Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. В России политика занятости в современных условиях пока не имеет четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер, обеспечивающих рациональную занятость, направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы, оказание социальной помощи безработным. На общегосударственном уровне регулируется Законом РФ 1991г. «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 15 июля 1992 г.), соответствующим законодательством о труде и др. актами, коллективными договорами и соглашениями. Для увязки целей и задач политики занятости на разных уровнях разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские, региональные программы занятости. Создана Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мер по программе занятости создан Государственный фонд занятости населения. На региональном уровне субъектами РФ ежегодно принимаются территориальные программы содействия занятости населения. Государственную политику занятости следует рассматривать как процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и микроуровне. На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости, осуществляя: 1) согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической, миграционной политикой( пенсионная политика, образовательная политика, социальная политика и т.д.) 2) согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой( государственные, инвестиционные программы, дотации, организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости; государственных заказов и закупок продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, экологического и социального назначения) Особую задачу составляет регулирование внешнеэкономических связей. 3) политику трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. Основа данного блока - политика органов Государственной службы занятости на рынке труда. Приоритеты ее деятельности определены Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации. Среди этих приоритетов: развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда; целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих; развитие механизмов трудоустройства вообще и, в частности, поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп. В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных и временных работ и др. На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. |
Часть названных выше приоритетов осуществляется преимущественно властями федерального уровня, такова, например, демографическая политика.
Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.
Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.
На местном уровне политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств. На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.
Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.
В современных условиях отсутствие стратегии занятости равнозначно хаотичности работы органов занятости и низкой эффективности проводимых мероприятий. Принятие стратегии - первый этап по разработке и исполнению программ действий службы занятости.
Пути снижения безработицы
Реализации того или иного сценария развития ситуации на рынке труда может заметно повлиять на состояние безработицы в стране. Один из таких сценариев заключается в структурных преобразованиях. Имеется ввиду, в первую, очередь выработка промышленной политики с выделением приоритетных для российской экономики секторов и отраслей. К ним могут быть отнесены: энергетика, сельское хозяйство, фармацевтическое производство, туризм, развитие инфраструктуры в самом широком смысле этого понятия.
Ведущая роль в новых экономических условиях должна отводиться отраслям, работающим на повышение качественных характеристик занятого населения - образованию, здравоохранению, социальному обслуживанию обеспечивающим инновационный характер экономического роста. Реализация названных мер потребует изменения политики в области оплаты труда, тарифной, налоговой, амортизационной политики. Изменение политики в области оплаты труда является фактором, способным ускорить или замедлить эти преобразования. В этом смысле тарифная политика становится одним из элементов политики занятости. Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности , еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношений и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания ее новых форм. Ее сущность состоит в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. Но она является не единственным видом самозанятости. Большое число людей занято оказанием транспортных услуг, широко распространены ремонтные работы, самозанятость получила распространение и в сельской местности.
Ценность его заключается в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятий.
Наиболее действенным инструментом, способствующим сокращению безработицы в наших условиях, нужно считать развитие малых предприятий.
Малые предприятия обладают целым рядом преимуществ по сравнению с крупными. Для их открытия не нужно иметь больших финансовых и других материальных ресурсов, свобода выбора форм деятельности обеспечивает ее адекватность конкурентной ситуации на рынке товаров и услуг. Все это обеспечивает более высокую норму прибыли, а значит -дополнительные поступления налогов в бюджет регионов и страны. Однако только этим ценность малых предприятий не ограничивается. Прежде всего они ценны тем, что создают новые рабочие места, тем самым снимают остроту безработицы и уменьшают нагрузку социальных расходов на бюджет страны.
Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий безработицы. Общественные работы прежде всего поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти работу. Кроме того, они позволяют сохранить полезные навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни.
Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Количественные и качественные характеристики данного процесса должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы. Государственные органы разрабатывают целевые программы, которые предлагают основные направления действий на рынке труда в РФ. Основную работу по их реализации выполняет Государственная служба занятости. Однако анализ системы показывает, что она в основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию ее последствий, однако такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на предупреждение безработицы: выявление возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий. Наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров.
Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Инвестиции предназначены для открытия новых рабочих мест, увеличения объемов производства, повышения конкурентоспособности продуктов и услуг. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование. Только таким путем можно будет начать развитие внутреннего рынка товаров и услуг, что обеспечит стабильность экономического роста, его качество, сделает страну менее уязвимой от международных экономических потрясений и, как следствие, создаст условия для обеспечения полной занятости населения, дальнейшего роста заработной платы и уменьшения безработицы.
