ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЯМИ ПО КАРТИНЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенность сочинения по картине состоит в том, что оно выполняется не на основе впечатлений от живой действительности, в которой может иметь место случайность, а на основе восприятия и изучения произведения искусства, где талантом художника все организовано в соответствии с его эстетической задачей. Не случайно сочинения, написанные на основе картины, обычно богаче сочинений, выполненных на основе  аналогичного материала живой действительности. Создавая сочинение на основе восприятия картины, школьники учатся переводить понимание картины в эмоции, ею вызванные, в слово, в текст, в произведение литературы.

Таким образом, сочинение по картине — это путь от одного вида искусства к другому. Вот почему сочинение по картине для учащихся особенно поучительно и в методике развития речи дидактически очень значимо.

Закономерным является возрастание роли межпредметных связей призванных синтезировать знания учащихся по русскому языку, литературе, живописи.

Восприятие культуры, духовной классики требует от человека значительных усилий, развития умения вступить во внутренний диалог с автором произведений искусства. Таким образом осуществляется преемственность поколений в освоении духовной культуры.

Сочинение — это работа над связной речью. Чтобы вооружить детей умением правильно употреблять изучаемые грамматические формы в их собственной речи, можно использовать сочинения по картине с грамматическим заданием. Конечно, нельзя каждое сочинение связывать с повторением или закреплением какой-либо конкретной грамматической темы. Но иногда все-таки мы обязаны учить школьников к месту и правильно употреблять ту или иную грамматическую форму в связном тексте, в противном случае их знания по языку будут формальны и неглубоки, а навыки неустойчивы.

Одной из форм такой работы и являются коллективные сочинения, об условиях организации которых прекрасно сказала М. А.Рыбникова: «Учитель зачастую сам подготовляет впечатления и обрабатывает их. Кроме свежести и яркости впечатлений, желательна их коллективность. Класс чувствует свое рабочее единство».

— Как же учитель «обрабатывает впечатления»?

— Пишет предварительно то сочинение, над которым предстоит работа.

— Почему?

—Потому что в сочинении необходимо употребить изучаемые грамматические формы в достаточном количестве, а это может обеспечить только учитель: в зависимости от того, как он руководит работой класса, как формулирует вопросы, на что он обращает внимание учащихся, как добивается более совершенной редакции предложений, в ткань сочинения будут «вплетены» те или другие слова.

Именно поэтому коллективные сочинения легче, проще связать с грамматическими заданиями, чем индивидуальные, самостоятельные.

Написание сочинения - это речевая деятельность, осуществляемая в письменной форме. Она предполагает наличие коммуникативно-речевого мотива, а также учет особенностей адресата и ситуации общения. Следовательно, чтобы письменная речь осуществлялась в условиях, приближенных к естественным условиям функционирования речевой деятельности, необходимо, чтобы ученик осознавал, для кого и при каких обстоятельствах он пишет свое сочинение и, главное, хотел бы его написать.

Письменные тексты всегда принадлежат к определенному стилю, типу и жанру речи, выбор которых определяется коммуникативными задачами и условиями общения. Поэтому при работе над сочинениями я обязательно учитываю, текст какого стиля, типа и жанра будут создавать мои ученики.

При написании сочинений почти у всех детей возникают трудности. И перед учителем стоит проблема: учащиеся не умеют и не любят сочинения. А в старших классах им еще труднее дается такая работа.

Я думаю, что прежде всего детям должен нравиться такой вид работы. Это сделать очень просто: надо давать темы, которые будут интересны.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ

Итак, проанализировав методическую литературу, я поставила перед собой цель: совершенствовать работу по развитию речи и мышления учащихся посредством описания репродукций известных художников.

