Коррекция фонетической стороны речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коррекция фонетической стороны речи

У младших школьников в специальной коррекционной

Школе 7 вида

 

Выпускная квалификационная работа

По специальности 050715 «Логопедия»

 

                                                                                                 Выполнила студентка v курса

                                                                                                           Заочного отделения:

                                                                                                Жезлова Юлия Сергеевна

 

                                                                                                     Научный руководитель:

                                                                                                  Валяева Тамара Алексеевна

 

                                                                                           «Рекомендую к зашите»

                                                                                           ____________________________

                                                                                            (подпись научного руководителя)

 

 

                   

 

 

                                                            

 

                                                    Содержание

Введение   3
Глава 1. Обзор специальной литературы по проблеме нарушений фонетической стороны речи у учащихся младших классов с задержкой психического развития  
1.1Проблема нарушений фонетической стороны речи в логопедии, педагогике, в общей и специальной психологии        7
1.2 Особенности развития речи детей с ЗПР  
1.3 Психолого–педагогическая характеристика учащихся специальной коррекционной школы 7 вида  
Глава 2. Экспериментальное изучение фонетической стороны речи младших школьников с задержкой психического развития  
2.1 Методы, приемы обследования нарушений фонетической стороны речи у младших школьников с задержкой психического развития  
2.2 Анализ результатов обследования фонетической стороны речи у младших школьников с задержкой психического развития  
Глава 3. Коррекция фонетических нарушений речи у учащихся младших классов с задержкой психического развития  
3.1 Направления и содержание логопедической работы по коррекции фонетических нарушений у младших школьников с задержкой психического развития  
3.2 Анализ результатов логопедической работы по коррекции фонетических нарушений у младших школьников с задержкой психического развития  
 Заключение  
Список литературы  
Приложения  

 

 

                                                                                

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связано выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Но вследствие каких либо факторов, внутренних и внешних, в последние годы достаточно большое количество детей страдают различными нарушениями речи. Причины этих нарушений различны, и, к сожалению, за последние десятилетия идет тенденция к увеличению количества детской речевой патологии.

У детей с ЗПР, часто наблюдается нарушение звукопроизношения и просодики. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны у детей с ЗПР имеет свою специфику. Содержания  методов логопедической работы по коррекции фонетических нарушений у детей с задержкой психического развития определяет целый ряд особенностей:

1. Возрастные, характерологические особенности дошкольников с ЗПР, их эмоциональная пассивность предусматривают проведение с ними подготовительных занятий с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом.

2. Присущая детям с ЗПР сниженная познавательная активность определяет необходимость использования на логопедических занятиях тех видов заданий, при осуществлении которых она достаточна высока. По данным Н. А. Менчинской, А. Н. Цымбалюк, побуждающими к познавательной активности детей с ЗПР являются перцептивные процессы. Это требует применения в процессе логопедической работы достаточно большого количества наглядного материала.[8]

Наряду с опорой на принцип постепенного перехода от простого к сложному целесообразно использовать возбуждающий познавательную активность метод контрастности заданий (по П. Я. Гальперину).

3. Для детей с ЗПР характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий. В связи с этим дошкольникам с ЗПР рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность.[8]

4. Нарушение целенаправленности и произвольности действий у детей с ЗПР связано с несформированностью регулирующей функции речи (В. И. Лубовский). С целью усиления речевого контроля за точностью выполнения заданий у дошкольников с ЗПР необходимо использовать речевое планирование деятельности, выполнение заданий под комментарий логопеда либо в сочетании с собственной речью ребенка, заключительный анализ итогов работы.[8]

5. Для дошкольников с ЗПР характерно нарушение смыслообразующей функции. При осуществлении ими сознательно регулируемой деятельности необходимо развивать смысловую иерархию действий, т. е. для достижения заданной цели им требуется активная ориентировка в задании. Трудности осознания детьми с ЗПР предлагаемых заданий предусматривают расширение ориентировочной части:

• обязательное рассмотрение структуры материала и действия;

• выделение в материале ориентиров, а в действии — последовательности его отдельных движений;

• неоднократное повторение задания;

• предъявление простых инструкций, предусматривающих выполнение одного действия;

• использование инструкции с несколькими требованиями, предусматривающее значительное расширение ориентировочной части, использование речевого проговаривания последовательности действий, поэтапную проверку правильности ее выполнения.

