Право участвовать в отправлении правосудия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Право гражданина Российской Федерации на участие в отправлении правосудия может быть реализовано посредством участия в деятельности судебных органов в качестве присяжного заседателя[17], арбитражного заседателя, а также участия в конституционном правосудии субъектов Российской Федерации и в деятельности квалификацион­ных коллегий судей.

Особенностью суда присяжных является соединение в судебном разбирательстве двух равноправных, но раздельных, не сливающихся воедино коллегий — судей-профессионалов и представителей общества, действующих совместно, но строго в пределах возложенных на них законом полномочий. Первые при рассмотрении уголовных дел призваны решать вопросы, требующие юридической оценки, а присяжные заседатели[18] — вопросы факта. Присяжные заседатели участвуют в рассмотрении опасных преступлений.

А также участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дел в порядке, установленном ст.324-353 УПК Российской Федерации[19].

От обязанностей присяжных заседателей на основании пись­менного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению этих обязанностей, освобождаются: лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащие; судьи, прокуроры, сле­дователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, имеющие специальные знания сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений Уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разре­шения (лицензии).

Граждане Российской Федерации могут реализовать свое право на отправление правосудия в качестве арбитражных заседателей[20].

Участие граждан в конституционных (уставных) судах субъ­ектов Российской Федерации возможно посредством выполнения функций судьи и через своих представителей при формировании на­званных судебных органов.

Новым явлением в участии граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия стало участие представителей обще­ственности в деятельности квалификационных коллегий судей[21]. Представителями общественности в квалификационных коллегиях могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной служ­бы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений не­зависимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами.

Заключение

Политическая являются необходимым условием осуществления демократии как народовластия, проявления автономии личности. Наличие и реальная реализация политических прав и свобод обеспечивают легитимацию органов государственной власти и местного самоуправления.

По словам А. де Токвиля, равенство, делающее людей незави­симыми друг от друга, вырабатывает в них склонность и привычку руководствоваться в частной жизни лишь собственными желаниями и волей. Полная независимость, которой они постоянно пользуются как в отношениях с равными себе, так и в личной жизни, вызывает у них недовольство властью и формирует у них понятие политической свободы и приверженность ей. Из разных форм правления они более других признают и уважают ту, главу которой они избрали сами и действия которой находятся под их контролем[22].

Специфику политических орав и свобод гражданина отмечал А.Д. Градовский. По его убеждению, «политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководиться в управлении интересами своего отечества. Государство, давая гражданам право участия в политических делах, призывая их к управлению через представителей, делает из этих по­следних как бы часть верховной власти»[23].

Вопросы реализации гражданами своих политических прав раз­вивал в своих работах известный русский философ И.А. Ильин. Он считал, что демократия как участие граждан в управлении государ­ством, как реализация политических прав и свобод имеет свои жиз­ненные основы в духе народа, в его правосознании, в его социальном укладе. Нет этих основ, и демократия выродится или в охлократию (засилье черни) и ли в тиранию[24].

Итак, основная функция политических прав граждан состоит в обеспечении демократии, народовластия. И от того, какие условия реализации политических прав граждан предусмотрены Конститу­цией Российской Федерации и развивающими ее нормы текущим за­конодательством, зависят условия функционирования российского общества и государства.

Литература

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 117, 30.06.2004.

3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 140-141, 31.07.2004.

4. Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 155-156, 25.08.2004.

5. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // "Парламентская газета", N 111, 22.06.2004.

6. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, N 21, ст. 1919.

7. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах Президента Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 8-9, 16.01.2003.

8. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // "Собрание законодательства РФ", 29.09.1997, N 39, ст. 4465.

9. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об использовании атомной энергии" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4552.

10. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 110-111, 15.06.2002.

11. Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 29.06.2009) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2288.

12. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 28.11.2009) "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010) // "Собрание законодательства РФ", 18.03.2002, N 11, ст. 1022.

13. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060.

14. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.04.2010) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

15. Указ Президента РФ от 17.02.2010 N 201 "Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций" (вместе с "Положением об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций") // "Собрание законодательства РФ", 22.02.2010, N 8, ст. 838.

16. Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // "Российская газета", N 89, 12.05.1993.

17. Синцов Г.В. Конституционно-правовой институт референдума РФ и субъектов РФ: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М.,2003. С. 17-18.

18. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. 1. О государственном устройстве. М., 2006. С.194.

19. Ильин И.А. Статьи из сборника «Наши задачи» // Советское государство и право. 1991.№11. С.138-139.


[1] Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 2. С. 321.

[2] А. де Токвиль (Указ. Соч. С.88-89.) писал, что «мы никогда не найдем по-настоящему сильного общества, не опирающегося на свободное волеизъявление людей. В мире не существует ничего иного, кроме патриотизма или религии, что могло заставить самых различных граждан в течение долгого времени стремиться к общей цели».

[3] Синцов Г.В. Конституционно-правовой институт референдума РФ и субъектов РФ: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М.,2003. С. 17-18.

[4] Волеизъявление граждан — высшая форма народовластия — приостановлено, как минимум, на 2,5 года. В слу­чае же принятия решения о прямых выборах Совета Федерации в полном составе при несовпадении дат выборов палат Федерально­го Собрания и Президента возможен практически перманентный запрет на реализацию конституционного права гражданина РФ на референдум.

[5] В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

[6] Ст.4 Упомянутого федерального закона.

[7] См.: СЗ. РФ. 2005. №21. Ст.1919.

[8] Данное конституционное право регламентировано Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

[9] Закрепляет ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

[10] Установление возрастного ценза для организаторов собраний и митингов можно объяснить тем, что по достижении 16 лет наступает административная ответственность.

[11] Не имеющих никакого отношения к политике и не представляющих никакого интереса для государственной власти, например, собрания книголюбов, люби­телей домашних животных и т. п.

[12] См.: Матвеев В.О. Указ. Соч. С.103.

[13] Это объясняется трудностями в обеспечении порядка и организации движения транспорта на улицах и площадях. Проведе­ние публичных мероприятий гражданами, исповедующими разные взгляды, в одном месте и в одно время способно привести к нежела­тельным последствиям.

[14] Ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ.

[15] Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ст.55 п.7; Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об использовании атомной энергии" ст.39; Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" ст.60 п.7; Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах Президента Российской Федерации" ст.54 п.7; Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О свободе совести и о религиозных объединениях" ст.3 п.6.

[16] Ст.21, 12.Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

[17] Введение в Российской Федерации присяжных заседателей было обусловлено закреплением в Конституции Российской Федерации суда присяжных заседателей и гарантией обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных (ч. I ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123 Конституции Российской Федерации).

[18] Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

[19] "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.04.2010).

[20] Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 29.06.2009) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".

[21] Задачи квалификационных коллегий судей отнесены в Федеральном законе от 14 марта 2002 г. «Об органах судейско­го сообщества в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2009г.).

[22] См.: Токвиль А.О демократии в Америке. М., 1992.

[23] Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. 1. О государственном устройстве. М., 2006. С.194.

[24] См.: Ильин И.А. Статьи из сборника «Наши задачи» // Советское государство и право. 1991.№11. С.138-139.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 217.