В настоящее время банковский сектор изучает возможности использования всемирной сети Интернет для автоматизированного оформления корпоративных и синдицированных кредитов. Результатом этой работы могут стать «реверсивные» (обратные) аукционы, в ходе которых корпорации выставляют свои спецификации по необходимым им кредитам, а банки принимают участие в торгах за право выделения таких кредитов. Несмотря на то, что проведение электронных торгов через сеть Интернет еще не вошло в повседневную практику, рынок активно подталкивает банковский сектор к использованию такой системы. По мнению обозревателей, если банки должным образом не оценят эту идею, то ее реализацию возьмут на себя многочисленные небанковские учреждения.
Система проведения электронных аукционов может позволить банкам сократить операционные расходы, более эффективно обеспечивать кредитные гарантии и осуществлять торговлю кредитами. Выделение коммерческих кредитов через Интернет также может означать, что банки средней величины, зачастую не имеющие возможностей для создания собственных внутрибанковских кредитных схем, смогут получить доступ к ранее недосягаемым для них крупным клиентам из числа транснациональных компаний.
Несмотря на громадные потенциальные преимущества такой системы, целый ряд вопросов остается открытым. Пока не ясно, кто будет обеспечивать организацию таких аукционов — банки или третьи лица. Если в качестве управляющего аукционом будет выступать банк, то другие учреждения могут неохотно пойти на участие в нем по соображениям безопасности и конфиденциальности. Отсутствие же банков среди устроителей аукционов может создать проблемы с ликвидностью таких мероприятий. В свою очередь, опасение потерять контроль над процессом из-за принадлежности кредитных интернет-аукционов небанковским учреждениям может отпугнуть некоторые банки от участия в аукционах такого рода.
По мнению наблюдателей банковского сектора, решение проблемы может быть обеспечено с помощью такой схемы, при которой банки будут выступать в качестве владельцев, а третьи стороны — в качестве управляющих аукционами. «В любом случае, Интернет уже вносит изменения в процесс выделения коммерческих кредитов»,— отмечает Майкл Савеллони, старший менеджер КПМГ по консультациям в области финансовых услуг. В свою очередь, транснациональные компании настойчиво требуют перемен. «Несмотря на то, что этот процесс занимает много времени, использование Интернета сократит сроки оформления кредитов, увеличит количество участников аукциона, способствуя, таким образом, повышению уровня ликвидности»,— утверждает специалист.
На оформление коммерческого кредита могут уйти дни и даже недели. Многочисленные телефонные переговоры, обмен сообщениями по факсу и электронной почте, а также огромный объем канцелярской работы — все это задерживает согласование выдачи кредита. С наступлением эпохи Интернета у банков появляется готовый способ сокращения временных и финансовых затрат. «Банковский сектор заставляет их автоматизировать этот процесс, что в свою очередь будет способствовать значительному снижению операционных затрат»,— говорит Оззеир Хан, менеджер КПМГ по консультациям в области финансовых услуг. «Для оформления бумажных документов банкам приходится тратить большие средства на оплату труда кредитных специалистов, младших сотрудников и административного персонала.»
Проведение кредитных интернет-аукционов открывает новые возможности для бизнеса. Например, банки смогут участвовать в торгах за право организации и последующего поиска потенциальных участников синдицированных кредитов. «Наличие аукционного интернет-сайта позволит банкам выставлять на продажу кредиты, обеспечивать кредитные гарантии или выступать в качестве руководителей групп по организации синдицированных кредитов»,— говорит Савеллони. «Система кредитных аукционов может оказаться полезной и в других сферах корпоративного финансирования, например, в проведении документарных операций»,— отмечает О. Хан. «Аукционный интернет-сайт может быть использован для отправки, обработки и продажи таких экспортно-импортных документов, как аккредитивы.»
