АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После проведенной логопедической работы, для подтверждения её эффективности с младшими школьниками с задержкой психического развития проведено повторное логопедическое обследование. Данное обследование проводилось с двумя группами испытуемых с контрольной группой и экспериментальной. Данные обследования занесены в таблицу для большей наглядности.

Таблица 1

Распределение испытуемых в зависимости от состояния обшей моторики

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Нормальное состояние общей моторики

Нарушение обшей моторики Нормальное состояние общей моторики Нарушение обшей моторики
17% (1 человек)

83% (5 человек)

71% (5 человек) 29% (2 человека)
         

 

Из данной таблицы видно, что у большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается нормальное состояние, обшей моторики, в отличие от группы контрольной, где у большинства учащихся наблюдается нарушение общей моторики.

Таблица 2

Распределение испытуемых в зависимости от состояния мелкой моторики

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Нарушение мелкой моторики пальцев рук

Моторика пальцев рук не нарушена Нарушение мелкой моторики пальцев рук Моторика пальцев рук не нарушена
 17% (1человек)

83% (5 человек)

14 % (1 человек) 86% (6 человека)
         

 

Из данной таблицы видно, что у большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается нормальное состояние, моторики пальцев рук, в отличие от группы контрольной, где у большинства учащихся наблюдается нарушение мелкой моторики.

                                                                                                                             Таблица 3

Распределение испытуемых в зависимости от состояния моторики артикуляционного аппарата

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Движения выполняются в полном объеме Движения выполняются в не полном объеме Движения не выполняются Движения выполняются в полном объеме Движения выполняются в не полном объеме Движения не выполняются
33% (2 человека) 67% (4 человека) - 86% (6 человека) 14 % (1 человек) -

 

Из данной таблицы видно, что у большинства испытуемых экспериментальной группы движения артикуляционным аппаратом выполняются полностью, в отличие от группы контрольной, где у большинства учащихся эти движения выполняются, но в неполном объеме.

 

 

Таблица 4

Обследование фонетической стороны речи младших школьников с ЗПР (экспериментальная группы)

Ф.И ребенка Результат обследования
Вова В. Звуки, которые были нарушены, поставлены, автоматизированы и введены в самостоятельную речь
Вера К. Изолированно звуки произносится, но не дифференцируются
Никита У. Звуки, которые были нарушены, поставлены, автоматизированы и введены в самостоятельную речь
Оксана К. Звуки, которые были нарушены, поставлены, автоматизированы и введены в самостоятельную речь
Павел М Изолированно звуки произносится, но не дифференцируются
Саша Н. Изолированно звуки произносится, но не дифференцируются
Сергей К. Звуки, которые были нарушены, поставлены, автоматизированы и введены в самостоятельную речь

 

Из данной таблицы можно увидеть состояние фонетической стороны речи детей после проведенной логопедической работы, важно отметить, что у большинства детей звуки, которые страдали в начале, сейчас поставлены, автоматизированы и введены в самостоятельную речь.

Таблица 5

Сводная таблица результатов обследования фонетической стороны речи (экспериментальная и контрольная группа)

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Нарушения речи не выявлены

Нарушения речи выявлены Нарушения речи не выявлены Нарушения речи выявлены
-

100% (6 человек)

57 % (4 человек) 43 % (3 человека)
         

 

Из этой таблицы можно в сравнении увидеть результаты двух групп, тех детей, с которыми проводилась логопедическая работа и результат, что у большинства заметные достижения, и с теми с кем работа не проводилась 100% нарушения речи так остались.

 

Таблица 6

Распределение испытуемых в зависимости от состояния фонематического слуха

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Фонематический слух в норме

Нарушения фонематического слуха Фонематический слух в норме Нарушения фонематического слуха
50% (3 человека)

50% (3 человека)

5 % (4 человек) 43 % (3 человека)
         

 

Из данной таблицы видно, что у большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается нормальное состояние фонематического слуха.