Исполнительная часть задания предполагает у детей с ЗПР:

• первоначальное замедление и развернутое выполнение действий;

• опору на показ и словесные инструкции;

• осознание ребенком правильности и ошибочности произведенного действия;

• использование стимулирующей, предупреждающей и направляющей помощи логопеда (изменение условий работы, организация внимания ребенка перед выполнением задания, наводящие вопросы, аналогии, дополнительный наглядный материал и т. д.), а также помощи по просьбе ребенка.[8]

6. Учет специфики познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР, характер проявления на этой основе нарушений фонетической стороны речи вызывает необходимость расширения подготовительного этапа работы с включением направлений по формированию ряда сенсорных и психических функций, без которых невозможно добиться эффективности в логопедической работе. В связи с этим в процессе специально организованных игровых упражнений осуществляется коррекционное воздействие, направленное на развитие:

• слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;

• слухо-двигательного, слухо-зрительного, зрительно-двигательного взаимодействия;

• мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.[8]

На основе речи и ее смысловой единицы слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».[2]

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.[4]

В современной педагогике выделяют группу детей, чьи неуспехи в школьном обучении определяют отставанием в развитии от нормально развивающихся сверстников. К этой категории относят и детей с задержкой психического развития. При задержке психического развития наблюдаются различные нарушения не только психического характера, но и моторного развития, развития речи. Задержка психического развития всегда сопровождается задержкой речевого развития. Но часто на фоне ЗПР проявляется различная речевая патология. Это могут быть любые нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Чаще всего это системное нарушение - общее недоразвитие речи.[6]

Степень сформированности фонетической стороны речи дошкольников с задержкой психического развития во многом определяет готовность таких детей к школьному обучению, так как фонетические нарушения существенно затрудняют овладение программой по родному языку в школе, часто приводят к нарушениям письменной речи.[6]

Дети с задержкой психического развития требуют иного подхода при коррекции речевых нарушений. Особенности проявления речевого дефекта, приемы и методы коррекционной работы определяются не только характером речевого нарушения, но и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка. Поэтому в коррекционной работе должна учитываться специфика работы с детьми этой категории. [10]

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребёнка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную деятельность ребёнка перестраивает его основные психические процессы. Так мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Существуют отклонения и аномалии в психическом развитии. Отклонения или аномалии в развитии ребёнка разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребёнка его зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер двигательной системы.[11]

Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.

Объект исследования: фонетическая сторона речи младших школьников с задержкой психического развития

Предмет исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у младших школьников с ЗПР.

Целью данной работы является теоретически обосновать содержание и проверить эффективность логопедической работы по коррекции фонетических нарушений речи у младших школьников с задержкой психического развития.

В связи с этим были поставлены следующие  задачи:

- изучить и проанализировать научную, методическую литературу по проблеме преодоления нарушений в устной речи у школьников с ЗПР

 - изучить особенности фонетической стороны речи у младших школьников с ЗПР

- спланировать и провести обучающий эксперимент с младшими школьниками с ЗПР, оценить эффективность проделанной работы

- подобрать методы и приемы работы с группой детей данной категории.

Методологической основой исследования явились положения о системном строении языка; о единстве и взаимодействии всех сторон языка: лексико-грамматической и фонематической; о единстве человека и общества; об определяющей коррекционно-развивающей роли обучения; о ведущей роли деятельности в психическом развитии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Т.Б. Филичева, Чиркина Г.В., В.А Ястребова). [10]

В работе были использованы следующие методы:

1. анализ;

2. наблюдение;

3. беседа;

4. проведение практических занятий по коррекции нарушения звукопроизношения.                                                                                                   

База исследования: Свердловская область г. Асбест Школа № 5 специальная коррекционная 7 вида.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

     

 

ГЛАВА 1.