«Помимо сокращения затрат на оформление кредитов, главным образом за счет уменьшения расходов на оплату персонала, система электронных аукционов позволит компаниям в считанные часы получать необходимые кредиты»,— отмечает г-н Хан. Компании смогут размещать в Интернете данные о своих потребностях в кредитах, анализировать кредитные соглашения и иную документацию, не прибегая к услугам кредитных подразделений.»
«Проведение таких аукционов ускорит процесс обмена информацией в отношении синдицированных кредитов, участие в которых могут принимать сотни банков»,— утверждает Савеллони. «Сделки могут совершаться быстрее и с меньшими затратами за счет устранения необходимости ввода данных и выполнения иной канцелярской работы»,— продолжает специалист. Использование центрального сайта позволит банкам осуществлять отправку документов и вносить в них необходимые изменения в режиме реального времени.
Некоторые наблюдатели считают, что основными пользователями аукционных сайтов могут оказаться «средние» банки, которые не входят в число крупных банковских учреждений, аккумулирующих значительные денежные средства. По мнению Джона Розелли, консультанта по финансовым вопросам Parson Group, средние по величине банки не располагают достаточными возможностями для содержания собственных финансовых подразделений, осуществляющих выпуск ценных бумаг. Размещая данные о кредитах в Интернете, они превращают кредиты в товар. «А поскольку у средних банков около 80% кредитов достаточно высоко унифицировано, применение автоматизированной системы будет способствовать снижению затрат и повышению эффективности кредитных операций»,— отмечает эксперт.[5]
Коммерческий кредит сегодня
На современном этапе проблема коммерческого кредита в России приобрела скорее практический, нежели теоретический характер. Объективные условия использования коммерческого кредита возникают в связи с активизацией рыночных отношений, переводом на коммерческую основу банков, отказом от сложившейся монопольной организации банковского дела. Накопленный в развитых зарубежных странах опыт в области коммерческого кредита, а также незаслуженно забытая практика взаимного кредитования предприятий до кредитной реформы 30-х годов могут не только подсказать варианты решения поднятой проблемы, но и предостеречь от ошибок.
Правильная организация коммерческого кредитования может быть одним из пунктов программы стабилизации денежного обращения в России. Поскольку появление векселя предусматривает обязательное существование товарной сделки, то и выпущенные в оборот деньги при учете этого векселя в банке или при выдаче ссуды под его залог будут иметь материальное обеспечение. Это, в свою очередь, создаст условия для сокращения количества лишних денег в обращении. Коммерческий кредит становится тем дополнительным элементом к существующему кредитному механизму, который позволяет ему гибко реагировать на хозяйственную ситуацию на отдельных участках хозяйства, не расширяя автоматически общей массы платежных средств и не отказывая предприятиям в обоснованной кредитной помощи.
Очевидно, что под правильной организацией коммерческого кредита понимается адекватный сложившейся ситуации выбор формы кредитования. А они в различных условиях и проявляют себя по-разному, и, значит, универсального плана, рецепта просто не может быть.
Касаемо вексельного обращения, то его внедрение в отечественной практике – сложный процесс. Необходимым условием нормального развития любых банковских операций является стабильность, устойчивость денежной системы. А сложившаяся на сегодняшний день неблагоприятная ситуация характеризуется непредсказуемым своей скачкообразностью инфляционным процессом, дефицитностью государственного бюджета и т.п. При полном отсутствии, кроме того, опыта осуществления учетных операций с векселями, практики протеста векселя, процедур взыскания задолженности с предприятий, залогового права на коммерческое кредитование не следует пока возлагать существенных надежд по оздоровлению экономики. Да и нельзя ждать триумфального возрождения векселя, пробывшего в забвении не один десяток лет. И в стабильной экономической системе на это потребовался бы довольно продолжительный период, а о нашем случае и говорить не приходится. Да, определенные позитивные сдвиги есть, но это, на фоне общего, продолжающегося и становящегося все более угрожающим спада, кажется неестественным. И хотя согласно табл.6 объем учтенных векселей за 1998 год вырос, необходимость в разработке соответствующей правовой базы все еще остается острой.