Вывод: Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что при правильно спланированной работе можно достигнуть не плохие результаты в работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности.  

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения. 

Среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи.

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества.

Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку - речь: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся ), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, то есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. Логически чёткая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития.

У большинства младших школьников с задержкой психического развития, как показало исследования, имеются разнообразные нарушения речи, (несформированность фонематического восприятия, а также фонематическо­го анализа и синтеза. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Не­достатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи), которые не лучшим способом сказывается на усвоение школьной программы.

Специально организованный психологический и педагогический, логопедический процесс предусматривает устранение нарушений речи.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005.

2. Баскакина И.В. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., Медицина, 1981.

4. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. – М., 1979.

5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, Москва, Владис, 1999.

6. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей, Санкт-Петербург, РГПИ им. А.И. Герцена, 1993.

7. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. – М., 1968.

8. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

9. В помощь директору специальной школы. Под ред. Г. Д. Кузнецова. – М., 1982.

10.  Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М., 1994.

11.  Головин Б.Н. О качестве хорошей речи. - Рус. яз. в школе, 1964, №2; 1965, №1.

12.  Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

13.  Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Журнал «Логопед», 2007 №3 - с.26-32

14.  Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б. П. Пузанова – Москва, Новая школа, 1996.

15.  Дети с временными задержками развития. Под ред. Т.А. Власовой, - М.,1971.

16.  Дети с отклонениями в развитии. Под ред. М.С. Певзнер. – М., 1966.

17.  Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 7 лет. — М.: Издательство "Гном и Д", 2005.

18.  Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М. : «Издательство «Гном и Д», 2005.

19.  Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.

20.  Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.

21.  Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

22.  Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973.

23.  Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994.

24.  Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – М,. 1993.

25.  Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

26.  Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1981.

27.  Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: [Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель,2001.

28.  Коноваленко В.В., Коновалевко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

29.  Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 1989.

30.  Коррекционная педагогика (Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии), под редакцией Б.П.Пузанова, Москва, Академия, 1999.

31.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррек­ции звукопроизношения, Москва, Том-пресс, 1999.

32.  Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991. - №2 – с.33.

33.  Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М .Дульнева. – Москва, Педагогика, 1971.

34.  Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.

35.  Кащенко В.П.  Педагогическая коррекция.  Издание 2-е – Москва 19

36.  Комаров К. В. Практические задания по курсу "Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи". – М., 1983.

37.  Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. с 112 – 115.

38.  Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах, Москва, Владос, 1998.

39.  Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников, Санкт-Петербург, Союз, 2001.

40.  Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.

41.  Логопедическое обследование младших школьников-олигофренов с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - Свердл.: пед. ин-т. Свердловск, 1987

42.  Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997.

43.  Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1980.-240с.

44.  Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи/Авт.-сост.: В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. — М: АРКТИ, 2003.

45.  Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54.

46.  Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 19. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 256 с.- с 10

47.  Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., Школа-Пресс, 1994.

48.  Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997. - №4 – с.43.

49.  Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. Учеб. заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

50. Основы теории и практики логопедии. (под ред. Р.Е.Левиной – М. 1968

 

 

Приложение 1

Речевая карта (образец)

1. Фамилия, имя, отчество___________________________________

2. Дата рождения__________________________________________

3. Домашний адрес_________________________________________

4. Заключение психиатра (психоневролога)_______________________
        ____________________________________________________________

5. Диагноз невропатолога_________________________________________

______________________________________________________________

6. Состояние органов слуха и носоглотки____________________________

______________________________________________________________

7. Данные окулиста______________________________________________

8. Посещал ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет)__

_______________________________________________________________

9. Посещает (посещал ли) школу (специальную или нет), указать класс___

_______________________________________________________________

10. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему речевому дефекту)__________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

11. Жалобы родственников________________________________________

12. Данные о родителях ребенка (возраст, здоровье родителей, профессия, их социальные условия)_____________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

13. Общий анамнез

а) от какой беременности ребенок_________________________________

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, место работы, употребление алкоголя, курение)______________________________________

