Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. На современную внешнеполитическую ситуацию оказывают сильное влияние не только «достижения» дипломатов и политиков на ниве международных отношений, но внутриполитическая и экономическая обстановка в нашей стране.
В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США), так и внутренние (научно-техническое и экономическое отставание, угроза распада России):
Угрозы национальной безопасности России, в %:
61,0 - | международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма и его распространение на территорию России |
58,6 - | низкая конкурентоспособность России в экономической сфере |
54,8 - | растущее отставание России по уровню научно-технического потенциала от США и других стран Запада |
52,9 - | дальнейшее расширение НАТО на Восток и включение в этот блок бывших республик СССР (страны Балтии, Украина, Грузия и т.д.) |
51,4 - | установление мирового господства США и их ближайших союзников |
51,0 - | давление на Россию со стороны международных экономических и финансовых институтов с целью устранения России как экономического конкурента |
26,2 - | угроза распада России |
18,6 - | информационные войны, информационно-психологическое воздействие на РФ |
17,1 - | демографическая экспансия Китая |
16,7 - | ослабление позиций ООН и разрушение мировой системы коллективной безопасности |
15,7 - | крупномасштабные техногенные катастрофы |
11,9 - | несанкционированное распространение ядерного оружия |
10,0 - | глобальные угрозы (потепление климата, разрушение озонового слоя, СПИД, истощение природных ресурсов и т.п.) |
7,1 - | территориальные претензии к России со стороны сопредельных государств |
Обращает на себя внимание также то, что российские эксперты не придают существенного значения глобальным угрозам, которые все больше перемещаются в центр внимания западного сообщества. Представляется, что это во многом связано с тем, что Россия в целом, и эксперты в данном случае не являются исключением, уже давно живет, что называется "сегодняшним днем". Далеко на будущее никто не загадывает и поэтому реальные, но "отложенные" угрозы (истощение природных ресурсов, потепление климата, несанкционированное распространение ядерного оружия, демографическая экспансия Китая и т.д.) не воспринимаются как актуальные. Это подчеркивается и в новой «Концепции внешней политики Российской Федерации», принятой недавно правительством и президентом РФ: «…военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия».
Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным сообществом, тем не менее возможность возвращения к состоянию холодной войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США, уже пройден большой путь не только политического, но и культурного взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России, многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д. В настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого противостояния России и США (табл. 2).
Таблица 2
Оценка вероятности возвращения России к состоянию холодной войны со странами Запада, %
Возможность возврата к холодной войне | 1993 | 1996 | 2001 |
Очень вероятно | 8 | 20 | 15 |
Не очень вероятно | 27 | 43 | 29 |
Маловероятно | 58 | 30 | 50 |
Не вероятно | 5 | 5 | 4 |
Затруднились ответить | 2 | 1 | 2 |
Но все же главными угрозами не только основам национальной безопасности страны, но и ее авторитету на международной арене, продолжают оставаться такие внутренние проблемы страны, как ее экономическая слабость, коррупция и преступность. Война же в Чечне как фактор, подрывающий авторитет России, хотя и остается в числе наиболее значимых, тем не менее расценивается сегодня в качестве такового в 2 раза реже, чем пять лет назад.
Сферы, в которых Россия может рассчитывать на реальное укрепление своих позиций на мировом рынке в ближайшие 8 - 10 лет, в %:
· 70,0 - в сфере ТЭК (газ, нефть)
· 53,3 - оборонный комплекс (ВПК)
· 44,3 - добыча и переработка иных природных ресурсов (металл, лес и т.д.)
· 36,7 - атомная энергетика
· 27,6 - наука и высокие технологии
· 18,6 - энерготранспортная инфраструктура
· 15,2 - культура и образование
В последние годы наряду с ростом добывающих отраслей, катастрофически падает доля наукоемкого производства. Россия выбивается в мировые лидеры по производству сырья, кувалд и лопат. Развиваются те виды производства, которые основаны на применении тяжелого физического, неквалифицированного труда. Конкурентоспособность России создается за счет низкой оплаты труда, связанной с ней низкой культуры производства, высокой трудоемкости. Квалификация труда, его экономическое качество быстро и неуклонно падают. За годы неуправляемых "реформ" выпуск специалистов с высшим образованием на единицу населения в России снизился на 10%, а в странах Европы и в США за это время он возрос более чем в 2 раза. Россия по этому показателю быстро упала с 5 на 26 место в мире. В то время как в России доля населения, работающего в фундаментальной науке, за десять лет снизилось в 2 раза, в передовых странах этот показатель вырос почти в 2 раза. В странах Европы и Америки на науку сегодня выделяется около 5% бюджета, в России - 1,2%. Япония планирует за пять лет увеличить число рабочих мест, на которых работают специалисты с высшим образованием, в 2 раза, Америка - в 1,7 раза, а в России этот показатель неуклонно снижается. Положение с наукой в России близко к катастрофе. Скоро мы будем вынуждены смириться с отсталостью.
Несмотря на всю серьезность внутренних проблем нашей страны не последнюю роль в потере Россией авторитета на международной арене играют внешнеполитические и внешнеэкономические стратегии последнего времени. Если Советский Союз, как известно, имел на международной арене и безусловных сторонников, и явных геополитических противников, то в настоящее время внешнее окружение России носит не столь однозначный и очевидный характер. Основных дипломатических и торговых партнеров России можно условно разделить на несколько групп:
§ Первая группа - "братские" страны - Белоруссия, Армения и Индия.
§ Вторая группа - "дружеские" - Югославию, Казахстан, Китай, Иран и Германию.
§ Третья группа - страны "скорее дружеские" - Узбекистан, Украина, Израиль, Франция.
§ Четвертая группа - "нейтральные" - Азербайджан, Япония, Великобритания, Чехия.
§ Пятая группа - "недружественные" - Афганистан, страны Балтии и США, кроме того, сюда можно отнести также Грузию, Польшу и Венгрию.
Особняком на этом фоне выглядят российско-американские отношения. Если еще пять лет назад число считающих США дружественной страной было примерно таким же, как и сейчас (8% и 10% соответственно), то доля экспертов, оценивающих отношения США к России как недружественные, выросла в настоящее время более чем в 2 раза (с 22% до 59%). Тому много причин, и одна из них - балканский кризис 1999 года, в результате которого, было зафиксировано новое соотношение сил в мире с доминированием США. Другая причина охлаждения отношений России и США, по мнению экспертов, связана с первыми шагами новой американской администрации во главе с Дж. Бушем. Эти шаги дают основания считать, что внешняя политика США станет более жесткой по отношению к России, чем политика предшествующей администрации.
Прямо противоположная тенденция наблюдается, судя по оценкам экспертов, в отношениях между Россией и Германией. За последние 5 лет почти в 3 раза (с 19% до 52%) возросла доля экспертов, относящих Германию к дружественным по отношению к России странам при сохранении доли тех, кто относит ее к недружественным государствам (10% в 1996 г. и 13% в 2001 г). В качестве проблем все еще осложняющих российско-германские отношения отмечаются:
· Задолженность России Германии.
· Так называемый "Калининградский фактор".
· Избыточная интегрированность Германии в ЕС и НАТО.
· Несостыковка экономических систем России и Германии (несовершенство законодательной базы в России, отсутствие гарантий прав собственников и инвесторов, коррупция и т.д.).
· Проблема перемещенных культурных ценностей (реституция).
Не мало препятствий и на пути налаживания нормальных отношений с другими странами ЕС, причем, большинство экспертов на первое место ставят некоторую предубежденность против России со стороны европейских государств.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 233.