Обследование фонематического слуха.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Содержание задания Ход выполнения
Опознание фонем: а) подними руку, если услышишь гласный звук О среди других гласных б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук К среди других согласных А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И   П, Н, М, К, Т, Р
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам: а) звонких и глухих б) шипящих и свистящих в) соноров П-Б, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф С, З, Щ, Ш, Ж, Ч Р, Л, М, Н
3. Повторить за логопедом слоговой ряд: а) со звонкими и глухими звуками б) с шипящими и свистящими в) с сонорами ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ША-ЖА, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА СА-ША-СА, ШО-СУ-СА, СА-ША-ШУ, СА-ЗА-СА, ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА, ЖА-ЗА-ЖА РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА
4. Выделение исследуемого звука среди слогов Подними руку, если услышишь слог со звуком «С ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ
5. Выделение исследуемого звука среди слов. Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ж» ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ
6. Придумай слова со звуком «З»  
7. Определи, есть ли звук «Ш» в названии картинок КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЛЫЖИ, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА
8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ
9. Определи место звука Ч в словах (в начале, середине, конце) ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ
10. Разложи картинки в два ряда: в первый – в первый картинки со звуком С, а во второй со звуком Ш СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ

ВЫВОДЫ: фонематический слух в норме; недоразвит.

 

2.2АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Для изучения речевого развития  младших школьников с задержкой психического развития было проведено исследование.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной (коррекционной) школы 7 вида №5 г Асбеста. 

Цель первичной диагностики: изучение особенностей фонетической стороны речи младших школьников с ЗПР.

В данной работе также были поставлены практические задачи, которые необходимы для того, чтобы выявить особенности речевого развития данной категории детей.

Практические задачи звучат следующем образом:

· Изучить особенности речевого развития младших школьников с ЗПР

· Выявить характерные нарушения речи у младших школьников с ЗПР

Для решения практических задач была создана выборка. В нее вошли дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Состав выборки однородный по своему составу это дети одной возрастной категории, то есть дети 7-8 лет; в эксперименте принимали участие и девочки и мальчики в количестве 20 человек.

Учащиеся, обучающиеся в этих классах, имеют за­держку психического развития органического генеза, что подтверждено справками городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обследование проводилось по вышеописанным методикам, результаты отражены в речевых кар­тах.

Диагностическая работа проводилась в двух классах по методике описанной выше.  Результаты получились следующие:

Для обработки результата была использована гистограмма, которая показывает, как распределились результаты в процентном соотношении.

                                                                                             Гистограмма 1

Распределение испытуемых (в процентах) в зависимости от анамнеза развития.

35% (7 человек) - анамнез отягощен;

65% (13 человек) - анамнез нормальный (не отягощен)

Из данной гистограммы видно, у какого количества испытуемых был отягощен анамнез (родовые травмы, педагогическая запущенность и.т.д.) это количество составляет 35%, и все таки важно отметить, что у большинства это 65% анамнез все таки нормальный.

Гистограмма 2

Распределение испытуемых в зависимости от состояния общей моторики

45% (9 человек) – имеют нарушение общей моторики;

55% (11 человек) – нормальное состояние общей моторики.

Из данной гистограммы видно, что состояние общей моторики также у некоторых учащихся 45% не соответствует норме, что также сказывается на речи учащихся младших классов с задержкой психического развития.

Гистограмма 3

Распределение испытуемых в зависимости от характера нарушения общей моторики       

                             

22% (2 человека) – нарушения процесса переключения с одного движения на другое;

22% (2 человека) – нарушения динамической координации движений;

56% (5 человек) – нарушение пространственной координации (незнание сторон тела, ведущей руки)

Из данной гистограммы видно, что у учащихся из числа имеющих нарушения общей моторики большинство 56% нарушение пространственной организации. Также у учащихся имеются нарушения процесса переключения с одного на другое движение, а также нарушение динамической координации движений.       

