В юриспруденции существуют на первый взгляд сходные по своему содержанию и сущности понятия «правовая система», «система права», «система законодательства» и «систематизация законодательства». Вместе с тем, научное определение этих понятий дает основания для их разграничения, хотя, безусловно, все они тесно связаны между собой и находятся в определенном взаимодействии.
Так, понятие правовая система – наиболее обобщенное по отношению к другим вышеназванным, и, в зависимости от того, какая правовая система положена в основу регулирования общественных отношений, различаются и системы права, и системы законодательства.
Уже отмечалось, что история развития государства и права знает две правовые системы – англосаксонскую, которая базируется на судебных или административных прецедентах, и романо-германскую, основанную на правотворчестве государственных органов. Соответственно этому систему права составляют в первом случае судебные (административные) решения по конкретным делам, которым придается общеобязательное значение для всех последующих аналогичных дел, во втором – непосредственно установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, то есть нормы права.
Поскольку право Украины основывается на романо-германской правовой системе, система права нашего государства слагается из совокупности именно правовых норм. И если понятие «правовая система» отражает совокупность всех правовых явлений в их единстве и взаимодействии, то понятие «система права» определяет внутреннее строение права как объективное последовательное расположение правовых норм в определенном порядке. Система права – это объективно существующее построение права, которое находит свое проявление в разграничении всей совокупности правовых норм на отдельные взаимосвязанные между собой определенные составные части.
Структуре системы права присущи такие характерные черты:
1) единство и согласованность ее составных частей; 2) разграничение всех правовых норм на отдельные части, которые составляют соответствующие правовые образования; 3) наличие различных видов связей (юридических, социальных, экономических, идеологических, политических и других) норм права и их групп между собой; 4) объективность ее построения.
Так, единство и согласованность системы права находит свое выражение, в первую очередь, в том, что все нормы, которые ее образуют, представляют собой отдельные части единого целого – права Украины. Они тесно связаны между собой и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Например, конституционное законодательство, а именно статья 43 Конституции Украины, закрепляет право граждан на труд. Порядок его практической реализации определяется специальными нормативными актами о труде. Гарантируют это право и защищают его от нарушений нормы уголовного, гражданского и административного законодательства.
Наличие признака единства и согласованности системы права обусловлено, прежде всего, единством целей и задач, которые решаются государством с его помощью.
Необходимость разграничения системы права на составные части объясняется, прежде всего, разнообразием общественных отношений, которые регулируются правовыми нормами. Такое разграничение проводится по различным критериям. Например, характер и содержание влияния правовых норм на те или иные отношения объединяет их в группы регулятивных и правоохранительных.
В зависимости от социальных связей, существующих между субъектами правоотношений, их регулирование осуществляется с помощью норм координационных, то есть таких, которые закрепляют принципы равенства этих субъектов, и субординационных, которые регулируют отношения, основанные на принципе власти одних субъектов над другими (в первую очередь, нормы административного права).
Объективность построения системы права находит свое проявление в том, что эта система создается в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру этих отношений. Государство в лице его правотворческих органов не может произвольно, без учета социальных потребностей издавать нормы права и образовывать систему этих норм. Вместе с тем, приняв нормативные акты, которым приданы определенные признаки общеобязательности, государство уже не во власти каким-либо своим волевым решением отнести их к той или другой группе правовых норм. Они объективно подразделяются и объединяются в соответствующие группы в зависимости от их конкретного содержания и признаков.
Наибольшую теоретическую и практическую значимость имеет объединение норм права в определенные группы на основе особенностей правового регулирования общественных отношений. Среди этих групп центральное место занимает отрасль права, которая объединяет соответствующие правила поведения, исходя из единства предмета и метода правового регулирования.
Предмет правового регулирования представляет собой качественно однородные отношения, которые возникают в тех или иных сферах общественной жизни и регулируются при помощи соответствующих правовых норм. Например, предметом регулирования нормами уголовного права являются отношения, возникающие в связи с совершением преступления. То есть предмет правового регулирования, по сути, дает ответ на вопрос о том, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права.
В отличие от этого, на вопрос относительно того, как, каким образом осуществляется такое регулирование, ответ дает метод правового регулирования – совокупность определенных приемов, способов воздействия права на соответствующую часть общественных отношений. Он позволяет подразделить нормы конкретных отраслей права и зависимости от: 1) характера связи субъектов правоотношений между собой; 2) оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений; 3) конкретных способов регулирования отношений; 4) юридических последствий применения права.
Так, характер связи правоотношений между собой наиболее ярко проявляется на примере отраслей гражданского и административного права. Методом регулирования гражданско-правовых отношений есть равенство их субъектов, которые принимают участие в правоотношениях автономно, на основе равенства и независимости один от другого. Административному праву присущ авторитарный метод – метод властвования одного субъекта правоотношений над другим. То есть один из субъектов всегда выступает носителем власти, другой обязан ему подчиняться, и властные веления первого, отвечающие требованиям законодательства, подлежат беспрекословному исполнению.
