Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования[8] закреплено ст.31 Конституции Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
Право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования вытекает из свободы мысли и слова. Их целью является обсуждение проблем, касающихся политики органов государственной власти, решений органов и должностных лиц местного самоуправления или протеста против них, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности, принудить органы государственной власти и местного самоуправления к принятию каких-либо решений. Конституционное право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства как на общефедеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления.
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации это право принадлежит гражданам. Однако Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 21) и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 11) закрепляют его без такого ограничения.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования вправе реализовать в Российской Федерации не только граждане, но и иностранцы, и лица без гражданства. При этом организаторами собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, а участниками также иностранцы и лица без гражданства.
Организатором демонстрации, шествия и пикетирования[9], вправе быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет[10]. Не могут быть организаторами публичного мероприятия лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
В.О. Матвеев в работе, посвященной анализу развития законодательства о публичных собраниях во Франции, Германии и Англии в XVIII—ХIХвв., отмечал, что публичные собрания могут проводиться как в частных[11], так и в публичных интересах.
Публичные собрания, созываемые для обсуждения политических вопросов, собрания, имеющие целью сформировать у населения то или иное отношение к общественно значимым вопросам. Не может быть сомнения в том, что собрания такого рода представляют для государственной власти определенный интерес[12].
Публичные мероприятия можно подразделить на два вида: собрания, проводимые в закрытых помещениях, и публичные мероприятия, проводим вне помещений (митинги, шествия» демонстрации, пикетирование). В порядке их проведения есть различие. Если для собраний и пикетирования одним участником уведомление органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления не нужно, то для митингов, шествий, демонстраций и пикетирования несколькими участниками оно необходимо[13].
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия[14]. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами[15].
Публичный характер собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования определяет необходимость соблюдения требований ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это обусловило наличие в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. нормы об основаниях и порядке приостановления публичного мероприятия.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 222.