Но умеют ли дети описать то, что нарисовал художник, поделиться своими впечатлениями о картине, заинтересовать слушателей? Эти вопросы всегда волновали меня. Ведь умение смотреть картину - это целая наука, которая раскрывается постепенно и тесно связана с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Дети плохо воспринимают трехмерное пространство, глубину картинного изображения, теплые и холодные тона, оттенки, цветовые пятна, а вот уловить и понять настроение картины, чувства, которые хотел передать художник, - это им удается сразу.

Хочу дать несколько советов тем, кто испытывает затруднения в организации сочинения по картине.

1. Необходимо вспомнить о лексике, которая связана со спецификой живописи, и найти разъяснения терминов: «теплые» и «холодные цвета», «натюрморт», «пейзаж», «портрет», «репродукция картины». Для подготовки учащихся к работе над сочинениями использую как уроки природоведения, так и уроки изобразительного искусства. Например, для разъяснения термина

- «Пейзаж»:

Если видишь: на картине Нарисована река,

 Или ель и белый иней,

 Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

 То подобная картина

Называется: пейзаж.

(А. Кушнер)

-«Натюрморт»:

Если видишь на картине

 Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

 Или розу в хрустале,

Или груша, или торт,

 Или все предметы сразу,

 Знай, что это - натюрморт.

(А.Кушнер)

Выбранная картина должна быть подлинным произведением искусства, соответствовать возрастным особенностям учащихся и по содержанию быть доступной для восприятия.

2.  Определить тему картины (обычно тема картины отражается в ее
названии), выделить главное и второстепенное. Чтобы полнее раскрыть
содержание произведения, надо знать жизнь и творчество художника, найти
материал о создании данной картины, яркий факт из биографии художника или
его творческой деятельности.

3. Правильно построить беседу по картине, направить внимание детей на основное в картине, но не упускать из виду и детали, имеющие не менее важное значение. Необходимо выяснить, как и какими средствами художник сумел воплотить свою идею, попытаться войти в эмоциональный мир картины, прислушался к себе: какие чувства вызывает эта картина?

4. В центре внимания учителя на уроке должно быть поведение учеников, которое заключается в следующем:

способность полноценно воспринимать произведения искусства, сопереживать, эмоционально откликаться на увиденное;

- способность обнаружить авторское присутствие в картине и войти в диалог с ним;

- способность воспринимать картину как часть реально существующего мира: предугадывание того, что происходит за пределами картины вправо или влево - дальнейшее поведение героев, логика завершения события и т.д.

Сложность в реализации этих советов заключается в том, что учитель должен уметь выстроить общение детей при анализе картины, уметь предугадать детские версии, выработать у детей умение слушать высказывания товарищей и проявлять отношение к ним, уметь прокомментировать творческую историю картины и проследить ее путь от замысла к воплощению. Учитель не должен являться носителем правильной, единственно важной версии, помочь им выразить словами свои впечатления, свое видение картины. Недопустимо, когда дети, подчиняясь авторитету учителя, беспрекословно соглашаются с тем, в чем хочет убедить их учитель. Поэтому для меня очень важна композиционная идея урока, продумывание формулировки вопросов и их последовательность, прогнозирование детских версий, предчувствие эмоциональных подъемов и моментов затруднения на уроке. Завершающими вопросами при анализе картины должны быть вопросы об идее произведения, о том, что хотел сказать художник этой картиной.

Работать по развитию речи надо непрерывно, в течение всех лет учебы ребенка в школе и на каждом уроке. С первых дней обучения необходимо тренировать у детей произносительный аппарат, планомерно пополнять словарный запас, знакомить с механизмом построения предложений. Все это позволяет успешно формировать у школьников навык составления текстов: устных пересказов( в различных вариантах), устных рассказов, письменных изложений и сочинений различных видов.

Часто я использую задания из пособий Ф.Д. Костенко «Дидактический материал по развитию речи» (для П(Ш) - Ш(1У)кл.): дописывание рассказов по началу и концу, работа с деформированными текстами, озаглавливание, составление планов и сокращенных рассказов.

