Содержание задания | Ход выполнения |
Опознание фонем: а) подними руку, если услышишь гласный звук О среди других гласных б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук К среди других согласных | А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И П, Н, М, К, Т, Р |
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонких и глухих б) шипящих и свистящих в) соноров | П-Б, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф С, З, Щ, Ш, Ж, Ч Р, Л, М, Н |
3. Повторить за логопедом слоговой ряд: а) со звонкими и глухими звуками б) с шипящими и свистящими в) с сонорами | ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА СА-ША-СА, ШО-СУ-СА, СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА, ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА, ЖА-ЗА-ЖА РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА |
4. Выделение исследуемого звука среди слогов Подними руку, если услышишь слог со звуком «С | ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ |
5. Выделение исследуемого звука среди слов. Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж» | ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ |
6. Придумай слова со звуком «З» | |
7. Определи, есть ли звук «Ш» в названии картинок | КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА |
8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия | БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ |
9. Определи место звука Ч в словах (в начале, середине, конце) | ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ |
10. Разложи картинки в два ряда: в первый – в первый картинки со звуком С, а во второй со звуком Ш | СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ |
ВЫВОДЫ: фонематический слух в норме; недоразвит.
2.2АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Для изучения речевого развития младших школьников с задержкой психического развития было проведено исследование.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной (коррекционной) школы 7 вида №5 г Асбеста.
Цель первичной диагностики: изучение особенностей фонетической стороны речи младших школьников с ЗПР.
В данной работе также были поставлены практические задачи, которые необходимы для того, чтобы выявить особенности речевого развития данной категории детей.
Практические задачи звучат следующем образом:
· Изучить особенности речевого развития младших школьников с ЗПР
· Выявить характерные нарушения речи у младших школьников с ЗПР
Для решения практических задач была создана выборка. В нее вошли дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Состав выборки однородный по своему составу это дети одной возрастной категории, то есть дети 7-8 лет; в эксперименте принимали участие и девочки и мальчики в количестве 20 человек.
Учащиеся, обучающиеся в этих классах, имеют задержку психического развития органического генеза, что подтверждено справками городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обследование проводилось по вышеописанным методикам, результаты отражены в речевых картах.
Диагностическая работа проводилась в двух классах по методике описанной выше. Результаты получились следующие:
Для обработки результата была использована гистограмма, которая показывает, как распределились результаты в процентном соотношении.
Гистограмма 1
Распределение испытуемых (в процентах) в зависимости от анамнеза развития.
35% (7 человек) - анамнез отягощен;
65% (13 человек) - анамнез нормальный (не отягощен)
Из данной гистограммы видно, у какого количества испытуемых был отягощен анамнез (родовые травмы, педагогическая запущенность и.т.д.) это количество составляет 35%, и все таки важно отметить, что у большинства это 65% анамнез все таки нормальный.
Гистограмма 2
Распределение испытуемых в зависимости от состояния общей моторики
45% (9 человек) – имеют нарушение общей моторики;
55% (11 человек) – нормальное состояние общей моторики.
Из данной гистограммы видно, что состояние общей моторики также у некоторых учащихся 45% не соответствует норме, что также сказывается на речи учащихся младших классов с задержкой психического развития.
Гистограмма 3
Распределение испытуемых в зависимости от характера нарушения общей моторики
22% (2 человека) – нарушения процесса переключения с одного движения на другое;
22% (2 человека) – нарушения динамической координации движений;
56% (5 человек) – нарушение пространственной координации (незнание сторон тела, ведущей руки)
Из данной гистограммы видно, что у учащихся из числа имеющих нарушения общей моторики большинство 56% нарушение пространственной организации. Также у учащихся имеются нарушения процесса переключения с одного на другое движение, а также нарушение динамической координации движений.
Гистограмма 4
Распределение испытуемых в зависимости от состояния произвольной моторики пальцев рук
65% (13 человек) – нарушение мелкой моторики;
35% (7 человек) – произвольная моторика пальцев рук не нарушена.
Из данной гистограммы наглядно видно, что у большинства испытуемых 65% выявлено нарушение мелкой моторики, что на прямую связано с развитием речи в обще, а нарушение мелкой моторики может косвенно указывать на наличие нарушение речи.
Гистограмма 5
Распределение испытуемых в зависимости от состояния артикуляционной моторики
90% (18 человек) – строение артикуляционного аппарата без изменений (не нарушено);
10% (2 человека) – строение артикуляционного аппарата имеет изменения (отклонение)
Из данной гистограммы видно, у большинства 90% строение артикуляционного аппарата не имеет изменения, что свидетельствует о том, что нарушения речи у большинства испытуемых относится к функциональным, и у 10% все таки имеются нарушения строения артикуляционного аппарата.
