Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
Глава1. Коммерческий кредит: сущность, роль | 5 |
1.1.Понятие коммерческого кредита, способы предоставления | 5 |
1.1.1.Определение и способы предоставления коммерческого кредита | 5 |
1.1.2.Форфетирование | 8 |
1.1.3 Кредитная политика. | 11 |
1.1.4. Правовое обеспечение коммерческого кредита | 18 |
Глава 2. Применение коммерческих кредитов | 19 |
2.1. Коммерческий кредит - от анализа к действиям | 19 |
2.2. Установление цены | 25 |
2.3. Достоинства и недостатки коммерческих кредитов | 26 |
2.4. Коммерческие интернет-кредиты | 28 |
2.5. Коммерческий кредит сегодня | 31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 39 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 41 |
Введение
Во всякой экономической системе важное место занимают отношения кредиторов и заемщиков. Долгий эволюционный путь нашей цивилизации наглядно продемонстрировал необходимость кредитных отношений, их важность для развития и полноценного функционирования экономики. В сегодняшней России, в условиях активного поиска путей перехода к рыночной экономике давно назрела необходимость всестороннего применения всех инструментов развитой рыночной экономики. Важное место в ряду таких инструментов занимает кредит, и как один из его важных видов выступает коммерческий кредит. Для его успешного использования жизненно необходимо учитывать опыт развития коммерческого кредита в других странах, а также опыт нашей страны до 1930 года. Ведь учение исключительно на собственных ошибках может очень дорого обойтись нашему государству. Поэтому необходим тщательный анализ указанного вида кредитования с последующей выработкой рекомендаций и наставлений по поводу его применения в России.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что для экономики современной России большое значение имеет банковское кредитование, позволяющее организациям использовать значительные заемные ресурсы для расширения производства и обращения продукции
Роль коммерческого кредита в современном мире трудно переоценить. Наряду с позитивными последствиями применения кредитования необходимо понимать и некоторую противоречивость этого.
Основным внутренним противоречием кредитных отношений является противоречие между кредитором и заемщиком. Эти противоречия определяются размером высвободившихся средств у кредитора и размером потребности заемщика, а также противоречием между продолжительностью высвобождения средств у кредитора и продолжительностью существования потребности в дополнительных средствах у заемщика.
Развитие рыночных отношений требует постоянного совершенствования кредитно-денежных отношений. Современная концепция кредитования, к сожалению, исповедует исключительно идею всемерного сокращения кредитных вложений, поскольку, по мнению эмиссионных банков, вхождение дополнительных платежных средств в хозяйственный оборот посредством кредита только усиливает инфляционные тенденции. Ограничение кредита одновременно сказывается на развитии предпринимательской деятельности как фактора насыщения рынка товарами.
Развитию и исследованию в области коммерческого кредита, безусловно, необходимым в настоящем периоде, и посвящена данная курсовая работа.
Целью курсовой работы является изучение процесса кредитования предприятия, состояние и перспективы развития.
Задачами являются:
- изучение сущности коммерческого кредита, его роль и способы предоставления;
- изучение основных видов кредита;
- выявление достоинств и недостатков коммерческого кредита;
- коммерческий кредит на современном этапе.
Глава1. Коммерческий кредит: сущность, роль
Понятие коммерческого кредита, способы предоставления
Форфетирование
В современной практике коммерческий кредит в чистом виде практически не встречается, он входит в категорию косвенного банковского кредитования в качестве его начальной составной части. Одним из самых распространенных методов рефинансирования коммерческого кредита является форфетирование.
Форфетирование - термин, обычно употребляемый для обозначения покупки обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров и услуг (большей частью экспортных операций) без оборота на любого предыдущего должника. Слово «a forfait» французского происхождения и выражает отказ от прав, что составляет самую суть операций по форфетированию.
При форфетировании продавец требования, могущего принять, например, форму переводного векселя, защищает себя от любого регресса включением слов «без оборота на меня» в индоссамент. Продавцом форфетируемого векселя обычно является экспортер; он акцептует его в качестве платежа за товары и услуги и стремится передать все риски и ответственность за инкассирование форфетеру (т.е. банку, учитывающему векселя) в обмен на немедленную оплату наличными деньгами.
