ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС»
Кафедра «Экономическая теория»
Утверждаю
Проректор по учебной работе
д.э.н, проф., Новикова Н.Г
_________________________
«___»______________2008 г.
Методические рекомендации
и планы семинарских занятий
дисциплина «Макроэкономика»________________________
Специальность 080100 направление «Экономика»
Москва, 2008г.
Методические рекомендации составлены на основании рабочей программы дисциплины Макроэкономика___________________________________
(название дисциплины)
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономическая теория________
(название кафедры)
Протокол № ___ « » _ _________ 2008 г.
Зав. кафедрой Леонова В.П.
Методические рекомендации одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол № ________ «____» __________2008г.
Методические рекомендации разработаны:
Преподаватель кафедры
Экономическая теория к.э.н., доц. Заец Г.И.
(название кафедры)
Согласовано:
Зам. проректора – начальник
Учебно-методического управления к.э.н., доц. Дуборкина И.А.
Начальник
Методического отдела Рыженок Н.В.
Введение
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Макроэкономика» составлены на основе Рабочей программы, разработанной в соответствии с требованиями стандартов высшего и среднего профессионального образования.
Вопросы, выносимые на семинары, охватывают содержание курса и позволяют студентам, освоившим лекционные материал и рекомендованную литературу, в полном объёме изучить дисциплину «Макроэкономика».
После приведённых вопросов плана каждого семинарского занятия даны краткие методические рекомендации по изучению наиболее сложных вопросов и проблем, приведены методологические подходы к их рассмотрению или приведена краткая структура ответа на них. Это позволяет студентам лучше сориентироваться в списке литературы и полнее рассмотреть эти вопросы и проблемы.
Перечень основной и дополнительной литературы к каждому семинарскому занятию представлен порядковым номером источника из списка литературы и номерами глав из него. Список основной и список дополнительной литературы приведён в конце работы. Литературные источники, указанные в списке основной литературы, имеются в библиотеке МГУСа.
При подготовке к семинару студент должен использовать не менее 2-3 источников основной литературы, указанной к каждому семинарскому занятию. Рекомендуется использовать и дополнительную литературу (прежде всего при подготовке докладов и рефератов).
После изучения основной и дополнительной литературы студент должен самостоятельно проверить себя на усвоение основных понятий, терминов, законов. Перечень основных понятий приведён к каждому семинарскому занятию.
Примерный план докладов и рефератов приведён к соответствующему семинарскому занятию. При их подготовке студенту следует использовать периодическую печать (журнальные и газетные статьи), а также брошюры, монографии, статистический материал по теме доклада за последние три года.
Вопросы и задания для самопроверки знаний следует рассмотреть и дать на них ответ самостоятельно в процессе подготовки к семинару после изучения основной и дополнительной литературы. Эти вопросы и задания могут быть использованы преподавателем для проверки знаний студентов и на семинаре.
При подготовке к семинарам, а также на семинарских занятиях следует применять тесты и решение задач по соответствующим темам курса. Перечень тестов имеется на кафедре «Экономическая теория» в методической разработке «Макроэкономика». М.,2006.
Задачи и тесты можно использовать также из источников, указанных в списке дополнительной литературы [19; 21; 30], а также из источников, указанных в списке основной литературы [1; 3].
II. Наименование тем, их содержание и объём аудиторных занятий
№ п.п. |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Очная форма Полная программа | |
Л | С | ||
1 | Введение в макроэкономику. | 2 | 2 |
2 | Национальная экономика в СНС. Государственное регулирование экономики. | 6 | 6 |
3 | Основные макроэкономические показатели. | 4 | 4 |
4 | Совокупные расходы. Модель равновесия доходов-расходов. | 8 | 8 |
5 | Основная модель равновесия AD-AS. | 4 | 4 |
6 | Макроэкономическая нестабильность. | 8 | 8 |
7 | Теории экономического роста | 4 | 4 |
8 | Государственный бюджет. | 4 | 4 |
9 | Денежные рынок и рынок ценных бумаг. | 6 | 6 |
10 | Фискальная политика. | 4 | 4 |
11 | Денежно-кредитная политика. | 4 | 4 |
12 | Социальная политика. | 4 | 4 |
13 | Общее равновесие товарных и денежных рынков. | 4 | 4 |
14 | Международная торговля и торговая политика. | 4 | 4 |
15 | Платёжный баланс и валютный курс. | 4 | 4 |
ИТОГО: | 70 | 70 |
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Основные проблемы и цели макроэкономического анализа. Предмет макроэкономики.
2. Макроэкономические модели и их основные виды.
3. Макроэкономическое агрегирование. Номинальные и реальные величины. Потоки и запасы. Индексные показатели
3. Методические рекомендации
Необходимо обратить внимание на такие особенности макроэкономического анализа как использование агрегированных величин, индексных показателей, применение макроэкономических моделей.
Следует чётко уяснить суть показателей потока и показателей запаса, номинальных и реальных, денежных и натуральных величин, а также рассмотреть основные экономические субъекты в макроэкономике и мотивы их поведения.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 1; №3 гл. 1.1; №2 гл. 11; №9 гл. 19.1, 19.2; №7 гл. 21; доп.: № 12 гл. 1; №18 гл. 1; №19 гл. 1]
Основные понятия
Макроэкономика, номинальные величины, реальные величины, показатели потока, показатели запаса
Вопросы для самоконтроля знаний
1. В чём особенности предмета макроэкономики и её отличие от микроэкономики?
2. Изобразите схему кругооборота товаров и услуг, доходов и расходов с участием 3-х экономических субъектов: домохозяйств, фирм и государства. Покажите их взаимосвязь.
3. Какое различие между номинальными и реальными макроэкономическими величинами?
4. Чем различаются макроэкономические показатели потока и макроэкономические показатели запаса?
5. Перечислите основные макроэкономические проблемы.
А. Первое занятие.
1. Общественное воспроизводство и его отраслевая и секториальная структура.
2. Финансовый и реальный сектора в экономике и их взаимосвязь.
3. Система национального счетоводства: СНС, история её формирования, структура, принципы формирования и роль.
3. Методические рекомендации
Отраслевая и секториальная структура общественного воспроизводства определяется на основе СНС. В ней выделяются: сектор нефинансовых предприятия и корпораций, сектор финансовых предприятий и корпораций; сектор некоммерческих организаций, обслуживающих население, сектор правительственных учреждений и сектор домашних хозяйств. Следует обратить внимание на взаимосвязь этих секторов.
К отрасли экономики по международной классификации относятся предприятия или их части, занятые однородными видами деятельности. Необходимо чётко различать отраслевую и секториальную структуру экономики.
Рассматривая историю формирования СНС, следует выделить три варианта СНС ООН (международный стандарт): 1953 года, 1968 года и ныне действующий вариант 1993 года.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 2; №2 гл. 11; №4 гл. 1; №9 гл. 20.2, 19.3; доп.: № 15 гл. 11; №19 гл. 2.1, 2.4; №26 гл. 2.2; №29 гл. 1, 2]
Основные понятия
Общественное воспроизводство, сектор экономики, система национального счетоводства, отрасль экономики
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какие сектора экономики Вы знаете? Как они взаимодействуют в макроэкономических связях?
2. Как иностранный сектор включается в механизм взаимодействия на макроуровне?
3. Какова отраслевая структура общественного воспроизводства?
4. Когда начала формироваться система национального счетоводства? Какую роль она играет?
Доклады и рефераты
1.История формирования и развития СНС, её методологические основы и принципы.
Б. Второе занятие.
1. Элементы системы национального счетоводства:
- институциональные единицы
- экономические операции
- национальные счета: их виды и взаимосвязь
2. Формирование СНС в России.
3. Схема межотраслевого баланса народного хозяйства В. Леонтьева.
3. Методические рекомендации
Институциональные единицы в СНС – это хозяйствующие субъекты, юридические и физические лица, действующие во всех секторах экономики.
Основные виды экономических операций: операции с товарами и услугами, операции по распределению первичных доходов, операции по перераспределению доходов, операции с финансовыми инструментами.
Основные группы национальных счетов (таблиц ресурсов и их использования или активов и пассивов): счета для отраслей экономики, счета для отдельных экономических операций, консолидированные счета: сводный счёт и таблица «затраты-выпуск».
Необходимо уяснить принципиальное различие между СНС и схемой межотраслевого баланса В. Леонтьева. По межотраслевому балансу целесообразно заслушать студенческий доклад.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 2; №2 гл. 11; №4 гл. 1; №9 гл. 20.2; доп.: № 15 гл. 11; № 17 гл. 18-23; №19 гл. 2.1, 2.4; №26 гл. 2.2; №29 гл. 4.5]
Основные понятия
Экономические операции, национальные единицы, межотраслевой баланс народного хозяйства
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Дайте определение институциональной единицы в СНС. Перечислите основные институциональные единицы в СНС.
2. Перечислите основные экономические операции в СНС.
3. Назовите основные национальные счета в СНС.