Значительное место в системе работы по развитию речи я отвожу письму сочинений по картинам.Для этого я использую репродукцию картин И. Шишкина, А. Пластова, И.Левитана, К. Юона и других.





ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД КАРТИНОЙ

Приемы работы самые разнообразные. Так, при написании сочинения по картине А. Пластова «Первый снег», ученики используют опорные слова, которые я заранее пишу на доске:

Снег (мягкий, пушистый, рыхлый, липкий, мокрый, сухой, мелкий, колючий);

Снежинки ( маленькие, легкие, красивые, холодные, сверкающие, причудливые); Падают (летят, кружатся, ложатся, усыпают землю);

Небо (низкое, облачное, серое, пасмурное, мутное, хмурое, неприветливое).

В результате учащиеся имеют возможность при работе над сочинением выбирать самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Готовясь к сочинению по картине дети предварительно упражняются в распространении простых предложений, которые даю им, зачем пишут сочинение. На каждой парте имеется: «Словарь эпиграфов» по временам года, перечень «Цвета и их оттенки», словарь «Выражения отношения», словарь фразеологизмов, словарь антонимов, синонимов, что предоставляет учащимся большую самостоятельность.

При подготовке к сочинению я беру тему интересную, близкую и понятную ученикам. В ходе работы над текстом стараюсь развивать воображение детей, их фантазию, приучаю требовательно относиться к слову: к его точности, меткости, образности. Каждое сочинение после проверки обязательно анализируют в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки.

Первостепенное значение отвожу развитию навыков чтения, интереса к художественной литературе как средству обогащения речи учащихся новыми словами и синтаксическими конструкциями.Ученики любят заучивать стихи наизусть, стараются выразить в чтении свои мысли и чувства.

На своих уроках развиваю воображение учащихся, художественный вкус, умение аргументированно делать выводы о мотивах поведения и поступках героев, видеть авторское отношение к описываемому событию, понимать основную мысль произведения, с интересом, творчески работать над сочинением, в котором они используют не только личные наблюдения, но и выражают свое отношение к описываемому.

Все это даст им возможность в дальнейшем продолжить литературное образование в среднем и старшем звене, способствовать совершенствованию общего умственного развития, формировать личностные качества.

Эстетическое воспитание в начальной школе во многом связано со способностью учителя применять в ходе урока произведения искусства. Обращение к картине развивает культуру речи и чувств, а также образное мышление. Умение смотреть картину—целая наука, и она, как всякая другая наука, дается постепенно, в системном подходе, в приобретении навыков и опыта прочтения произведений искусства.

Каждый практик сталкивается с трудностями в проведении бесед по картине. Во многом они связаны с плохой печатью репродукций, не вызывающей эмоциональных чувств. Поскольку воспроизведение картин, в том числе и а учебных пособиях, как правило, очень посредственное, можно использовать слайды. Большой размер изображения на экране помогает более отчетливо видеть детали и элементы композиции, сосредоточить внимание.

Восприятие произведений искусства учащимися начальных классов тесно связано с, их возрастными возможностями .и психологическими особенностями. У ребенка младшего школьного возраста образно-чувственное восприятие цвета развито наиболее отчетливо. Опора на способности детей эмоционально воспринимать цветовое решение картины, оформлять свои переживания в виде рассказа во многом помогает выявить содержание произведения,

По большей части затруднения в организации беседы по картине связаны с тем, что дети плохо воспринимают трехмерное пространство в двухмерной плоскости. Восприятие глубины картинного изображения приходит с опытом зрительских ощущений. Чем больше человек смотрит фотографий, иллюстраций, картин, тем быстрее накапливается опыт, переходящий затем в подсознательный акт. А у ребенка про­странственное мышление нужно еще сформировать, и лучше всего это делать в начальной школе.