Обычно форфетированию подлежат торговые тратты или простые векселя, хотя теоретически задолженность в любой форме могла бы быть форфетирована. Менее употребительные формы включают аккредитив и вытекающие из него отсроченные платежи. Преобладание простых и переводных векселей объясняется их употреблением в качестве инструментов торгового кредитования в течение длительного времени и свойственной им операционной простоте.
Окончательный выбор того или иного платежного средства в международных торговых и кредитных сделках зависит от многочисленных юридических, экономических и политических соображений, что не позволяет выработать какое-либо общее, универсальное правило.
Если импортер не является первоклассным заемщиком, пользующимся несомненной репутацией, любая форфетируемая задолженность обязательно должна быть гарантирована в форме аваля или безусловной и безотзывной банковской гарантии, приемлемой для форфетера.
Выполнение этого условия особенно важно, если рассматривать сделку под углом зрения ее необратимости, т.к. в случае неплатежа со стороны должника, форфетер как на свою единственную гарантию может положиться только на эту форму банковской гарантии.
Форфетирование - наиболее часто применяющаяся и важная из среднесрочных сделок, поскольку охватывает срок от 6 месяцев до 5-6 лет. Однако каждый форфетер устанавливает свои временные рамки, исходя, главным образом, из рыночных условий для определенной сделки.
При форфетировании покупка векселей осуществляется за вычетом (дисконтом) процентов авансом за весь срок кредита. Экспортер, таким образом, фактически превращает свою кредитную операцию по торговой сделке в операцию с наличностью. В этом случае он отвечает единственно лишь за удовлетворительное изготовление и поставку товаров и правильное оформление документов по обязательствам. Это последнее обстоятельство вместе с наличием фиксированной процентной ставки, взимаемой за всю операцию в самом ее начале, делает форфетирование вполне приемлемой услугой для экспортера и относительно недорогой альтернативой другим современным формам коммерческого рефинансирования.
Форфетирование как метод рефинансирования коммерческого кредита представляет для экспортера и преимущества, и недостатки. К преимуществам можно отнести:
· упрощение балансового соотношения возможных обязательств;
· улучшение состояния ликвидности (эти два преимущества важны в случае растущей задолженности экспортера);
· уменьшение возможности потерь, связанных лишь с частичным государственным или частным страхованием и возможных затруднений с ликвидностью, неизбежных в период предъявления застрахованных ранее требований;
· отсутствие рисков, связанных в колебанием процентных ставок;
· отсутствие рисков, связанных с курсовыми колебаниями валют и с изменением финансового положения должника;
· отсутствие рисков и затрат, связанных с деятельностью кредитных органов и взысканием денег по векселям и другим платежным документам.
Недостатки для экспортера сводятся к возможным относительно более высоким расходам по передаче рисков форфетеру. Разумеется, прибегая к форфетированию, фирма-экспортер исходит из стратегических соображений, а с этой точки зрения форфетирование может оказаться ей очень выгодным.
Форфетирование является наиболее юридически разработанным способом рефинансирования внешнеторгового коммерческого кредита. Преимущества форфетирования для экспортера, связаны в первую очередь с полным перенесением валютных, коммерческих, политических, переводных и других видов рисков на форфетера (банк), делают форфетирование наиболее предпочтительным для продавца.
Основные показатели
Основная задача анализа - определить оптимальный срок кредитования покупателей. Это важно для того, чтобы впоследствии своевременно погашать обязательства перед кредиторами. В данном примере все внимание будет уделено тому, как на предприятии происходит кредитование покупателей по основному виду деятельности. Для того чтобы показатели затем можно было сравнивать, лучше взять период в два-три года. Если такой возможности нет, то как минимум в один год. В анализе дебиторской задолженности используется коэффициентный метод. Показатели и методики их расчета могут отличаться в зависимости от конкретных условий работы компании, главное, чтобы полученный результат как можно больше соответствовал действительности. В качестве одного из возможных вариантов расчета основных показателей возьмем следующий алгоритм:
а) Оборачиваемость дебиторской задолженности
(Receivables turnover)
Оборачиваемость дебиторской задолженности = Выручка от продаж (в кредит) : Средняя за период дебиторская задолженность;
б) Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях
(Average collection period)
Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях = Средняя за период дебиторская задолженность: Средняя дневная выручка от продаж (в кредит).
