Новые социально-политическая реальность, в которой оказались граждане Украины, наше общество и государство, делает особенно актуальным теоретические разработки относительно политико-правовых институтов и процессов. Встав на путь построения государственности, наше государство только в общих чертах обозначило, куда ему идти, и еще меньше – как это делать. Политика же слепого копирования чужого опыта уже привела к значительным не прогнозированным трудностям нынешнего переходного периода, углубления кризисных явлений в обществе.
В юридической науке сложилась ситуация, когда одни исследователи ведут себя таким образом, как будто в Украине ничего не происходит, а другие, наоборот, подходят к анализу правовой материи современного переходного периода с позиции знаний, которые уже устарели.
Социально-экономическая и политическая трансформация украинского общества обусловливает актуальность поиска инновационных методологических подходов в области политико-правовых исследований изучения и критического использования мирового опыта, политико-экономического реформирования общества на правовых принципах. Это, прежде всего, относится к переосмыслению наших представлений относительно социальной природы и сущности права, содержания и структуры его системы, принципов ее формирования, соотношения права и законодательства, правового регулирования экономики.
Правовой аспект системного кризиса в Украине лежит в наличии глубокого противоречия между объективной потребностью перехода к новому демократическому устройству жизни и возможностью поддержки такого перехода со стороны, действующей правовой системы.
Унаследованная от СССР правовая система Украины, в частности, ее законодательство, продолжает устанавливать акты, немало которых направлены на обслуживание планово-распределительной экономики, защита интересов только государства. Эти акты исходят еще из идеологического лозунга, что «все в области хозяйства является публично-правовым, а не частным», то есть имеют публично-правовой характер. Это касается и норм действующего Гражданского Кодекса, который был принят в 1963 году, и отображает черты административно-командной экономики.
В общественном создании углубляется понимание того, что выход из системного кризиса, в котором оказалась Украина, и дальнейшее ее развитие как независимого европейского государства, возможно лишь путем формирования общества, где человек должен стать целью, принципом (а не способом) государственного устройства, где человек в триаде «человек – общество – государство» станет центром правовой системы.
По сути, необходимой является новая правовая полтика Украины. Речь идет о стратегии формирования, функционирования и развития такой правовой системы, которая гармонично обеспечивала бы объективно действующие в обществе, как частные, так и публичные потребности и интересы, используя при этом адекватные формы и методы регулирования.
Например, в процессе создания и формирования системы правового обеспечения рыночных преобразований в Украине следует исходить из дифференцированности структуры и содержания современной экономики, основу которой составляют как отношения государственной собственности, так и только формирующиеся, частной. В своем взаимодействии эти отношения и механизмы их организации устанавливают систему смешанной экономики, как единого объекта правового регулирования. Поэтому и правовое регулирование экономики должно ориентироваться не на какую-то одну отрасль законодательства, а на комплексное правовое обеспечение с использованием частно- и публично-правовых методов регулирования. То есть экономическое законодательство должно представить комбинацию норм всех отраслей права.
Эффективная социальная ориентированная рыночная экономика предусматривает не только разграничение государственного и негосударственного секторов экономики, но и организованно-правовой механизм их взаимодействия. Она предусматривает четкое определение режима государственной собственности, который должен установить фундамент экономической безопасности Украины, и частной собственности – экономической основы цивилизованного отечественного предпринимательства, без которого не может существовать рыночных отношений и в принципе – гражданского общества.
Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях – это «примирение» с одной стороны управляемых государством развития народного хозяйства, направленных на удовлетворение публичных потребностей и интересов общества, с другой, отношений рыночного хозяйства, которые развиваются на основе самоуправления.
В Украине идет процесс построения правового государства, а согласно принципам гражданского общества, взаимоотношения частных лиц регулируются главным образом нормами частного права, а публично-правовые нормы используются лишь в интересах общества, с целью установления законных границ свободы частных лиц. Даже относительно государства, когда оно действует как субъект публичного права, выступая через созданные им публичные юридические лица – государственные предприятия, должен применяться частноправовой порядок регулирования и нормы частного права. Но следует подчеркнуть, что частное право нельзя сводить лишь к гражданскому.
Кроме того, хотелось бы заметить, что навряд ли можно абсолютизировать «частные» или «публичные» принципы в обществе или противопоставить частные интересы публичным. Частный интерес требует не только защиты, но и обеспечения его общественной направленности и социального ответственности, то есть не использовать его во вред правам и свободам других граждан, и интересам общества. Формирование гуманного демократического общества возможно лишь на основе оптимального объединения, взаимодействия частного и публичного правовых принципов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 290.