4. Представьте схему межотраслевого баланса В. Леонтьева. Какое она имеет значение для макроэкономического анализа?
5. Когда в современной России стала формироваться система национального счетоводства?
Доклады и рефераты
1. Схема межотраслевого баланса В. Леонтьева и её роль в макроэкономическом анализе
2 в. Третье занятие
1. Необходимость государственного регулирования современной экономики: его сущность, цели и пределы.
2. Основные методы государственного регулирования экономики и их эволюция.
3. Основные направления государственного регулирования экономики. Планирование и программирование экономики. Государственный сектор в экономике.
3. Методические рекомендации
Следует уяснить, что необходимость государственного вмешательства в экономику, прежде всего, вытекает из «провалов» рынка, и его отрицательных экстерналий.
Рассматривая методы (административные и экономические, прямые и косвенные) государственного регулирования экономики, необходимо показать особенности их проявления в различных экономических системах, а также рассмотреть проблемы госрегулирования экономики в современной России.
4. Рекомендуемая литература: [№2 гл. 15; №6 гл. 7.1; №8 гл. 17; №9 гл. 29; №10 гл. 12; доп.: № 11 гл. 20; № 12 гл. 11.1; №15 гл. 1, 2, 3; №25 гл. 17, 23; №27 гл. 4;]
Основные понятия
Государственное регулирование экономики, государственный сектор экономики, методы государственного регулирования экономики
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Почему государство должно регулировать современную рыночную экономику?
2. Уменьшается ли роль государственного регулирования экономики в условиях современной глобализации?
3. Какие методы регулирования экономики Вы знаете?
4. Кто из экономистов впервые обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику?
5. Каковы, на Ваш взгляд, основные направления государственного регулирования экономики в современной России?
Доклады и рефераты
1. Проблемы государственного регулирования экономики в современной России.
2. Государственный сектор экономики в современных условиях. Приватизация и разгосударствление.
А. Первое занятие
1. Основные макроэкономические показатели и их виды.
2. Валовой внутренний продукт (ВВП), его структура, формы и методы расчёта.
3. Основные проблемы, возникающие при подсчёте ВВП. Теневая экономика и проблема учёта её результатов в ВВП
3. Методические рекомендации
Рассматривая показатели ВВП, следует особо остановиться на 3-х методах его расчёта: производственном, распределительном (по доходам) и по использованию (по расходам), а также рассмотреть такие формы ВВП как номинальный, реальный и потенциальный ВВП. Нужно обратить внимание на необходимость исключения повторного счёта товаров и услуг (промежуточного потребления) при расчёте ВВП.
Среди проблем, возникающих при подсчёте ВВП, можно выделить учёт амортизации, необходимость исключения услуг домашнего хозяйства, объёмов товаров и услуг, произведённых в предыдущие годы. Важная проблема – учёт теневой экономики в ВВП. По этой проблеме можно студентам подготовить реферат.
Следует учесть, что в настоящее время показатель ВНП не рассчитывается (хотя во многих учебниках он рассматривается). Вместо ВНП рассчитывается показатель ВНД, он подробно будет рассмотрен на следующем семинарском занятии.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 2; №2 гл. 11; №3 гл. 1.2; №9 гл. 20.1, 20.2; доп.: № 12 гл. 2; №19 гл. 2.2, 2.3, 2.5; №25;]
Основные понятия
Валовой внутренний продукт (ВВП).
Номинальный ВВП. Реальный ВВП.
Потенциальный ВВП.
Теневая экономика, промежуточное потребление.
Первичные доходы.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Перечислите основные макроэкономические показатели.
2. Какие методы расчёта ВВП Вы знаете?
3. Какие результаты экономической деятельности не включаются в ВВП данного года?
4. В чём состоит «парадокс женитьбы на домашней прислуге»?
5. Чем номинальный ВВП отличается от реального?
Б. Второе занятие
1. Макроэкономические показатели, рассчитываемые на основе ВВП
2. Национальное богатство и его структура
3. Показатели занятости и безработицы. Индексы цен.
3. Методические рекомендации
В данной теме следует уяснить формирование и структуру таких показателей как:
- чистый внутренний продукт (ЧВП)
- валовой национальный доход (ВНД)
- личный доход (ЛД)
- чистый национальный доход (ЧНД)
- личный располагаемый доход (ЛРД)
- чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ)
Необходимо чётко выяснить различия между показателями ВВП, ВНД, ЧВП и ЧНД.
Рассматривая второй вопрос, следует обратить внимание на материально-вещественный состав национального богатства, роль природных ресурсов в его составе, а также на уровень и структуру национального богатства в современной России.
В третьем вопросе необходимо рассмотреть такие показатели как: уровень занятости, уровень безработицы, среднюю продолжительность безработицы, индекс цен Пааше и индекс цен Ласпейреса.
4. Рекомендуемая литература: [№9 гл. 21.1, 21.2, 21.3; №1 гл. 2; №2 гл. 11; №3 гл. 1.2; доп.: № 12 гл. 2; №19 гл. 2.2, 2.3, 2.5; №25;]
Основные понятия
ЧВП, ВНД, ВНРД, ЛД, ЛРД, национальное богатство, чистое экономическое благосостояние, уровень занятости, индекс цен.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Чем ВВП отличается от ВНД?
2. Почему в настоящее время не рассчитывается ВНП?
3. Что включается в национальное богатство страны?
4. Что включается в чистое экономическое благосостояние?
5. Какие индексы цен Вы знаете?
6. Каковы различия между индексом потребительских цен (ИПЦ) и дефлятором ВВП?
Доклады и рефераты
1. Теневая экономика в современной России.
2. Динамика ВВП и его структура в современной России.
План семинарских занятий
А. Первое занятие
1. Потребление и сбережение, их виды и факторы, на них влияющие.
2. Основные модели потребления.
3. Средняя и предельная склонность к потреблению. Средняя и предельная склонность к сбережению. Взаимосвязь этих показателей.
3. Методические рекомендации
Во втором вопросе необходимо уяснить следующие модели потребления:
1. кейнсианскую
2. неоклассическую
3. модель жизненного цикла (Модильяни)
4. модель перманентного дохода (монетаристскую)
Основное различие первых двух моделей: Кейнс рассматривает потребление как функцию текущего дохода, а классики – как функцию сбережения.
При рассмотрении кейнсианских показателей склонности к потреблению и сбережениям необходимо уяснить их в динамике и сформулировать кейнсианский психологический закон склонности к сбережениям.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 5.1; №2 гл. 14; №3 гл. 2.3; №9 гл. 21.3; доп.: № 18 гл. 5; №12 гл. 3.2; №20 гл. 15;]
Основные понятия
Личное потребление, сбережение, склонность к потреблению, склонность к сбережению, психологический закон склонность к сбережению.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какие виды сбережений Вы знаете?
2. Перечислите факторы, влияющие на потребление и сбережение.
3. Чем принципиально отличается классическая модель потребления от кейнсианской
4. Может ли быть МРС отрицательной величиной?
5. Может ли быть АРС отрицательной величиной?
Доклады и рефераты
1. Основные положения теории жизненного цикла Модильяни.
2. Современные формы сбережений и их влияние на национальную экономику.
2б. Второе занятие
1. Инвестиции, их основные формы и направления. Факторы, влияющие на инвестиции. Источники инвестиций.
2. Основные модели инвестиций.
3. Простой кейнсианский мультипликатор автономных расходов (автономных инвестиций)
3. Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса следует рассмотреть валовые и чистые инвестиции; автономные и индуцированные; реальные и финансовые. К основным направлениям инвестирования можно отнести: вложения в основной капитал, в увеличение товарно-материальных запасов и резервов, в строительство жилья.
Во втором вопросе следует уяснить кейнсианскую, неоклассическую модели инвестиций, а также теорию инвестиций Тобина.
Кейнсианский мультипликатор инвестиций можно проиллюстрировать таблицей и показать его воздействие на объём ВВП.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 5.1; №2 гл. 14; №3 гл. 2.4; №5 гл. 8, 9, 10, 11; №9 гл. 21.4; доп.: № 18 гл. 6; №12 гл. 3.3; №22 гл. 24;]
Основные понятия
Инвестиции, реальные инвестиции, финансовые инвестиции, портфельные инвестиции, инвестиции в человеческий капитал, мультипликатор автономных инвестиций
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Назовите основные направления инвестиций.
2. Какое различие между реальными и финансовыми инвестициями?
3. Чем кейнсианская модель инвестиций отличается от неоклассической?
4. Каков механизм действия кейнсианского мультипликатора автономных расходов?
5. Что собой представляют инвестиции в человеческий капитал?
Доклады и рефераты
1. Проблема роста инвестиций в современной России.
2. Инвестиции в человека (человеческий капитал) и их роль в современных условиях.
2 в. Третье занятие.
1. Планируемые и фактические совокупные расходы в теории Д. Кейнса.
2. Модель равновесия доходов-расходов (кейнсианский крест).