Предположим, что расчеты с покупателями по основному виду деятельности отражаются на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и вся дебиторская задолженность является краткосрочной. Средняя за период дебиторская задолженность - это среднегодовое значение дебиторской задолженности. Обычно определяется как суммарное дебетовое сальдо по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на начало и конец периода, деленное пополам, но можно сделать и более точный поквартальный расчет. Средние данные необходимы для того, чтобы нивелировать изменения деловой активности в течение года.
Выручка от продаж по основному виду деятельности отражается по кредиту счета 90 "Продажи". Тогда для расчета нужно взять кредитовый оборот счета 90, причем только ту его часть, которая появилась в результате продажи товаров в кредит. Если учетная система компании не содержит таких данных, то можно скорректировать общую сумму выручки, основываясь на информации, полученной другими способами. Все же это лучше, чем ничего, если выручка от реализации без предоставления кредита составляет, например, половину от всей выручки.
Заметим, что мы намеренно берем выручку-брутто (со всеми налогами и сборами), чтобы она была сопоставима со средней за период дебиторской задолженностью.
Интерпретация показателей
Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает, насколько эффективно компания собирает долги покупателей за свою продукцию. В основном используется для того, чтобы отследить динамику развития или сравнить компанию с другими представителями отрасли. Аналогичный показатель в днях показывает, на какой срок, в среднем, компания кредитует покупателей. Чем выше первый показатель и соответственно меньше второй, тем эффективнее управление дебиторской задолженностью. Однако надо быть осторожными и, пытаясь улучшить показатели оборачиваемости дебиторской задолженности, не навредить объемам продаж.
Ухудшение показателей не всегда свидетельствует о снижении эффективности управления. Это может быть следствием осуществления более мягкой политики кредитования покупателей. Такое решение могло быть принято в качестве стимулирования продаж или как ответный шаг на действия конкурентов.
Оценка результатов анализа
Для оценки результаты анализа нужно сравнить со среднеотраслевыми или собственными показателями за предыдущие периоды. Первое не всегда доступно, а если и доступно, то может быть недостоверно, поэтому лучше полагаться на аналогичные показатели этой же компании за предыдущие периоды. Правда, могут возникнуть сложности и с их получением - смена программного обеспечения, различные методики расчета (если подобный анализ проводился ранее) и другие факторы приводят к тому, что отправной точкой для текущего и последующих анализов становятся коэффициенты, рассчитанные за последний год. Однако даже они скажут многое, так как отражают те условия, в которых фактически работает компания. Эти условия можно сравнить с теми, в которых она должна функционировать (например, в соответствии с действующими договорами). Для такого сравнения лучше всего подойдет показатель оборачиваемости дебиторской задолженности в днях. Прежде всего, нужно посмотреть:
во-первых, насколько оборачиваемость в днях соответствует срокам кредитования, установленным в договорах с покупателями. Разобраться поможет составление списка по всем клиентам, с которыми заключены договоры;
во-вторых, может ли компания позволить себе полученную оборачиваемость в днях. Для этого нужно провести анализ источников, за счет которых имеется возможность кредитовать покупателей. Основными источниками, как правило, являются кредиторская задолженность и краткосрочные кредиты банков (авансы покупателей можно исключить, так как они уже были учтены в дебетовом сальдо по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" при расчете показателей оборачиваемости).
Как правило, выводы неутешительны: фактический срок кредитования покупателей превышает сроки, установленные договорами (или же применяемые по умолчанию в случае отсутствия договора), источниками для финансирования дебиторской задолженности являются кредиторы, которым тоже нужны средства. А в итоге компания теряет время и деньги.
Пример. Предположим, в соответствии с условиями договора средний срок оплаты услуг, предоставляемых ЗАО "Бизнес", составляет 20 календарных дней. Годовой объем продаж на условиях отсрочки платежа составил
4 000 000 руб., средняя дебиторская задолженность - 350 000 руб., тогда:
Средняя дневная выручка от продаж в кредит = 4 000 000 : 365 = 10 959 руб.;
Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях = 350 000 : 10 959 = 32 дня.