ОБЗОР СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ

Пояснительная (аналитическая) записка

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. Речь влияет на развитие всей личности в целом, отсюда значимость проведения коррекционных занятий именно со школьниками с задержкой психического развития, потому, что в сравнении со школьниками с сохранным интеллектом, речь школьников с ЗПР у большинства имеет те или иные нарушения что, в свою очередь сказывается на общем психическом развитии.

Специально организованный коррекционный процесс предусматривает устранение у учащихся с ЗПР младших классов различных нарушений речи, в том числе и фонетических.

Цель коррекционной программы: коррекция фонетических нарушений речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи:

· Стимулирование и активизация речевого процесса, и  формирование нормальных речевых механизмов.

· Постановка нарушенных звуков;

· Автоматизация нарушенных звуков;

· Дифференциация нарушенных звуков;

 

· развивать память, внимание, произвольное восприятие.

Вся работа с младшими школьниками с задержкой психического развития будет опираться на три основные блока:

- Диагностический блок предполагает проведение логопедического обследования.

- Коррекционно - развивающий блок, который включает проведение индивидуальных логопедических занятий.

-   Контрольный блок предполагает проведение повторного логопедического обследования, с целью определения эффективности коррекционной программы.

Занятие будет проводиться в группе с младшими школьниками имеющих задержку психического развития в количестве 7 человек, возраст которых составляет 7-8 лет.

Коррекционная программа включает провидение 20 занятий. Занятия групповые и индивидуальные, два раза в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 - 25 минут, групповых 40 минут. Занятия должны проводиться в кабинете логопеда или в другом подходящем помещении школы.

Работа по коррекции звукопроизношения строится сле­дующим образом:

1. Подготовительный этап. Он включает в себя - артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, фонетическую зарядку.

2. Постановка звуков.

3. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях.

4. Дифференциация звуков

Структура занятия:

- организационный момент (мотивация на занятие)

- основная часть

- заключительная часть.

По времени организационный момент имеет продолжительность 10 минут, основная часть 20-25 минут, и заключительная 5-10 минут.

На каждом занятии используются игры на развитие основных психических (познавательных) процессов, что обеспечивает комплексность педагогического процесса.

Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем, все применяемые в логопедии методы построены на основе несколь­ких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи, в том числе и фонетического не­доразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в ко­тором реализуется задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе ор­ганизации корригирующего обучения большое значение придается общедидактиче­ским принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, проч­ности, индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопато - генетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхо­да, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирование речевых на­выков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этио­логических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутрен­ние, биологические и социально-психологические факторы.

Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического разви­тия, с одной стороны, обусловлена характером задержки психического развития, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития (а именно, задержкой речевого развития) и струк­турой речевого дефекта.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития:

1. В связи с тем, что у детей с ЗПР на первый план выступает задержка в раз­витии всех психических функций, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование и развитие памяти, внимания, на развитие познава­тельной деятельности - мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2. Особенностями логопедической работы с детьми с ЗПР является макси­мальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности.

В работе с такими детьми необходимо использовать схемы, речевые профили звуков, разрезную азбуку, игры, карточки, игровые упражнения и игры, технические средства обучения.

3. Важное значение имеет дифференцированный подход, который предпола­гает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребен­ка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.

4. коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребенка с задержкой психического разви­тия. Учитывая тесную связь ручной и артикуляционной моторики, в логопедические занятия необходимо включать упражнения для развития тонких движений рук, эле­менты логопедической ритмики.

5. Содержание логопедической работы должно находится в соответствии с программой обучения грамоте для детей с задержкой психического развития. В про­цессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений устной и пись­менной речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и законо­мерностей овладения знаний о языке.