Безусловно, подобный квалифицированный труд возможен при определенной искусствоведческой подготовке, которая является плодом усердия самого учителя. Остановлюсь на основных представлениях, которые подсказывают направление в данной работе. Предлагаю рассмотреть опорные категории: цвет, форму, пространство, компо­зицию, образ.

Цвет. Теплые и холодные тона, оттенки, цветовые пятна по всей поверхности холста, а не только в окраске двух-трех предметов, цвет и настроение - эти понятия помогают войти в эмоциональный мир картины, дать первый, а иногда главный толчок к восприятию замысла художественного произведения.

Форма (элементы изображения). Нередко при описании картины ограничиваются попыткой раскрытия главных персонажей или узловых элементов (предметов) композиции, опуская детали, имеющие не менее важное значение. Чтобы понять, почему художник поместил ту или иную деталь на полотно, какой смысл она имеет, что изменилось бы при ее отсутствии, нужно эту деталь просто заметить, не пропустить, остановить на ней внимание, подумать, как художник смог ее написать.

Пространство. Действие картины, как правило, разворачивается на первом, или ближнем, плане, где, согласно закону линейной перспек­тивы, изображение более крупное и заметное. Движение вглубь картинного пространства, рассмотрение второго и дальнего планов затруднено. Дети нелегко воспринимают и тем более привыкают к уменьшению масштаба изображения, порой очень резкому. Оно кажется им неестественным. Понятийная пара «ближе — больше, дальше — меньше» входит в сознание ребенка лишь постепенно. Здесь огромное значение имеет собственно рисовальная практика. Установка с первых шагов школьного рисования на правильное пространственное построение рисунка (линия горизонта, первый, второй и дальний планы) помогает понимать подобие в картинах художников, способствует быстрому становлению пространственного мышления детей.

Композиция. Чтобы изображение не распалось на отдельные чести, надо подумать, чем и как художник «скрепляет» их в единое целое, как объединяет их. Для чего он все подробности изображал?

Образ. Постепенное раскрытие богатства мыслей и чувств, заложенных в художественном произведении, дает объемное понимание его образного содержания. Картина начинает восприниматься учащимися как часть реально существующего мира. Вопрос типа «Что происходит за пределами картины влево или вправо?» развивает воображение детей, заставляет их глубже понять представленную в картине действительность, помогает включиться в ход мысли художника.

Существует старое присловье: «Картину нужно не только смотреть, но и видеть!» Оно означает, что восприятие произведения искусства требует определенной аналитической работы. Внимательное рассмотрение всех подробностей и деталей приводит к трем главным вопросам: «Что изображено? Как это сделано? Почему?» При этом часто очевидное и, казалось бы, само собой разумеющееся становится не уж явным. Вместо простого пересказа сюжетной канвы необходимо создать поисковую ситуацию, которая всегда увлекательна, а следовательно, играет развивающую роль. Попробуйте сами ответить на подобные вопросы:

· Для чего в картине К. Юона «Конец зимы» изображена поленница дров?

· С какой целью И. Шишкин в картине «Рожь» поместил в центре хлебного поля сосну, да еще не одну?

· Что за дом показан в картине В. Поленова «Московский дворик»? Почему именно такой дом выбрал художник?

· Зачем В. Васнецов в «Богатырях» на первом плане написал не могучие деревья, а маленькие сосенки?

Чтобы раскрыть содержание произведения, надо прочитать о жизни художника, найти материал о создании того или иного произведения, «зацепиться» за какой-то яркий факт либо в биографии автора, либо в его поисках замысла и воплощения картины.

Как же построить урок гак, чтобы дети проникались духовными богатствами с самой восприимчивой поры, с раннего детства? Рекомендаций на все случаи жизни, разумеется, не существует. Дело это тонкое, творческое, во многом зависящее от индивидуальности учителя.

У одного превалирует эмоциональная сторона, у другого логическая. Некоторые применяют элементы театра, другие используют литературу, музыку, предметы и знания всего школьного цикла, например успешно вводят природоведческий аспект. Приемов оживления беседы по картине множество, важно их умело сочетать.