Получается, что фактически сложившийся период кредитования покупателей в 1,6 раза превышает договорный. Данное превышение не явилось инструментом маркетинговой политики компании. Скорее всего оно говорит о том, что в ЗАО "Бизнес" неэффективен кредитный контроль. Вложения в дебиторскую задолженность можно рассматривать и как инвестиции. В этом случае появятся альтернативные издержки .
Альтернативные издержки (opportunity costs) - издержки неиспользованных возможностей. Отражают альтернативные возможности использования ресурсов.
Если бы покупатели платили через 20 дней, то в среднем размер дебиторской задолженности составил бы 10 959 x 20 = 219 180 руб. В данном случае превышение срока кредитования покупателей на 12 дней (32 - 20) приводит к отвлечению из оборота дополнительно 10 959 x 12 = 131 508 руб. В то же время ЗАО "Бизнес" имеет возможность вложить деньги в ценные бумаги с годовым доходом 11%. Следовательно, годовой размер альтернативных издержек составит 131 508 x 11% = 14 466 руб.
Действия
После того как были выявлены расхождения между тем, что должно быть и что есть на самом деле, следует сократить расхождения до возможного минимума и построить эффективную систему кредитования покупателей. Для этого необходимо:
- повысить эффективность кредитного контроля. А проще говоря, нужно сделать сроки платежей в договорах действующими, а не номинальными. На практике это означает отслеживание сроков платежа по каждому выставленному счету;
- обеспечить наличие необходимых данных. Может быть и так, что кредитный контролер или тот, кто выполняет его функции, трудится хорошо, но есть причины, которые не дают ему делать это эффективно. Так, несвоевременное поступление данных из бухгалтерии может свести на нет усилия десятка кредитных контролеров;
- отслеживать изменения рыночных условий. Возможно, рынок уже не требует таких больших сроков кредитования покупателей. Значит, их нужно сокращать, иначе компания будет неэффективно использовать средства, слишком много вкладывая в дебиторскую задолженность;
- правильно прописывать сроки оплаты в договоре. Например, было принято решение предоставить новому покупателю 15 рабочих дней кредита, разумеется с момента получения им счета. А в договоре клиент настаивает на несколько иной формулировке: "Все счета должны быть оплачены Клиентом в течение 15 рабочих дней со дня получения счета или дня принятия соответствующего акта Клиентом - в зависимости от того, какая из дат наступит позже". Момент принятия (то есть подписания) акта клиентом проконтролировать практически невозможно. Если же в договоре установлен срок рассмотрения акта пять дней, то можно быть уверенными, что клиент обязательно воспользуется этими дополнительными пятью днями кредита. Все это говорит о том, что надо устанавливать такие сроки оплаты, которые впоследствии можно будет отследить.
Конечно, любой показатель, даже если он рассчитан почти в "лабораторных" условиях, будет лишь максимально приближен к тому, что есть на самом деле. Чтобы определить оптимальный срок кредитования покупателей, помимо анализа показателей оборачиваемости необходимо учесть и факторы внешней среды. Тем не менее анализ оборачиваемости дебиторской задолженности может быть очень полезен, если компания закрепит методику расчета основных показателей и будет проводить его в будущем на регулярной основе.
Установление цены
При предоставлении коммерческого кредита установление цены может осуществляться следующими способами:
1. в договоре указывается конечная сумма (с учетом отсрочки или рассрочки платежа). В этом случае проценты за пользование коммерческим кредитом либо скрыты в цене товара, либо вообще не взимаются[6];
2. в договоре указывается базовая цена товара и отдельно фиксируется сумма, которую должен заплатить покупатель за каждый день или за все время отсрочки или рассрочки платежа, обусловленной договором.
Коммерческий кредит сегодня
На современном этапе проблема коммерческого кредита в России приобрела скорее практический, нежели теоретический характер. Объективные условия использования коммерческого кредита возникают в связи с активизацией рыночных отношений, переводом на коммерческую основу банков, отказом от сложившейся монопольной организации банковского дела. Накопленный в развитых зарубежных странах опыт в области коммерческого кредита, а также незаслуженно забытая практика взаимного кредитования предприятий до кредитной реформы 30-х годов могут не только подсказать варианты решения поднятой проблемы, но и предостеречь от ошибок.