Таким образом, логопедическая работа долж­на подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Этот факт обу­словливает необходимость строить содержание логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое ов­ладение языком), иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и ана­лиз языковых явлений).

Учитывая быструю утомляемость детей с ЗПР, а также неустойчивость вни­мания, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение де­тей с одной формы работы на другую.

Специфика познавательной деятельности детей с задержкой психического развития такова, что необходимо постепенное усложнение заданий и материала от простого к сложному, любая сложная задача должна быть разложена на простые со­ставляющие.

При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ре­бенком цели занятия. Поэтому необходимо излагать цели занятия ребенку конкрет­но и в доступной форме.

Для эффективного усвоения материала на занятиях с детьми, имеющими ЗПР необходим определенный, не слишком быстрый темп работы. Каждое задание и каждая тема отрабатывается до полного усвоения каждым учеником.

В связи с тем, что нарушения речи у детей с ЗПР носят стойкий характер, логопедическая работа с ними осуществляется в более длительные сроки, чем ра­бота с нормально развивающимися детьми.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей.

Тематическое планирование логопедической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития

Ф.И. ребенка Нарушение речи Направление работы
Вова В. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии  заменяет «ш» на «с», «г» на «к»   Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к»  
Вера К. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии заменяет «ш» на «с», «ж» на «з», «щ» на «с’» Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к»  
Никита У. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии заменяет «ш» на «с», «ж» на «з», «щ» на «с’» Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к»  
Оксана К. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно – фонетическая дислалии межзубное произношение свистящих Работа по устранению неправильного звукопроизношения, дифференциация поставленных звуков, уточнение и закрепление правильного произношения отдельных звуков  
Павел М Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии замена «р» на «л», «щ» на «ч» Постановка и автоматизация звуков «р», «щ», и дифференциация звуков «р», «л», «щ», «ч»  
Саша Н. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии замена «д» на «т», «з» на «с», «ж» на «ш» Постановка и автоматизация звуков «д», «з», «ж» и дифференциация звуков «д», «т», «з», «с», «ж», «ш»
Сергей К. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии заменяет «ш» на «с», «ж» на «з», «щ» на «с’» Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к»  

 

Работа над звукопроизношением у детей с фонетическим недо­развитием строится следующим образом:

1. Подготовительный этап (включает в себя артикуляционные упражнения, пальчиковую гимнастику).

2. Постановка звуков.

3. Автоматизация звуков в слогах (прямых и обратных), словах, предложениях, введение в самостоятельную связную речь.

4. Дифференциацию звуков.

Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Поставленные звуки вводятся в самостоятельную речь. Чтобы лучше отдифференцировать смешиваемые звуки внутри одной группы и создать более проч­ные связи между слуховыми и артикуляционным образом, необходимо сначала нау­чить детей произносить, и различать каждый звук в пределах одной фонетической группы. Упражнения подбираются так, чтобы последовательно отрабатывался каж­дый смешиваемый звук.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности.  

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения. 

Среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи.

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества.

Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку - речь: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся ), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, то есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой действительности. Логически чёткая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития.

У большинства младших школьников с задержкой психического развития, как показало исследования, имеются разнообразные нарушения речи, (несформированность фонематического восприятия, а также фонематическо­го анализа и синтеза. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Не­достатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи), которые не лучшим способом сказывается на усвоение школьной программы.

Специально организованный психологический и педагогический, логопедический процесс предусматривает устранение нарушений речи.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005.

2. Баскакина И.В. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р / И.В. Баскакина, М.И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., Медицина, 1981.

4. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. – М., 1979.

5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, Москва, Владис, 1999.

6. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей, Санкт-Петербург, РГПИ им. А.И. Герцена, 1993.

7. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. – М., 1968.

8. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

9. В помощь директору специальной школы. Под ред. Г. Д. Кузнецова. – М., 1982.

10.  Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М., 1994.