3. Колебания равновесного уровня выпуска. Рецессионный и инфляционный разрывы. Кейнсианский мультипликатор автономных расходов в модели равновесия Д. Кейнса.
3. Методические рекомендации
Прежде всего следует уяснить структуру совокупных расходов:
AE=C+I+G+Xп, а также отличие планируемых расходов от фактических.
Модель равновесия доходов-расходов Д. Кейнса абстрагируется от изменения уровня цен, это модель короткого периода. Следует рассмотреть неравновесные состояния модели, в том числе рецессионный и инфляционный разрывы. Колебания равновесного уровня выпуска необходимо уяснить с учётом действия кейнсианского простого мультипликатора автономных расходов.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 5.2, 5.3; №3 гл. 2.5; №5 гл. 6; №7 гл. 24; №9 гл. 21.5; доп.: № 22 гл. 24; №25 гл.;]
Основные понятия
Совокупные расходы, модель равновесие доходов-расходов, рецессионный разрыв, инфляционный разрыв, мультипликатор автономных расходов.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Чем планируемые совокупные расходы отличаются от фактических?
2. Покажите и объясните на графической модели равновесие доходов-расходов, равновесный объём выпуска и его колебания.
3. Чем рецессионный разрыв модели отличается от инфляционного?
4. Покажите на графической модели доходов-расходов действие кейнсианского мультипликатора автономных расходов.
5. Как вмешательство государства в экономику (государственные закупки) может изменить равновесный объём выпуска?
Г . Четвертое занятие.
1. Модель кейнсианского равновесия доходов-расходов с учётом функции нетто-экспорта.
2. Модель инвестиций и сбережений. Кейнсианский парадокс бережливости.
3. Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса следует в кейнсианскую модель доходов-расходов ввести упрощённую функцию нетто-экспорта Xп=q-mY, где q – автономный нетто-экспорт, а mY – функция импорта (от дохода), затем график «кейнсианского креста» построить и рассмотреть с учётом этой функции.
На модели инвестиций-сбережений, тесно связанной с моделью доходов и расходов, можно объяснить парадокс сбережений, где стремление потребителей больше сберегать приводит в конечном счёте к уменьшению сбережений и равновесного объёма выпуска.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 5.4; №7 гл. 24; №4 гл. 2.3, 2.4; №9 гл. 21.5; доп.: № 25; №13 гл. 5, 6;]
Основные понятия
Модель инвестиции-сбережения, «парадокс сбережений».
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Покажите и объясните упрощённую функцию нетто-экспорта?
2. Почему величина импорта зависит от уровня дохода страны-импортёра?
3. Как изменяется равновесие «кейнсианского креста» с учётом функции нетто-экспорта?
4. Какова взаимосвязь моделей инвестиции-сбережения и «кейнсианского креста»?
5. Почему сбережения увеличивают богатство индивидуума, но уменьшают богатство страны?
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Совокупный спрос (AD) и факторы, на него влияющие. Уравнение совокупного спроса.
2. Совокупное предложение (AS):кейнсианская и неоклассическая модели.
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в коротком периоде.
3. Методические рекомендации
При рассмотрении совокупного спроса следует обратить внимание на то, что факторы, влияющие на отрицательный наклон кривойAD, не идентичны факторам, влияющим на наклон кривой индивидуального спроса. На наклон кривой AD влияют: эффект богатства, эффект процентных ставок, эффект импортных закупок.
Нужно уяснить, что кейнсианская кривая AS – это модель короткого периода при фиксированных ценах, а неоклассическая кривая AS – модель длинного периода при гибких ценах и на основе их обеих построить комбинированную кривую AS с тремя участками и проанализировать модель AD-AS.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 4; №5 кн. 1 гл. 14; №7 гл. 23; №9 гл. 21; доп.: № 12 гл. 3.1, 3.4, 3.5; №19 гл. 3.1, 3.2., 3.3; №20 гл. 8.2., 8.3; №22 гл. 23; №18 гл. 4;]
Основные понятия
Совокупный спрос (AD), совокупное предложение (AS), эффект богатства, эффект процентных ставок, эффект импортных закупок, модель макроэкономического равновесия AD-AS.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Почему кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон?
2. Какие факторы влияют на величину совокупного спроса?
3. Изобразите графически кейнсианскую модель равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.
4. Изобразите графически классическую модель равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.
5. Чем отличается кейнсианская кривая AS от классической кривой AS?
2 б. Второе занятие.
1. Равновесие совокупного спроса и предложения в длинном периоде.
2. Взаимосвязь модели AD-AS и «кейнсианского креста».
3. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения
3. Методические рекомендации
При рассмотрении взаимосвязи моделей AD-AS и «кейнсианского креста» следует обратить внимание на то, что кейнсианская модель доходов-расходов – это модель короткого периода, предполагающая фиксированные (неизменные) цены, и отражающая лишь физические объёмы совокупных расходов, их равновесие и изменение, а модель AD-AS – это модель длинного периода, отражающая изменение как объёма выпуска, так и общего уровня цен.
Необходимо особо выделить влияние шоков предложения (которые часто встречаются в современном обществе) в модели AD-AS на изменение равновесного объёма выпуска и общего уровня цен (резкое изменение цен на энергоресурсы, экстремальные ситуации и т.д.).
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 4; №7 гл. 23; №9 гл. 21; доп.: № 12 гл. 3.5; №18 гл. 4; №19 гл. 3.3, 3.4, 3.5; №19 гл. 8.3, 8.4;]
Основные понятия
Долгосрочное равновесие AD-AS, шоки спроса, шоки предложения, позитивные шоки, негативные шоки.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Чем принципиально различаются модели равновесия AD-AS в коротком и в длинном периодах?
2. Чем отличается модель AD-AS от модели «кейнсианский крест»?
3. Какова взаимосвязь модели AD-AS и «кейнсианского креста»?
4. Как негативный шок предложения (рост цен на нефть) отразится на изменении объёма выпуска и цен?
5. Как изменение уровня цен на товары и услуги формирует долгосрочную кривую AS?
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Экономические циклы, их виды, фазы, периодичность, причины. Особенности проявления цикличности в современных условиях.
2. Основные теории экономических циклов.
3. Принцип акселерации. Модель мультипликатора-акселератора.
4. Особенности проявления цикличности в современных условиях
3. Методические рекомендации
Охарактеризовав сущность, виды и фазы цикла, их особенности в современных условиях, следует рассмотреть основные теории цикла: экстернальные, интернальные, монетарные, а также теории недопотребления перенакопления.
Принцип акселерации рассматривается в тесной связи с принципом мультипликации, так как в обеих имеется взаимосвязь инвестиций и дохода, хотя эти взаимосвязи различны в акселераторе и в мультипликаторе. Следует чётко выяснить эти различия и роль каждого из них.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 3.1; №3 гл. 3; №7 гл. 22; №10 гл. 14; №9 гл. 23; №5 гл. 22, 23; доп.: № 12 гл. 9; №11 гл. 19; №22 гл. 25; №25 гл. 15; №24;]
Основные понятия
Экономический цикл, рецессия, подъём, оживление, депрессия, акселератор, модель мультипликатора-акселератора, «длинные волны».
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какие виды экономических циклов Вы знаете?
2. В чём причины циклических колебаний экономики?
3. Каковы особенности современных экономических циклов?
4. В чём отличие механизма действия акселератора от механизма действия мультипликатора?
5. Дайте определение акселератора.
6. В чём суть теории «длинных волн» П. Кондратьева?
Доклады и рефераты
1. «Длинные волны» П. Кондратьева.
2. Особенности экономических кризисов в современных условиях.
Б. Второе занятие.
1. Занятость населения: сущность, виды, факторы, на неё влияющие.
2. Неоклассическая теория занятости (модель рынка труда).
3. Кейнсианская теория занятости (модель рынка труда).
4. Проблема улучшения структуры и уровня занятости населения в современной России.
3. Методические рекомендации
Основное внимание следует обратить на сущность неоклассической и кейнсианской теории занятости с графическим рассмотрением соответствующих моделей рынка труда, а также различий между этими теориями. При этом в каждой из этих моделей необходимо рассмотреть особенности спроса на труд, предложения труда и механизм формирования их равновесия. Можно выделить ещё монетаристскую концепцию занятости.
4. Рекомендуемая литература: [№4 гл. 10.4; №5 гл. 18; №9 гл. 24.1, 24.2; №10 гл. 19.1; доп.: № 12 гл. 6.1, 6.3, 6.4, 6.5; №7 гл. 7,8; №22 гл. 26; №26 гл. 7; №27 гл. 31.2;]
Основные понятия
Занятость населения, уровень занятости, рынок труда, спрос на труд, предложение труда, цена труда.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Что включает в себя термин «занятое население»? Какова структура занятости?
2. Изобразите графически неоклассическую модель рынка труда. Как формируется уровень зарплаты в данной модели?
3. Изобразите графически кейнсианскую модель рынка труда. Чем она отличается от неоклассической?
