НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для России, на мой взгляд, очень важен зарубежный опыт, поскольку в настоящее время развитие налогового контроля пошло по пути жестких методов. Показатели отчетности о работе налоговых служб в значительной мере выражаются в количестве проведенных проверок. В условиях частых изменений законодательства, а также в связи с неподготовленностью бухгалтерского корпуса, целесообразней было бы использовать метод консультаций бухгалтеров. Это дало бы позитивный результат в общем поступлении налоговых платежей и сократило количество налоговых правонарушений, в том числе и преступлений.

Однако в механизме исчисления и уплаты налогов сохраняются существенные недостатки, позволяющие налогоплательщикам использовать схемы минимизации налоговой базы и уклоняться от уплаты налогов. В 2000-2004 годах в условиях роста экономики, благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и повышения эффективности работы налоговых органов доходная часть бюджетов всех уровней (без учета единого социального налога) увеличилась в 2,4 раза. Счетная палата отмечает, что наряду с занижением цен внутрикорпоративных сделок, применяемым в целях минимизации крупными компаниями, сокрытие налоговой базы широко используется и экспортерами товаров и услуг.

Действующая налоговая система угнетает экономику, особенно ее производственный сектор. Простые расчеты показывают, что среднее предприятие обязано перечислять в бюджет до 46% вновь созданной стоимоти. Даже в развитых странах со стабильной экономической обстановкойстоль высокие ставки налогов являются редкостью и ,как правило, ведут к низким темпам экономического роста. Российским предприятиям в отличии от западных приходиться приспосабливаться к изменениям в отношениях прав собственности, осваивать принципы корпоративного управления, адаптироваться к конкуренции. Пр и неблагоприятном налоговом режиме это малореально, что и подтверждается российской действительностью[35].

Угнетая предприятия высокими налогами, государство одновременно пытается поддержать хотя бы часть из них с помощью адресных налоговых льгот. Но это только ухудшает экономическую ситуацию.. Во-первых, адресные льгоы предоставляются отдельным предприятиям вне системы государственного приоритетов. Это искажает мотивацию руковдителей предприятия, ориентирует их не на повышение эффективности работы предприятий, а на установление взаимовыгодных отношений с органами власти. Во-вторых, льготы способствуют развитию теневой экономики, создают основу для коррупции, позволяют льготникам оказывать услуги по выводу из-под налогообложения всех желающих путем заключения фиктивных сделок. В итоге одни предприятия на вполне законном основании уклоняются от налогов, другие годами накапливают недоимки, а добросовестные плательщики оказываются в наиболее выгодном положении, часто становясь неконкурентоспособными, и либо теряют позиции в конкурентной борьбе, либо начинают уклоняться от налогов.

Указанные проблемы свидетельствуют о кризисе налоговой системы, не способствующей ускорению темпов роста российской экономики. Предпринимаемые государством шаги по налоговой реформе крайне необходимы. Ряд положений, введенных Налоговым кодексом, и последовательность действий по реформированию налоговой системы несомненно свидетельствует о постепенном изменении налогового климата в стране на более разумный по отношению к предприятиям. На сегодняшний день практическая реализация налоговой реформы должна включать следующие шаги:

· Постепенное выравнивание налогового бремени для разных категорий налогоплательщиков, сокращение необоснованных адресных или отраслевых льгот, принятие мерпо привлечению к уплате налогов предприятий, работающих в настоящее время безналоговом секторе, одновременно необходимо снизить налоговую нагрузку на реальных производителей,

· Упрощение порядка исчисления налогов, разработка простых и понятных законов, объединение налогов и других обязательных платежей одного уровня, имеющих одинаковую налоговую базу,

· Сокращение общего числа налогов и утверждение их исчерпывающего перечня, исключение возможности введения субъектами РФ и муниципальными образованиями дополнительных налоговых платежей,

· Реформу межбюджетных отношений, определение баланса интересов между бюджетами различных уровней, обеспечение необходимой налоговой базой для местных бюджетов,

· Исключение укоренившейся практики систематического изменения налогового законодательства,

· Четкое регламентирование деятельности и взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков, снижение необоснованно завышенных штрафных санкций, применяемых к налогоплательщикам,

