После проведенной логопедической работы, для подтверждения её эффективности с младшими школьниками с задержкой психического развития проведено повторное логопедическое обследование. Данное обследование проводилось с двумя группами испытуемых с контрольной группой и экспериментальной. Данные обследования занесены в таблицу для большей наглядности.
Таблица 1
Распределение испытуемых в зависимости от состояния обшей моторики
| Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||
| Нормальное состояние общей моторики | Нарушение обшей моторики | Нормальное состояние общей моторики | Нарушение обшей моторики | |
| 17% (1 человек) | 83% (5 человек) | 71% (5 человек) | 29% (2 человека) | |
Из данной таблицы видно, что у большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается нормальное состояние, обшей моторики, в отличие от группы контрольной, где у большинства учащихся наблюдается нарушение общей моторики.
Таблица 2
Распределение испытуемых в зависимости от состояния мелкой моторики
| Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||
| Нарушение мелкой моторики пальцев рук | Моторика пальцев рук не нарушена | Нарушение мелкой моторики пальцев рук | Моторика пальцев рук не нарушена | |
| 17% (1человек) | 83% (5 человек) | 14 % (1 человек) | 86% (6 человека) | |
Из данной таблицы видно, что у большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается нормальное состояние, моторики пальцев рук, в отличие от группы контрольной, где у большинства учащихся наблюдается нарушение мелкой моторики.
Таблица 3
Распределение испытуемых в зависимости от состояния моторики артикуляционного аппарата
| Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||||
| Движения выполняются в полном объеме | Движения выполняются в не полном объеме | Движения не выполняются | Движения выполняются в полном объеме | Движения выполняются в не полном объеме | Движения не выполняются |
| 33% (2 человека) | 67% (4 человека) | - | 86% (6 человека) | 14 % (1 человек) | - |
Из данной таблицы видно, что у большинства испытуемых экспериментальной группы движения артикуляционным аппаратом выполняются полностью, в отличие от группы контрольной, где у большинства учащихся эти движения выполняются, но в неполном объеме.
Таблица 4
Обследование фонетической стороны речи младших школьников с ЗПР (экспериментальная группы)
| Ф.И ребенка | Результат обследования |
| Вова В. | Звуки, которые были нарушены, поставлены, автоматизированы и введены в самостоятельную речь |
| Вера К. | Изолированно звуки произносится, но не дифференцируются |
| Никита У. | Звуки, которые были нарушены, поставлены, автоматизированы и введены в самостоятельную речь |
| Оксана К. | Звуки, которые были нарушены, поставлены, автоматизированы и введены в самостоятельную речь |
| Павел М | Изолированно звуки произносится, но не дифференцируются |
| Саша Н. | Изолированно звуки произносится, но не дифференцируются |
| Сергей К. | Звуки, которые были нарушены, поставлены, автоматизированы и введены в самостоятельную речь |
Из данной таблицы можно увидеть состояние фонетической стороны речи детей после проведенной логопедической работы, важно отметить, что у большинства детей звуки, которые страдали в начале, сейчас поставлены, автоматизированы и введены в самостоятельную речь.
Таблица 5
Сводная таблица результатов обследования фонетической стороны речи (экспериментальная и контрольная группа)
| Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||
| Нарушения речи не выявлены | Нарушения речи выявлены | Нарушения речи не выявлены | Нарушения речи выявлены | |
| - | 100% (6 человек) | 57 % (4 человек) | 43 % (3 человека) | |
Из этой таблицы можно в сравнении увидеть результаты двух групп, тех детей, с которыми проводилась логопедическая работа и результат, что у большинства заметные достижения, и с теми с кем работа не проводилась 100% нарушения речи так остались.
Таблица 6
Распределение испытуемых в зависимости от состояния фонематического слуха
| Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||
| Фонематический слух в норме | Нарушения фонематического слуха | Фонематический слух в норме | Нарушения фонематического слуха | |
| 50% (3 человека) | 50% (3 человека) | 5 % (4 человек) | 43 % (3 человека) | |
Из данной таблицы видно, что у большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается нормальное состояние фонематического слуха.
