Избегание уплаты налога в той или иной мере существует во всех налоговых системах. В отношении классификации причин данного явления особый интерес к характеру их воздействия и значению проявляют как наука о финансах и фискальная практика, так и та часть правовой системы, которая предусматривает репрессивные меры борьбы с данным явлением.
Одна из наиболее исчерпывающих классификаций причин, обуславливающих уклонение от уплаты налога, принадлежит французскому теоретику П.М. Годме, согласно которому их можно разделить на 3 группы: 1). Экономические;2). Социально-политические; 3). Психологические. Такая классификация причин и условий, побуждающих к уклонению от уплаты налога, наиболее полно отражает этиологию данного феномена[1].
Экономические условия имеют тесную связь с уклонением от уплаты налогов. В ситуации, когда налогоплательщик должен выполнить свои налоговые обязательства, он оценивает, смогут ли положительные моменты уклонения от уплаты налогов компенсировать неприятности, которые повлечет за собой этот шаг. Как показывает практика, с увеличением ставки налога растет стремление налогоплательщика избежать его уплаты, поскольку таким образом реальный доход от уклонения будет выше. Несомненно, что на принятие такого решения влияет хорошее или плохое экономическое положение у плательщика. Иная ситуация возникает тогда, когда плательщик находится в тяжелом экономическом положении. Уклонение поэтому представляется ему иногда единственно возможным решением[2].
Экономические процессы могут оказать двоякое воздействие на уклонение от уплаты налогов. Если экономическая конъюнктура способствует переложению налога (НДС), то считается, что плательщик непосредственно не заинтересован в уклонении от него, потому что, перекидывая налоговое бремя на других (через добавку к цене), он легко и просто освобождается от него. Однако в этом случае следует учитывать эластичность спроса, то есть, при какой цене с учетом налога товар перестанут покупать. Напротив, в период экономических кризисов плательщики склонны избегать налогообложения с целью увеличения на величину налога собственных доходов, которые в таких условиях реально снижаются. На уклонение от уплаты налогов особенно влияет рост инфляции. В условиях инфляции, под действием инфляционной спирали номинально растут доходы экономики, растет и зарплата, независимо от производительности труда и увеличения реального валового продукта, что вызывается автоматический рост налогов[3].
Определенные экономические условия тоже в большой степени затрагивают уклонения от уплаты налогов. При высоком уровне безработицы многие субъекты налогообложения получают доходы в сфере так называемой «теневой экономики». Избежание налогообложения затрагивает и регулирование рынка. Например, периоды дефицита определенных товаров, когда государство вынуждено строго регулировать рынок, устанавливая цены и контролируя поставки некоторых видов товаров, являются благоприятными для развития уклонения от уплаты налогов. В этих условиях введение контроля за рынком часто ведет к созданию параллельного незаконного скрытого рынка («черная биржа»). Сделки на этом рынке часто заключаются с целью обойти налоговые органы и получить чистую прибыль. На рост уклонение от уплаты налогов на международном уровне повлиял и период экономического либерализма, допускавший свободу движения международного капитала и увеличения числа транснациональных корпораций. Из-за того что налоговый контроль территориально ограничен рамками государства, налоговые органы часто оказываются бессильными перед транснациональными корпорациями, руководителям которых, благодаря свободе передвижения капитала, удается скрывать прибыль от национальной борьбы.
Социально-политические причины.[4] Степень интенсивности уклонение от уплаты налогов, помимо прочего, зависит и от социально-политического устройства государства. Известно, что через налоговую политику достигаются различные цели в обществе.
Политические причины - когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, но и как инструмент социальной или экономической политики. Как инструмент социальной политики налоги проявляются, когда класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса, являющегося плательщиком налога и подавленный класс избежание налога воспринимает как единственно возможное сопротивление угнетению. Задачей налога, как социального и политического инструмента является удовлетворение государственных и общественных нужд, а также осуществление нефинансовых целей. Принятие или непринятие налоговой системы в большой степени зависит от использования налоговых доходов. Точнее говоря, посильность налогового бремени обусловлена приносимой им пользой, то есть характером общественных расходов. Часть их идет на функционирование социальных служб, страхование, образование, здравоохранение и т.д. При таком использовании налогов плательщик усматривает и свою личную заинтересованность, что снижает сопротивление против их уплаты. Как инструмент политики налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения их удельного веса в экономике и наоборот, понижает ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, с целью экономического стимулирования данного вида деятельности( например, единый сельскохозяйственный налог).
Психологические причины. Одним из факторов, обуславливающим избежание уплаты налога, является общая атмосфера недовольства и недоверия, которые часто присутствуют у многих налогоплательщиков. Уплата налога и других сборов оказывает прямое воздействие на уменьшение дохода или имущества плательщика, что потом приводит или может привести к смене его экономического и социального положения. Поэтому вполне понятна реакция – сопротивление плательщика по отношению к уплате налога, особенно если это неблагоприятно сказывается на его социальном статусе.
Имея в виду то, что речь идет о принудительных платежах, можно сделать вывод, что в основе сопротивления лежит традиционное отношение плательщика к государству и праву (законам), а не сама величина налогового бремени. Еще одну причину ослабления налоговой морали можно увидеть в самом налоговом законе, который уважается в меньшей степени по сравнению с другими законами, что обусловлено самими характеристиками последних. Зачастую налоговый закон утрачивает данные характеристики из-за частых изменений налоговых постановлений, что ведет к ослаблению его моральной основы. Частые изменения налоговых постановлений не дают возможности гражданам определиться в отношении того, как они относяться к данному налогу, что справедливо в налогообложении, а что нет.[5]
В теории налогов принято считать, что уровень налоговой морали обусловлен и характером налоговой политики в отношении уклоняющихся от налогообложения лиц, а также эффективностью и строгостью позиции налоговых органов. Так же справедливо утверждение, что законы, в том числе и фискальные, теряют в своем авторитете, если их соблюдение не находиться под контролем. К тому же не следует забывать, что сама по себе обязанность, если она недостаточно санкционирована, не имеет никакого смысла.
Психологическими причинами являются, по моему мнению, низкая правовая культура, что обусловливается историческим фактором - существование института налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.