—  Почему картина называется «Февральская лазурь»? Слышали ли вы такое слово — лазурь: Что оно означает?

Если дети затрудняются, я подсказываю:

—  Иногда говорят — лазоревые небеса. А в картине Грабаря какое небо?

Дети с помощью учителя замечают оттенки голубого, синего цвета.

— Лазурь — это светлая синяя или голубая краска. Еще есть светло-зеленая краска. Когда бывает такое небо?

— В яркий солнечный день.

— Что еще помогает понять, что день солнечный?

— Сверкают стволы берез. На них тоже солнце.

— А ствол березы и веточки изображены чисто белыми?

— Нет, они разноцветные: желтые, красноватые, оранжево-коричневые, потому что солнышко на них как бы играет.

— Ребята, а как, по-вашему, день холодный или теплый? Как это определить?

— Это зима. На опушке лежит снег, поэтому день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.

 

— А какими красками написал бы художник этот же пейзаж, если бы хотел показать стужу?

— Он бы писал больше серыми и синими красками.

—   Да, такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называют теплыми. Повторим, глядя на картину, какие краски бывают теплыми.

Дети повторяют.

—   В картине И. Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются теплые и холодные тона, вот почему мы и догадались, какой чудесный солнечный зимний день изобразил художник.

А сейчас скажите, какая береза на первом плане: молодая или старая?

— Береза уже старая, потому что она искривленная, огромная, у нее толстый ствол, много веток.

— А на втором плане какие березы? Как вы их определили?

— Там одна старая береза и много молодых. Определили по стволам.

— А по веткам можно понять, где молодая, а где старая береза?

— Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо. Кажется, что до него очень далеко.

Предлагаю ладонью закрыть нижнюю часть картины и спрашиваю:

— Что напоминает узор веток: сплетение белого на синем фоне?

— Морозный узор на окне. Кружево.

— Да, действительно, кружево. Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в густую нарядную листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Чтобы зримо увеличить высоту березы и показать кружево веток на фоне синего неба,

И. Грабарь даже вырыл в снегу траншею, чтоб он смотрел на дерево снизу вверх. Когда в картине много неба, то горизонт получается низкий.

Скажите, дети, а на линии горизонта, в глубине картины, какие деревья? Почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?

— Это рощица молодых березок. Они маленькие, потому что предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, что­бы она не мешала видеть березу на первом плане. Он ее отделил.

— Да, такую могучую красавицу березу не так легко найти. Она растет на просторе, и художник нас приглашает полюбоваться ее велико­лепием. А почему именно березу выбрал художник?

— Она как королева, Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Береза ассоциируется с чувством Родины.

Читаю стихотворение С. Есенина «Белая береза под моим окном». Звучит музыка П. Чайковского «Времена года».

Разумеется, ответы школьников не столь точны, логичны, иногда их ощущения смутны и не находят нужного словесного выражения. В этот момент очень важно помочь им найти необходимое слово, его синонимы, подсказать выражение, обобщить высказанные мысли.

 

Заинтересованность рождает эмоциональный подъем, позволяющий детям глубже освоить представленную в картине действительность и понять идейный замысел произведения художника.

Прекрасное есть повсюду - в природе, в благородных поступках людей. Но для младших школьников красота природы на первых порах понятнее.

Вот фрагменты урока во втором классе, где проводилось сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «В чем красота русской зимы», доказывают это.

После вступительного слова о волшебнице-зиме, чтения стихотворений А. Пушкина, прослушивания грамзаписи «Времена года» П. Чайковского провожу оживленную беседу.

• Какие поэтические картины возникли в вашем воображении?

• Какой любимый цвет у зимы?

•     Какое чувство, настроение связано с белым цветом? (Чистоты, света, свежести, праздника.)

• Можно ли узнать, какое настроение бывает у зимы? (Разное.)

• Отчего это зависит?

