Определение и способы предоставления коммерческого кредита
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В процессе предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты придают большое значение возможности максимально увеличить свой оборотный капитал. Одним из таких способов является коммерческий кредит, определяемый экономистами как форма краткосрочного кредитования. С другой стороны (то есть со стороны продавца), такое кредитование служит одним из важнейших инструментов конкурентной борьбы, позволяющих привлечь значительное число клиентов.

Таким образом, коммерческий кредит можно охарактеризовать как особую форму взаимоотношений поставщика и потребителя. Особенность ее заключается в том, что сам продавец предоставляет покупателю кредит. Точнее он предоставляет отсрочку платежа по отпущенным товарам или оказанным услугам. Но это и есть кредит, а, поскольку переданная заемщику стоимость выражена в товарной форме, то и сам кредит является товарным. Происходящая при этом и упомянутая выше передача стоимости представляет не что иное, как куплю и продажу товара, т.е. коммерческую сделку, а потому и сам кредит получил название коммерческого кредита. Он предоставляется под обязательства должника (покупа­теля) погасить в определенный срок, как сумму основного долга, так и начис­ляемые проценты.

 Цель коммерческого кредита - ускорить реализацию товаров в условиях временной нехватки денежных средств у покупателей. Продажа (реализация) продукции на рынке - один из важнейших этапов воспроизводства процесса. Привлекательность коммерческого кредита заключается в том, что продавец (производитель) получает возможность продавать свой товар, даже при не благоприятной конъюнктурной ситуации на рынке. Предоставляя кредит, продавец (изготовитель) в рамках заключенного договора и в соответствии с его условиями осуществляет торговые поставки своему покупателю. Процент по коммерческому кредиту, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту. Один товаропроизводитель предоставляет другому товаропроизводителю коммерческий кредит не просто для получения дохода в виде процента, а прежде всего для того, чтобы ускорить реализацию собственной произведенной продукции.

Основное условие коммерческого кредитования – это то, что в качестве коммерческого кредита рассматривается только кредит, предоставляемый не по самостоятельному заемному обязательству (договору займа, кредитному договору, договору о товарном кредите), а во исполнение договоров на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточ­ного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

Выделяют несколько основных способов предоставления коммерческого кредита:

* вексельный способ;

* открытый счет;

* скидка при условии оплаты в определенный срок (сконто);

* сезонный кредит («фрэнчайз»);

* консигнация.

 

При вексельном способе покупателю передают коммерческие товарораспорядительные документы после акцепта. Такой способ коммерческого кредитования стал наиболее распространенным. Векселю как инструменту коммерческого кредита будет целиком посвящена гл. 2 нашей курсовой работы.

Согласно договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторо­нами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сдел­ки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета. В обусловленные контрактом сроки (раз в полугодие, квартал, месяц) покупатель погашает свою задолженность по открытому счету. Проценты за пользование кредитом по открытому счету, как правило, не взимаются, а если и взимаются, то невысокие. Открытый счет существует обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов. При этом фирмы выступают попеременно в качестве продавцов и покупателей, что является одним из способов обеспечения сторонами платежных обязательств. Открытый счет широко используется между фирмами и филиалами, с брокерами, при многократных поставках однородного товара, особенно мелкими партиями.

Скидка при условии оплаты в определенный срок (сконто) предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупате­лем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок. Величина сконто, исчисляемая в процентах, дифференцируется в зависимости от указанного срока и ориентируется на существующий уровень процентных ставок.

Сезонный кредит («фрэнчайз») обычно применяется в производстве игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необхо­димых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек раз­решают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Существенное преимущество при этом способе - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на склади­рование, хранение и т.д.

Консигнация - способ, при котором розничный торговец может просто получить товарно-материальные ценности без обязательства. Если товары будут проданы, то будет осуществлен и платеж производителю, а если нет, то розничный торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нети­пичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.

Естественно, что любой из этих способов может быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее адекватного сложившимся условиям способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации.

 

Форфетирование

В современной практике коммерческий кредит в чистом виде практически не встречается, он входит в категорию косвенного банковского кредитова­ния в качестве его начальной составной части. Одним из самых распространенных мето­дов рефинансирования коммерческого кредита является форфетирование.