· направить силы на борьбу с фирмами-однодневками, и первые шаги в этой области уже сделаны Для противодействия созданию и функционированию фирм-«однодневок» Управлением Федеральной налоговой службы России по г. Москве был разработан регламент, который включает в себя комплекс мер, осуществляемых всеми вовлеченными органами.[36]

Продвижение налоговой реформы в указанных направлениях, несомненно должно положительно влиять на решение проблем, возникающих на сегодняшний день между государством и предприятием. Однако, учитывая богатую отрицательную практику, накопленную предприятиями в ходе адаптации к действующей налоговой системе, можно предположить, что процесс отказа предприятий от применения механизмов снижения налоговых обязательств займет длительное время. При этом государству , несмотря на возможные убытки от снижения уровня налогового бремени на начальных этапах налоговой реформы, необходимо соблюдать последовательность шагов по реформировнаию налоговой системы. Только в этом случае можно рассчитывать на доверие со стороны предприятий и на положительный исход налоговой реформы, что позволит увеличить пополнение бюджета и обеспечить переход к цивилизованным отношениям между государством и предприятием.

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уклонение от уплаты налогов и сборов - явление, объективно существующее в любой стране мира при любых, даже самых льготных, экономических условиях. Искоренить полностью это явление невозможно, а следовательно, государство должно выработать меры для минимизации наносимого ему ущерба. Актуальность исследования заключается в том, что даже если юридическое и физическое лицо не остановит нецелесообразность уклонения от уплаты налогов, то расчеты могут доказать неэффективность некоторых принимаемых мер. В основе системы наказаний за уклонение от уплаты налогов лежат штрафные санкции, предъявляемые налогоплательщику Кодексом РФ об административных правонарушениях, Налоговым и Уголовным кодексами РФ.

Если для процессов оптимизации налогов и сборов единственным критерием является целесообразность налогового планирования для каждого конкретного случая, то при уклонении от уплаты налогов к уже указанному критерию должен добавляться второй: экономическое соотношение между выгодами, получаемыми неплательщиком налогов, и возможными финансовыми потерями при выявлении налогового правонарушения или преступления.
Основные методы уклонения от уплаты налогов:
1) занижение или неотражение в учетных документах налоговой базы (объекта налогообложения);

2) расчеты в наличной форме;

3) применение специальных схем для сокрытия объекта налогообложения;

4) завышение вычетов из налоговой базы и налога;

5) подмена объекта налогообложения;

6) использование уголовно наказуемых способов (незаконной деятельности) для сокрытия объекта налогообложения;

7) деятельность без регистрации в установленном законодательством порядке;
8) завышение всех видов расходов плательщика, учитываемых при расчете налога;
9) использование промежуточных условий при переходе на новый налоговый режим.
Классификационные признаки довольно условны, но они позволяют установить состав правонарушения или преступления, а следовательно, статью Кодекса, в соответствии с которой наступает ответственность за соответствующие действия (бездействие).

Необходимо помнить о том, что налоговая ответственность организаций может сопровождаться административной или даже уголовной ответственностью их должностных лиц. Финансовые потери организации могут оказаться настолько существенными, что это приведет к банкротству или серьезному нарушению производственного и финансового цикла. Стоит напомнить еще о дополнительных денежных потерях неплательщика в виде пени и судебных издержек и необходимости возврата самого неуплаченного налога.






СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 4 июля 1997 года «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов». Бюллетень Верховного Суда РФ, № 9, 1997.

5. Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы и практика. – М., 1993.

6. Кучеров И. И. Налоговый контроль и ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Учебное пособие. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР». 2001.

7. Яни П. С, Неуплата налогов и незаконное предпринимательство. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002

8.И.Н. Соловьев Как избежать ошибок при налоговом планировании. – М. Налоговый вестник,2002.

9. И.Н. Соловьев Налоговые преступления. – МИД ФБК-ПРЕСС,2002.

10. И.Н. Соловьев Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. –М. Главбух,,2000.

11. Н.Р. Тупанчески Уклонение от уплаты налогов в сравнительном праве. –М. Закон и право,2001.

12. А.Н. Караханов Проблемы уоловной ответственности за уклонение от уплаты налогов с организаций. –М. Издательство МСХА,,2003.

13. Е.В. Румянцева Уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ)–Ярославль 2003.