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)__________________________________________________

г) вес и рост при рождении________________________________________

д) на какие сутки был выписан из роддома___________________________

е) вскармливание (грудное, искусственное)__________________________

ё) особенности вскармливания (сосал активно, вяло; не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободнее, при каком затруднено, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое; как жует и глотает твердую и жидкую пищу) отметить нужное

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации_________

______________________________________________________________

14. Ранее психомоторное развитие_________________________________

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками_______________________________________________________

б) когда стал держать голову_______________________________________

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить________________________

г) когда появились зубы___________________________________________

д) поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал)______

_______________________________________________________________

е) появление навыков самообслуживания___________________________

15. Речевой анамнез

а) гуление (время появления, характеристика)________________________

б) лепет (время появления и его характер)___________________________

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика)_________

_______________________________________________________________

г) как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно, причины и время отклонения в развитии)_______________________________

______________________________________________________________

д) с какого времени замечено нарушение речи._____________________

е) речевая среда_________________________________________________

ё) занимался ли с логопедом (с какого возраста и сколько времени, результаты занятий)________________________________________________

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями)_____________________________________________________

_______________________________________________________________

Обследование состояний общей моторики___________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Исследование произвольной моторики пальцев рук___________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Обследование артикуляционного аппарата__________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Обследование моторики артикуляционного аппарата__________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата___________________________________________________________

_______________________________________________________________ 

_______________________________________________________________

Обследование фонематического слуха______________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Заключение:

 

Приложение 2

Обследование фонетической стороны речи

Исследуемый звук                  Оптический раздражитель (картинка)              Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку)               Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху)           Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.)

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку)

Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху)

Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.)

Произношение звука

Характер нарушения звукопроизношения

Изолированно В слогах Отсутствие звука Искажение                         Замена                                       Замещение

Гласные

А Аист мак игла                  
У Утка муха кенгуру                  
О Осы кот окно                  
И Ива слива петухи                  
Ы Дым мышь грибы                  

Согласные

С Колесо сосна нос                  
Сь Сирень письмо гусь                  
З Замок коза звезда                  
Зь Земляника газета                  
Ц Цветок курица огурец                  
Ш Шапка кошка мышь                  
Ж Жук лыжи лыжник                  
Ч Чулок очки ключ                  
Щ Щетка ящик плащ                  
Л Лодка пила стол бутылка                  
Ль Лента будильник туфли                  
Р Рука корова топор трамвай                  
Рь Редиска веревка дверь                   Редиска веревка дверь         Редиска веревка дверь                    Редиска веревка дверь                    Редиска веревка дверь                    Редиска веревка дверь         Редиска веревка дверь                    Редиска веревка дверь                  
Б Бабочка зубы арбуз                  
Бь Белка                  
П Панама платок сноп                  
Пь Петух ступеньки цепь                  
Д Дом дедушка карандаш                  
Г Голова нога гроза                  
Гь Гитара                  
К Кукла рука молоток                  
Кь Кепка тапки                  
Х Халат муха хлеб петух                  
Хь Орехи                  
М Мухомор лампа дом                  
Мь Мяч                  
Н Нож сани лимон                  
Нь Нитки коньки пень                  
Вв Ворона корова гвозди                  
Вь Свинья венок                  
Ф Фартук кофта шкаф                  
Т Туфли котлеты кот                  
Ть Телевизор утюг                  
Йотация Ящик юбка яблоко юла ежик елка                  
Ай трамвай                  
Ей лейка                  
Ья, ье Ружье платье свинья                  

 

Заключение:

 

Приложение 3

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема. Дифференциация звуков С - Ш.

Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного слухового внимания и зрительной памяти; развитие логического мышления; четкое артикулирование звуков; расширение словаря детей, практического навыка преобразования слов; отработка практического навыка преобразования слов; развитие мотивации самостоятельной речи; обучение связному рассказу с опорой на картинки и слова.

