ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования выражена в ряде аспектов: с одной стороны, существенной ролью, играемой налоговой системой в жизнедеятельности и функционировании всего Российского государства, с другой - необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к решению проблем, связанных с формированием новой налоговой системой и взиманием налогов в современных российских условиях.
Таким образом, налоговая система наделена важнейшими функциями в условиях становления в России гражданского общества и правового демократического государства. А изучение проблем формирования налоговой системы требует учета конкретной ситуации – политической и социально-экономической, на фоне которой формируются и развиваются различные внутри и внешне государственные процессы.
Все эти обстоятельства предопределили содержание настоящей работы. В ней исследуются различные аспекты формирование налоговой политики в части наиболее эффективного взимания налогов в государственный бюджет на примере налога с доходов физических лиц: рассматриваются вопросы становления, развития и сущности налоговой системы, дан анализ состояния налоговой системы в условиях современной России; уделено большое внимание вопросам, которые продолжают оставаться достаточно спорными в настоящее время и др.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с решением проблем в области формирования и взимания налогов в условиях современной России, а так же перспективы совершенствования действующего налогового законодательства в данной области.
Предмет исследования – налоговая система в части взимания налога на доходы с физических лиц, как гарант полноценного функционирования и жизнедеятельности Российского государства.
Целями исследования являются:
- определение общих тенденций, связанных с состоянием и развитием современной налоговой системы государства;
- разработка концепции государственной политики в области эффективного взимания налога с доходов физических лиц с учетом современной российской действительности;
- обозначение основных направлений деятельности органов власти и управления в сфере решения проблем по более эффективному взиманию налогов с физических лиц.
Среди задач настоящего исследования можно выделить:
- рассмотрение общих вопросов, касающихся формирования налоговой системы государства: понятие, сущность и др.;
- анализ состояния современной налоговой системы в условиях государства;
- разработка основных направлений концепции государственной политики в сфере более эффективного формирования и взимания налогов с физических и юридических лиц.
При написании данной работы были использованы различные методы научного познания. В основе исследования лежит общий метод диалектики, а так же частные методы научного познания, а именно: системный метод, статистический метод, сравнительно-правовой (компаративный) метод, конкретно-социологический метод.
В основу теоретического исследования входит правовая литература, связанная с налогами и налогообложением. Так, например, были использованы труды Дробозиной Л.А., Кругловой Н.Ю., Карагод В.С., Худолеева В.В. и др. Применялась и официальная литература, дан анализ зарубежного законодательства в данной области.
Эмпирическую базу настоящей работы составили конкретно-прикладные исследования, опубликованные в печати.
Таким образом, при подготовке и написании настоящей работы были изучены и проанализированы: нормы действующего налогового законодательства Российской Федерации, а также нормативные акты, аналитические материалы, относящиеся к исследуемой проблематике; соответствующая отечественная и зарубежная литература.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также приложения, относящиеся к исследованию.
ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ,
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЧАСТИ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ НА ПРИМЕРЕ НАЛОГА С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Взимание налога с доходов физических лиц является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с интересами отдельно взятого гражданина.
В настоящем разделе предпринята попытка раскрыть основные направления налоговой политики России, выделить её основные противоречия и предусмотреть пути наиболее эффективного реформирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования можно сделать нижеследующие наиболее существенные выводы.
Во-первых, налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества.
От научного обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организацией контроля за полной и своевременной мобилизацией налоговых поступлений, по сути дела, зависит практически более 90% государственной казны.
Особое место среди налогов занимает налог на доходы физических лиц. Экономическое содержание этого налога выражается во взаимоотношениях хозяйствующих граждан (физических лиц), с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Во-вторых - двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
Таким образом, появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений от физических лиц и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.
И, наконец, в-третьих, следует отметить, что налог на доходы физических лиц, по мнению автора, должен отражать в себе не только экономические параметры потребностей государства, но и социально справедливые гарантии для граждан, имеющих сравнительно малый доход. Нельзя, по мнению автора, применять единую для всех ставку налога в условиях современной России: экономическое расслоение общества слишком велико.
Таким образом, исследуя доктрину финансового права (в рамках бюджетного и налогового законодательства) и анализируя соответствующие нормативно-правовые акты, в данной работе автор пытался сделать выводы, касающиеся особых правил взимания налогов на доходы физических лиц в федеральный бюджет.
Кроме того автором предпринята попытка предложить законодательное урегулирование взимания налога на доходы физических лиц в зависимости уровня самих доходов.
[1] См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // РГ. – 1993. – 237. – 25 декабря.
[2] См.: О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах: ФЗ РФ от 05.08.2000. № 118-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3925.
[3] См.: ЮткинаТ.Ф. Налоги и налогообложение. – М., 2000. С. 39.