• Значит, зима, как живое существо, умеет переживать, радоваться.

Перед нами стоит задача описать природу зимой, передать ее настроение, красоту зимнего наряда, указать, почему стало так светло и празднично вокруг, описать ее волшебство. Итак, наступила зима. Мы должны поприветствовать ее приход. Что можно сказать о ней? (Зима — чародейка, кудесница, раскинула серебристый ковер, покрыла поля и тропинки, замахала рукавицей. И т.д.)

- Что можно сказать о погоде? (Погода стоит ясная и морозная.)

- А что вам особенно нравится в ясную морозную погоду? (Под солнечными лучами искрятся, переливаются снежинки разными огоньками. Воздух чист и прозрачен. От мороза горят щеки.)

- Но вот зима заглянула в лес. Взмахнула она своей рукавицей и окутала березки серебряным инеем, а на елочки и сосенки надела снежные варежки. (Дети дополняют своими наблюдениями.)

- Да, ребята, в лесу стало холодно, и мы вернулись в класс. Остановились и замерли от удивления. Что такое на окнах? (Да это причудливо разрисованы на окнах сказочные узоры, а на них серебряный иней. Иней переливается, сверкает. Узоры такие красивые, глаз не оторвешь.)

- Чем же удивила нас зима в пасмурную погоду? (Первый ученик: тяжелый снег. Тучи заволокли небо. Злой ветер кружит снег, бросает его на землю, ничего кругом не видно. Второй ученик: метель засыпала кусты, накинула на деревья белые полушалки.)

Значит, для того чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время. Избегайте повторений слов, отбирайте только самое главное. Чтобы сочинение получилось ярким, необходимо добиваться связности текста, красочности в описании, правильного построения предложения. Мы должны представить себе зиму так, как мы ее видим, чувствуем, понимаем.

Обобщая сказанное, хочу порекомендовать учителям:

 1) научить с первых шагов обучения родному языку видеть красоту речи, развивать наблюдательность, помогать замечать изменения в природе, т.е. разбудить и развивать высокие эстетические чувства;

2) научить грамотно, последовательно описать увиденное;

3) соблюдать системность в работе, т.е. каждый день отводить на эту работу не менее 10 минут;

4) чтобы показать образность, красоту родного языка, знакомить детей с I класса с изобразительно-выразительными средствами языка (олицетворением, сравнением, эпитетами)

СОЗДАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию мышления детей. Один из способов развития мышления - это развитие речи. Признаки сформированного и гибкого мышления - умение анализировать, обобщать, логически правильно, четко, а также эмоционально строить свою речь.

Работа по развитию речи должна проводиться с самых первых ступеней обучения. Но «речь - это языковая функция», поэтому говорить именно о развитии речи как таковой нельзя. В этом вопросе следует обратиться к психологии. Разрабатывая вслед за Л. С. Выготским теорию деятельности, психологи пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью, речевой деятельностью. «Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения» (И. А. Зимняя). Именно на последний пункт данного определения хотелось бы обратить особое внимание. Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осознания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с речью) - обычно он «просто» пишет сочинение или «просто» отвечает на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике «просто» высказываний не создают.

Таким образом, из вышеназванной психологической характеристики речевой деятельности вытекают два методических вывода:

1)   прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие
высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них
соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение; .

2)   предлагая детям создать текст, важно обеспечить им понимание того, к кому,
зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.

Изучение психолингвистической и методической литературы привело нас к выводу о необходимости создания речевых ситуаций для совершенствования речевой деятельности, особенно при проведении сочинений.

Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:

1)   создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение
необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе,
организация наблюдений, обуждение задач и условий ситуации;

2)   предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы.
Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств;

3) написание сочинения (М. С. Соловейчик),

Как видим, создание речевой ситуации выделяется в отдельный этап и впоследствии не затрагивается. Мы предлагаем создавать дополнительную речевую ситуацию непосредственно на этапе предварительной подготовки.