Но рассматривая инвестиции, как положительный фактор экономического роста, нельзя не видеть их двойственную роль в решении проблемы безработицы. Инвестиции могут быть направлены на модернизацию действующих предприятий и организаций или использованы для нового строительства. В первом случае инвестиции могут привести к увеличению безработицы; во втором- она может сократиться. Задача реконструкции производства – это рост производительности труда и, следовательно, уменьшение численности персонала. Этот эффект не всегда возможно перекрыть ростом объема производства. Численность работников будет уменьшена . При решении вопроса об инвестициях особенно важно определить, куда они преимущественно пойдут: в крупные, в средние или малые предприятия. С позиции уменьшения численности безработицы предпочтительнее последние. Они привлекают относительно большее число работников. В то же время надо иметь ввиду, что инвестиции - не самоцель. Они предназначены для открытия новых рабочих мест, увеличения объемов производства, повышения конкурентоспособности продуктов и услуг.
Реализация программ поддержки молодых работников также может способствовать снижению безработицы. Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. И решение этих проблем предполагает активное вмешательство государства. Ему необходимо сохранять существенное влияние на рынке труда, а его политика должна быть четко выверенной и направленной на формирование здоровой, образованной, квалифицированной рабочей силы, способной в достаточно короткие сроки адаптироваться к переменам.
Заключение
В данной работе была рассмотрена сложившаяся в России ситуация, связанная с безработицей и рынком труда. И вывод, который следует из рассмотренных материалов состоит в том, что положение в этой сфере довольно сложное и требует внимательного и глубокого осмысления и принятия еще более действенных мер, чем принимаются в настоящее время.
Долгосрочные прогнозы и концепции развития трудовой сферы ещё нуждаются в разработке. Но предварительно можно предположить, что после кризиса большинство отклонений российской ситуации от положения в развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятся тенденции роста занятости в прогрессивных отраслях экономики. Продолжится рост занятости в сфере услуг. Сократится занятость в добывающей промышленности, сельском хозяйстве. Соотношение уровней заработной платы изменится в пользу прогрессивных отраслей. Безработица сохранится примерно на нынешнем уровне, однако характер её изменится: станет меньше безработных специалистов, больше незанятых малоквалифицированных рабочих. В случае проведения активной политики занятости можно ожидать повышения эффективности систем переподготовки и трудоустройства безработных и сокращения средних сроков пребывания людей в статусе безработного. Безработица будет носить в основном структурно - технологический и фрикционный характер, увеличиваясь во время циклических спадов производства.
По мере завершения перевода экономики из режима переходного периода к ее функционированию на собственной рыночной основе значение собственно политики на рынке труда будет возрастать. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание “высокой способности к занятости” рабочей силы, а также поддержка благоприятной “рабочей среды”, позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу политики на рынке труда.
Органическое сочетание инициатив государства и населения страны - обязательное условие обеспечения полного и эффективного использования рабочей силы, практической реализации конституционного права граждан России на труд как основополагающего института эффективного функционирования общества и государства, как условия достойной жизни граждан страны.
Список использованной литературы
1. М.Р Ефимова, Е.А. Долгих «Оценка и анализ общей и регистрируемой безработицы в РФ» //Вестник университета// 2009г., №2
2. Е. Садовая «Политика занятости и адаптационный потенциал ранка труда в России» //МЭМО// 2009г., №10
3. А.А.Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская «Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика» //Дело и Сервис// Москва, 2008г.
4. Н.В. Кузнецова «Состояние рынка труда: тенденции и перспективы развития» //Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право// 2007г., №1
5. Б.Д. Бреев «Безработица в современной России» //М., 2005г.
6. Л.Ф. Голубева «Занятость и безработица в регионах России», Тамбов, 2004г.
7. В.С. Буланов «Рынок труда» //Экзамен// 2000г.
8. Э. Бородянский, В. Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице» // Человек и труд//1996г. ,№ 9
9. Миляева Л.Г., Маркелов О.И. Современные проблемы рынка труда: теоретико - методологический и методический аспекты: Монография. Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2004.-181 с.
10. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. Пособие. / Под ред. Л.П. Костюкевич, Н.П. Фофановой. - М.: Мнемозина, 2005.-253 с.
Приложения
Таблица№1
Год | По данным выборочных обследований по проблемам занятости населения,тыс. человек | По данным регистра Федеральной службы по труду и занятости | Соотношение численности зарегистрированных безработных и их численности по методологии МОТ (на 1000 чел.) | |
Зарегистрированные безработные, тыс. чел | Безработные, которым назначено пособие, тыс. чел. | |||
2000 | 7059 | 1037 | 909 | 146,9 |
2001 | 6288 | 1123 | 1007 | 178,6 |
2002 | 6155 | 1500 | 1293 | 243,7 |
2003 | 5683 | 1639 | 1305 | 288,4 |
2004 | 5775 | 1920 | 1624 | 332,5 |
2005 | 5208 | 1830 | 1570 | 351,4 |
2006 | 4999 | 1742 | 1522 | 348,5 |
2007 | 4246 | 1553 | 1305 | 365,8 |
Таблица№2
Структура безработных по наличию опыта работы и причинам незанятости
Показатель | 2006 | 2007 |
Всего безработных | 100 | 100 |
В том числе: | ||
Не имеют опыта работы | 31,8 | 29,6 |
Имеют опыт работы | 68,2 | 70,4 |
Из них: Оставили прежнее место работы в связи с: | ||
Высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятий | 19,2 | 17,6 |
По собственному желанию | 21,8 | 22,4 |
Таблица№3
Распределение численности безработных по уровню образования в 2007г.
