Психолого-педагогические особенности сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психолого-педагогические особенности сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте

Выпускная квалификационная работа

 

                                                 Выполнила студентка

                                                                       4 курса 42 группы

                                                                       Петрейкина Г.А.

                                                                       Специальность 0314

                                                                       с дополнительной подготовкой

                                                                       в области ,,Психология”.

                                                                       Дневная форма обучения.

                                                                       Руководитель:

                                                                       преподаватель психологии

                                                                       Шемина Т.Б.

                                                                       Дата защиты: ...

                                                                       Оценка:

 

 

                                             Истра, 2011.

                                                Оглавление

Введение                                                                                                             3

Глава 1. Теоретический аспект проблемы выявления психолого-педагогических особенностей сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте                                                             5

1.1. Общая характеристика игровой деятельности

1.2.Игровые отношения детей

1.3.Сюжет и содержание игры

1.4.Реальные взаимоотношения детей в ситуации игры

1.5.Значение игры для нравственного развития детей

Глава 2.  Изучение психолого-педагогических особенностей сюжетно-ролевой игры в ДОУ                                                                                         28

2.1.Изучение состояния организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

2.2.Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшем и подготовительном возрасте

2.3.Результаты и выводы

Заключение                                                                                                        35

Список литературы                                                                                           37

Приложение                                                                                               39

 

Введение

 

 

     Проблема развития сюжетно ролевой игры у дошкольников и руководство ее взрослыми значительно актуализировалось в последнее время. Нет сомнений что, в дошкольном детстве ребенок имеет наибольшую возможность развития именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях общественного дошкольного воспитания, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами.

В наше время существует проблема в том, что дети мало играют, а педагоги не умеют управлять игрой.

Объектом изучения выпускной квалификационной работы является сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста.

Предмет изучения - психолого-педагогические особенности сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.

Задачи выпускной квалификационной работы:

1) рассмотреть основные характеристики игровой деятельности;

2) дать характеристику игровым отношениям детей;

3) показать суть сюжета и содержания игр дошкольника;

4)  проанализировать реальные взаимоотношения детей в ситуации игры;

5) выявить значение игры для нравственного развития детей;

6)  изучить состояние организации игровой деятельности детей.

7) провести наблюдение за игровой деятельностью детей в старшем и подготовительном возрасте

     Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям, психологам, социальным педагогам, так как и педагогам и родителям необходимо знать о развитии сюжетно-ролевой игры, ведь в дошкольном детстве ребенок имеет наибольшую возможность развития именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности.

 

             Глава 1. Теоретический аспект проблемы выявления психолого-педагогических особенностей сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте

Часа                                                     2-3 часа

33%- во второй младшей                         50% - во второй младшей

33%- в младшей                                      67% - в младшей

71% -в средней группе                               29% - в средней группе

50% - в старшей группе                   43% - в старшей группе

73% - в подготовительной группе        18% - в подготовительной группе

 

Заключение

      Игра – свободная деятельность ребенка, в ней он может организовать все свои желания. Не оглядываясь на запреты и требования взрослых. В игре не надо преодолевать сопротивление материала (карандаша). Игра позволяет выйти за пределы собственного мира, познает больше. Игра дает возможность повторить то, что ему нравится. Игра позволяет избавиться от отрицательных эмоций (страха, обиды). В игре ребенок учится управлять собой. Эльконин считал основным мотивом детской игры желание ребенка быть как взрослый. Из этой потребности рождается ролевая игра.

Игра развивает образное мышление, творчество и воображение. Обозначение одного предмета другим (палочка – термометр). Умственное развитие ребенка. Развивается память, происходит развитие личности (нравственной сферы, чувства «я и он», возможности регулировать свои способности).

В игре происходит «главнейшие изменения в психике ребенка…развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».

Игра – это, в сущности, социальная практика ребенка, его реальная жизнь в коллективе. Именно в коллективной игре он накапливает социальный опыт, привыкает считаться с интересами своих сверстников, вступает с ними в разнообразные контакты.

  Анкетирование показало, что 100% воспитателей не знают что такое игровые умения, какими игровыми навыкам должен обладать ребенок определенной возрастной группы. В среднем в детских садах детям отводится 1-2 часа на свободную игру, что недостаточно для полноценного развития детей.

Наблюдение за игровой деятельностью детей, проведенное на первом этапе изучения показало, что только у 40% детей игровые умения соответствуют возрасту.

Педагогам были даны рекомендации по развитию сюжетно-ролевой игры с детьми.

Наблюдение за игровой деятельностью детей, проведенное на втором этапе изучения показало, что у 70% детей игровые умения соответствуют возрасту.

Таким образом, при активной поддержки педагогов в организации игровой деятельности, дети быстрее овладевают игровыми навыками. Их игра становится разнообразной по сюжетам, имеет элементы творчества. Дети переносят в сюжет свой жизненный опыт, ведут диалог с партнерами, самостоятельно разрешают конфликты.