Правильная организация коммерческого кредитования может быть одним из пунктов программы стабилизации денежного обращения в России. Поскольку появление векселя предусматривает обязательное существование товарной сделки, то и выпущенные в оборот деньги при учете этого векселя в банке или при выдаче ссуды под его залог будут иметь материальное обеспечение. Это, в свою очередь, создаст условия для сокращения количества лишних денег в обращении. Коммерческий кредит становится тем дополнительным элементом к существующему кредитному механизму, который позволяет ему гибко реагировать на хозяйственную ситуацию на отдельных участках хозяйства, не расширяя автоматически общей массы платежных средств и не отказывая предприятиям в обоснованной кредитной помощи.
Очевидно, что под правильной организацией коммерческого кредита понимается адекватный сложившейся ситуации выбор формы кредитования. А они в различных условиях и проявляют себя по-разному, и, значит, универсального плана, рецепта просто не может быть.
Касаемо вексельного обращения, то его внедрение в отечественной практике – сложный процесс. Необходимым условием нормального развития любых банковских операций является стабильность, устойчивость денежной системы. А сложившаяся на сегодняшний день неблагоприятная ситуация характеризуется непредсказуемым своей скачкообразностью инфляционным процессом, дефицитностью государственного бюджета и т.п. При полном отсутствии, кроме того, опыта осуществления учетных операций с векселями, практики протеста векселя, процедур взыскания задолженности с предприятий, залогового права на коммерческое кредитование не следует пока возлагать существенных надежд по оздоровлению экономики. Да и нельзя ждать триумфального возрождения векселя, пробывшего в забвении не один десяток лет. И в стабильной экономической системе на это потребовался бы довольно продолжительный период, а о нашем случае и говорить не приходится. Да, определенные позитивные сдвиги есть, но это, на фоне общего, продолжающегося и становящегося все более угрожающим спада, кажется неестественным. И хотя согласно табл.6 объем учтенных векселей за 1998 год вырос, необходимость в разработке соответствующей правовой базы все еще остается острой.
На современно этапе более перспективно, вероятнее всего, безвексельное взаимное кредитование в форме операций по открытому счету. Это одна из форм расчетно-кредитных отношений, между продавцом и покупателем, упомянутая в Главе 1, при которой продавец отгружает товар покупателю и направляет в его адрес товарно-сопроводительные документы, относя сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Данная форма коммерческого кредита широко распространена в развитых странах[6].
Преимущество открытого счета перед векселем состоит в том, что он препятствует созданию искусственной вексельной инфляции и повышенного требования на кредитование. Вексельная инфляция возможна в результате продвижения одного и того же товара через ряд звеньев государственной и кооперативной торговли. Немаловажно и то, что вексель ограничен определенными рамками, поскольку вексельный кредит может предоставляться предприятиями, производящими средства производства, предприятиям, потребляющим их, либо товаропроизводителями – оптовым и розничным торговым фирмам. Кредит же по открытому счету не имеет столь строгого ограниченного направления. Напротив, механизм кредитования и расчетов по открытому счету чаще всего применяется при взаимных встречных поставках товаров. При двусторонних хозяйственных связях по открытому счету отражаются взаимные финансовые требования и обязательства участников сделок, а также происходит зачет указанных требований и обязательств, что, в известной мере, снижает платежные риски. К тому же такая система кредитования и расчетов более проста в техническом отношении. В известной степени снижение доли вексельного кредита связано с высокой трудоемкостью вексельных операций, наличием большого числа бумажных носителей финансово-кредитной информации в виде тратт, что затрудняет автоматизацию учета и переучета их в коммерческих и центральных банках.
Интересно, что безвексельное коммерческое кредитование существовало в системе Всероссийского текстильного синдиката в середине 20-х годов[7]. Он заказывал продукцию производственным объединениям (трестам) и получал ее от них в кредит; отпускал розничной торговле и швейной промышленности также в кредит. Выручка розничной торговли от продажи продукции потребителям по «обратной цепочке» последовательно погашала ссуды. Тем самым все звенья – производство, оптовая торговля, розница – прямо нацеливались на общий конечный результат – удовлетворение спроса. Если изделия не находили сбыт, то магазины не могли вернуть долги синдикату, а он – трестам. Все испытывали нехватку средств на выплату зарплаты, выполнение обязательств перед государственным бюджетом, покупку очередных партий товаров. При такой организации взаимного кредитования работать четко, устойчиво, слаженно оказывается выгоднее для всех без исключения контрагентов.