11.  Головин Б.Н. О качестве хорошей речи. - Рус. яз. в школе, 1964, №2; 1965, №1.

12.  Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

13.  Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Журнал «Логопед», 2007 №3 - с.26-32

14.  Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б. П. Пузанова – Москва, Новая школа, 1996.

15.  Дети с временными задержками развития. Под ред. Т.А. Власовой, - М.,1971.

16.  Дети с отклонениями в развитии. Под ред. М.С. Певзнер. – М., 1966.

17.  Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 7 лет. — М.: Издательство "Гном и Д", 2005.

18.  Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М. : «Издательство «Гном и Д», 2005.

19.  Егорова О.В. Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.

20.  Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.

21.  Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

22.  Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973.

23.  Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994.

24.  Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – М,. 1993.

25.  Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

26.  Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1981.

27.  Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: [Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель,2001.

28.  Коноваленко В.В., Коновалевко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

29.  Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под ред. Л.П.Носковой – М.: Педагогика, 1989.

30.  Коррекционная педагогика (Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии), под редакцией Б.П.Пузанова, Москва, Академия, 1999.

31.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррек­ции звукопроизношения, Москва, Том-пресс, 1999.

32.  Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991. - №2 – с.33.

33.  Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г.М .Дульнева. – Москва, Педагогика, 1971.

34.  Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.

35.  Кащенко В.П.  Педагогическая коррекция.  Издание 2-е – Москва 19

36.  Комаров К. В. Практические задания по курсу "Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи". – М., 1983.

37.  Логопедия./ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. с 112 – 115.

38.  Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах, Москва, Владос, 1998.

39.  Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников, Санкт-Петербург, Союз, 2001.

40.  Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.

41.  Логопедическое обследование младших школьников-олигофренов с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - Свердл.: пед. ин-т. Свердловск, 1987

42.  Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997.

43.  Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1980.-240с.

44.  Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи/Авт.-сост.: В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. — М: АРКТИ, 2003.

45.  Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54.

46.  Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 19. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 256 с.- с 10

47.  Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., Школа-Пресс, 1994.

48.  Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997. - №4 – с.43.

49.  Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. Учеб. заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002

50. Основы теории и практики логопедии. (под ред. Р.Е.Левиной – М. 1968

 

 

Приложение 1

Речевая карта (образец)

1. Фамилия, имя, отчество___________________________________

2. Дата рождения__________________________________________

3. Домашний адрес_________________________________________

4. Заключение психиатра (психоневролога)_______________________
        ____________________________________________________________

5. Диагноз невропатолога_________________________________________

______________________________________________________________

6. Состояние органов слуха и носоглотки____________________________

______________________________________________________________

7. Данные окулиста______________________________________________

8. Посещал ли дошкольное учреждение (указать специальное или нет)__

_______________________________________________________________

9. Посещает (посещал ли) школу (специальную или нет), указать класс___

_______________________________________________________________

10. Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, навыки самообслуживания, отношение ребенка к своему речевому дефекту)__________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

11. Жалобы родственников________________________________________

12. Данные о родителях ребенка (возраст, здоровье родителей, профессия, их социальные условия)_____________________________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

13. Общий анамнез

а) от какой беременности ребенок_________________________________

б) характер беременности (болезни, травмы, токсикозы, место работы, употребление алкоголя, курение)______________________________________

в) течение родов (досрочное, срочное, стимулирование, наложение щипцов, асфиксия)__________________________________________________

г) вес и рост при рождении________________________________________

д) на какие сутки был выписан из роддома___________________________

е) вскармливание (грудное, искусственное)__________________________

ё) особенности вскармливания (сосал активно, вяло; не было ли поперхивания, при каком положении головы кормление протекало свободнее, при каком затруднено, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое; как жует и глотает твердую и жидкую пищу) отметить нужное

ж) перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации_________

______________________________________________________________

14. Ранее психомоторное развитие_________________________________

а) когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками_______________________________________________________