| Тысяч человек | % | |||||
Безработные- всего | в том числе | Безработные-всего | в том числе | ||||
муж-чины | жен-щины | муж-чины | жен-щины | ||||
Всего | 4246 | 2271 | 1975 | 100 | 100 | 100 | |
Высшее профессиональное | 487 | 211 | 277 | 11,5 | 9,3 | 14 | |
Неполное высшее профессиональное | 106 | 35 | 71 | 2,5 | 1,5 | 3,6 | |
Среднее профессиональное | 800 | 357 | 443 | 18,8 | 15,7 | 22,4 | |
Начальное профессиональное | 790 | 495 | 295 | 18,6 | 21,8 | 14,9 | |
Среднее (полное) общее | 1483 | 803 | 680 | 34,9 | 35,4 | 34,4 | |
Основное общее | 534 | 334 | 200 | 12,6 | 14,7 | 10,1 | |
Начальное общее, не имеют начального общего | 46 | 36 | 9 | 1,1 | 1,6 | 0,5 | |
Таблица№4
Процент лиц с высшим образованием в составе экономически активного населения в 2007 г.
Население | Занятые | Безработные | Всего |
Экономически активное, тыс. человек | 70814 | 4246 | 75060 |
Лица с высшим образованием | 27,8 | 11,5 | 26,9 |
Таблица№5
Распределение безработных в России по возрасту в 2007г.
Возраст(лес)
| Численность безработных | |
Тыс. человек | % | |
до 20 | 382 | 9,0 |
20-24 | 870 | 20,5 |
25-29 | 496 | 11,7 |
30-34 | 523 | 12,3 |
35-39 | 382 | 9,0 |
40-44 | 487 | 11,5 |
45-49 | 499 | 11,8 |
50-54 | 390 | 9,2 |
55-59 | 149 | 3,5 |
60-72 | 68 | 1,6 |
Источник: Экономическая активность населения, 2008г.
Таблица№6
Продолжительность безработицы в России в 2007г.
Интервал времени, месяц | Численность безработных, тыс. | % к общей численности безработных |
Менее 1 | 451 | 10,6 |
1-3 | 832 | 19,6 |
3-6 | 612 | 14,4 |
6-9 | 314 | 7,4 |
9-12 | 384 | 9,0 |
12 и более | 1653 | 38,9 |
Итого: | 4246 | 100,0 |
Таблица№7
Уровень безработицы в Российской Федерации за период с 2000 по 2007г.,%
Год | Уровень безработицы по методологии МОТ | Уровень зарегистрированной безработицы |
2000 | 6,1 | 2,1 |
2001 | 3,1 | 0,9 |
2002 | 4,2 | 1,3 |
2003 | 11,7 | 5,3 |
2004 | 6,1 | 1,3 |
2005 | 4,9 | 1,5 |
2006 | 7,9 | 2,7 |
2007 | 6,7 | 3,2 |
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели-2008.
Таблица№8
Уровень безработицы в Российской Федерации в 2007г.,%
Регион | Уровень безработицы по методологии МОТ | Уровень зарегистрированной безработицы |
Российская Федерация | 6,1 | 2,1 |
Центрально-федеральный округ | 3,1 | 0,9 |
Северо-западный федеральный округ | 4,2 | 1,3 |
Южный федеральный округ | 11,7 | 5,3 |
Приволжский федеральный округ | 6,1 | 1,3 |
Уральский федеральный округ | 4,9 | 1,5 |
Сибирский федеральный округ | 7,9 | 2,7 |
Дальневосточный федеральный округ | 6,7 | 3,2 |
Таблица№9
Коэффициенты корреляции между региональными уровнями общей и регистрируемой безработицы
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Коэффициенты корреляции | 0,55 | 0,64 | 0,77 | 0,84 | 0,84 | 0,90 | 0,91 | 0,88 |
Число наблюдений (субъектов Федерации) | 84 | 84 | 84 | 84 | 84 | 84 | 85 | 85 |
[1] Карсон Р.Б. «Что знают экономисты» М.,1993.С.135
[2] Эренберг Р.Д., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. С. 631.
[3] Макконелл К.Р., Брюс Л. Экономикс. М., 1992. Т. 1. С. 158-159.
[4] Постановление правительства РФ от 8.12.2008 №19 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год»
[5] Статистический бюллетень.-2008.-№7
Дата: 2019-12-22, просмотров: 263.