Предоставление кредита по открытому счету связано с риском неплатежа или несвоевременной оплатой товара, поскольку покупатель при получении товарных документов не выдает продавцу никакого долгового обязательства. При наличии же векселя можно предъявить его к протесту, и векселедатель будет отвечать за несвоевременное погашение задолженности, хотя это и не всегда позволяет избежать неплатежа или несвоевременного платежа по векселю. В целях ликвидации такой опасности открытый счет существует обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов, знающих и доверяющих друг другу. Такая ситуация складывается в последние годы и в нашей стране, что позволяет внедрение открытого счета как инструмента предоставления коммерческого кредита, но полностью исключить риск неплатежа или несвоевременной оплаты нельзя, хотя, как отмечалось выше, работать честно оказывается в интересах и покупателей и продавцов.
Взаимное кредитование фирм за рубежом связано с системой «фрэнчайз». Это – система контрактов между промышленной или торговой транснациональной компанией (ТНК) и сетью мелких розничных магазинов. Система «фрэнчайз» в корне изменила традиционный подход к организации сбытовой деятельности, основанной на функционировании супермаркетов и других крупных предприятий торговли и обслуживания. Мелкие собственники, не имеющие значительного капитала и хозяйственного опыта, под эгидой крупных фирм с меньшими издержками и с большей выгодой получают возможность открыть собственное дело при определенных шансах на успех.
Коммерческий кредит в рамках «фрэнчайза» позволяет розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи (игрушек, сувениров и других изделий массового потребления). Главное преимущество при этом способе – возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование.
Подобные деловые контакты могли бы развиваться в отечественном хозяйстве во взаимоотношениях между головными предприятиями и их хозрасчетными подразделениями, между кооперативами и гарантами-спонсорами, а также при организации предприятиями специализированных хозрасчетных магазинов, при создании частной торговли.
Представляется возможным стимулировать систему «фрэнчайз», систему льготной поддержки на контрактной основе головным объединением его самостоятельных хозрасчетных звеньев. Формы кредитной помощи могут быть разными (кредит предоставляется в товарной и денежной форме). Практика «фрэнчайз» будет способствовать установлению эффективных взаимоотношений между предприятиями и их фирменными магазинами, между структурами малого бизнеса.
Российские экономисты А.Н. Молчанов и И.К. Ключников связывают современные особенности коммерческого кредита с целым рядом новых явлений в сфере внутренней и внешней торговли, банковского дела[8]. Во-первых, несмотря на ускоренное развитие прямых хозяйственных связей, повсеместное внедрение новейших систем транспорта и связи, улучшение организации и упрощение техники расчетов, сокращение их времени (расчетного периода) на основе стандартизации и унификации расчетно-платежных документов, комплексной механизации и автоматизации многих расчетных операций, преобладающей все же является тенденция к удлинению сроков реализации товаров и услуг, причем не только в фазах кризиса и депрессии, но и оживления и подъема. Во-вторых, наряду с развитием прямой продажи продукции ее конечным потребителям возрастает значение посредников, что способствует накоплению больших товарных запасов в различных торговых звеньях. В-третьих, получает значительное развитие торговля потребительскими товарами (в том числе с рассрочкой платежа не только в оптовом, но и в розничном звене), которая все в большей степени влияет как на торговлю в целом, так и на производство, а также на развитие кредитно-расчетных отношений между производителями и потребителями. В-четвертых, все более быстрыми темпами растет внутрикорпоративный оборот товаров и услуг. В-пятых, возрастают различия во времени реализации одних и тех же товаров различными компаниями. ТНК, используя экономические (задержка поступления причитающихся неплательщикам средств, ограничение их кредитования, требования от них телеграфных переводов средств, блокирование расчетных счетов) и внеэкономические (организация ежедневных телефонных звонков руководству фирм-должников, оповещение клиентов о неплатежеспособности компаний) методы, как правило, добиваются некоторого сокращения сроков реализации и оплаты своей продукции по сравнению с соответствующими сроками у других компаний. Прошли те времена, когда ТНК считали неэтичным оказывать давление на крупных клиентов с тем, чтобы они ускорили оплату выставленных счетов. В-шестых, все более актуальной становится проблема задержки возврата средств по векселям. По оценкам западных специалистов, почти каждый пятый вексель погашается с несоблюдением установленных сроков.