На современно этапе более перспективно, вероятнее всего, безвексельное взаимное кредитование в форме операций по открытому счету. Это одна из форм расчетно-кредитных отношений, между продавцом и покупателем, упомянутая в Главе 1, при которой продавец отгружает товар покупателю и направляет в его адрес товарно-сопроводительные документы, относя сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Данная форма коммерческого кредита широко распространена в развитых странах[6].
Преимущество открытого счета перед векселем состоит в том, что он препятствует созданию искусственной вексельной инфляции и повышенного требования на кредитование. Вексельная инфляция возможна в результате продвижения одного и того же товара через ряд звеньев государственной и кооперативной торговли. Немаловажно и то, что вексель ограничен определенными рамками, поскольку вексельный кредит может предоставляться предприятиями, производящими средства производства, предприятиям, потребляющим их, либо товаропроизводителями – оптовым и розничным торговым фирмам. Кредит же по открытому счету не имеет столь строгого ограниченного направления. Напротив, механизм кредитования и расчетов по открытому счету чаще всего применяется при взаимных встречных поставках товаров. При двусторонних хозяйственных связях по открытому счету отражаются взаимные финансовые требования и обязательства участников сделок, а также происходит зачет указанных требований и обязательств, что, в известной мере, снижает платежные риски. К тому же такая система кредитования и расчетов более проста в техническом отношении. В известной степени снижение доли вексельного кредита связано с высокой трудоемкостью вексельных операций, наличием большого числа бумажных носителей финансово-кредитной информации в виде тратт, что затрудняет автоматизацию учета и переучета их в коммерческих и центральных банках.
Интересно, что безвексельное коммерческое кредитование существовало в системе Всероссийского текстильного синдиката в середине 20-х годов[7]. Он заказывал продукцию производственным объединениям (трестам) и получал ее от них в кредит; отпускал розничной торговле и швейной промышленности также в кредит. Выручка розничной торговли от продажи продукции потребителям по «обратной цепочке» последовательно погашала ссуды. Тем самым все звенья – производство, оптовая торговля, розница – прямо нацеливались на общий конечный результат – удовлетворение спроса. Если изделия не находили сбыт, то магазины не могли вернуть долги синдикату, а он – трестам. Все испытывали нехватку средств на выплату зарплаты, выполнение обязательств перед государственным бюджетом, покупку очередных партий товаров. При такой организации взаимного кредитования работать четко, устойчиво, слаженно оказывается выгоднее для всех без исключения контрагентов.
Предоставление кредита по открытому счету связано с риском неплатежа или несвоевременной оплатой товара, поскольку покупатель при получении товарных документов не выдает продавцу никакого долгового обязательства. При наличии же векселя можно предъявить его к протесту, и векселедатель будет отвечать за несвоевременное погашение задолженности, хотя это и не всегда позволяет избежать неплатежа или несвоевременного платежа по векселю. В целях ликвидации такой опасности открытый счет существует обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов, знающих и доверяющих друг другу. Такая ситуация складывается в последние годы и в нашей стране, что позволяет внедрение открытого счета как инструмента предоставления коммерческого кредита, но полностью исключить риск неплатежа или несвоевременной оплаты нельзя, хотя, как отмечалось выше, работать честно оказывается в интересах и покупателей и продавцов.
Взаимное кредитование фирм за рубежом связано с системой «фрэнчайз». Это – система контрактов между промышленной или торговой транснациональной компанией (ТНК) и сетью мелких розничных магазинов. Система «фрэнчайз» в корне изменила традиционный подход к организации сбытовой деятельности, основанной на функционировании супермаркетов и других крупных предприятий торговли и обслуживания. Мелкие собственники, не имеющие значительного капитала и хозяйственного опыта, под эгидой крупных фирм с меньшими издержками и с большей выгодой получают возможность открыть собственное дело при определенных шансах на успех.