Вывод: Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что при правильно спланированной работе можно достигнуть не плохие результаты в работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности.
Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения.
Среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи.
Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.
В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества.
Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку - речь: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся ), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, то есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. Логически чёткая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития.
У большинства младших школьников с задержкой психического развития, как показало исследования, имеются разнообразные нарушения речи, (несформированность фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи), которые не лучшим способом сказывается на усвоение школьной программы.
Специально организованный психологический и педагогический, логопедический процесс предусматривает устранение нарушений речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005.
2. Баскакина И.В. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., Медицина, 1981.
4. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. – М., 1979.
5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, Москва, Владис, 1999.
6. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей, Санкт-Петербург, РГПИ им. А.И. Герцена, 1993.
7. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. – М., 1968.
8. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
9. В помощь директору специальной школы. Под ред. Г. Д. Кузнецова. – М., 1982.
10. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М., 1994.
11. Головин Б.Н. О качестве хорошей речи. - Рус. яз. в школе, 1964, №2; 1965, №1.
12. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
13. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Журнал «Логопед», 2007 №3 - с.26-32
14. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б. П. Пузанова – Москва, Новая школа, 1996.
15. Дети с временными задержками развития. Под ред. Т.А. Власовой, - М.,1971.
16. Дети с отклонениями в развитии. Под ред. М.С. Певзнер. – М., 1966.
17. Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 7 лет. — М.: Издательство "Гном и Д", 2005.
18. Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М. : «Издательство «Гном и Д», 2005.
19. Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.
20. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.
21. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
22. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973.
23. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994.
24. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – М,. 1993.
25. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.
26. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1981.
27. Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: [Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель,2001.
28. Коноваленко В.В., Коновалевко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
29. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 1989.
30. Коррекционная педагогика (Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии), под редакцией Б.П.Пузанова, Москва, Академия, 1999.
31. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения, Москва, Том-пресс, 1999.
32. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991. - №2 – с.33.
33. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М .Дульнева. – Москва, Педагогика, 1971.
34. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.
35. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Издание 2-е – Москва 19
36. Комаров К. В. Практические задания по курсу "Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи". – М., 1983.
37. Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. с 112 – 115.
38. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах, Москва, Владос, 1998.
39. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников, Санкт-Петербург, Союз, 2001.
40. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.
41. Логопедическое обследование младших школьников-олигофренов с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - Свердл.: пед. ин-т. Свердловск, 1987
42. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997.
43. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1980.-240с.
44. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи/Авт.-сост.: В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. — М: АРКТИ, 2003.
45. Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54.
46. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 19. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 256 с.- с 10
47. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., Школа-Пресс, 1994.
48. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997. - №4 – с.43.
49. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. Учеб. заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
50. Основы теории и практики логопедии. (под ред. Р.Е.Левиной – М. 1968
Приложение 1
Речевая карта (образец)
1. Фамилия, имя, отчество___________________________________
2. Дата рождения__________________________________________
3. Домашний адрес_________________________________________
4. Заключение психиатра (психоневролога)_______________________
____________________________________________________________
5. Диагноз невропатолога_________________________________________
______________________________________________________________
6. Состояние органов слуха и носоглотки____________________________
______________________________________________________________
7. Данные окулиста______________________________________________
8. Посещал ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет)__
_______________________________________________________________
9. Посещает (посещал ли) школу (специальную или нет), указать класс___
_______________________________________________________________
10. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему речевому дефекту)__________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