б) когда стал держать голову_______________________________________

в) когда стал самостоятельно садиться, ходить________________________

г) когда появились зубы___________________________________________

д) поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный, как спал)______

_______________________________________________________________

е) появление навыков самообслуживания___________________________

15. Речевой анамнез

а) гуление (время появления, характеристика)________________________

б) лепет (время появления и его характер)___________________________

в) первые слова, фразы (время их появления и характеристика)_________

_______________________________________________________________

г) как шло развитие речи (скачкообразно, с перерывами, постепенно, причины и время отклонения в развитии)_______________________________

______________________________________________________________

д) с какого времени замечено нарушение речи._____________________

е) речевая среда_________________________________________________

ё) занимался ли с логопедом (с какого возраста и сколько времени, результаты занятий)________________________________________________

ж) характеристика речи в настоящее время (родителями, учителями, воспитателями)_____________________________________________________

_______________________________________________________________

Обследование состояний общей моторики___________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Исследование произвольной моторики пальцев рук___________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Обследование артикуляционного аппарата__________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Обследование моторики артикуляционного аппарата__________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата___________________________________________________________

_______________________________________________________________ 

_______________________________________________________________

Обследование фонематического слуха______________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Заключение:

 

Приложение 2

Обследование фонетической стороны речи

Исследуемый звук                  Оптический раздражитель (картинка)              Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку)               Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху)           Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.)

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку)

Речевая реакция на акустический раздражитель (воспринимается по слуху)

Употребление звуков в собственной речи (по сюжетным картин.)

Произношение звука

Характер нарушения звукопроизношения

Изолированно В слогах Отсутствие звука Искажение                         Замена                                       Замещение

Гласные

А Аист мак игла                  
У Утка муха кенгуру                  
О Осы кот окно                  
И Ива слива петухи                  
Ы Дым мышь грибы                  

Согласные

С Колесо сосна нос                  
Сь Сирень письмо гусь                  
З Замок коза звезда                  
Зь Земляника газета                  
Ц Цветок курица огурец                  
Ш Шапка кошка мышь                  
Ж Жук лыжи лыжник                  
Ч Чулок очки ключ                  
Щ Щетка ящик плащ                  
Л Лодка пила стол бутылка                  
Ль Лента будильник туфли                  
Р Рука корова топор трамвай                  
Рь Редиска веревка дверь                   Редиска веревка дверь         Редиска веревка дверь                    Редиска веревка дверь                    Редиска веревка дверь                    Редиска веревка дверь         Редиска веревка дверь                    Редиска веревка дверь                  
Б Бабочка зубы арбуз                  
Бь Белка                  
П Панама платок сноп                  
Пь Петух ступеньки цепь                  
Д Дом дедушка карандаш                  
Г Голова нога гроза                  
Гь Гитара                  
К Кукла рука молоток                  
Кь Кепка тапки                  
Х Халат муха хлеб петух                  
Хь Орехи                  
М Мухомор лампа дом                  
Мь Мяч                  
Н Нож сани лимон                  
Нь Нитки коньки пень                  
Вв Ворона корова гвозди                  
Вь Свинья венок                  
Ф Фартук кофта шкаф                  
Т Туфли котлеты кот                  
Ть Телевизор утюг                  
Йотация Ящик юбка яблоко юла ежик елка                  
Ай трамвай                  
Ей лейка                  
Ья, ье Ружье платье свинья                  

 

Заключение:

 

Приложение 3

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема. Дифференциация звуков С - Ш.

Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного слухового внимания и зрительной памяти; развитие логического мышления; четкое артикулирование звуков; расширение словаря детей, практического навыка преобразования слов; отработка практического навыка преобразования слов; развитие мотивации самостоятельной речи; обучение связному рассказу с опорой на картинки и слова.

Оборудование: таблица С-Ш, предметные картинки, разрезные слоги, домики, раздаточный материал для обучения звуковому анализу и синтезу, карточки, схема предложений.

Ход занятия

Организационный момент.