4. Какие возможны варианты кривой предложения?
5. Какие факторы влияют на предложение труда?
6. Почему рыночный механизм не может обеспечить полную занятость населению?
Доклады и рефераты
1. Проблема более эффективного использования трудовых ресурсов в современной России.
2. Структура занятости населения в современной России.
В. Третье занятие.
1. Безработица: её сущность, основные виды и показатели. Факторы влияющие на безработицу. Естественный уровень безработицы.
2. Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена.
3. Государственная политика занятости в современных условиях
3. Методические рекомендации
Рассматривая виды и показатели безработицы, необходимо чётко выяснить понятие «естественный уровень безработицы» и определить факторы, на него влияющие.
Закон Оукена, увязывающий колебания уровня безработицы с колебаниями ВВП, следует представить алгебраически и графически и показать механизм его действия.
Здесь же следует рассмотреть основные направления и методы государственного регулирования рынка труда с учётом различных моделей (теорий) занятости.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 3.2; №3 гл. 4; №7 гл. 22; №9 гл. 24.3, 24.4; №10 гл. 19.2, 19.3; доп.: № 27 гл. 31.2; №26 гл. 7; №19 гл. 5; №22 гл. 26;]
Основные понятия
Безработица, уровень безработицы, естественный уровень безработицы, средняя продолжительность безработицы, гистерезис, закон Оукена.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какие виды безработицы Вы знаете?
2. какие факторы влияют на уровень безработицы в современных условиях?
3. Каковы экономические последствия безработицы?
4. В чём суть закона Оукена?
5. В каких странах наиболее активно проводится государственная политика занятости?
6. Какие факторы влияют на естественный уровень безработицы?
Доклады и рефераты
1. Особенности безработицы в современной России.
2. Основные направления и методы политики занятости в современных условиях.
Г . Четвертое занятие.
1. Инфляция, её виды, измерение, причины, последствия.
2. Основные модели инфляции: инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляционная спираль.
3. Антиинфляционное регулирование экономики в коротком и длинном периодах.
4. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса и её современные модификации.
3. Методические рекомендации
Основные модели инфляции: инфляцию спроса, инфляцию предложения, налоговую, кредитную инфляцию, инфляционную спираль следует рассматривать с использованием модели AD-AS и сдвигов её кривых AD и AS.
Рассматривая кривую Филлипса, следует уяснить её традиционную модель, а также неоклассическую (с учётом рациональных ожиданий) и монетаристскую (с учётом адаптивных ожиданий).
Необходимо также выяснить такие понятия как дефляция, дезинфляция, стагфляция.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 3.3; №7 гл. 22; №3 гл. 5; №8 гл. 23; №9 гл. 26; доп.: № 12 гл. 8; №18 гл. 11; №19 гл. 6; №22 гл. 27, 28; №3 гл. 15;]
Основные понятия
Инфляция, дефляция, дезинфляция, стагфляция, инфляция спроса, инфляция предложения, кривая Филипса, инфляционная спираль.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Каковы основные причины инфляции в кейнсианской концепции?
2. Каковы основные причины инфляции в неоклассических и монетаристских концепциях?
3. Что такое инфляция спроса?
4. Что такое инфляция предложения?
5. Каков механизм раскрутки инфляционной спирали?
6. Почему традиционная кривая Филлипса в настоящее время не может объяснить динамику инфляции и безработицы?
7. Что такое стагфляция?
Доклады и рефераты
1. Особенности современных инфляционных процессов.
2. Инфляция в современной России и механизм антиинфляционной политики.
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Экономический рост, его типы, темпы и измерение.
2. Факторы экономического роста в классических и кейнсианских моделях.
3. Принцип акселерации. Модель мультипликатора-акселератора.
4. Неокейнсианские модели экономического роста: Р. Харода, Е. Домара.
3. Методические рекомендации
Рассматривая факторы экономического роста, необходимо чётко уяснить, что в классических моделях представлены факторы, влияющие на совокупное предложение, а в некейнсианских – факторы, влияющие на совокупный спрос. При этом в неокейнсиаских моделях: Е. Домара, Р. Харрода – ключевую роль играют инвестиции. Следует показать сущность и выяснить различия этих двух моделей, охарактеризовать суть и механизм гарантированного, естественного и фактического темпов роста в модели Р. Харрода, а также равновесного темпа роста в модели Е. Домара.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 11; №3 гл. 16.1, 16.2; №7 гл. 30; №8 гл. 25; №9 гл. 22; доп.: № 12 гл. 10; №11 гл. 23; №18 гл. 13; №19 гл. 4; №22 гл. 33; №24 гл. 15;]
Основные понятия
Экономический рост, экстенсивный экономический рост, интенсивный экономический рост, темпы экономического роста, акселератор.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какими макроэкономическими показателями можно измерить экономический рост?
2. Перечислите основные факторы экономического роста в классических моделях и в неокейнсианских моделях.
3. Каковы основные положения неокейнсианских моделей экономического роста?
4. Что общего и какие различия между моделями экономического роста Е. Домара и Р. Харрода?
5. Как используется акселератор в модели роста Р. Харрода?
6. Чем различаются понятия: фактический, гарантированный, естественный темп экономического роста?
Доклады и рефераты
1. Современные теории экономического роста и экономического развития.
Б. Второе занятие.
1. Неоклассические модели экономического роста. Модель Р. Солоу.
2. «Золотое правило» Э. Фелпса
3. Новые подходы к объяснению экономического роста. Экономический рост и экономическое развития. Последствия экономического роста.
3. Методические рекомендации
Рассмотрение неоклассических моделей экономического роста можно ограничить моделью роста Р. Солоу. В этой модели используется производственная функция, предполагающая возможность замены факторов производства. Эту функцию следует рассмотреть в графическом изображении и алгебраически. Следует также хорошо усвоить «золотое правило» накопления Фелпса, которое лежит в основе модели и определяет устойчивое состояние равновесия в экономике при полной занятости ресурсов с максимальным уровнем потребления.
Современные теории экономического роста: теории эндогенного роста, теории роста «экономики предложения», институциональные теории, модель А. Льюиса можно кратко рассмотреть, поручив студентам сделать доклад на семинаре.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл11; №3 гл. 16.3; №7 гл. 30; №8 гл. 25; доп.: № 12 гл. 10; №18 гл. 13.2; №26 гл. 14;]
Основные понятия
Производственная функция, модель Солоу, «золотое правило» накопления, экономическое развитие.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Каковы основные положения неоклассической модели экономического роста?
2. Чем принципиально отличаются неоклассические модели экономического роста от неокейнсианских?
3. В чём сущность модели Р. Солоу (покажите графически производственную функцию Р. Солоу)?
4. Дайте определение «золотого правила» Э. Фелпса.
5. Сформулируйте условия непрерывного роста уровня жизни в модели Р. Солоу.
6. Чем различаются понятия «экономический рост» и «экономическое развитие»?
7. Перечислите отрицательные и положительные последствия экономического роста.
Доклады и рефераты
1. Проблема ускорения темпов экономического роста в современной России
2. Последствия экономического роста.
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Доходы и расходы государственного бюджета. Функции бюджета.
2. Основные концепции регулирования государственного бюджета: проблема его сбалансированности.
3. Дефицит государственного бюджета, его виды и способы его финансирования.
4. Государственный долг, его виды и последствия. Проблема государственного долга в современной России.
3. Методические рекомендации
Рассматривая структуру государственного бюджета, необходимо обратить внимание на его виды (на примере России): федеральный, региональный, а также следует рассмотреть структуру консолидированного бюджета.
К основным концепциям государственного бюджета следует отнести: концепцию ежегодно балансируемого бюджета, концепцию бюджета, сбалансированного на циклической основе, концепцию «функциональных финансов».
4. Рекомендуемая литература: [№5 гл. ; №7 гл.50, 53; №9 гл. 27.1; №10 гл. 16.1, 16.3; доп.: № 12 гл. 11.3, 11.4; №19 гл. 11; №18 гл. 14.2; №23 гл. 13.2;]
Основные понятия
Государственный бюджет. Доходы госбюджета, расходы госбюджета. Дефицит бюджета. Бюджетный профицит. Консолидированный бюджет. Государственный долг.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Перечислите основные виды доходов и расходов государственного бюджета.
2. Что такое консолидированный бюджет?
3. Какие основные концепции сбалансированности государственного бюджета Вы знаете?
4. Какие виды дефицита государственного бюджета Вы знаете?
5. Каковы основные способы финансирования бюджетного дефицита?
6. Каковы последствия большого государственного долга?
Доклады и рефераты
1. Государственный бюджет РФ и его структура на 2006 г.
2. Проблема государственного долга в современной России.
3. Основные концепции государственного бюджета.
2 б. Второе занятие.
1. Основные виды налогов и их функции. Принципы налогообложения.
2. Воздействие налогов на экономику. Кривая Лаффера. Тенденции современного налогообложения.