Гистограмма 6
Распределение испытуемых в зависимости от состояния моторики артикуляционного аппарата
45% (9 человек) – движения артикуляционного аппарата выполнены в полном объеме;
50% (10 человек) – движения артикуляционным аппаратом выполнены в не полном объеме;
5% (1 человек) – движения не выполнены
Из данной гистограммы видно, что 50 % и это большинство, движения артикуляционным аппаратом выполняют в не полном объеме
Гистограмма 7
Распределение испытуемых (процентах) в зависимости от нарушения речи
65% (13 человек) – нарушение речи по типу фонетического недоразвития;
35% (7 человек) – речь не нарушена.
Из данной гистограммы видно, что у большинства 65% испытуемых с задержкой психического развития речь нарушена по типу фонетического недоразвития.
Гистограмма 8
Распределение испытуемых в зависимости от характера нарушения произношения речи
54% (7 человек) – антропофонический дефект (искажение звука);
46%(6 человек) – фонологический дефект (замены звуков)
Большинство учащихся с ЗПР имеют антропофонический дефект (искажение звука)
Гистограмма 9
Распределение испытуемых в зависимости от состояния просодической стороны речи
5% (1 человек) – просодическая сторона речи нарушена;
45% (9 человек) – просодическая сторона речи имеет отклонения;
50% (10 человек) – просодическая сторона речи отклонений не имеет
Гистограмма 10
Распределение испытуемых в зависимости от состояния фонематического слуха
50 % (10 человек) – фонематический слух в норме;
50% (10 человек) – нарушение фонематического слуха
Из данной гистограммы следует, что у половины учащихся имеются нарушения фонематического слуха и это может быть причиной речевых нарушений.
Для коррекционной работы учащиеся с фонетическим недоразвитием речи были разделены на 2 подгруппы контрольная (6 человек), и экспериментальная (7 человек)
Характеристика группы учащихся с фонетическим недоразвитием речи.
Ф.И. ребенка | Характер нарушения | Особенности развития психических процессов |
Вова В. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии | наблюдается неустойчивое внимание; часто отвлекается; недостаточный объем запоминания; снижение познавательной активности. Несформированность всех видов мышления (затрудняется в операциях анализа и синтеза - обобщении, сравнении |
Вера К. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии | недостаточный объем запоминания; снижение познавательной активности. |
Никита У. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии | память характеризуется недостаточным объёмом и точностью запоминания; внимание неустойчивое; наблюдаются трудности в переключении с одного вида деятельности на другой |
Оксана К. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно – фонетическая дислалии | несформированность всех видов мышления (затрудняется в операциях анализа и синтеза - обобщении, сравнении, выделении главного признака) |
Павел М | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии | недостаточный объем запоминания; снижение познавательной активности. недостаточность словесно-логического мышления |
Саша Н. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии | недостаточность словесно-логического мышления |
Сергей К. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии | недостаточный объем запоминания; снижение познавательной активности. |
Вывод: из результатов диагностики можно сделать следующие выводы, что для большинства детей с ЗПР характерны одни и те же характеристики нарушения речи: речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом. У всех обследованных учащихся наблюдалась задержка раннего психомоторного развития, задержка развития речи. Дети соматически ослаблены. Наблюдается недоразвитие ручной моторики Несформированность фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Исходя из всего выше сказанного, с данными детьми запланирована индивидуальная, логопедическая работа, направленная на преодоление выявленных нарушений речи.
ГЛАВА 3
КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ
Пояснительная (аналитическая) записка
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. Речь влияет на развитие всей личности в целом, отсюда значимость проведения коррекционных занятий именно со школьниками с задержкой психического развития, потому, что в сравнении со школьниками с сохранным интеллектом, речь школьников с ЗПР у большинства имеет те или иные нарушения что, в свою очередь сказывается на общем психическом развитии.
Специально организованный коррекционный процесс предусматривает устранение у учащихся с ЗПР младших классов различных нарушений речи, в том числе и фонетических.
Цель коррекционной программы: коррекция фонетических нарушений речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи:
· Стимулирование и активизация речевого процесса, и формирование нормальных речевых механизмов.
· Постановка нарушенных звуков;
· Автоматизация нарушенных звуков;
· Дифференциация нарушенных звуков;
· развивать память, внимание, произвольное восприятие.
Вся работа с младшими школьниками с задержкой психического развития будет опираться на три основные блока:
- Диагностический блок предполагает проведение логопедического обследования.
- Коррекционно - развивающий блок, который включает проведение индивидуальных логопедических занятий.
- Контрольный блок предполагает проведение повторного логопедического обследования, с целью определения эффективности коррекционной программы.
Занятие будет проводиться в группе с младшими школьниками имеющих задержку психического развития в количестве 7 человек, возраст которых составляет 7-8 лет.
