Общая характеристика отдельных отраслей права Украины .. ст 12
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава I . СИСТЕМА ПРАВА

1.1. Характеристика системы права, ее структура ……….…………ст. 5

1.2. Публичное и частное право ……………….………………………..ст. 10

Общая характеристика отдельных отраслей права Украины .. ст 12

ГЛАВА II . СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

               ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С СИСТЕМОЙ ПРАВА …………ст. 16

2.1. Характеристика системы законодательства……………………..ст. 16

2.2. Соотношение системы законодательства и системы права …...ст. 20

Глава III . ПРАКТИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА

                 И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ. …………….. ст. 24

3.1. Публичное и частное право в системе права Украины…………ст. 24

3.2 Концепция развития законодательства Украины. ………………ст. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………ст. 32

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………..ст. 34

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие системы пришло в юриспруденцию из философии, где под ним подразумевалось нечто ценное, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Введение этого понятия потребовалось римским юристам для того, чтобы свести в единое целое разрозненные нормы права, существовавшие в Древнем Риме.

Первое историческое деление системы права сохранилось и сегодня. Оно делит право на частное и публичное. Основанием для такого деления является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Таким образом, частное право включило в себя отрасли права, регулирующие отношения, обеспечивающие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Основу частного права составляет гражданское право и, связанные с ним отрасли права. Напротив, публичное право включает в себя совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий совокупный интерес. Ядро публичного права составили: административное право, международное право, финансовое право и ряд других отраслей права.

Однако, деление системы права на частное и публичное является в какой-то мере условным, так как зачастую трудно определить куда входят те или иные отрасли права. Так, трудовое право, земельное право трудно отнести к частному или публичному праву. Они являются смешением этих двух отраслей.

Важнейшим принципом, характеризующим систему права, является объективность. То есть система права строится на основе существующих общественных отношений. Право может быть актуальным, только если оно отражает потребности общественной жизни. Только в этом случае оно становится стержнем жизни общества. Так произошло в капиталистических странах Западной Европы, Америки, Азии. В противном случае право становится тормозом общественного прогресса. Издание нормативно-правовых актов, которые никогда не будут выполнены, широко практикуется в постсоветских странах, и в Украине в частности. Принятие нежизнеспособных законов, которые не в силах регулировать разнообразные стороны общественной жизни, порождает несовершенную систему законодательства. Несовершенство законодательства ведет к противоречиям между различными нормативно-правовыми актами, к лишению их взаимосогласованности и общей целостности, присущей любой системе. Выпадение нормативно-правового акта из системы законодательства ведет к лишению его социальной значимости, которая является одной характеристик. Поэтому формирование системы права представляет не только сугубо научный, но и практический интерес. Ведь от того как будет работать правовой механизм, насколько нормы права будут соответствовать действительности зависит нормальная жизнь общества и государства, а, следовательно, изучение системности права и законодательства приобретает практическое значение.

 

\

Глава I . СИСТЕМА ПРАВА

Публичное и частное право

Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.

Публичное право – сфера общих, государственных интересов, т.е. такие отрасли как государственное право, административное право, уголовное право, и др. Здесь юридический приоритет имеет воля органов государственной власти, регулирование централизованно строится на началах субординации, т.е. по принципу «власть – подчинение», ответственности нижестоящих лиц перед вышестоящими.

Частное право – сфера частных индивидуальных и групповых, интересов (институты собственности, договоров, передача имущества, наследование и т.д.), то есть такие отрасли, как гражданское право, семейное право, и др. Здесь уже юридический приоритет принадлежит воле частных лиц граждан, их объединений, регулирование носит децентрализованный характер, строится на началах координации, то есть по принципу юридического равенства, не соподчиненности, автономии.

Для того чтобы право было действительно «правом», обе эти сферы должны быть «суверенными», ни одна из них не должна поглощать другую.

Частное право – удивительный, парадоксальный феномен. Оно охватывает отношения, участники которых не обладают никакой властью (они, напротив, отделены от государственной власти как раз потому являются «частными»), но и их договоры, акты, в том числе односторонние, например акты собственников, имеют полновесное юридическое значение, защищаются судом, признаются и проводятся государством как его же собственные веления. Это уникальное своеобразие частного права как раз и позволяет ему обеспечивать свободу личности, независимость и самостоятельность частных лиц, и следовательно, быть условием и гарантом рыночной экономики, демократии, свободного общества. Частное право создает как бы изолированную от государственной власти область свободы, где вершителями своих имущественных, хозяйственных дел являются сами частные лица; вторжение государственной власти в эту область, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, и по решению суда не допускается. И в то же время действия частных лиц государственная власть обязана не только признавать, но и защищать.

В ходе исторического развития грани между публичным правом и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.) И все же публичное право и частное право остаются фундаментальными исходными началами действительно демократической правовой системы.