3. Формирование налоговой системы в современной России.
3. Методические рекомендации
Необходимо уяснить принципы налогообложения, функции налогов и их виды, при этом следует обратить особое внимание на воздействие налогов на совокупный спрос и на совокупное предложение, в том числе на основе гипотетической кривой А. Лаффера. Нужно рассмотреть современные тенденции в налогообложении, направленные в основном, на уменьшение налогового бремени, на доходы и собственность (концепция «экономики предложения»: оптимизация налогов).
4. Рекомендуемая литература: [№4 гл. 8.4; №7 гл. 51; №8 гл. 22; №10 гл. 16.2; доп.: № 15 гл. 4.2; №19 гл. 10; №25 гл. 19; №27 гл. 21;]
Основные понятия
Налоги, прямые налоги, косвенные налоги, кривая Лаффера. Налоговое «бремя».
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Перечислите основные принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом.
2. Какие виды прямых налогов Вы знаете?
3. Какие виды косвенных налогов Вы знаете?
4. Каковы основные функции налогов?
5. Что выгоднее для экономики страны: высокие или низкие налоги?
6. Каковы основные тенденции современного налогообложения экономических субъектов?
Доклады и рефераты
1. Проблемы формирования и улучшения налоговой системы в современной России.
2. Тенденции налогообложения экономических субъектов в современных условиях.
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Количественная теория денег и её развитие. Уравнение обмена И. Фишера.
2. Современный монетаризм и его основные положения.
3. Денежные агрегаты. Денежная база. Уровень монетизации экономики.
3. Методические рекомендации
Количественную теорию денег следует рассматривать в её развитии с выведением уравнения MV=PY (И. Фишер) и выяснением роли современной монетаристской концепции (М. Фридмен), делающей упор на необходимость регулирования денежной массы в обращении.
В учебных целях можно использовать упрощённую структуру денежных агрегатов, выстроенных по мере убывания ликвидности денег:
М0 – наличные деньги
М1= М0 + вклады до востребования
М2= М1 + сберегательные и срочные вклады и т.д.
При этом следует особо выделить МБ (денежную базу).
Уровень монетизации экономики обычно рассчитывают в процентном выражении как отношение денежного агрегата М2 к объёму номинального ВВП.
4.Рекомендуемая литература: [№1 гл. 7; №3 гл. 6; №7 гл. 26; №9 гл. 25.1; доп.: № 12 гл. 4; №19 гл. 7; №28;]
Основные понятия
Количественная теория денег. Уравнение обмена. Денежная масса. Денежная база. Агрегаты денег. Уровень монетизации экономики.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какие основные теории денег Вы знаете?
2. В чём суть простой количественной теории денег?
3. Что такое денежная масса и какие денежные агрегаты в неё включаются?
4. Чем денежная масса отличается от денежной базы?
5. Как определить уровень монетизации экономики? Какой уровень монетизации может быть достаточным?
Доклады и рефераты
1. Проблемы совершенствования денежного обращения в современной России.
2. Количественная теория денег и её развитие современной монетаристской школой.
Б.Второе занятие.
1. Спрос на деньги и его виды. Кейнсианская и неоклассическая теории спроса на деньги, модель Баумоля-Тобина.
2. Предложение денег.
3. Краткосрочное равновесие денежного рынка. Номинальная и реальная ставки процента. Ликвидная ловушка.
4. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило М. Фридмена.
3. Методические рекомендации
Необходимо чётко усвоить суть и различия классической теории спроса на деньги и кейнсианской теории. В кейнсианской концепции выделяются три основных мотива, на основе которых предъявляется спрос на деньги (предпочтение ликвидности):
- трансакционный мотив;
- мотив предосторожности;
- спекулятивный мотив.
Кроме того, можно рассмотреть модель Баумоля-Тобина (трансакционный спрос, зависящий от дохода и ставки процента) и монетаристскую концепцию (теорию портфеля).
Равновесие денежного рынка необходимо рассмотреть, используя графические модели спроса и предложения денег – с выделением ликвидной ловушки на кривой спроса.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 7; №3 гл. 6; №7 гл. 26; №9 гл. 25.2; №5 гл. 15, 16, 17; доп.: № 12 гл. 4; №26 гл. 4;]
Основные понятия
Спрос на деньги. Предложение денег. Цена денег. Номинальная ставка процента. Реальная ставка процента. Равновесие денежного рынка. Ликвидная ловушка.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какие виды спроса на деньги рассматриваются в кейнсианской концепции?
2. Какова функция спроса на деньги в неоклассической концепции?
3. Изобразите график предложения денег (возможные варианты).
4. Чем номинальная ставка процента отличается от реальной?
5. Что такое «ликвидная ловушка»? Чем она опасна для экономики?
6. В чём суть монетарного правила М. Фридмена?
Доклады и рефераты
1. Регулирование денежной массы в монетаристской концепции М. Фридмена.
2. Теория предпочтения ликвидности Дж. М. Кейнса.
В. Третье занятие
1. Рынки ценных бумаг и их виды. Субъекты рынка. Внебиржевой оборот ценных бумаг.
2. Механизм функционирования рынка ценных бумаг. Рыночный курс ценных бумаг.
3. Проблема формирования рынка ценных бумаг в современной России.
3. Методические рекомендации
Ценные бумаги, их признаки и виды студентам следует изучить самостоятельно. Рассматривая рынки ценных бумаг (фондовые рынки), следует выделить первичные и вторичные рынки. Вторичный рынок включает в себя фондовую биржу и внебиржевой оборот.
Механизм функционирования рынка ценных бумаг необходимо выяснить, рассмотрев спрос на ценные бумаги, их предложение, а также формирование рыночного курса ценных бумаг (прежде всего акций).
4. Рекомендуемая литература: [№6 гл. 3, 4; №8 гл. 21; №10 гл. 17.3; доп.: № 23 гл. 14; №24 гл. 11;]
Основные понятия
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Чем первичные рынки ценных бумаг отличаются от вторичных?
2. Перечислите основные субъекты фондового рынка. Покажите различия понятий: маклер, дилер, брокер.
3. Как определяется рыночный курс ценных бумаг, прежде всего акций?
4. Дайте определение фондовой биржи.
5. Каковы основные функции фондового рынка (рынка ценных бумаг)?
Доклады и рефераты
1. Механизм функционирования фондовых бирж.
2. Ценные бумаги и их основные виды.
Тема 10.Фискальная политика
1. Основное содержание
Стабилизационная политика государства и ее виды.
Фискальная политика, ее цели и инструменты. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы. Налоговый мультипликатор.
Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Действенность фискальной политики.
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Сущность фискальной политики, её цели и инструменты. Стимулирующая и ограничительная политика.
2. Дискреционная политика. Политика встроенных стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы и их виды.
3. Влияние государственных расходов на экономику. Мультипликатор государственных расходов, и механизм его действия.
3. Методические рекомендации
Следует особо обратить внимание на механизм дискреционной и недискреционной фискальной политики, рассмотреть встроенные стабилизаторы: прогрессивные налоги, государственные трансферты, систему участия в прибылях.
Стимулирующую и сдерживающую фискальную политику на основе регулирования объёмов государственных расходов следует рассмотреть с учётом действия кейнсианского мультипликатора.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 6; №3 гл. 7; №8 гл. 22; №9 гл. 27.3; доп.: № 12 гл. 11.2, 11.5; №19 гл. 12; №27 гл. 21;]
Основные понятия
Фискальная политика. Стимулирующая политика. Ограничительная политика. Дискреционная политика. Политика встроенных стабилизаторов. Мультипликатор государственных расходов.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Чем дискреционная фискальная политика отличается от политики встроенных стабилизаторов?
2. Перечислите основные встроенные стабилизаторы.
3. Каковы основные инструменты фискальной политики?
4. Дайте определение кейнсианского мультипликатора государственных расходов.
5. Какова взаимосвязь фискальной политики с дефицитом государственного бюджета.
2 б. Второе занятие.
1. Влияние чистых налогов на экономику. Налоговый мультипликатор и механизм его действия.
2. Мультипликатор сбалансированного бюджета и механизм его действия.
3. Эффективность фискальной политики в кейнсианских и неоклассических теориях. Внутренние лаги. Эффект вытеснения.
3. Методические рекомендации
При выяснении влияния чистых налогов (налоги минус трансферты) на экономику с учётом действия налогового мультипликатора следует уяснить, почему налоговый мультипликатор меньше по своему воздействию, чем мультипликатор государственных расходов, а также рассмотреть взаимодействие этих двух мультипликаторов при определении мультипликатора сбалансированного бюджета.
Действенность фискальной политики нужно выяснить на основе неокейнсианских концепций (с учётом их критики монетаристами: большие внутренние лаги, вытеснение частных инвестиций).
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 6; №3 гл. 7; №8 гл. 22; №9 гл. 27.3, 27.4; доп.: № 12 гл. 11.2, 11.5; №19 гл. 12; №27 гл. 21;]
Основные понятия
Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Внутренние лаги. Эффект вытеснения частных инвестиций.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Дайте определение налогового мультипликатора. Почему налоговый мультипликатор слабее мультипликатора государственных расходов?