11. Жалобы родственников________________________________________
12. Данные о родителях ребенка (возраст, здоровье родителей, профессия, их социальные условия)_____________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
13. Общий анамнез
а) от какой беременности ребенок_________________________________
б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, место работы, употребление алкоголя, курение)______________________________________
в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)__________________________________________________
г) вес и рост при рождении________________________________________
д) на какие сутки был выписан из роддома___________________________
е) вскармливание (грудное, искусственное)__________________________
ё) особенности вскармливания (сосал активно, вяло; не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободнее, при каком затруднено, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое; как жует и глотает твердую и жидкую пищу) отметить нужное
ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации_________
______________________________________________________________
14. Ранее психомоторное развитие_________________________________
а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками_______________________________________________________
б) когда стал держать голову_______________________________________
в) когда стал самостоятельно садиться, ходить________________________
г) когда появились зубы___________________________________________
д) поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал)______
_______________________________________________________________
е) появление навыков самообслуживания___________________________
15. Речевой анамнез
а) гуление (время появления, характеристика)________________________
б) лепет (время появления и его характер)___________________________
в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика)_________
_______________________________________________________________
г) как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно, причины и время отклонения в развитии)_______________________________
______________________________________________________________
д) с какого времени замечено нарушение речи._____________________
е) речевая среда_________________________________________________
ё) занимался ли с логопедом (с какого возраста и сколько времени, результаты занятий)________________________________________________
ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями)_____________________________________________________
_______________________________________________________________
Обследование состояний общей моторики___________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Исследование произвольной моторики пальцев рук___________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Обследование артикуляционного аппарата__________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Обследование моторики артикуляционного аппарата__________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата___________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Обследование фонематического слуха______________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Заключение:
Приложение 2
Обследование фонетической стороны речи
| Исследуемый звук Оптический раздражитель (картинка) Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку) Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху) Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.) | Оптический раздражитель (картинка) | Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку) | Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху) | Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.) | Произношение звука | Характер нарушения звукопроизношения | ||||
| Изолированно | В слогах | Отсутствие звука | Искажение | Замена | Замещение | |||||
| Гласные | ||||||||||
| А | Аист мак игла | |||||||||
| У | Утка муха кенгуру | |||||||||
| О | Осы кот окно | |||||||||
| И | Ива слива петухи | |||||||||
| Ы | Дым мышь грибы | |||||||||
| Согласные | ||||||||||
| С | Колесо сосна нос | |||||||||
| Сь | Сирень письмо гусь | |||||||||
| З | Замок коза звезда | |||||||||
| Зь | Земляника газета | |||||||||
| Ц | Цветок курица огурец | |||||||||
| Ш | Шапка кошка мышь | |||||||||
| Ж | Жук лыжи лыжник | |||||||||
| Ч | Чулок очки ключ | |||||||||
| Щ | Щетка ящик плащ | |||||||||
| Л | Лодка пила стол бутылка | |||||||||
| Ль | Лента будильник туфли | |||||||||
| Р | Рука корова топор трамвай | |||||||||
| Рь | Редиска веревка дверь Редиска веревка дверь Редиска веревка дверь Редиска веревка дверь Редиска веревка дверь Редиска веревка дверь Редиска веревка дверь Редиска веревка дверь | |||||||||
| Б | Бабочка зубы арбуз | |||||||||
| Бь | Белка | |||||||||
| П | Панама платок сноп | |||||||||
| Пь | Петух ступеньки цепь | |||||||||
| Д | Дом дедушка карандаш | |||||||||
| Г | Голова нога гроза | |||||||||
| Гь | Гитара | |||||||||
| К | Кукла рука молоток | |||||||||
| Кь | Кепка тапки | |||||||||
| Х | Халат муха хлеб петух | |||||||||
| Хь | Орехи | |||||||||
| М | Мухомор лампа дом | |||||||||
| Мь | Мяч | |||||||||
| Н | Нож сани лимон | |||||||||
| Нь | Нитки коньки пень | |||||||||
| Вв | Ворона корова гвозди | |||||||||
| Вь | Свинья венок | |||||||||
| Ф | Фартук кофта шкаф | |||||||||
| Т | Туфли котлеты кот | |||||||||
| Ть | Телевизор утюг | |||||||||
| Йотация | Ящик юбка яблоко юла ежик елка | |||||||||
| Ай | трамвай | |||||||||
| Ей | лейка | |||||||||
| Ья, ье | Ружье платье свинья | |||||||||
Заключение:
Приложение 3
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема. Дифференциация звуков С - Ш.
Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного слухового внимания и зрительной памяти; развитие логического мышления; четкое артикулирование звуков; расширение словаря детей, практического навыка преобразования слов; отработка практического навыка преобразования слов; развитие мотивации самостоятельной речи; обучение связному рассказу с опорой на картинки и слова.
