Право обсуждения проектов решений государственных органов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования[8] закреплено ст.31 Конституции Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. и ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

Право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования вытекает из свободы мысли и слова. Их целью яв­ляется обсуждение проблем, касающихся политики органов госу­дарственной власти, решений органов и должностных лиц местного самоуправления или протеста против них, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности, принудить органы государственной власти и местного самоуправ­ления к принятию каких-либо решений. Конституционное право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирова­ний является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства как на общефедеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления.

Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации это право принадлежит гражданам. Однако Международный пакт о граждан­ских и политических правах (ст. 21) и Европейская конвенция о за­щите прав человека и основных свобод (ст. 11) закрепляют его без такого ограничения.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и меж­дународные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, свободу собраний, ми­тингов, шествий, демонстраций и пикетирования вправе реализо­вать в Российской Федерации не только граждане, но и иностранцы, и лица без гражданства. При этом организаторами собраний, митин­гов, шествий, демонстраций и пикетирования могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, а участниками также иностранцы и лица без гражданства.

Организатором демонстрации, шествия и пикетирования[9], вправе быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет[10]. Не могут быть организаторами публичного меро­приятия лица, признанные судом недееспособными или ограничен­но дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

В.О. Матвеев в работе, посвященной анализу развития законода­тельства о публичных собраниях во Франции, Германии и Англии в XVIII—ХIХвв., отмечал, что публичные собрания могут проводить­ся как в частных[11], так и в публичных интересах.

 Публичные собра­ния, созываемые для обсуждения политических вопросов, собрания, имеющие целью сформировать у населения то или иное отношение к общественно значимым вопросам. Не может быть сомнения в том, что собрания такого рода представляют для государственной власти определенный интерес[12].

Публичные мероприятия можно подразделить на два вида: собра­ния, проводимые в закрытых помещениях, и публичные мероприя­тия, проводим вне помещений (митинги, шествия» демонстрации, пикетирование). В порядке их проведения есть различие. Если для собраний и пикетирования одним участником уведомление органов государственной власти субъекта Российской Федерации или орга­на местного самоуправления не нужно, то для митингов, шествий, демонстраций и пикетирования несколькими участниками оно не­обходимо[13].

Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия[14]. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами[15].

Публичный характер собраний, митингов, шествий, демонстра­ций и пикетирования определяет необходимость соблюдения тре­бований ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно на­рушать права и свободы других лиц. Это обусловило наличие в Фе­деральном законе от 19 июня 2004 г. нормы об основаниях и порядке приостановления публичного мероприятия.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 222.