Право гражданина Российской Федерации на участие в отправлении правосудия может быть реализовано посредством участия в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя[17], арбитражного заседателя, а также участия в конституционном правосудии субъектов Российской Федерации и в деятельности квалификационных коллегий судей.
Особенностью суда присяжных является соединение в судебном разбирательстве двух равноправных, но раздельных, не сливающихся воедино коллегий — судей-профессионалов и представителей общества, действующих совместно, но строго в пределах возложенных на них законом полномочий. Первые при рассмотрении уголовных дел призваны решать вопросы, требующие юридической оценки, а присяжные заседатели[18] — вопросы факта. Присяжные заседатели участвуют в рассмотрении опасных преступлений.
А также участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дел в порядке, установленном ст.324-353 УПК Российской Федерации[19].
От обязанностей присяжных заседателей на основании письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению этих обязанностей, освобождаются: лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащие; судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, имеющие специальные знания сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений Уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии).
Граждане Российской Федерации могут реализовать свое право на отправление правосудия в качестве арбитражных заседателей[20].
Участие граждан в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации возможно посредством выполнения функций судьи и через своих представителей при формировании названных судебных органов.
Новым явлением в участии граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия стало участие представителей общественности в деятельности квалификационных коллегий судей[21]. Представителями общественности в квалификационных коллегиях могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами.
Заключение
Политическая являются необходимым условием осуществления демократии как народовластия, проявления автономии личности. Наличие и реальная реализация политических прав и свобод обеспечивают легитимацию органов государственной власти и местного самоуправления.
По словам А. де Токвиля, равенство, делающее людей независимыми друг от друга, вырабатывает в них склонность и привычку руководствоваться в частной жизни лишь собственными желаниями и волей. Полная независимость, которой они постоянно пользуются как в отношениях с равными себе, так и в личной жизни, вызывает у них недовольство властью и формирует у них понятие политической свободы и приверженность ей. Из разных форм правления они более других признают и уважают ту, главу которой они избрали сами и действия которой находятся под их контролем[22].
Специфику политических орав и свобод гражданина отмечал А.Д. Градовский. По его убеждению, «политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководиться в управлении интересами своего отечества. Государство, давая гражданам право участия в политических делах, призывая их к управлению через представителей, делает из этих последних как бы часть верховной власти»[23].
Вопросы реализации гражданами своих политических прав развивал в своих работах известный русский философ И.А. Ильин. Он считал, что демократия как участие граждан в управлении государством, как реализация политических прав и свобод имеет свои жизненные основы в духе народа, в его правосознании, в его социальном укладе. Нет этих основ, и демократия выродится или в охлократию (засилье черни) и ли в тиранию[24].
Итак, основная функция политических прав граждан состоит в обеспечении демократии, народовластия. И от того, какие условия реализации политических прав граждан предусмотрены Конституцией Российской Федерации и развивающими ее нормы текущим законодательством, зависят условия функционирования российского общества и государства.
Литература
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 117, 30.06.2004.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 140-141, 31.07.2004.
4. Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 155-156, 25.08.2004.
5. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // "Парламентская газета", N 111, 22.06.2004.
6. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, N 21, ст. 1919.
7. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах Президента Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 8-9, 16.01.2003.
8. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // "Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
9. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об использовании атомной энергии" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4552.
10. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 110-111, 15.06.2002.
11. Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 29.06.2009) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2288.
12. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 28.11.2009) "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010) // "Собрание законодательства РФ", 18.03.2002, N 11, ст. 1022.
13. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
14. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.04.2010) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
15. Указ Президента РФ от 17.02.2010 N 201 "Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций" (вместе с "Положением об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций") // "Собрание законодательства РФ", 22.02.2010, N 8, ст. 838.
16. Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // "Российская газета", N 89, 12.05.1993.
17. Синцов Г.В. Конституционно-правовой институт референдума РФ и субъектов РФ: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М.,2003. С. 17-18.
18. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. 1. О государственном устройстве. М., 2006. С.194.
19. Ильин И.А. Статьи из сборника «Наши задачи» // Советское государство и право. 1991.№11. С.138-139.
[1] Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 2. С. 321.
[2] А. де Токвиль (Указ. Соч. С.88-89.) писал, что «мы никогда не найдем по-настоящему сильного общества, не опирающегося на свободное волеизъявление людей. В мире не существует ничего иного, кроме патриотизма или религии, что могло заставить самых различных граждан в течение долгого времени стремиться к общей цели».
[3] Синцов Г.В. Конституционно-правовой институт референдума РФ и субъектов РФ: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М.,2003. С. 17-18.
[4] Волеизъявление граждан — высшая форма народовластия — приостановлено, как минимум, на 2,5 года. В случае же принятия решения о прямых выборах Совета Федерации в полном составе при несовпадении дат выборов палат Федерального Собрания и Президента возможен практически перманентный запрет на реализацию конституционного права гражданина РФ на референдум.
[5] В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
[6] Ст.4 Упомянутого федерального закона.
[7] См.: СЗ. РФ. 2005. №21. Ст.1919.
[8] Данное конституционное право регламентировано Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
[9] Закрепляет ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
[10] Установление возрастного ценза для организаторов собраний и митингов можно объяснить тем, что по достижении 16 лет наступает административная ответственность.
[11] Не имеющих никакого отношения к политике и не представляющих никакого интереса для государственной власти, например, собрания книголюбов, любителей домашних животных и т. п.
[12] См.: Матвеев В.О. Указ. Соч. С.103.
[13] Это объясняется трудностями в обеспечении порядка и организации движения транспорта на улицах и площадях. Проведение публичных мероприятий гражданами, исповедующими разные взгляды, в одном месте и в одно время способно привести к нежелательным последствиям.
[14] Ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ.
[15] Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ст.55 п.7; Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об использовании атомной энергии" ст.39; Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ст.60 п.7; Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах Президента Российской Федерации" ст.54 п.7; Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О свободе совести и о религиозных объединениях" ст.3 п.6.
[16] Ст.21, 12.Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
[17] Введение в Российской Федерации присяжных заседателей было обусловлено закреплением в Конституции Российской Федерации суда присяжных заседателей и гарантией обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных (ч. I ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123 Конституции Российской Федерации).
[18] Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
[19] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.04.2010).
[20] Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 29.06.2009) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".
[21] Задачи квалификационных коллегий судей отнесены в Федеральном законе от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2009г.).
[22] См.: Токвиль А.О демократии в Америке. М., 1992.
[23] Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. 1. О государственном устройстве. М., 2006. С.194.
[24] См.: Ильин И.А. Статьи из сборника «Наши задачи» // Советское государство и право. 1991.№11. С.138-139.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 217.