2. Каков механизм действия мультипликатора сбалансированного бюджета?
3. Как государство может использовать фискальную политику для увеличения занятости и стимулирования экономического роста?
4. Почему проведение фискальной политики связано с большими внутренними лагами времени?
5. Как уменьшить эффект вытеснения инвестиций при проведении фискальной политики?
6. Для стимулирования темпов экономического роста прежде всего необходимо сократить налоги с населения или с корпораций?
Доклады и рефераты
1. Фискальная политика и дефицит государственного бюджета.
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Банковская система и её структура. Центральный банк, его операции и функции.
2. Коммерческие банки, их виды и функции.
3. Банковский мультипликатор и его роль в увеличении предложения денег.
4. Формирование банковской системы в современной России.
3. Методические рекомендации
Основное внимание здесь следует обратить на функции, активные и пассивные операции и роль Центрального банка как субъекта денежно-кредитной политики. Коммерческие банки можно рассматривать лишь с точки зрения их влияния на предложение денег посредством выдачи кредитов, т.е. через механизм банковского мультипликатора. При этом кредитную мультипликацию можно уяснить, используя следующую таблицу:
Вклады в банк (депозит) | Обязательные резервы | Ссуды |
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 8; №3 гл. 7; №2 гл. 16; №9 гл. 25.2; доп.: № 12 гл. 11.7; №18 гл. 15; №19 гл. 8;]
Основные понятия
Банковская система. Центральный банк. Коммерческие банки. Банковские операции. Банковский депозит. Банковский кредит. Банковский кредит.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Назовите основные функции Центрального банка.
2. Дайте определение активных и пассивных банковских операций.
3. Какие виды коммерческих банков вы знаете?
4. Что такое банковский депозит?
5. Дайте определение банковского мультипликатора. Покажите механизм его действия.
Доклады и рефераты
1. Банковская система современной России и необходимость её совершенствования.
2. Закон о Банке России.
Б. Второе занятие.
1. Сущность денежно-кредитной политики, её цели и инструменты
2. Виды денежно-кредитной политики.
3. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на занятость, объёмы ВВП и уровень инфляции.
4. Сравнительный анализ эффективности денежно-кредитной и фискальной политики.
3. Методические рекомендации
Рассматривая виды денежно-кредитной политики, следует выделить политику дешёвых денег (стимулирующую) и политику дорогих денег (рестрикционную).
К основным инструментам денежно-кредитной политики необходимо отнести:
1) учётную ставку процента (учётная политика);
2) обязательные резервы банка (резервная политика);
3) операции на открытом рынке (политика открытого рынка).
Проводя сравнительный анализ: фискальной и денежно-кредитной политики, следует обратить особое внимание на то, что фискальная политика имеет значительные внутренние лаги, но она достаточно предсказуема, а денежно-кредитная политика являясь более гибкой и оперативной, имеет внешние лаги и в значительной мере зависит от степени доверия к политике ЦБ.
4. Рекомендуемая литература: [№3 гл. 7; №1 гл. 8; №2 гл. 16; №9 гл. 25.4; №4 гл. 9; доп.: № 12 гл. 11.6; №18 гл. 15; №19 гл. 9;]
Основные понятия
Денежно кредитная политика. Политика дешёвых денег. Политика дорогих денег. Обязательные резервы коммерческих банков. Учётная ставка процента. Операции на открытом рынке.
Вопросы для самоконтроля знаний.
1. Назовите основные инструменты денежно-кредитной политики?
2. Что собой представляет политика дешёвых денег и политика дорогих денег?
3. Как изменение учётной ставки процента влияет на объём денежной массы в обращении
4. Как обязательные резервы коммерческих банков влияют на их кредитную политику?
5. Как операции на открытом рынке влияют на денежную массу в обращении?
6. Сравните денежно-кредитную и фискальную политику; в какой ситуации эффективней применить денежно-кредитную политику, а в какой ситуации – фискальную политику?
Доклады и рефераты
1. Современная монетаристская концепция денежно-кредитной политики
2. Особенности денежно-кредитной политики в современной России.
Тема 12.Социальная политика
1. Основное содержание
Сущность социальной политики, ее основные направления и цели. Активная и пассивная социальная политика. Социальная политика в кейнсианских и неоклассических теориях.
Уровень жизни населения и его показатели.
Доходы населения и их распределение. Проблема бедности.
Кривая Лорреца и индекс Джинни. Индекс нищеты. Особенности социальной политики в современной России.
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Сущность, основные направления и цели социальной политики. Активная и пассивная социальная политика.
2. Уровень и качество жизни населения и его показатели.
3. Проблема повышения уровня жизни населения в современном обществе
3. Методические рекомендации
Следует уяснить, что социальная политика – это политика, нацеленная на решение социальных проблем, на удовлетворение потребностей и интересов граждан, а также кратко усвоить особенности социальной политики в различных странах (в частности, в Швеции – сильная социальная политика; в США – выборочная социальная политика и т.д.).
К общим показателям, характеризующим уровень и качество жизни, можно отнести: ВВП на душу населения, реальные доходы на душу населения, индекс развития человеческого потенциала, человеческий капитал на душу населения и др. Следует обратить внимание и на более частные индикаторы уровня и качества жизни.
4. Рекомендуемая литература: [№4 гл. 12; №3 гл. 17; №2 гл. 19; № 7 гл. 47; №10 гл. 20; №9 гл. 28; доп.: № 12 гл. 12; №24 гл. 20;]
Основные понятия
Социальная политика. Активная социальная политика. Пассивная социальная политика. Уровень жизни населения. Качество жизни.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Сформулируйте основные направления социальной политики государства и её цели.
2. На каких экономических теориях основана активная социальная политика государств (Швеция, Норвегия, Финляндия и т.д.)
3. Какими экономическими теориями может быть объяснено свёртывание социальной политики государств в ряде западных стран в современных условиях?
4. Какими показателями можно охарактеризовать уровень и качество жизни населения?
5. Каково место по уровню и качеству жизни занимает современная Россия?
Доклады и рефераты
1. Основные направления социальной политики в современной России.
2. Социальная политика Швеции.
3. Виды социальной политики в современных социально-экономических системах.
Б. Второе занятие.
1. Доходы населения, их виды и источники.
2. Распределение доходов населения. Проблема бедности. Порог бедности и нищеты.
3. Кривая Лорренца, индекс Джинни, закон Парето.
4. Методы перераспределения доходов населения. Роль государства в перераспределении доходов и сглаживания их неравенства. Социальная защита населения.
3. Методические рекомендации
Основное внимание следует уделить измерению неравенства в распределении доходов: кривой Лорренца, индексу Джинни, закону Парето, а также рассмотреть методы перераспределения доходов и решающей роли государства в них.
Рассматривая проблему бедности, необходимо выяснить показатели, характеризующие бедность, её основные причины и методы борьбы с ней. Следует различать абсолютную и относительную черту бедности (обращая внимание на то, что имеются различные методики её расчёта).
4. Рекомендуемая литература: [№3 гл. 17; №9 гл. 28; №7 гл. 47, 48 ; №6 гл. 7.4; №10 гл. 20; доп.: № 23 гл. 15; №12 гл. 12;]
Основные понятия
Доходы населения. Первичные доходы. Перераспределённые доходы. Порог бедности. Кривая Лоренца. Индекс Джинни.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какие виды доходов населения Вы знаете? Назовите их источники.
2. Почему в современной смешанной экономике необходимо перераспределение доходов населения? Какими методами происходит перераспределение этих доходов?
3. Изобразите графически кривую Лорренца. Как с её помощью можно проанализировать степень неравенства доходов и рассчитать индекс Джинни?
4. Почему даже в самых богатых странах не решена проблема бедности?
5. Почему рыночная экономика усиливает неравенство доходов населения?
6. В чём суть закона Парето: 80/20?
Доклады и рефераты
1. Проблема повышения уровня и качества жизни в современной России.
2. Доходы населения, их источники и дифференциация в современной России.
3. Проблема бедности населения в современных условиях.
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Модель IS-LM. Выведение кривой IS.
2. Выведение кривой LM.
3. Модель равновесия товарных и денежных рынков в коротком и длинном периодах.
3. Методические рекомендации
Необходимо вначале рассмотреть формирование равновесия на товарном рынке - модель IS – в зависимости от изменения дохода и рыночной ставки процента – на основе кейнсианской функции инвестиций. Затем следует рассмотреть формирование равновесия на денежном рынке – модель LM – в зависимости от изменения дохода и рыночной ставки процента на основе модели денежного рынка. Следует также уяснить сдвиги кривой IS и кривой LM под воздействием влияющих на них факторов.
Совместное равновесие товарных и денежных рынков, достигаемое графически в точке пересечения кривых IS и LM при определённом уровне дохода и рыночной ставки процента (модель IS-LM) можно вывести и на основе следующих уравнений.