Оборудование: таблица С-Ш, предметные картинки, разрезные слоги, домики, раздаточный материал для обучения звуковому анализу и синтезу, карточки, схема предложений.
Ход занятия
Организационный момент.
1. Сядет тот, кто запомнит пять-шесть картинок.
Красное Красный Красная Красные
КАШНЕ ШАРФ ШАПКА ШТАНЫ РУБАШКА ШОРТЫ
2. Как назвать все эти предметы одним словом?
Введение в тему.
1. Какой одинаковый звук в словах-признаках?
2. Какой одинаковый звук в словах-предметах?
3. Какие звуки и буквы мы будем сегодня продолжать различать?
Актуализация опорных знаний по теме.
Обобщающая беседа на повторение:
1. характеристика звуков С и Ш;
2. сравнение по артикуляции;
3. сравнение по звучанию;
4. сравнение по написанию.
5. Игра «Назови - не ошибись».
Назвать картинки, выставленные на доске, сначала с С, во второй - со звуком Ш. Картинки: сарафан, шапка, костюм, шорты, бушлат, свитер и т.д.
6. Назовите предметы на карточках по цвету. Даны синий, красный цвета.
7. Измените слова по образцу (устно):
слух - слушать - ты слушаешь;
спешка –
шелест-
Физминутка.
1. Развитие общей моторики.
У лисицы острый нос, (показывают руками, какой у лисы острый нос, и имитируют ее походку)
У нее пушистый хвост. (движение рук в стороны, назад)
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты, («оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь)
2. Развитие мелкой моторики руки
Хлоп, ладошка мы пошлепаем немножко
Вот у нас игра какая
Хлоп, ладошка,
Хлоп, другая!
(хлопок в ладоши; ладони хлопают о ладони товарища;3,4 - перекрестное похлопывание ладонями обеих рук)
Закрепление.
1. Игра «Преобразование слов» (используется «Волшебная коробка»). Дети достают картинку и по инструкции логопеда преобразуют слова-названия. Например: МИСКА - МИШКА, КРЫСА - КРЫША, СТУК-КУСТ и т.д:
2. Полный анализ и шифровка предложения: «Саша услышал смешн(...) историю».
3. Чтение с ускорением потешек с закрытой нижней половиной строчки. Текст второй записать в тетради
МАША СПЕШИТ К ОКОШКУ С ПУШИСТОЙ КОШКОЙ.
ШАШКИ НА СТОЛЕ.
ШИШКИ НА СОСНЕ.
ШАПКОЙ САШКА ШИШКИ СШИБ.
4. Работа над составлением рассказа:
-чтение начала рассказа (на доске даны предложения из слов и картинок);
-составление предложений, продолжающих рассказ по цепочке (каждому ребенку дается конверт со словами и картинками; дети восстанавливают логическую последовательность событий);
- чтение составленных предложений;
- чтение составленного рассказа;
-пересказ составленного рассказа;
-расшифровка рассказа.
Итог
Над чем дети работали на занятии?
Поощрение детей.
Конспект логопедического занятия для младших классов в специальной коррекционной школе 7 вида.
Тема: Звуки { р } { рь } в словах, словосочетаниях, предложениях.
Цели:
· закрепить звук р, р’ в словах, словосочетаниях, предложениях;
· тренировать использование обобщающих слов;
· совершенствовать умения образовывать качественные прилагательные;
· развитие мелкой моторики рук;
· воспитывать навык самоконтроля.
Оборудование:
· герои мультфильма “Простоквашино”;
· профили [ р ] [ р’ ];
· телефон;
· зеркала;
· картинки с магазинами (хозяйственный, мебельный, продуктовый, магазин одежды);
· плакат с изображением деревни;
· изографы;
· ребусы.
· Ход занятия
Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам должны прийти гости. Они хотят посмотреть, чему же вы научились, как вы умеете произносить звук [ р ] [ р’ ]. Но где же они?
Дата: 2019-12-22, просмотров: 337.