[4] См.: Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. – М., 2001. С. 3.
[5] См.: Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.:Питер, 2001. С. 20.
[6] См.: Дробозина Л.А. Финансы. – М., 2001. С. 118.
[7] См.: Приложение 1.
[8] См.: Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение. – М., 2006. С. 12 - 13.
[9] См.: Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. – М., 1999. С. 526-527.
[10] См.: ФЗ РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 07.12.1991. № 1998-1. (ныне не действ. реакция).
[11] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000. (ред. от 30.12.2004) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3618.
[12] См.: Худолеев В.В. Налоги и налогообложение. – М., 2004. С. 80.
[13] См.: Берник В.Н., Головкин А.А. Приказ об учетной и налоговой политике // Налоги и финансовое право, 2001. № 2. С. 37.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования выражена в ряде аспектов: с одной стороны, существенной ролью, играемой налоговой системой в жизнедеятельности и функционировании всего Российского государства, с другой - необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к решению проблем, связанных с формированием новой налоговой системой и взиманием налогов в современных российских условиях.
Таким образом, налоговая система наделена важнейшими функциями в условиях становления в России гражданского общества и правового демократического государства. А изучение проблем формирования налоговой системы требует учета конкретной ситуации – политической и социально-экономической, на фоне которой формируются и развиваются различные внутри и внешне государственные процессы.
Все эти обстоятельства предопределили содержание настоящей работы. В ней исследуются различные аспекты формирование налоговой политики в части наиболее эффективного взимания налогов в государственный бюджет на примере налога с доходов физических лиц: рассматриваются вопросы становления, развития и сущности налоговой системы, дан анализ состояния налоговой системы в условиях современной России; уделено большое внимание вопросам, которые продолжают оставаться достаточно спорными в настоящее время и др.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с решением проблем в области формирования и взимания налогов в условиях современной России, а так же перспективы совершенствования действующего налогового законодательства в данной области.
Предмет исследования – налоговая система в части взимания налога на доходы с физических лиц, как гарант полноценного функционирования и жизнедеятельности Российского государства.
Целями исследования являются:
- определение общих тенденций, связанных с состоянием и развитием современной налоговой системы государства;
- разработка концепции государственной политики в области эффективного взимания налога с доходов физических лиц с учетом современной российской действительности;
- обозначение основных направлений деятельности органов власти и управления в сфере решения проблем по более эффективному взиманию налогов с физических лиц.
Среди задач настоящего исследования можно выделить:
- рассмотрение общих вопросов, касающихся формирования налоговой системы государства: понятие, сущность и др.;
- анализ состояния современной налоговой системы в условиях государства;
- разработка основных направлений концепции государственной политики в сфере более эффективного формирования и взимания налогов с физических и юридических лиц.
При написании данной работы были использованы различные методы научного познания. В основе исследования лежит общий метод диалектики, а так же частные методы научного познания, а именно: системный метод, статистический метод, сравнительно-правовой (компаративный) метод, конкретно-социологический метод.
В основу теоретического исследования входит правовая литература, связанная с налогами и налогообложением. Так, например, были использованы труды Дробозиной Л.А., Кругловой Н.Ю., Карагод В.С., Худолеева В.В. и др. Применялась и официальная литература, дан анализ зарубежного законодательства в данной области.
Эмпирическую базу настоящей работы составили конкретно-прикладные исследования, опубликованные в печати.
Таким образом, при подготовке и написании настоящей работы были изучены и проанализированы: нормы действующего налогового законодательства Российской Федерации, а также нормативные акты, аналитические материалы, относящиеся к исследуемой проблематике; соответствующая отечественная и зарубежная литература.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, а также приложения, относящиеся к исследованию.
ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ,
КАСАЮЩИЕСЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
Уже на протяжении XIX века главным источником доходов являлись государственные налоги. Основные принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом.
Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»[1]
Основы налоговой системы России законодательно были оформлены в 1991 году. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы той поры являлся общий кризис экономики.
В условиях бюджетного дефицита того недавнего времени, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.
Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживала тогда российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим тогда оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то что его ставка в последующем была снижена до 20%, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. Кроме того, в налоговой системе России просматривались серьёзные противоречия между ставками на отдельные налоги. Так, например, если в середине 90-х годов XX века общая ставка налога на прибыль составляла 35%, то доля платежей за пользование природными ресурсами относительно невысока - 2,8%, а значение налога на имущество того времени явно принижено - на него приходится всего 6,5% доходов консолидированного бюджета. Таких примеров можно приводить очень много, поэтому стоит проблемы нынешнего налогового законодательства рассмотреть подробнее.
К серьезным недостаткам налогового режима того времени, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы XX века является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживавшим в то время привлечение иностранного капитала в российскую экономику.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.