Y= C+I+G+Xп – макроэкономическое тождество
C= a+b (Y-T) – функция потребления
I= c-d R – функция инвестиций
M/P= kY-hR – функция спроса на деньги.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 9; №3 гл. 8; №7 гл. 28; доп.: № 12 гл. 5; №13 гл. 12; №18 гл. 9; №26 гл. 6;]
Основные понятия
Кривая IS. Кривая LM. Модель макроэкономического равновесия «IS-LM».
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какие переменные величины необходимо использовать из кейнсианских функций инвестиций и сбережений, чтобы алгебраически вывести кривую IS.
2. Что характеризует кривая IS?
3. Почему кривая IS не может пересекаться с осью абсциссы?
4. Как алгебраически вывести кривую LM, используя модель денежного рынка?
5. Что характеризует модель LM?
6. Что отражает горизонтальный участок кривой LM?
7. Что характеризует равновесие в модели IS-LM?
Б. Второе занятие.
1. Выведение кривой AD на основе использования модели IS-LM.
2. Возможные варианты денежно-кредитной и фискальной политики с использованием модели IS-LM.
3. Методические рекомендации
Кривую AD для равновесного уровня дохода следует вывести графически на основе модели IS-LM с учётом введения гибких цен. При рассмотрении второго вопроса необходимо уяснить относительную эффективность стимулирующей и ограничительной бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики при различных положениях (крутизне) кривых IS и LM в их обобщённой модели IS-LM. При этом следует обратить особое внимание на эффект вытеснения инвестиций, снижающий эффективность стимулирующей фискальной политики, а также неприменимость денежно-кредитной политики в условиях «ликвидной ловушки» на горизонтальном отрезке кривой LM.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 9; №1 гл. 8; №7 гл. 28; доп.: № 12 гл. 5; №13 гл. 12; №18 гл. 9; №26 гл.6.;]
Основные понятия
Эффективная фискальная политика в модели «IS-LM», эффективная денежно-кредитная политика в модели «IS-LM», эффект вытеснения инвестиций, ликвидная ловушка.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какая имеется взаимосвязь между моделями AD-AS и IS-LM?
2. Как графически вывести кривую AD, используя модель IS-LM?
3. Является ли фискальная политика эффективной, если кривая IS крутая, а кривая LM пологая?
4. Является ли денежно-кредитная политика эффективной, если крутизна кривой LM больше чем кривой IS?
5. Как изменится равновесие в модели IS-LM, если:
а) ЦБ увеличивает предложение денег
б) ЦБ повысит учётную ставку процента?
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Основные черты открытой экономики. Большая и малая открытая экономика.
2. Основные теории международной торговли.
3. Теории распределения доходов от внешней торговли
3. Методические рекомендации
Следует выяснить основные теории международной торговли: теорию абсолютных преимуществ (А. Смит), теорию сравнительных преимуществ (Д. Рикардо), теорию Хекшера-Олина (и парадокс В. Леонтьева), теорию конкурентных преимуществ М. Портера, теорию жизненного цикла продукта, эффекта масштаба.
В третьем вопросе нужно уяснить теорию Столпера-Самуэльсона и теорию специфических факторов производства, рассматривающих влияние предложения факторов производства на распределение первичных доходов.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 13; №3 гл. 10; №8 гл. 27; №9 гл. 30.2; №2 гл. 20; №4 гл. 15; доп.: № 12 гл. 14; №21 гл. 1.2; №22 гл. 35, 37;]
Основные понятия
Открытая экономика. Большая открытая экономика. Малая открытая экономика. Международная торговля.
Теория сравнительных преимуществ. Теория конкурентных преимуществ.
6. Вопросы и задания для самопроверки знаний
1. Чем различаются большая открытая экономика и малая открытая экономика?
2. Как определяется соотношение цен во внешней торговле на основе теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо?
3. Какие современные теории международной торговли Вы знаете?
4. Можно ли объяснить внешнюю торговлю России на основе факторной теории Хекшера-Олина?
5. Какие факторы производства являются избыточными в России?
Доклады и рефераты
1. Внешняя торговля России: её структура и проблема совершенствования.
2. Современные теории международной торговли.
2 б. Второе занятие.
1. Таможенные методы регулирования внешней торговли.
2. Нетаможенные методы регулирования внешней торговли.
3. Формирование внешнеторговой политики в современной России. Россия и ВТО.
3. Методические рекомендации
Вначале следует рассмотреть преимущества и недостатки политики свободной торговли и политики протекционизма.
Таможенные (тарифные) методы регулирования внешней торговли (импортные и экспортные таможенные пошлины) следует уяснить с использованием соответствующих графиков спроса и предложения товаров.
Нетаможенные (нетарифные) методы регулирования внешней торговли: импортные и экспортные квоты, «добровольные» ограничения экспорта, контингентирование, субсидирование экспорта, требования к стандартам, санитарные ограничения, демпинг, торговое эмбарго и т.д. можно рассмотреть с учётом требований ВТО.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 14; №3 гл. 11; №7 гл. 33; №8 гл. 27; доп.: № 12 гл. 15; №21 гл. 3,4; №27 гл. 37;]
Основные понятия
Свободная торговля. Протекционизм. Таможенные пошлины, экспортные субсидии. Торговое эмбарго. Демпинг. Нетаможенное регулирование внешней торговли.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Чем различаются свободная торговля и протекционизм?
2. Кто выигрывает от введения импортных таможенных пошлин, а кто проигрывает?
3. С какой целью вводятся экспортные таможенные пошлины и как они влияют на благосостояние потребителей?
4. С какой целью вводятся экспортные субсидии, как они сочетаются с современными правилами ВТО?
5. Что такое торговое эмбарго? Как часто оно используется во внешнеторговой политике?
6. Приемлемо ли использование демпинга во внешней торговле? Какие виды демпинга Вы знаете?
Доклады и рефераты
1. Использование нетарифных методов регулирования внешней торговли в современных условиях.
2. Современная Россия и ВТО.
План семинарских занятий
А. Первое занятие.
1. Платёжный баланс и его структура:
а) счёт текущих операций
б) счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами
в) общее сальдо
2. Роль платёжного баланса в макроэкономической политике.
3. Методические рекомендации
Необходимо рассмотреть структуру счёта текущих операций: товары и услуги (торговый баланс), доходы от инвестиций и оплаты труда, текущие трансферты, а также структуру счёта операций с капиталом: счёт операций с капиталом, финансовый счёт, прямые и портфельные инвестиции и т.д., а также сальдо по счёту текущих операций (чистый экспорт товаров, услуг и текущих трансфертов – NE) и сальдо по счёту операций с капиталом (чистый экспорт капитала – WKE).
Во втором вопросе следует уяснить основные направления и методы государственного регулирования платёжного баланса, а также проблему его дефицита.
4.Рекомендуемая литература: [№1 гл. 15; №3 гл. 12.1, 12.2; №7 гл. 34; №8 гл. 28; №9 гл. 30.2; доп.: № 21 гл. 6; №26 гл. 12.1; №22 гл. 39;]
Основные понятия
Платёжный баланс. Счёт текущих операций. Счёт операций с капиталом. Сальдо платёжного баланса. Сальдо счёта текущих операций
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Какие сделки включаются в счёт текущих операций?
2. Какие сделки включаются в счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами?
3. Какая имеется взаимосвязь между дефицитом государственного бюджета и платёжным балансом?
4. Почему общее сальдо платёжного баланса равно нулю?
5. Как снижение курса национальной валюты влияет на сальдо торгового баланса?
Доклады и рефераты
1. Платёжный баланс России за 2004 год и его структура.
2 б. Второе занятие.
1. Валютный рынок, его виды и модели.
2. Формирование валютных курсов и их виды. Факторы, влияющие на валютный курс.
3. Валютная политика, её виды, методы и инструменты. Проблема конвертируемости валют.
3. Методические рекомендации
Необходимо рассмотреть номинальный и реальный валютные курсы; фиксированный и плавающий; обменный и девизный; а также уяснить понятие «паритет покупательной способности», рассчитываемый по соотношению объёма единой потребительской корзины, выраженной в двух национальных валютах.
Нужно уяснить процесс девальвации и ревальвации валюты, их использование в валютной политике, а также использование режимов фиксированного и плавающего валютного курса в валютной политике и их сравнительную эффективность.
4. Рекомендуемая литература: [№1 гл. 16; №3 гл. 12.3,12.4,12.5; №8 гл. 28; №9 гл. 30.3; №2 гл. 21; доп.: № 21 гл. 7, 8, 9; №26 гл. 12.2; №22 гл. 38;]
Основные понятия
Валютный рынок. Спрос на валюту. Предложение валюты. Валютный курс. Паритет покупательной способности валюты. Девальвация. Ревальвация. Конвертируемость валюты. Фиксированный валютный курс. Гибкий (плавающий) валютный курс.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Как рассчитать реальный валютный курс?