 

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2000.-466с.

2. Азаров Ю. П. Игра и труд.- М.: Знание, 2000.- 58с.

3.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2002.-86с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2008. – 321с.

5. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада– 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 2002.-39с.

6.Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 2001.-86с.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Знание, 2003.- 94с.

8.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии.- 2000.-№4.- С.26

9. Жуковская Р. Н. Нравственное воспитание детей в процессе игры. //Советская педагогика. –2007. - №4. – С.58

10.Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 2009.-156с.

11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Знание, 2001.-132с.

12.Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение,2000.-302с.

13.Макарова Е.Г. В начале было детство: Записи педагога. – М.: Педагогика, 2000.-245с.

14.Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре./Под ред. Маркова Т. А. – М.: Просвещение, 2002.-42с.

15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Просвещение, 2000.-258с.

16. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Владос, 1995. – 606 с.

17.Оллпорт Г.У. Становление личности: Избранные труды / пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. –М.: Смысл, 2002. – 464 с.

18.Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 2002.-265с.

19. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

20. Скоролупова О.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.- М.: Издательство Скрипторий, 2009. – 160с.

21. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. – Собр. соч. -М.: Ленинград, 2000.-98с.

22.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. /Составитель З.Я.Рез и др. – М.: Просвещение, 2000.-123с.

23. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М.,1962. – Т. 2. – 476 с.

            

 

 

 

 

Приложение 1.

Анкета ,, Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста ”

1. В какой возрастной группе Вы работаете?

2. Какой у Вас стаж педагогической работы?

3. Перечислите сюжеты ролевых игр, в которые играют дети Вашей группы.

4. Сколько времени в режиме дня отводится детям на свободную игру?

А) более 3-х часов

Б) 2-3 часа

В) 1-2 часа

Г) менее 1 часа

5. От кого чаще всего исходит инициатива организовать сюжетно-ролевую игру?

     А) от взрослых

     Б) от самих детей

6. Как Вы участвуете в сюжетно-ролевых играх детей?

     А) как партнер (беру на себя игровую роль)

     Б) как наблюдатель

     В) как помощник (распределяю роли, подсказываю сюжеты)

7. Какими игровыми умениями, на Ваш взгляд, должен владеть ребенок?

      А) 4-5 лет

      Б) 5-6 лет

      В) 6-7 лет

 

Психолого-педагогические особенности сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте

Выпускная квалификационная работа

 

                                                 Выполнила студентка

                                                                       4 курса 42 группы

                                                                       Петрейкина Г.А.

                                                                       Специальность 0314

                                                                       с дополнительной подготовкой

                                                                       в области ,,Психология”.

                                                                       Дневная форма обучения.

                                                                       Руководитель:

                                                                       преподаватель психологии

                                                                       Шемина Т.Б.

                                                                       Дата защиты: ...

                                                                       Оценка:

 

 

                                             Истра, 2011.

                                                Оглавление

Введение                                                                                                             3

Глава 1. Теоретический аспект проблемы выявления психолого-педагогических особенностей сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте                                                             5

1.1. Общая характеристика игровой деятельности

1.2.Игровые отношения детей

1.3.Сюжет и содержание игры

1.4.Реальные взаимоотношения детей в ситуации игры

1.5.Значение игры для нравственного развития детей

Глава 2.  Изучение психолого-педагогических особенностей сюжетно-ролевой игры в ДОУ                                                                                         28

2.1.Изучение состояния организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

2.2.Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшем и подготовительном возрасте

2.3.Результаты и выводы

Заключение                                                                                                        35

Список литературы                                                                                           37

Приложение                                                                                               39

 

Введение

 

 

     Проблема развития сюжетно ролевой игры у дошкольников и руководство ее взрослыми значительно актуализировалось в последнее время. Нет сомнений что, в дошкольном детстве ребенок имеет наибольшую возможность развития именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях общественного дошкольного воспитания, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами.

В наше время существует проблема в том, что дети мало играют, а педагоги не умеют управлять игрой.

Объектом изучения выпускной квалификационной работы является сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста.

Предмет изучения - психолого-педагогические особенности сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.

Задачи выпускной квалификационной работы:

1) рассмотреть основные характеристики игровой деятельности;

2) дать характеристику игровым отношениям детей;

3) показать суть сюжета и содержания игр дошкольника;

4)  проанализировать реальные взаимоотношения детей в ситуации игры;

5) выявить значение игры для нравственного развития детей;

6)  изучить состояние организации игровой деятельности детей.

7) провести наблюдение за игровой деятельностью детей в старшем и подготовительном возрасте

     Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям, психологам, социальным педагогам, так как и педагогам и родителям необходимо знать о развитии сюжетно-ролевой игры, ведь в дошкольном детстве ребенок имеет наибольшую возможность развития именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности.

 

             Глава 1. Теоретический аспект проблемы выявления психолого-педагогических особенностей сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте

Дата: 2019-12-22, просмотров: 209.