Коррекционная программа включает провидение 20 занятий. Занятия групповые и индивидуальные, два раза в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 - 25 минут, групповых 40 минут. Занятия должны проводиться в кабинете логопеда или в другом подходящем помещении школы.
Работа по коррекции звукопроизношения строится следующим образом:
1. Подготовительный этап. Он включает в себя - артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, фонетическую зарядку.
2. Постановка звуков.
3. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях.
4. Дифференциация звуков
Структура занятия:
- организационный момент (мотивация на занятие)
- основная часть
- заключительная часть.
По времени организационный момент имеет продолжительность 10 минут, основная часть 20-25 минут, и заключительная 5-10 минут.
На каждом занятии используются игры на развитие основных психических (познавательных) процессов, что обеспечивает комплексность педагогического процесса.
Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем, все применяемые в логопедии методы построены на основе нескольких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи, в том числе и фонетического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуется задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.
Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопато - генетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.
Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития, с одной стороны, обусловлена характером задержки психического развития, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития (а именно, задержкой речевого развития) и структурой речевого дефекта.
Можно выделить следующие особенности логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития:
1. В связи с тем, что у детей с ЗПР на первый план выступает задержка в развитии всех психических функций, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование и развитие памяти, внимания, на развитие познавательной деятельности - мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
2. Особенностями логопедической работы с детьми с ЗПР является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности.
В работе с такими детьми необходимо использовать схемы, речевые профили звуков, разрезную азбуку, игры, карточки, игровые упражнения и игры, технические средства обучения.
3. Важное значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.
4. коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребенка с задержкой психического развития. Учитывая тесную связь ручной и артикуляционной моторики, в логопедические занятия необходимо включать упражнения для развития тонких движений рук, элементы логопедической ритмики.
5. Содержание логопедической работы должно находится в соответствии с программой обучения грамоте для детей с задержкой психического развития. В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений устной и письменной речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и закономерностей овладения знаний о языке.
Таким образом, логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Этот факт обусловливает необходимость строить содержание логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком), иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).
Учитывая быструю утомляемость детей с ЗПР, а также неустойчивость внимания, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение детей с одной формы работы на другую.
Специфика познавательной деятельности детей с задержкой психического развития такова, что необходимо постепенное усложнение заданий и материала от простого к сложному, любая сложная задача должна быть разложена на простые составляющие.
При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. Поэтому необходимо излагать цели занятия ребенку конкретно и в доступной форме.
Для эффективного усвоения материала на занятиях с детьми, имеющими ЗПР необходим определенный, не слишком быстрый темп работы. Каждое задание и каждая тема отрабатывается до полного усвоения каждым учеником.
В связи с тем, что нарушения речи у детей с ЗПР носят стойкий характер, логопедическая работа с ними осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормально развивающимися детьми.
Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей.
Тематическое планирование логопедической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития
Ф.И. ребенка | Нарушение речи | Направление работы |
Вова В. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии заменяет «ш» на «с», «г» на «к» | Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к» |
Вера К. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии заменяет «ш» на «с», «ж» на «з», «щ» на «с’» | Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к» |
Никита У. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии заменяет «ш» на «с», «ж» на «з», «щ» на «с’» | Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к» |
Оксана К. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно – фонетическая дислалии межзубное произношение свистящих | Работа по устранению неправильного звукопроизношения, дифференциация поставленных звуков, уточнение и закрепление правильного произношения отдельных звуков |
Павел М | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии замена «р» на «л», «щ» на «ч» | Постановка и автоматизация звуков «р», «щ», и дифференциация звуков «р», «л», «щ», «ч» |
Саша Н. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии замена «д» на «т», «з» на «с», «ж» на «ш» | Постановка и автоматизация звуков «д», «з», «ж» и дифференциация звуков «д», «т», «з», «с», «ж», «ш» |
Сергей К. | Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематической дислалии заменяет «ш» на «с», «ж» на «з», «щ» на «с’» | Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к» |
Работа над звукопроизношением у детей с фонетическим недоразвитием строится следующим образом:
1. Подготовительный этап (включает в себя артикуляционные упражнения, пальчиковую гимнастику).
2. Постановка звуков.
3. Автоматизация звуков в слогах (прямых и обратных), словах, предложениях, введение в самостоятельную связную речь.
4. Дифференциацию звуков.
Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Поставленные звуки вводятся в самостоятельную речь. Чтобы лучше отдифференцировать смешиваемые звуки внутри одной группы и создать более прочные связи между слуховыми и артикуляционным образом, необходимо сначала научить детей произносить, и различать каждый звук в пределах одной фонетической группы. Упражнения подбираются так, чтобы последовательно отрабатывался каждый смешиваемый звук.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 271.