Гистограмма 4

Распределение испытуемых в зависимости от состояния произвольной моторики пальцев рук

65% (13 человек) – нарушение мелкой моторики;

35% (7 человек) – произвольная моторика пальцев рук не нарушена.

Из данной гистограммы наглядно видно, что у большинства испытуемых 65% выявлено нарушение мелкой моторики, что на прямую связано с развитием речи в обще, а нарушение мелкой моторики может косвенно указывать на наличие нарушение речи.

Гистограмма 5

Распределение испытуемых в зависимости от состояния артикуляционной моторики

90% (18 человек) – строение артикуляционного аппарата без изменений (не нарушено);

10% (2 человека) – строение артикуляционного аппарата имеет изменения (отклонение)

Из данной гистограммы видно, у большинства 90% строение артикуляционного аппарата не имеет изменения, что свидетельствует о том, что нарушения речи у большинства испытуемых относится к функциональным, и у 10% все таки имеются нарушения строения артикуляционного аппарата.

Гистограмма 6

Распределение испытуемых в зависимости от состояния моторики артикуляционного аппарата

45% (9 человек) – движения артикуляционного аппарата выполнены в полном объеме;

50% (10 человек) – движения артикуляционным аппаратом выполнены в не полном объеме;

5% (1 человек) – движения не выполнены

Из данной гистограммы видно, что 50 % и это большинство, движения артикуляционным аппаратом выполняют в не полном объеме

Гистограмма 7

Распределение испытуемых (процентах) в зависимости от нарушения речи

65% (13 человек) – нарушение речи по типу фонетического недоразвития;

35% (7 человек) – речь не нарушена.

Из данной гистограммы видно, что у большинства 65% испытуемых с задержкой психического развития речь нарушена по типу фонетического недоразвития.

Гистограмма 8

Распределение испытуемых в зависимости от характера нарушения произношения речи

54% (7 человек) – антропофонический дефект (искажение звука);

46%(6 человек) – фонологический дефект (замены звуков)

Большинство учащихся с ЗПР имеют антропофонический дефект (искажение звука)

Гистограмма 9

Распределение испытуемых в зависимости от состояния просодической стороны речи

5% (1 человек) – просодическая сторона речи нарушена;

45% (9 человек) – просодическая сторона речи имеет отклонения;

50% (10 человек) – просодическая сторона речи отклонений не имеет

Гистограмма 10

Распределение испытуемых в зависимости от состояния фонематического слуха

50 % (10 человек) – фонематический слух в норме;

50% (10 человек) – нарушение фонематического слуха

Из данной гистограммы следует, что у половины учащихся имеются нарушения фонематического слуха и это может быть причиной речевых нарушений.

Для коррекционной работы учащиеся с фонетическим недоразвитием речи были разделены на 2 подгруппы контрольная (6 человек), и экспериментальная (7 человек)

Характеристика группы учащихся с фонетическим недоразвитием речи.

Ф.И. ребенка Характер нарушения Особенности развития психических процессов
Вова В. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии   наблюдается неустойчивое внимание; часто отвлекается; недостаточный объем запоминания; снижение познавательной активности. Несформированность всех видов мышления (затрудняется в операциях анализа и синтеза - обобщении, сравнении
Вера К. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии недостаточный объем запоминания; снижение познавательной активности.
Никита У. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии память характеризуется недостаточным объёмом и точностью запо­минания; внимание неустойчивое; наблюдаются трудности в переключении с одного вида деятельности на другой
Оксана К. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно – фонетическая дислалии  несформированность всех видов мышления (затрудняется в операциях анализа и синтеза - обобщении, сравнении, выделении главного признака)
Павел М Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии недостаточный объем запоминания; снижение познавательной активности. недостаточность словесно-логического мышления
Саша Н. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии недостаточность словесно-логического мышления
Сергей К. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии недостаточный объем запоминания; снижение познавательной активности.