14.М.Ю. Струков Российская налоговая система и предприятия, М.2005

15. А.Горелов Незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов, М.

16. С. Никитин, Теневая экономика и налогообложение, М. Мировая экономика и международные отношения, 2005, №2

17. Г.В. Овчинников , Об уголовных делах, связанных с налоговой недоимкой, М.Комментарии и консультации

18. В. Котин ,ответственность за лжепредпринимательство, СПС консультант

19. В. Тюнин ,налоговые преступления в уголовном кодексе России, СПС консультант

20. Г.ф. Ручкина ,государственный контроль за законностью осуществления ,СПС консультант

 


[1] Н.Р. Тупанчески Уклонение от уплаты налогов в сравнительном праве. –М. Закон и право,2001.

[2] М.Ю. Струков Российская налоговая система и предприятия, М.2005

 

[3] Н.Р. Тупанчески Уклонение от уплаты налогов в сравнительном праве. –М. Закон и право,2001.

 

[4] М.Ю. Струков Российская налоговая система и предприятия, М.2005

 

[5] Е.В. Румянцева Уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ)–Ярославль 2003.

 

[6] Сведения об основных результатах деятельности федеральных органов налоговой полиции за 12 месяцев 1999 года (формы отчетности 1-НПМ и ДНД) // Статистический сборник ФСНП России. М., 2000.

 

[7] . И.Н. Соловьев «предпринимательской деятельности проблемные вопросы квалификации налоговых преступлений», 2005 спс консультант

 

[8] И.Н. Соловьев Налоговые преступления. – МИД ФБК-ПРЕСС,2002.

 

[9] . И.Н. Соловьев «предпринимательской деятельности проблемные вопросы квалификации налоговых преступлений», 2005 спс консультант

 

[10] И.Н. Соловьев Налоговые преступления. – МИД ФБК-ПРЕСС,2002.

[11] Е.В. Румянцева Уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ)–Ярославль 2003.

 

[12] И.Н. Соловьев Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. –М. Главбух,,2000.

[13] И.Н. Соловьев Как избежать ошибок при налоговом планировании. – М. Налоговый вестник,2002.

[14] Кучеров И. И. Налоговый контроль и ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Учебное пособие. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР». 2001.

 

[15] И.Н. Соловьев Как избежать ошибок при налоговом планировании. – М. Налоговый вестник,2002.

[16] И.Н. Соловьев Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. –М. Главбух,,2000.

[17] . И.Н. Соловьев Налоговые преступления. – МИД ФБК-ПРЕСС,2002.

[18] И.Н. Соловьев Как избежать ошибок при налоговом планировании. – М. Налоговый вестник,2002.

[19] И.Н. Соловьев Как избежать ошибок при налоговом планировании. – М. Налоговый вестник,2002.

[20] И.Н. Соловьев Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. –М. Главбух,,2000.

[21] С. Никитин, Теневая экономика и налогообложение, М. Мировая экономика и международные отношения, 2005, №2

 

[22] С. Никитин, Теневая экономика и налогообложение, М. Мировая экономика и международные отношения, 2005, №2

 

[23] И.Н. Соловьев Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. –М. Главбух,,2000.

 

[24] М.Ю. Струков Российская налоговая система и предприятия, М.2005

[25] Яни П. С, Неуплата налогов и незаконное предпринимательство. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002

 

[26] Кучеров И. И. Налоговый контроль и ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Учебное пособие. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР». 2001.

[27] . А.Горелов Незаконное предпринимательство и уклонение от уплаты налогов, М

[28] Яни П. С, Неуплата налогов и незаконное предпринимательство. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002

 

[29] Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы и практика. – М., 1993.

[30] Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы и практика. – М., 1993.

[31] Н.Р. Тупанчески Уклонение от уплаты налогов в сравнительном праве. –М. Закон и право,2001

[32] Н.Р. Тупанчески Уклонение от уплаты налогов в сравнительном праве. –М. Закон и право,2001

[33] Кучеров И. И. Налоговый контроль и ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Учебное пособие. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР». 2001.

[34] Н.Р. Тупанчески Уклонение от уплаты налогов в сравнительном праве. –М. Закон и право,2001

[35] М.Ю. Струков Российская налоговая система и предприятия, М.2005

 

[36] М.Ю. Струков Российская налоговая система и предприятия, М.2005

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 205.