На сегодняшний день в Украине отсутствует общенациональная научно-обоснованная стратегия развития законодательства, что и является одной из самых главных причин пока еще бессистемного законодательного процесса. Об этом свидетельствует анализ законодательных актов, принятых с момента провозглашения 16 июля 1990 года. Декларации «О государственном суверенитете Украины». На основе этого анализа можно сделать вывод об отсутствии системного подхода, логической последовательности, приоритетности принятия законодательных актов. В таких условиях создается законодательный массив, а не законодательная система, которая не может стать добротной основой для построения другой системы – системы подзаконных актов.

Таким образом, в правовом поле Украины возникла своеобразная цепная реакция, итогом которой явилась недоскональная нормативно-правовая система, что негативно сказывается на эффективности правового регулирования соответствующих общественных отношений, обусловливает нестабильность законодательства. Взять, например, налоговое законодательство. Оно неоднократно изменялось за период с 1992 по сегодняшний день, вследствие чего сегодня действуют около 40 видов обязательных налогов, сборов и платежей, сотни видов отчислений в специальные фонды.

Чтобы сформировать на должном уровне нашу законодательную систему, нужно разработать научно-обоснованную Концепцию ее развития хотя бы на ближайшую перспективу. По инициативе Института законодательства и при участии Института государства и права Национальной Академии Наук Украины в 1996 году была завершена разработка проекта такой Концепции на 10 лет, то есть на период 1996-2004 гг. Динамичное развитие законодательства не может осуществляться в отрыве от его саморазвития и внутреннего упорядочения. Исходя из этого, должно быть ускорено развитие базовых отраслей законодательства: конституционного, административного, гражданского, трудового и уголовного. Но при этом не следует забывать и о развитии комплексных и новых отраслей законодательства.

Одновременно с решением общих вопросов развития системы законодательства Украины в целом необходимо решать и специфические особенности конкретных отраслей. Сегодня всем ясна актуальность проблемы развития конституционного законодательства. По мнению автора работы основными конституционными положениями дальнейшего развития конституционного законодательства являются:

1. Признание человека наивысшей социальной ценностью;

2. Определение отношений между государством и обществом на основе первичности интересов общества;

3. Создание системы взаимного контроля и противовесов между ветвями власти;

4. Введение системы местного самоуправления как власти народной громады, на территории которой оно действует.

Требует радикального упорядочения и обновления административное законодательство государство. Это обусловливается, прежде всего, тем, что оно еще не полно регулирует общественные отношения, отстает от сегодняшних условий. Важное значение улучшения административного законодательства имеет усиление борьбы с административными правонарушениями, которые в Украине составляют наибольший вес в общей массе правонарушений. С точки зрения ученых административистов реформа административного законодательства в целом должна осуществляться в трех направлениях:

– реформа законодательства, которая регулирует организационные административно-правовые отношения;

– реформа законодательства, которая регулирует процесс обеспечения прав граждан и других субъектов административного права, которые нарушаются органами государства и местного самоуправления;

– реформа административно-деликтного законодательства.

Анализ гражданского и хозяйственного права, практика его использования, позволяет сделать вывод, что процесс законотворчества в этой сфере далек от доскональности. Традиционный путь поступательного урегулирования правоотношений отдельными законодательными актами не является лучшим. Необходимо комплексное урегулирование правоотношений, которое должно обеспечить новые Гражданский и Хозяйственный кодексы. Их разработка практически завершена, но вопросы принятия этих кодексов пока еще остаются открытыми из-за несоответствия позиций их разработчиков. Без сомнения они станут базовыми законами для разработки и принятия других нормативных актов, которые будут развивать их положения.

При сегодняшнем положении нельзя бездушно копировать иностранные правовые категории и институты. Обязательно нужно учитывать объективную ситуацию, которая сложилась в нашем государстве и особенности ее законодательства. На это следует обратить внимание, например, в связи с возрождением таких важных правовых элементов, как акционерные общества, а также биржи.

По мнению автора работы, требует безотлагательного развития закон «О юридических лицах», поскольку действующее законодательство, в том числе закон «О хозяйственных обществах» исчерпали себя.

Также актуальным является дальнейшее усовершенствование норм Трудового законодательства Украины путем принятия нового Кодекса законов о труде. И здесь с точки зрения многих ученых, следует переходить от жесткого государственного централизованного регулирования трудовых отношений к договорному. В связи с этим должна еще более возрасти роль трудового договора (контракта), коллективных договоров, других локальных нормативно-правовых актов о труде. Кроме договорных, законодательство о труде должно содержать обязательные нормы или нормы гарантии, направленные на защиту прав и интересов нанятых работников. Не подвергается соглашению то, что государство должно оставить в своей компетенции: установление минимальной заработной платы, пособий по безработице, льгот и преимуществ для несовершеннолетних и женщин и другие гарантии работникам.

