Развитие региональной интеграции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Роль России, как впрочем, и многих других обретших независимость республик бывшего СССР, в глобальной экономике могла бы возрасти при условии прогрессирующий экономической интеграции этих государств. Россия выступает активным сторонником углубления регионального сотрудничества ан постсоветском пространстве. Казалось бы, общность их экономической жизни и тесные взаимные хозяйственные связи в советские годы располагают к этому. О том же свидетельствует и мировой опыт создания региональных интеграционных группировок и зон свободной торговли, которые интенсифицируют торговлю и конкуренцию в пределах региона и тем самым расширяют влияние и возможности соответствующих стран в глобальной экономике.

Удельный вес стран СНГ в общем объеме внешнеторгового

оборота государств содружества, %[5]

Страна 1997 1998 2000
Азербайджан 48 38 21
Армения 41 28 21
Белоруссия 74 69 66
Грузия 57 35 37
Казахстан 45 43 36
Киргизия 53 50 48
Молдавия 70 53 43
Россия 19 22 19
Таджикистан 37 50 64
Туркменистан 60 39  
Узбекистан 24 26  
Украина 39 44 44

 

Правда, в современном мире развиваются и дезинтеграционные процессы, чему свидетельство СССР, Югославия и Чехословакия. Однако превалирует противоположные тенденции к экономическому сближению стран, особенно соседних. Формы такого сближения могут различаться по глубине, но тенденция перехода от более рыхлых к более разносторонним и совместно регулируемым формам интеграции очевидна.

Резервы углубления взаимного экономического сотрудничества на постсоветском пространстве, несомненно, имеются, но остаются нереализованными, что ослабляет конкурентные позиции всей группы стран в мировой экономике. Опросы промышленных предприятий в России показали, что значительная часть их продукции конкурентоспособна не только на российском рынке, но также и на рынках СНГ, частично в Центральной и Восточной Европе и лишь отдельные виды продукции могут соперничать на мировых рынках[6]. По логике вещей, следовало бы использовать возможности отечественного и регионального рынков для роста и укрепления собственного производства и подготовки его к выходу на глобальную арену. Однако, эта логика не работает силу целого ряда причин. Думается, что на первом месте стоит политика участников СНГ, которым порой не достает доверия к России и друг к другу. Они ожидают от запада больше того, что он собирается им дать, и предпочитают западные товары, не считаясь с собственными возможностями оплатить растущий объем импорта. Сказываются также серьезные различия в уровнях развития и механизмах управления экономикой, боязнь политической и экономической зависимости ои России, будущее которой представляется им неопределенным. Россия из-за экономической слабости и отсутствия убедительной концепции собственного развития не стала подлинным ядром интеграционного союза, способным взять на себя основные организационные расходы и обеспечить партнерам достаточно привлекательные преференции. Тормозит дело присущая постсоветским режимам некомпетентность в вопросах внутренней и международной экономической политики, бюрократизм и примитивный национализм. Нужно сказать, что и Запад усматривает в интеграционных намерениях стран СНГ возрождение имперских устремлений России и зачастую пытается противодействовать сближению этих стран.

 

Заключение

 

Объективный ход истории рано или поздно заставит государства, образовавшиеся после распада СССР, перейти к более глубокому экономическому взаимодействию. Упускать преимущества, открываемые таким сотрудничеством, было бы крайне опрометчиво. Но потребуется время, чтобы политики осознали это и выработали равноправные и взаимовыгодные механизмы интеграции. Видимо, в этом процессе между отдельными странами возникнут разные степени сближения. Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан готовы пойти значительно дальше, чем остальные страны, и в случае успеха, этот пример может стать притягательным для остальных.

 

7. Список литературы:

 

1. «Мировая экономика» - учебник – под редакцией А.С. Булатова – М.: ЮРИСТЪ, 2000, с. 703-704

2. «Мировая экономика» - учебник – под редакцией В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой – М.: Флинта, 2000, с. 466-469

3. «Мировая экономика» - учебник – В.К. Ломакин – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, с. 706-725

4. Журнал «ЭКО», 2003, №9, с. 90-113

5. Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2003. №9, с. 3-12


[1] По данным таможенной статистики на 2002 г.

[2] См.: Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже XXI века. С. 52.

[3] Без учета 11 млрд дол. задолженности нерезидентам по внутренним государственным обязательствам (ГКО-ОФЗ и ОВВЗ).

[4] См.: Финансовые известия. 08.04.1999

[5] Источник: Внешняя торговля стран СНГ. Статистический сборник. М., 2002. С. 11.

[6] См.: Вопросы экономики. 2001. №6. С. 46.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.