Коммерческий кредит в рамках «фрэнчайза» позволяет розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи (игрушек, сувениров и других изделий массового потребления). Главное преимущество при этом способе – возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование.
Подобные деловые контакты могли бы развиваться в отечественном хозяйстве во взаимоотношениях между головными предприятиями и их хозрасчетными подразделениями, между кооперативами и гарантами-спонсорами, а также при организации предприятиями специализированных хозрасчетных магазинов, при создании частной торговли.
Представляется возможным стимулировать систему «фрэнчайз», систему льготной поддержки на контрактной основе головным объединением его самостоятельных хозрасчетных звеньев. Формы кредитной помощи могут быть разными (кредит предоставляется в товарной и денежной форме). Практика «фрэнчайз» будет способствовать установлению эффективных взаимоотношений между предприятиями и их фирменными магазинами, между структурами малого бизнеса.
Российские экономисты А.Н. Молчанов и И.К. Ключников связывают современные особенности коммерческого кредита с целым рядом новых явлений в сфере внутренней и внешней торговли, банковского дела[8]. Во-первых, несмотря на ускоренное развитие прямых хозяйственных связей, повсеместное внедрение новейших систем транспорта и связи, улучшение организации и упрощение техники расчетов, сокращение их времени (расчетного периода) на основе стандартизации и унификации расчетно-платежных документов, комплексной механизации и автоматизации многих расчетных операций, преобладающей все же является тенденция к удлинению сроков реализации товаров и услуг, причем не только в фазах кризиса и депрессии, но и оживления и подъема. Во-вторых, наряду с развитием прямой продажи продукции ее конечным потребителям возрастает значение посредников, что способствует накоплению больших товарных запасов в различных торговых звеньях. В-третьих, получает значительное развитие торговля потребительскими товарами (в том числе с рассрочкой платежа не только в оптовом, но и в розничном звене), которая все в большей степени влияет как на торговлю в целом, так и на производство, а также на развитие кредитно-расчетных отношений между производителями и потребителями. В-четвертых, все более быстрыми темпами растет внутрикорпоративный оборот товаров и услуг. В-пятых, возрастают различия во времени реализации одних и тех же товаров различными компаниями. ТНК, используя экономические (задержка поступления причитающихся неплательщикам средств, ограничение их кредитования, требования от них телеграфных переводов средств, блокирование расчетных счетов) и внеэкономические (организация ежедневных телефонных звонков руководству фирм-должников, оповещение клиентов о неплатежеспособности компаний) методы, как правило, добиваются некоторого сокращения сроков реализации и оплаты своей продукции по сравнению с соответствующими сроками у других компаний. Прошли те времена, когда ТНК считали неэтичным оказывать давление на крупных клиентов с тем, чтобы они ускорили оплату выставленных счетов. В-шестых, все более актуальной становится проблема задержки возврата средств по векселям. По оценкам западных специалистов, почти каждый пятый вексель погашается с несоблюдением установленных сроков.
В тоже время происшедшие крупные сдвиги в структуре коммерческого кредита, и, в частности, падение удельного веса традиционного коммерческого вексельного кредита при одновременно увеличении доли кредита по открытому счету и внутрикорпорационного коммерческого кредита, явились одним из факторов снижения роли вексельных операций коммерческих банков и соответственно переучетной политики центральных банков.
Богатейший опыт, накопленный за рубежом в области организации вексельного обращения и коммерческого кредита, может и должен быть, по нашему мнению, использован в отечественной хозяйственной и банковской практике.
Заключение
Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что коммерческий кредит является основой всей кредитной системы. Необходимость его вытекает из - самого процесса воспроизводства. В силу ряда причин (различия во времени производства товаров и времени их обращения, сезонного характера производства и сбыта некоторых товаров) одни отрасли выступают со своими товарами на рынке, а у других товары еще не реализованы, и потому они пока не располагают наличными деньгами. В этих условиях первые отрасли могут реализовать свои товары лишь путем продажи их в кредит. Коммерческий кредит ускоряет реализацию товаров и весь процесс кругооборота капитала. Он необходим также и во взаимоотношениях между промышленными и торговыми предприятиями.