Вывод: из результатов диагностики можно сделать следующие выводы, что для большинства детей с ЗПР характерны одни и те же характеристики нарушения речи: речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом. У всех обследованных учащихся наблюдалась задержка раннего психомо­торного развития, задержка развития речи. Дети соматически ослаблены. Наблюдается недоразвитие ручной моторики Несформированность фонематического восприятия, а также фонематическо­го анализа и синтеза. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Не­достатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Исходя из всего выше сказанного, с данными детьми запланирована индивидуальная, логопедическая работа, направленная на преодоление выявленных нарушений речи.

 

 

ГЛАВА 3

КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ

Пояснительная (аналитическая) записка

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. Речь влияет на развитие всей личности в целом, отсюда значимость проведения коррекционных занятий именно со школьниками с задержкой психического развития, потому, что в сравнении со школьниками с сохранным интеллектом, речь школьников с ЗПР у большинства имеет те или иные нарушения что, в свою очередь сказывается на общем психическом развитии.

Специально организованный коррекционный процесс предусматривает устранение у учащихся с ЗПР младших классов различных нарушений речи, в том числе и фонетических.

Цель коррекционной программы: коррекция фонетических нарушений речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи:

· Стимулирование и активизация речевого процесса, и  формирование нормальных речевых механизмов.

· Постановка нарушенных звуков;

· Автоматизация нарушенных звуков;

· Дифференциация нарушенных звуков;

 

· развивать память, внимание, произвольное восприятие.

Вся работа с младшими школьниками с задержкой психического развития будет опираться на три основные блока:

- Диагностический блок предполагает проведение логопедического обследования.

- Коррекционно - развивающий блок, который включает проведение индивидуальных логопедических занятий.

-   Контрольный блок предполагает проведение повторного логопедического обследования, с целью определения эффективности коррекционной программы.

Занятие будет проводиться в группе с младшими школьниками имеющих задержку психического развития в количестве 7 человек, возраст которых составляет 7-8 лет.

Коррекционная программа включает провидение 20 занятий. Занятия групповые и индивидуальные, два раза в неделю, продолжительность индивидуальных занятий составляет 20 - 25 минут, групповых 40 минут. Занятия должны проводиться в кабинете логопеда или в другом подходящем помещении школы.

Работа по коррекции звукопроизношения строится сле­дующим образом:

1. Подготовительный этап. Он включает в себя - артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, фонетическую зарядку.

2. Постановка звуков.

3. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях.

4. Дифференциация звуков

Структура занятия:

- организационный момент (мотивация на занятие)

- основная часть

- заключительная часть.

По времени организационный момент имеет продолжительность 10 минут, основная часть 20-25 минут, и заключительная 5-10 минут.

На каждом занятии используются игры на развитие основных психических (познавательных) процессов, что обеспечивает комплексность педагогического процесса.

Для преодоления каждого речевого расстройства применяются свои методы, соответствующие особенностям происхождения и проявления этих нарушений. Но вместе с тем, все применяемые в логопедии методы построены на основе несколь­ких основополагающих принципов, соблюдение которых необходимо в процессе преодоления любого нарушения речи, в том числе и фонетического не­доразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития.

Принципы логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в ко­тором реализуется задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе ор­ганизации корригирующего обучения большое значение придается общедидактиче­ским принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, проч­ности, индивидуального подхода.

Логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопато - генетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхо­да, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирование речевых на­выков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этио­логических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутрен­ние, биологические и социально-психологические факторы.

Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического разви­тия, с одной стороны, обусловлена характером задержки психического развития, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития (а именно, задержкой речевого развития) и струк­турой речевого дефекта.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития:

1. В связи с тем, что у детей с ЗПР на первый план выступает задержка в раз­витии всех психических функций, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование и развитие памяти, внимания, на развитие познава­тельной деятельности - мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2. Особенностями логопедической работы с детьми с ЗПР является макси­мальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности.