2. Как определяется валютный курс на основе «паритета покупательной способности»?
3. Какие различия между обменным и девизным валютными курсами?
4. Почему плавающий валютный курс является предпочтительным в странах с развитой экономикой?
5. Перечислите прямые методы регулирования валютного курса.
6. Как изменение учетной ставки процента влияет на валютный курс?
Доклады и рефераты
1. Современные методы регулирования валютных курсов.
2. Особенности валютной политики России.
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика / Под ред. Сидоровича А.В. – М.: Дело и Сервис, 2005
2. Макроэкономика. Теория и российская практика. / Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. – М.:КНОРУС, 2006.
3. Ивашковский С.М. Макроэкономика – М.: Дело, 2003
Дополнительная
4. Видяпин В.Н., Добрынин А.И., др. Экономическая теория. – М.: Инфра-М., 2007
5. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория. – М.: «Экзамен», 2005, 2006
6. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. В кн. Антология экономической классики». – М.: 2004.
7. Куликов Л. Экономическая теория. – М.; Проспект, 2004.
8. Курс экономической теории. Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. – Киров: «АСА», 2005.
9. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т., перевод сангл., - М.: Республика, 1992.
10. Маршалл А. принципы политической экономии – М.: Прогресс, 1984.
11. Мэнкью Н. Макроэкономика. Пер с англ. - .: Дело, 1994.
12.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория – М.: Норма, 2005.
13.Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика, Изд. Банон-Кнорус, М.,1999
14. Сидорович В.А. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории – М.: ДиС, 2007.
15. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика Пер. с англ – М.: Дело, 1994.
16. Фридмен М. Количественная теория денег. Пер. с англ – М.: Эльф-Пресс, 1996.
17. Экономическая теория / Под ред. Камаева В.Д., Лобачевой Е.Н – М.: Юрайт, 2005.
Электронные издания
18. Макроэкономика: методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по специальностям экономического направлений (заочная форма обучения) / Состав. Л.В. Горелова, Н.В. Манченко, ГОУВПО «МГУС». – М, 2004. (Акт УИОТ МГУС от 16.08.2006, №233)
19. Макроэкономика: Тестовые задания текущего и рубежного контроля / Сост. доц. Г.И. Заец, доц. Н.В. Манченко. – ГОУВПО «МГУС». М.:, 2005 – 45 с. (АКТ УИОТ МГУС от 20.04.2007, №2082)
20 Овчаров Д.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – Волгоград: издательство ВолГУ, 2004. – 108с. (Акт УИОТ МГУС от 13.02.2007, №1639; источник: http://window.edu/window_catalog/redir/id=25862&file=volsu446.pdf)
21. Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. – Мн.: Право и экономика, 2005. – Электронная версия – 178 с. (Акт УИОТ МГУС от 13.07.2007, №2575; источник: http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarrian.html)
22. Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3 Макроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. Гос. Ун-т. – Челябинск, 2002. – 115 с. (Акт УИОТ МГУС от 13.02.2007, №1645; источник: http://www.finansy.ru/book/macro/005.pdf)
Интернет-ресурсы
23. БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Часть 1 / Ред.: Видяпин В.И. (Акт УИОТ МГУС от 02.08.2006, №39; источник: http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/)
24. БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Часть 2 / Ред.: Видяпин В.И. (Акт УИОТ МГУС от 02.08.2006, №40; источник: http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/)
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Наименование тем и объём аудиторных занятий……………………………5
3. Тема 1. Введение в макроэкономику ………………………………………...6
4. Тема 2. Национальная экономика в СНС. Государственное
регулирование экономики.…………………………………………………….7
5. Тема 3. Основные макроэкономические показатели.……………………….11
6. Тема 4. Совокупные расходы. Модель равновесия доходов-расходов. …..14
7. Тема 5. Основная модель равновесия AD-AS.………………………………19
8. Тема 6. Макроэкономическая нестабильность.……………………………..22
9. Тема 7. Теории экономического роста ……………………………………...27
10. Тема 8. Государственный бюджет.………………………………………….30
11. Тема 9. Денежные рынок и рынок ценных бумаг.…………………………33
12. Тема 10. Фискальная политика………………………………………………38
13. Тема 11. Денежно-кредитная политика.…………………………………….40
14. Тема 12. Социальная политика.………………………………………………43
15. Тема 13 Общее равновесие товарных и денежных рынков.……………….47
16. Тема 14. Международная торговля и торговая политика.…………………49
17. Тема 15. Платёжный баланс и валютный курс.…………………………….52
18. Список рекомендуемой литературы…………………………………………56
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС»
Кафедра «Экономическая теория»
Утверждаю
Проректор по учебной работе
д.э.н, проф., Новикова Н.Г
_________________________
«___»______________2008 г.
Методические рекомендации
и планы семинарских занятий
дисциплина «Макроэкономика»________________________
Специальность 080100 направление «Экономика»
Москва, 2008г.
Методические рекомендации составлены на основании рабочей программы дисциплины Макроэкономика___________________________________
(название дисциплины)
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономическая теория________
(название кафедры)
Протокол № ___ « » _ _________ 2008 г.
Зав. кафедрой Леонова В.П.
Методические рекомендации одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол № ________ «____» __________2008г.
Методические рекомендации разработаны:
Преподаватель кафедры
Экономическая теория к.э.н., доц. Заец Г.И.
(название кафедры)
Согласовано:
Зам. проректора – начальник
Учебно-методического управления к.э.н., доц. Дуборкина И.А.
Начальник
Методического отдела Рыженок Н.В.
Введение
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Макроэкономика» составлены на основе Рабочей программы, разработанной в соответствии с требованиями стандартов высшего и среднего профессионального образования.
Вопросы, выносимые на семинары, охватывают содержание курса и позволяют студентам, освоившим лекционные материал и рекомендованную литературу, в полном объёме изучить дисциплину «Макроэкономика».
После приведённых вопросов плана каждого семинарского занятия даны краткие методические рекомендации по изучению наиболее сложных вопросов и проблем, приведены методологические подходы к их рассмотрению или приведена краткая структура ответа на них. Это позволяет студентам лучше сориентироваться в списке литературы и полнее рассмотреть эти вопросы и проблемы.
Перечень основной и дополнительной литературы к каждому семинарскому занятию представлен порядковым номером источника из списка литературы и номерами глав из него. Список основной и список дополнительной литературы приведён в конце работы. Литературные источники, указанные в списке основной литературы, имеются в библиотеке МГУСа.
При подготовке к семинару студент должен использовать не менее 2-3 источников основной литературы, указанной к каждому семинарскому занятию. Рекомендуется использовать и дополнительную литературу (прежде всего при подготовке докладов и рефератов).
После изучения основной и дополнительной литературы студент должен самостоятельно проверить себя на усвоение основных понятий, терминов, законов. Перечень основных понятий приведён к каждому семинарскому занятию.
Примерный план докладов и рефератов приведён к соответствующему семинарскому занятию. При их подготовке студенту следует использовать периодическую печать (журнальные и газетные статьи), а также брошюры, монографии, статистический материал по теме доклада за последние три года.
Вопросы и задания для самопроверки знаний следует рассмотреть и дать на них ответ самостоятельно в процессе подготовки к семинару после изучения основной и дополнительной литературы. Эти вопросы и задания могут быть использованы преподавателем для проверки знаний студентов и на семинаре.
При подготовке к семинарам, а также на семинарских занятиях следует применять тесты и решение задач по соответствующим темам курса. Перечень тестов имеется на кафедре «Экономическая теория» в методической разработке «Макроэкономика». М.,2006.
Задачи и тесты можно использовать также из источников, указанных в списке дополнительной литературы [19; 21; 30], а также из источников, указанных в списке основной литературы [1; 3].
II. Наименование тем, их содержание и объём аудиторных занятий
№ п.п. |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Очная форма Полная программа | |
Л | С | ||
1 | Введение в макроэкономику. | 2 | 2 |
2 | Национальная экономика в СНС. Государственное регулирование экономики. | 6 | 6 |
3 | Основные макроэкономические показатели. | 4 | 4 |
4 | Совокупные расходы. Модель равновесия доходов-расходов. | 8 | 8 |
5 | Основная модель равновесия AD-AS. | 4 | 4 |
6 | Макроэкономическая нестабильность. | 8 | 8 |
7 | Теории экономического роста | 4 | 4 |
8 | Государственный бюджет. | 4 | 4 |
9 | Денежные рынок и рынок ценных бумаг. | 6 | 6 |
10 | Фискальная политика. | 4 | 4 |
11 | Денежно-кредитная политика. | 4 | 4 |
12 | Социальная политика. | 4 | 4 |
13 | Общее равновесие товарных и денежных рынков. | 4 | 4 |
14 | Международная торговля и торговая политика. | 4 | 4 |
15 | Платёжный баланс и валютный курс. | 4 | 4 |
ИТОГО: | 70 | 70 |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.