Оборудование: таблица С-Ш, предметные картинки, разрезные слоги, домики, раздаточный материал для обучения звуковому анализу и синтезу, карточки, схема предложений.

Ход занятия

Организационный момент.

1. Сядет тот, кто запомнит пять-шесть картинок.

Красное Красный Красная  Красные

КАШНЕ ШАРФ   ШАПКА ШТАНЫ РУБАШКА ШОРТЫ

2. Как назвать все эти предметы одним словом?

Введение в тему.

1. Какой одинаковый звук в словах-признаках?

2. Какой одинаковый звук в словах-предметах?

3. Какие звуки и буквы мы будем сегодня продолжать различать?

Актуализация опорных знаний по теме.

Обобщающая беседа на повторение:

1.    характеристика звуков С и Ш;

2. сравнение по артикуляции;

3. сравнение по звучанию;

4. сравнение по написанию.

5.     Игра «Назови - не ошибись».

Назвать картинки, выставленные на доске, сначала с С, во второй - со звуком Ш. Картинки: сарафан, шапка, костюм, шорты, бушлат, свитер и т.д.

6. Назовите предметы на карточках по цвету. Даны синий, красный цвета.

7. Измените слова по образцу (устно):

слух - слушать - ты слушаешь;

спешка –

шелест-

Физминутка.

1. Развитие общей моторики.

У лисицы острый нос, (показывают руками, какой у лисы острый нос, и имитируют ее походку)

У нее пушистый хвост. (движение рук в стороны, назад) 

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты, («оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь)

2.   Развитие мелкой моторики руки

Хлоп, ладошка мы пошлепаем немножко

Вот у нас игра какая

Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая!

(хлопок в ладоши; ладони хлопают о ладони товарища;3,4 - перекрестное похлопывание ладонями обеих рук)

Закрепление.

1. Игра «Преобразование слов» (используется «Волшебная коробка»). Дети достают картинку и по инструкции логопеда преобразуют слова-названия. Например: МИСКА - МИШКА, КРЫСА - КРЫША, СТУК-КУСТ и т.д:

2. Полный анализ и шифровка предложения: «Саша услышал смешн(...) историю».

3. Чтение с ускорением потешек с закрытой нижней половиной строчки. Текст второй записать в тетради

МАША СПЕШИТ К ОКОШКУ С ПУШИСТОЙ КОШКОЙ.

ШАШКИ НА СТОЛЕ.

ШИШКИ НА СОСНЕ.

ШАПКОЙ САШКА ШИШКИ СШИБ.

4. Работа над составлением рассказа:

 -чтение начала рассказа (на доске даны предложения из слов и картинок);

 -составление предложений, продолжающих рассказ по цепочке (каждому ребенку дается конверт со словами и картинками; дети восстанавливают логическую последовательность событий);

- чтение составленных предложений;

-  чтение составленного рассказа;

-пересказ составленного рассказа;

 -расшифровка рассказа.

Итог

Над чем дети работали на занятии?

Поощрение детей.

Конспект логопедического занятия для младших классов в специальной коррекционной школе 7 вида.

Тема: Звуки { р } { рь } в словах, словосочетаниях, предложениях.


Цели:

· закрепить звук р, р’ в словах, словосочетаниях, предложениях;

· тренировать использование обобщающих слов;

· совершенствовать умения образовывать качественные прилагательные;

· развитие мелкой моторики рук;

· воспитывать навык самоконтроля.

Оборудование:

· герои мультфильма “Простоквашино”;

· профили [ р ] [ р’ ];

· телефон;

· зеркала;

· картинки с магазинами (хозяйственный, мебельный, продуктовый, магазин одежды);

· плакат с изображением деревни;

· изографы;

· ребусы.

· Ход занятия

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам должны прийти гости. Они хотят посмотреть, чему же вы научились, как вы умеете произносить звук [ р ] [ р’ ]. Но где же они?

Дата: 2019-12-22, просмотров: 248.