В тоже время происшедшие крупные сдвиги в структуре коммерческого кредита, и, в частности, падение удельного веса традиционного коммерческого вексельного кредита при одновременно увеличении доли кредита по открытому счету и внутрикорпорационного коммерческого кредита, явились одним из факторов снижения роли вексельных операций коммерческих банков и соответственно переучетной политики центральных банков.
Богатейший опыт, накопленный за рубежом в области организации вексельного обращения и коммерческого кредита, может и должен быть, по нашему мнению, использован в отечественной хозяйственной и банковской практике.
Заключение
Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что коммерческий кредит является основой всей кредитной системы. Необходимость его вытекает из - самого процесса воспроизводства. В силу ряда причин (различия во времени производства товаров и времени их обращения, сезонного характера производства и сбыта некоторых товаров) одни отрасли выступают со своими товарами на рынке, а у других товары еще не реализованы, и потому они пока не располагают наличными деньгами. В этих условиях первые отрасли могут реализовать свои товары лишь путем продажи их в кредит. Коммерческий кредит ускоряет реализацию товаров и весь процесс кругооборота капитала. Он необходим также и во взаимоотношениях между промышленными и торговыми предприятиями.
Роль кредита в развитии экономики. Роль кредита в развитии экономики состоит в:
— обеспечении непрерывности кругооборота капитала, что достигается за счет регулярной реализации готовых товаров и предполагает активное коммерческое кредитование, доступность банковского кредитования для предпринимателей, наличие достаточно развитого потребительского кредита.
Для достижения устойчивой непрерывности кругооборота, кроме того, очень важно своевременное приобретение сырья, материалов, обновление основного капитала. Это становится возможным за счет получения коммерческого или банковского кредита;
— ускорении концентрации и централизации капитала, что является необходимым условием экономического роста и стабильного развития, позволяет расширить границы индивидуального накопления.
Практика коммерческого кредитования может способствовать: а) ускорению оборачиваемости оборотных средств, так как создаются дополнительные возможности для сокращения запасов и реализации товарно-материальных ценностей, превышающих объективные потребности хозяйства; б) улучшению качества кредитно-расчетного обслуживания на основе расширения видов услуг и возможностей клиента в выборе наиболее удобных форм кредитных отношений.
Предоставление коммерческого кредита может привести к изменениям темпов инфляции, так как замедляется скорость обращения денежной единицы в результате отсрочки платежа.
В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.
Список использованной литературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая от 21.10.94г. №51-ФЗ, вторая от 22.12.95 г. №14- ФЗ, третья от 26.11.2001 г. №146–ФЗ.
2. Положение ЦБ РФ №54 «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) от 31.08.1998г. в ред. от 10.02.2004.
3. Положение ЦБ РФ № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3.10.2002.
4. Энциклопедия международных контрактных отношений/ Под ред. М.Б.
Биржакова. –М. –СПб.: ФИЛИНЪ, 1997.
5. Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Ю.А.Бабичевой. – М.: экономика, 2005. – 543с.
6. Е.Б. Ширинская «Операции коммерческих банков и зарубежный опыт». –М.: «Финансы и статистика» 1993
7. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Финансы и статистика, 2008.
8. Букато, Ю.М. В.Г. Львов. Банки и банковские операции в России, М., 2002.
9. Ю.С. Крупнов. О некоторых тенденциях развития коммерческого кредита. –М.: Деньги и кредит. 1997. №3.
10. Семенюта. О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ. Учебное пособие. М, 2003
11. Челноков В.А. Банки: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. - М.: "Антедор", 2005.
12. Зверева Т.А., Сарафанова Е.В., Татарников Е.А., Замедлина Е.В. Финансы. Базовый курс. Учебное пособие для вузов. - М.: Приор- издат, 2009.
13. "Бизнес и банки", Москва, Банковская газета, N 12, 2003г.
14. Рудская Е.Н. Финансы и кредит. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
15. "Вестник банка России", Москва, N1, 2004г.