1. Сядет тот, кто запомнит пять-шесть картинок.

Красное Красный Красная  Красные

КАШНЕ ШАРФ   ШАПКА ШТАНЫ РУБАШКА ШОРТЫ

2. Как назвать все эти предметы одним словом?

Введение в тему.

1. Какой одинаковый звук в словах-признаках?

2. Какой одинаковый звук в словах-предметах?

3. Какие звуки и буквы мы будем сегодня продолжать различать?

Актуализация опорных знаний по теме.

Обобщающая беседа на повторение:

1.    характеристика звуков С и Ш;

2. сравнение по артикуляции;

3. сравнение по звучанию;

4. сравнение по написанию.

5.     Игра «Назови - не ошибись».

Назвать картинки, выставленные на доске, сначала с С, во второй - со звуком Ш. Картинки: сарафан, шапка, костюм, шорты, бушлат, свитер и т.д.

6. Назовите предметы на карточках по цвету. Даны синий, красный цвета.

7. Измените слова по образцу (устно):

слух - слушать - ты слушаешь;

спешка –

шелест-

Физминутка.

1. Развитие общей моторики.

У лисицы острый нос, (показывают руками, какой у лисы острый нос, и имитируют ее походку)

У нее пушистый хвост. (движение рук в стороны, назад) 

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты, («оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь)

2.   Развитие мелкой моторики руки

Хлоп, ладошка мы пошлепаем немножко

Вот у нас игра какая

Хлоп, ладошка,

Хлоп, другая!

(хлопок в ладоши; ладони хлопают о ладони товарища;3,4 - перекрестное похлопывание ладонями обеих рук)

Закрепление.

1. Игра «Преобразование слов» (используется «Волшебная коробка»). Дети достают картинку и по инструкции логопеда преобразуют слова-названия. Например: МИСКА - МИШКА, КРЫСА - КРЫША, СТУК-КУСТ и т.д:

2. Полный анализ и шифровка предложения: «Саша услышал смешн(...) историю».

3. Чтение с ускорением потешек с закрытой нижней половиной строчки. Текст второй записать в тетради

МАША СПЕШИТ К ОКОШКУ С ПУШИСТОЙ КОШКОЙ.

ШАШКИ НА СТОЛЕ.

ШИШКИ НА СОСНЕ.

ШАПКОЙ САШКА ШИШКИ СШИБ.

4. Работа над составлением рассказа:

 -чтение начала рассказа (на доске даны предложения из слов и картинок);

 -составление предложений, продолжающих рассказ по цепочке (каждому ребенку дается конверт со словами и картинками; дети восстанавливают логическую последовательность событий);

- чтение составленных предложений;

-  чтение составленного рассказа;

-пересказ составленного рассказа;

 -расшифровка рассказа.

Итог

Над чем дети работали на занятии?

Поощрение детей.

Конспект логопедического занятия для младших классов в специальной коррекционной школе 7 вида.

Тема: Звуки { р } { рь } в словах, словосочетаниях, предложениях.


Цели:

· закрепить звук р, р’ в словах, словосочетаниях, предложениях;

· тренировать использование обобщающих слов;

· совершенствовать умения образовывать качественные прилагательные;

· развитие мелкой моторики рук;

· воспитывать навык самоконтроля.

Оборудование:

· герои мультфильма “Простоквашино”;

· профили [ р ] [ р’ ];

· телефон;

· зеркала;

· картинки с магазинами (хозяйственный, мебельный, продуктовый, магазин одежды);

· плакат с изображением деревни;

· изографы;

· ребусы.

· Ход занятия

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам должны прийти гости. Они хотят посмотреть, чему же вы научились, как вы умеете произносить звук [ р ] [ р’ ]. Но где же они?

Составление предложений.

Дядя Фёдор возьмёт деревянный рубанок и т.д.

Итог

– Пора возвращаться домой, дружно скажем: “До свидания, до скорой всречи!”

 

Коррекция фонетической стороны речи

Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.