестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане. Это наи­более желательный для психологов-консультантов тип клиен­тов.

2. Клиент, который в ситуации затруднения стремится соз­давать многообразные субъективно- личностные версии, при­званные сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Версии неуспешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтере­сованностью в данном виде деятельности. Например, студент, не сдавший как следует экзамены и отчисленный из вуза, мо­жет объяснять это невозможностью для него учиться вследст­вие необходимости зарабатывать деньги или же тем, что про­филь вуза не соответствовал его интересам. Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно- личностную версию. Можно говорить о различных приемах работы с клиентами этого типа. Создание субъектив­но-личностных версий - единственный известный такому че­ловеку способ справиться с ситуацией. В этом случае целесо­образно принять версию клиента, солидаризироваться с ним. Затем можно, напри­мер, использовать прием самораскрытия: рассказать о своем подобном опыте, о том, что чувствовал тогда, о том, как уда­лось разрешить трудности. Можно привести не свой, а про­сто известный психологу-консультанту опыт. Это должно обогатить клиента навыками конструктивного поведения в ситуации. В более тяжелых случаях требуется психотера­пия.

Влияние пола на процесс консультирования, приводимые Н.Н. Обозовым[5]: муж­чины и женщины имеют разные ожидания относительно пси­хологического консультирования. Соответственно, психологи-консультанты мужчины и психологи-консультанты женщины по-разному видят себя в роли психолога-консультанта, готовят себя к этой роли.

Женщины в большей мере стремятся к сопереживающему, сочувствующему стилю общения, обращая внимание в первую очередь на отзывчивость, чуткость. При описании эталона кон­сультанта они упоминают черты характера, темперамента, т.е. их интересуют особенности личностной организации специали­ста, оказывающего воздействие. Можно сказать, что женщины в большей степени ориентированы на эмпатический контакт, чем мужчины.

Мужчины в консультировании предпочитают эмоциональ­но нейтральный, рабочий стиль общения; они более ориенти­рованы на когнитивные аспекты ситуации, на психологиче­скую информацию. При описании эталона консультанта они делают упор на такие черты, как серьезность, внимательность, чувство долга. Было установлено, что мужчины-клиенты больше предпо­читают работать с мужчинами. Позиция женщин-клиентов нейтральнее, хотя и с некоторым предпочтением тоже своего пола. Но главное тут не пол, а способность к сочувствию.

Женщине-консультанту при работе с мужчиной можно ре­комендовать более ориентироваться на рабочий стиль отноше­ний, на подачу информации, на когнитивный анализ ситуа­ции. Мужчине-консультанту при работе с женщиной следует стре­миться к большему сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии. Н.Н. Обозов приводит сведения, согласно которым большая часть проблем у мужчин формируется в сфере их дея­тельности, у женщин - в семейно-брачных отношениях.

Влияние особенностей телосложения клиента на процесс консультирования:

Лица с атлетическим телосложением обычно стремятся до­минировать в общении и отношениях. Их шумное и самоуве­ренное поведение либо подавляет других, либо вызывает агрес­сивность со стороны таких же, как они. Все это может создавать проблемы в личной жизни и деловых контактах.

Лица с астеническим телосложением чаще имеют затрудне­ния в общественных и межличностных контактах за счет сво­его концентрированного, скрытого, субъективного мышления, своей интравертированности. Это, как правило, люди с высо­ким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие на большинство. Отсюда и возникают их трудности в личной и деловой жизни. Во-первых, они могут быть малопонятны для большинства окружающих. Во-вторых, они нетипичны, уни­кальны, поэтому им труднее найти путь к другому человеку. В психологическом консультировании (как, впрочем, и в жизни) с людьми астенического телосложения нужно быть предельно предупредительными. Межличностную дистанцию и доверительность общения они предпочитают регулировать сами, поэтому вопросы им следует задавать очень осторожно.

Женщины с пикническим телосложением с проблемами своей личной жизни справляются проще и сами, так как лег­кость в обращении и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми.

 

Позиции психолога-консультанта в зависимости от типа клиента

   В работе с перечисленными выше типами клиентов психо­лог может использовать различные ролевые позиции. Н.В. Самоукина[6] выделила и описала пять приемлемых позиций психолога-консультанта в консультативном диалоге примени­тельно к различным типам клиентов:

1. Психолог- «нейтральный советчик» выслушивает, задает вопросы, высказывает советы или рекомендации. Позиции «нейтраль­ный советчик» или «программист» подойдут для случаев, ко­гда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигент­ный человек.

2. Психолог-«программист» разрабатывает про­грамму для клиента: «Что делать», «Как делать», «Когда де­лать», например режим жизни школьника.

3. Психолог-«слушатель» в результате «разговора с хоро­шим и умным человеком» клиент получает облегчение, удовле­творение и, успокоившись, самостоятельно находит решение собственной проблемы. Позиция психолог-«слушатель» подойдет для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно слу­чившимися событиями.

4. Психолог-«зеркало» объясняет, что объек­тивно происходит, рисует для клиента объективное отраже­ние события, помогает понять его роль в этих событиях, а так­же позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. В результате клиент понимает, что с ним происходит, к нему приходит успокоение и способность к принятию решения, к действию.

5. Психолог-«катализатор» для людей, которые все пони­мают, но ничего не делают, принимают на себя роль неудач­ников. Необходимо создать толчок к активации отношения к ситуации, к началу деятельного включения в разворачи­вающиеся события его собственной жизни, например, через укрепление его уверенности в себе, в его «добрых силах», его способности к управлению событиями своей личной жизни, ожиданию желаемого положительного результата. Позиция психолог-«катализатор» по­дойдет для нерешительных или ригидных клиентов.

Позиции «зеркало» и «программист» более подойдут для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума. Е.Г. Бельская выделила и описала особый тип клиентов, которых она назвала «трудными» клиентами. «Трудные» клиенты имеют склонность на вербальном (сло­весном) уровне соглашаться с вышеуказанными предпосылка­ми, а на метакоммуникационном уровне они отвергают хотя бы одну из них. Выделяет в метакоммуника­ционном уровне коммуникации три воз­можных типа отрицания предпосылок нормальных консульта­тивных отношений: «Это не моя проблема», «Я сомневаюсь в вашей компетентности», «Это безнадежно, здесь ничего нельзя изменить»

   

Предметом социально-педагогического консультирования являются:

- в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;

- в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;

- в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;

- в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;

- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;

- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.

В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании консультант, социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.

выделены В.В. Столиным

Вопросы для самоконтроля

1. Назвать виды и направления, оказываемого семье консультирования  

2. Назвать классификационные критерии семейного и психологического консультировании

3. Назвать типы клиентов и их ориентации в консультировании

4. Назвать классификации клиентов

5. Каковы основные позиции психолога-консультанта в зависимости от типа клиента

6. Назвать предмет социально-педагогического консультирования

7. В чем проявляются основные позиции консультанта в решении вопросов личной агрессии супругов?

8.  Каково влияние особенностей темперамента психолога-консультанта на характер и эффективность консультативного процесса?

 

Список используемой литературы

1 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

2 Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.

3 Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии, 1993

4 Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. М.: Интор, 1997

5 Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6 Словарь по социальной педагогике /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский Центр «Академия, 2002.

7 Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. Ред. П.И. Пидкасистого. –М.: ТЦ Сфера, 2004.

8 Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой М.А. - Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 200.

9 Столин В.А. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии, 1987, № 6

10 Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, в 2- ух томах: Учебное пособие. - М.: МГСУ, 2000.

11 Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: 2000г.

12 Хорни К. Женская психология. М., 1993.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 626.