[1] Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая от 21.10.94г. №51-ФЗ, вторая от 22.12.95 г. №14- ФЗ, третья от 26.11.2001 г. №146–ФЗ.
[2] http://www.buhgalteria.ru/article/2542/_print
2Основы договорных отношений в экономическом пространстве СНГ. Энциклопедия международных контрактных отношений/ Под ред. М.Б. Биржакова. –М. –СПб.: ФИЛИНЪ, 1997.
[4] Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года №552.
[5] www.bizcom.ru
[6] В настоящее время не весь объем коммерческого кредита оформляется векселями. Так, промышленные предприятия во Франции оформляют векселями лишь треть товарных поставок на условиях отсрочки платежа.
[7] Е.Б. Ширинская «Операции коммерческих банков и зарубежный опыт». –М.: «Финансы и статистика» 1993.
[8] Ю.С. Крупнов. О некоторых тенденциях развития коммерческого кредита. –М.: Деньги и кредит. 1997. №3.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
Глава1. Коммерческий кредит: сущность, роль | 5 |
1.1.Понятие коммерческого кредита, способы предоставления | 5 |
1.1.1.Определение и способы предоставления коммерческого кредита | 5 |
1.1.2.Форфетирование | 8 |
1.1.3 Кредитная политика. | 11 |
1.1.4. Правовое обеспечение коммерческого кредита | 18 |
Глава 2. Применение коммерческих кредитов | 19 |
2.1. Коммерческий кредит - от анализа к действиям | 19 |
2.2. Установление цены | 25 |
2.3. Достоинства и недостатки коммерческих кредитов | 26 |
2.4. Коммерческие интернет-кредиты | 28 |
2.5. Коммерческий кредит сегодня | 31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 39 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 41 |
Введение
Во всякой экономической системе важное место занимают отношения кредиторов и заемщиков. Долгий эволюционный путь нашей цивилизации наглядно продемонстрировал необходимость кредитных отношений, их важность для развития и полноценного функционирования экономики. В сегодняшней России, в условиях активного поиска путей перехода к рыночной экономике давно назрела необходимость всестороннего применения всех инструментов развитой рыночной экономики. Важное место в ряду таких инструментов занимает кредит, и как один из его важных видов выступает коммерческий кредит. Для его успешного использования жизненно необходимо учитывать опыт развития коммерческого кредита в других странах, а также опыт нашей страны до 1930 года. Ведь учение исключительно на собственных ошибках может очень дорого обойтись нашему государству. Поэтому необходим тщательный анализ указанного вида кредитования с последующей выработкой рекомендаций и наставлений по поводу его применения в России.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что для экономики современной России большое значение имеет банковское кредитование, позволяющее организациям использовать значительные заемные ресурсы для расширения производства и обращения продукции
Роль коммерческого кредита в современном мире трудно переоценить. Наряду с позитивными последствиями применения кредитования необходимо понимать и некоторую противоречивость этого.
Основным внутренним противоречием кредитных отношений является противоречие между кредитором и заемщиком. Эти противоречия определяются размером высвободившихся средств у кредитора и размером потребности заемщика, а также противоречием между продолжительностью высвобождения средств у кредитора и продолжительностью существования потребности в дополнительных средствах у заемщика.
Развитие рыночных отношений требует постоянного совершенствования кредитно-денежных отношений. Современная концепция кредитования, к сожалению, исповедует исключительно идею всемерного сокращения кредитных вложений, поскольку, по мнению эмиссионных банков, вхождение дополнительных платежных средств в хозяйственный оборот посредством кредита только усиливает инфляционные тенденции. Ограничение кредита одновременно сказывается на развитии предпринимательской деятельности как фактора насыщения рынка товарами.
Развитию и исследованию в области коммерческого кредита, безусловно, необходимым в настоящем периоде, и посвящена данная курсовая работа.
Целью курсовой работы является изучение процесса кредитования предприятия, состояние и перспективы развития.
Задачами являются:
- изучение сущности коммерческого кредита, его роль и способы предоставления;
- изучение основных видов кредита;
- выявление достоинств и недостатков коммерческого кредита;
- коммерческий кредит на современном этапе.
Глава1. Коммерческий кредит: сущность, роль
Дата: 2019-12-22, просмотров: 310.