Роль кредита в развитии экономики. Роль кредита в развитии экономики состоит в:
— обеспечении непрерывности кругооборота капитала, что достигается за счет регулярной реализации готовых товаров и предполагает активное коммерческое кредитование, доступность банковского кредитования для предпринимателей, наличие достаточно развитого потребительского кредита.
Для достижения устойчивой непрерывности кругооборота, кроме того, очень важно своевременное приобретение сырья, материалов, обновление основного капитала. Это становится возможным за счет получения коммерческого или банковского кредита;
— ускорении концентрации и централизации капитала, что является необходимым условием экономического роста и стабильного развития, позволяет расширить границы индивидуального накопления.
Практика коммерческого кредитования может способствовать: а) ускорению оборачиваемости оборотных средств, так как создаются дополнительные возможности для сокращения запасов и реализации товарно-материальных ценностей, превышающих объективные потребности хозяйства; б) улучшению качества кредитно-расчетного обслуживания на основе расширения видов услуг и возможностей клиента в выборе наиболее удобных форм кредитных отношений.
Предоставление коммерческого кредита может привести к изменениям темпов инфляции, так как замедляется скорость обращения денежной единицы в результате отсрочки платежа.
В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.
Список использованной литературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая от 21.10.94г. №51-ФЗ, вторая от 22.12.95 г. №14- ФЗ, третья от 26.11.2001 г. №146–ФЗ.
2. Положение ЦБ РФ №54 «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) от 31.08.1998г. в ред. от 10.02.2004.
3. Положение ЦБ РФ № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3.10.2002.
4. Энциклопедия международных контрактных отношений/ Под ред. М.Б.
Биржакова. –М. –СПб.: ФИЛИНЪ, 1997.
5. Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Ю.А.Бабичевой. – М.: экономика, 2005. – 543с.
6. Е.Б. Ширинская «Операции коммерческих банков и зарубежный опыт». –М.: «Финансы и статистика» 1993
7. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Финансы и статистика, 2008.
8. Букато, Ю.М. В.Г. Львов. Банки и банковские операции в России, М., 2002.
9. Ю.С. Крупнов. О некоторых тенденциях развития коммерческого кредита. –М.: Деньги и кредит. 1997. №3.
10. Семенюта. О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ. Учебное пособие. М, 2003
11. Челноков В.А. Банки: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. - М.: "Антедор", 2005.
12. Зверева Т.А., Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.В. Финансы. Базовый курс. Учебное пособие для вузов. - М.: Приор- издат, 2009.
13. "Бизнес и банки", Москва, Банковская газета, N 12, 2003г.
14. Рудская Е.Н. Финансы и кредит. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
15. "Вестник банка России", Москва, N1, 2004г.
[1] Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая от 21.10.94г. №51-ФЗ, вторая от 22.12.95 г. №14- ФЗ, третья от 26.11.2001 г. №146–ФЗ.
[2] http://www.buhgalteria.ru/article/2542/_print
2Основы договорных отношений в экономическом пространстве СНГ. Энциклопедия международных контрактных отношений/ Под ред. М.Б. Биржакова. –М. –СПб.: ФИЛИНЪ, 1997.
[4] Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года №552.
[5] www.bizcom.ru
[6] В настоящее время не весь объем коммерческого кредита оформляется векселями. Так, промышленные предприятия во Франции оформляют векселями лишь треть товарных поставок на условиях отсрочки платежа.
[7] Е.Б. Ширинская «Операции коммерческих банков и зарубежный опыт». –М.: «Финансы и статистика» 1993.
[8] Ю.С. Крупнов. О некоторых тенденциях развития коммерческого кредита. –М.: Деньги и кредит. 1997. №3.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 298.