В работе с такими детьми необходимо использовать схемы, речевые профили звуков, разрезную азбуку, игры, карточки, игровые упражнения и игры, технические средства обучения.

3. Важное значение имеет дифференцированный подход, который предпола­гает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребен­ка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.

4. коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребенка с задержкой психического разви­тия. Учитывая тесную связь ручной и артикуляционной моторики, в логопедические занятия необходимо включать упражнения для развития тонких движений рук, эле­менты логопедической ритмики.

5. Содержание логопедической работы должно находится в соответствии с программой обучения грамоте для детей с задержкой психического развития. В про­цессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений устной и пись­менной речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Сформированность практического уровня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлений и законо­мерностей овладения знаний о языке.

Таким образом, логопедическая работа долж­на подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку. Этот факт обу­словливает необходимость строить содержание логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое ов­ладение языком), иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и ана­лиз языковых явлений).

Учитывая быструю утомляемость детей с ЗПР, а также неустойчивость вни­мания, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение де­тей с одной формы работы на другую.

Специфика познавательной деятельности детей с задержкой психического развития такова, что необходимо постепенное усложнение заданий и материала от простого к сложному, любая сложная задача должна быть разложена на простые со­ставляющие.

При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ре­бенком цели занятия. Поэтому необходимо излагать цели занятия ребенку конкрет­но и в доступной форме.

Для эффективного усвоения материала на занятиях с детьми, имеющими ЗПР необходим определенный, не слишком быстрый темп работы. Каждое задание и каждая тема отрабатывается до полного усвоения каждым учеником.

В связи с тем, что нарушения речи у детей с ЗПР носят стойкий характер, логопедическая работа с ними осуществляется в более длительные сроки, чем ра­бота с нормально развивающимися детьми.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов у детей с ЗПР обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей.

Тематическое планирование логопедической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития

Ф.И. ребенка Нарушение речи Направление работы
Вова В. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии  заменяет «ш» на «с», «г» на «к»   Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к»  
Вера К. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии заменяет «ш» на «с», «ж» на «з», «щ» на «с’» Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к»  
Никита У. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии заменяет «ш» на «с», «ж» на «з», «щ» на «с’» Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к»  
Оксана К. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно – фонетическая дислалии межзубное произношение свистящих Работа по устранению неправильного звукопроизношения, дифференциация поставленных звуков, уточнение и закрепление правильного произношения отдельных звуков  
Павел М Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии замена «р» на «л», «щ» на «ч» Постановка и автоматизация звуков «р», «щ», и дифференциация звуков «р», «л», «щ», «ч»  
Саша Н. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии замена «д» на «т», «з» на «с», «ж» на «ш» Постановка и автоматизация звуков «д», «з», «ж» и дифференциация звуков «д», «т», «з», «с», «ж», «ш»
Сергей К. Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) на фоне ЗПР по типу артикуляторно - фонематиче­ской дислалии заменяет «ш» на «с», «ж» на «з», «щ» на «с’» Постановка и автоматизация звуков «ш», «г», и дифференциация звуков «ш», «с», «г», «к»  

 

Работа над звукопроизношением у детей с фонетическим недо­развитием строится следующим образом:

1. Подготовительный этап (включает в себя артикуляционные упражнения, пальчиковую гимнастику).

2. Постановка звуков.

3. Автоматизация звуков в слогах (прямых и обратных), словах, предложениях, введение в самостоятельную связную речь.

4. Дифференциацию звуков.

Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Поставленные звуки вводятся в самостоятельную речь. Чтобы лучше отдифференцировать смешиваемые звуки внутри одной группы и создать более проч­ные связи между слуховыми и артикуляционным образом, необходимо сначала нау­чить детей произносить, и различать каждый звук в пределах одной фонетической группы. Упражнения подбираются так, чтобы последовательно отрабатывался каж­дый смешиваемый звук.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.