Одной из не терпящих отложения проблем является проблема правового регулирования земельных отношений в Украине. Наше государство преступило к проведению земельной реформы. Но общеутвержденной концепции ее проведения нет. Основной акт земельного законодательства – Земельный кодекс Украины устарел. В регулировании земельных отношений преобладают акты исполнительной власти. А это приводит к нестабильности и противоречивости правового регулирования в этой сфере. Исходя из этого, необходимо разработать и принять новый Земельный кодекс, который должен упорядочить все законодательство Украины о земле, определить правовую базу проведения земельной реформы и регулирования земельных отношений. Земельный кодекс должен четко регулировать чрезвычайно актуальные сегодня вопросы реализации прав собственности на землю (купля-продажа, аренда и т.д.), установив необходимые ограничения и оговорки для того, чтобы земля не претворилась в объект для спекуляций.

Важным направлением развития законодательства Украины является также дальнейшая разработка содержания уголовного права. Как известно основным его источником является Уголовный кодекс 1961 года. За время его действия в него были внесены многие изменения и дополнения. Но действующий Уголовный кодекс, не взирая на все дополнения, содержит много архаизмов, неточностей и противоречий. В нем не учтены все изменения, которые произошли в экономических, политических и социальных отношениях в нашем обществе. Поэтому принятие нового Уголовного кодекса является неотложной потребностью.

После этого, по мнению автора, курсовой работы необходимым является:

1. Принятие некоторых консолидированных актов, которые должны включать уголовно-правовые нормы прямого действия.

2. Принятие отдельных законов и соглашений и на их основе нового Уголовного кодекса.

Спецификой реформистских этапов развития государства является сложность, а иногда невозможность прогнозировать конкретные общественные явления негативного и даже общественно-безопасного характера. По этой причине неотложной является необходимость дальнейшего дополнения и корректировки нового Уголовного кодекса.

И в целом дальнейшее формирование и упорядочение законодательства Украины, безусловно должно происходить на основе научного обеспеченной Концепции его развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своем развитии система права должна объективно формироваться на основе общих закономерностей общественной жизни. Образующие ее нормы права должны объективно отражать потребности общественной жизни, определяя права и обязанности граждан государства. В противном случае норма права становится искусственным, чужеродным элементом в системе права. К сожалению, большинство норм права, действующих в Украине, являются таковыми. По сути дела они тормозят развитие общественных отношений, делая это различными путями. Выражаясь посредством нормативно-правовых актов: многие нормы права являются «мертвыми» нормами, которые в силу объективных причин просто не могут выполняться. Другие нормативно-правовые акты зачастую составлены неграмотно и противоречат друг другу. Третьи просто устарели на сегодняшний день.

Зачастую остаются законодательно неохваченными некоторые сферы общественных отношений, возникших в годы реформ.

Система законодательства в Украине очень несовершенна. Так, Гражданский кодекс принят 1.07.1964, Кодекс Законов о Труде Украины 10.12. 1971, Кодекс Украины об административных правонарушениях 7.12.1984 – все эти законодательные акты, регулирующие важнейшие сферы общественных отношений, требуют немедленного пересмотра, так как изменений и дополнений, принятых к ним явно не достаточно. Принятая 18.06.1996 года Конституция Украины, хотя и внесла некоторую ясность в законодательную систему Украины, все же очень далека от реалий современной жизни. Большинство прав граждан имеют лишь декларированный характер, не основываясь на реалиях современной жизни.

Каков же путь выхода из существующего, безусловно, очень тяжелого положения? Он видится в приведении в порядок законодательной базы нашего государства. Нормативно-правовые акты должны соответствовать реалиям нашей жизни и приниматься грамотными, прогрессивными политиками с юридическим образованием. Только тогда система права и система законодательства будет способствовать прогрессу нашего общества.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Конституция Украины от 28.06.1996. – К., 1996.

2. Алексеев С.С. Теория права. – М., 1994.

3. Нечитайленко А.А. Теория права. – Харьков, 1998.

4. Селиванов В. Размежевание и взаимодействие публичного и частного права в системе права Украины // Право Украины. – 1996. – № 12. – С.30-34.

5. Спиридонов. Теория государства и права. – М., 1997.

6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1997.

7. Шемшученко Ю. Теоретические принципы развития законодательства Украины // Право Украины. – 1996. – № 8. – С.3-6.

 

 


[1] Нечитайленко А.А. Теория права. – Харьков, 1998г.


Глава I . СИСТЕМА ПРАВА

1.1. Характеристика системы права, ее структура ……….…………ст. 5

1.2. Публичное и частное право ……………….………………………..ст. 10

Общая характеристика отдельных отраслей права Украины .. ст 12

Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.