Форфетирование - термин, обычно употребляемый для обозначения по­купки обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров и услуг (большей частью экспортных операций) без оборота на любого предыдущего должника. Слово «a forfait» французского происхождения и выражает отказ от прав, что составляет самую суть операций по форфетированию.

При форфетировании продавец требования, могущего принять, например, форму переводного векселя, защищает себя от любого регресса включением слов «без оборота на меня» в индоссамент. Продавцом форфетируемого векселя обычно является экспортер; он акцептует его в качестве платежа за товары и услуги и стремится передать все риски и ответственность за инкассирование форфетеру (т.е. банку, учитывающему векселя) в обмен на немедленную оплату налич­ными деньгами.

Обычно форфетированию подлежат торговые тратты или простые вексе­ля, хотя теоретически задолженность в любой форме могла бы быть форфетирована. Менее употребительные формы включают аккредитив и вытекаю­щие из него отсроченные платежи. Преобладание простых и переводных векселей объясняется их употреблением в качестве инструментов торгового кредитования в течение длительного времени и свойственной им операци­онной простоте.

Окончательный выбор того или иного платежного средства в международ­ных торговых и кредитных сделках зависит от многочисленных юридических, экономических и политических соображений, что не позволяет выработать какое-либо общее, универсальное правило.

Если импортер не является первоклассным заемщиком, пользующимся несомненной репутацией, любая форфетируемая задолженность обязательно должна быть гарантирована в форме аваля или безусловной и безотзывной банковской гарантии, приемлемой для форфетера.

Выполнение этого условия особенно важно, если рассматривать сделку под углом зрения ее необратимости, т.к. в случае неплатежа со стороны должника, форфетер как на свою единственную гарантию может положиться только на эту форму банковской гарантии.

Форфетирование - наиболее часто применяющаяся и важная из среднесроч­ных сделок, поскольку охватывает срок от 6 месяцев до 5-6 лет. Однако каждый форфетер устанавливает свои временные рамки, исходя, главным образом, из рыночных условий для определенной сделки.

При форфетировании покупка векселей осуществляется за вычетом (дис­контом) процентов авансом за весь срок кредита. Экспортер, таким образом, фактически превращает свою кредитную операцию по торговой сделке в опе­рацию с наличностью. В этом случае он отвечает единственно лишь за удов­летворительное изготовление и поставку товаров и правильное оформление документов по обязательствам. Это последнее обстоятельство вместе с нали­чием фиксированной процентной ставки, взимаемой за всю операцию в самом ее начале, делает форфетирование вполне приемлемой услугой для экспортера и относительно недорогой альтернативой другим современным формам ком­мерческого рефинансирования.

Форфетирование как метод рефинансирования коммерческого кредита представляет для экспортера и преимущества, и недостатки. К преимуществам можно отнести:

· упрощение балансового соотношения возможных обязательств;

· улучшение состояния ликвидности (эти два преимущества важны в случае растущей задолженности экспортера);

· уменьшение возможности потерь, связанных лишь с частичным госу­дарственным или частным страхованием и возможных затруднений с ликвидностью, неизбежных в период предъявления застрахованных ранее требований;

· отсутствие рисков, связанных в колебанием процентных ставок;

· отсутствие рисков, связанных с курсовыми колебаниями валют и с изменением финансового положения должника;

· отсутствие рисков и затрат, связанных с деятельностью кредитных органов и взысканием денег по векселям и другим платежным доку­ментам.

Недостатки для экспортера сводятся к возможным относительно более высоким расходам по передаче рисков форфетеру. Разумеется, прибегая к форфетированию, фирма-экспортер исходит из стратегических соображений, а с этой точки зрения форфетирование может оказаться ей очень выгодным.

Форфетирование является наиболее юридически разработанным способом рефинанси­рования внешнеторгового коммерческого кредита. Преимущества форфетирования для экспортера, связаны в первую очередь с полным перенесением валютных, коммерческих, политических, переводных и других видов рисков на форфетера (банк), делают форфетирование наиболее предпочтительным для продавца.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 332.