Отличаются между собой и основания возникновения, изменения и прекращенияправоотношений. Например, административно-правовые и финансово-правовые отношения возникают на основе принятия обязательных для выполнения административных актов, причем, как нормативного, так и ненормативного характера, а также вследствие определенных событий. Основанием для возникновения гражданско-правовых отношений являются, в частности, гражданско-правовые сделки и определенные события – рождение, смерть человека, достижение им совершеннолетия и другие.
Разнообразием отличаются и способы правового регулирования общественных отношений, к которым относятся, прежде всего, разрешения или запреты на совершение определенных действий, установление обязанностей, закрепление компетенции и полномочий соответствующих органов и их должностных лиц.
Юридическими последствиями применения права могут быть как вознаграждение, так и юридическая ответственность. Например, если лицо исполнит требование статьи 140 ГК Украины, то есть сдаст найденный им клад финансовому органу, ему выдается вознаграждение в размере двадцати пяти процентов стоимости найденных и сданных ценностей. И, наоборот, в случае, если лицо не соблюдает соответствующие нормы права, к нему могут быть применены меры предусмотренной правом юридической ответственности.
«Лишь единство предмета и метода правового регулирования служит основой разграничения всей системы права Украины на отдельные ее основные группы – отрасли»[1]
Отрасль права – относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.
Нормы права Украины объединены в такие отрасли права: конституционное, административное, гражданское, гражданское процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое, исправительно-трудовое, экологическое, жилищное, предпринимательское, брачно-семейное, аграрное, таможенное, финансовое и другие.
Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на составные части – подотрасли, которые представляют собой объединение групп норм, которые регулируют лишь общественные отношения определенного вида, характерные для соответствующей отрасли права. Например, подотраслями гражданского права являются: авторское право; право на открытие; право на изобретение.
Отрасли и подотрасли права содержат в себе еще более узкие группы норм – институты права, которые регулируют уже конкретную сторону однородных общественных отношений. Так, определенные группы норм трудового права составляют институты трудового договора, рабочего времени и времени отдыха работников. Подотрасль экологического права – водное право – в отдельные институты объединяет нормы, определяющие порядок водопользования, специального водопользования.
Некоторые виды общественных отношений регулируются нормами нескольких различных отраслей права. Эти нормы образуют так называемые комплексные институты права. Например, институт охраны труда охватывается нормами трудового, административного, гражданского, уголовного и других отраслей права.
Практика правотворчества в Украине и наука теории права указывают на наличие в системе права также межотраслевых комплексов, которые объединяют и некоторые отрасли, подотрасли, и институты права. Так, экологическое право содержит в себе нормы земельного, водного, воздушного, гражданского, административного, гражданского процессуального права, которые образуют межотраслевые комплексы природопользования, юридической ответственности за нарушение правил природопользования и другие.
Публичное и частное право
Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.
Публичное право – сфера общих, государственных интересов, т.е. такие отрасли как государственное право, административное право, уголовное право, и др. Здесь юридический приоритет имеет воля органов государственной власти, регулирование централизованно строится на началах субординации, т.е. по принципу «власть – подчинение», ответственности нижестоящих лиц перед вышестоящими.
Частное право – сфера частных индивидуальных и групповых, интересов (институты собственности, договоров, передача имущества, наследование и т.д.), то есть такие отрасли, как гражданское право, семейное право, и др. Здесь уже юридический приоритет принадлежит воле частных лиц граждан, их объединений, регулирование носит децентрализованный характер, строится на началах координации, то есть по принципу юридического равенства, не соподчиненности, автономии.
Для того чтобы право было действительно «правом», обе эти сферы должны быть «суверенными», ни одна из них не должна поглощать другую.
Частное право – удивительный, парадоксальный феномен. Оно охватывает отношения, участники которых не обладают никакой властью (они, напротив, отделены от государственной власти как раз потому являются «частными»), но и их договоры, акты, в том числе односторонние, например акты собственников, имеют полновесное юридическое значение, защищаются судом, признаются и проводятся государством как его же собственные веления. Это уникальное своеобразие частного права как раз и позволяет ему обеспечивать свободу личности, независимость и самостоятельность частных лиц, и следовательно, быть условием и гарантом рыночной экономики, демократии, свободного общества. Частное право создает как бы изолированную от государственной власти область свободы, где вершителями своих имущественных, хозяйственных дел являются сами частные лица; вторжение государственной власти в эту область, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, и по решению суда не допускается. И в то же время действия частных лиц государственная власть обязана не только признавать, но и защищать.
В ходе исторического развития грани между публичным правом и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.) И все же публичное право и частное право остаются фундаментальными исходными началами действительно демократической правовой системы.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.