 

Как организовать подготовку к сочинению во II классе.







Сочинение «Наши сказки»

Цели:

1) развивать речь учащихся путем расширения словарного запаса, развития воображения, наблюдательности и мышления;

2) учить составлять план и работать с ним;

3) познакомить со сложными словами, их образованием и написанием;

4) воспитывать интерес к родному языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей, стремление к добрым поступкам.

Оборудование: выставка книг, таблицы с составными частями сказки, рисунки, пословицы, грамзапись, таблицы по сложным словам, орфографически трудные слова на доске, индивидуальные карточки с планом.

Создание речевой ситуации. Проведение сочинения было запланировано перед 8 Марта. За 1,5 недели до этого с детьми был проведен классный час о мамах и было реше­но к празднику создать книжку сказок нашего класса для мам, подарить ее на празднике.

Предварительная подготовка проводилась с начала третьей четверти на уроках чтения, русского языка, изобразительного искусства. В классе был вывешен лист ватмана, на который дети за последнюю неделю собирали слова, словосочетания для своих сказок. Кроме того, в центре листа находилась рубрика «Проверь себя!» в виде викторины «вопрос -ответ», причем ответы были скрыты за откидными полосками бумаги. Детям для повторе­ния и самопроверки были предложены следующие вопросы: назови три вида сказок. Назови три части сказки. Какие слова у потребляются в зачине? Какие слова употребляются в концовке? Какие две силы всегда борются в сказке? Какая сила всегда побеждает? Назови магические числа сказки. Данные вопросы рассматривались на уроках чтения и изобразительного искусства. Лист выглядел так:

 

Герои сказок

Проверь себя! Сказочная местность
Положит. Отрицат. вопрос ответ  
       

Волшебные предметы

  Волшебство

 

Собранный языковой материал позволил сильным и средним ученикам систематизировать знания, а слабым - пополнить их.

Начиная урок, создаю дополнительную речевую ситуацию, настраивая детей на написание сказки:

- Я хочу рассказать вам историю одной книги и одной писательницы. Эта книга называется «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», написала ее Астрид Линдгрен. Как эта женщина стала писательницей? Литература вовсе не была ее профессией. Много лет она помогала мужу печатать на машинке, а вечерами рассказывала детям разные истории. Но как-то зимой она поскользнулась на улице и сломала ногу. Чтобы не скучать, она стала записывать свои сказки: решила сделать подарок дочери на день рождения - самодельную книжку. Дочка уговорила маму послать эту книжку в издательство. Так и появились на свет различные книги со сказками Астрид Линдгрен.

Вы пока еще учитесь, но, может быть, кто-то из вас в будущем станет писателем. А скоро приближается праздник - 8 Марта. Что вы можете подарить мамам? А можете ли вы подарить свои произведения, которые сочините и напишете сами? (Да.)

Далее проводится работа над пословицами о сказке, работа с выставкой книг, инсценировка, по которой дети устанавливают три части сказки и составляют план:

1. Зачин. 1-2 предложения. С чего все началось.

2. Основная часть. 8-10 предложений. Как все произошло.

3. Концовка. 1-2 предложения. Добро по беждает зло.

План записываю на доске, ученики - в тетрадях. Слабым, неуверенным ученикам раздаю индивидуальные карточки с приблизительными словами по каждой части плана. Затем с помощью таблиц на доске составляется схема составных частей волшебной сказки, где, в частности, рассматриваются волшебные предметы и происходит знакомство со сложными словами (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, ковёр-самолёт). После физкультминутки, связанной с темой, дети приступают к написанию сочинения. После подробного анализа сказки им предстоит провести синтез полученных сведений.

Как показали результаты, создание речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству. Ученики работают с большим удовольствием, они хотят писать и ощущают необходимость в новом для их возраста виде речи - письменной речи. 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 297.