Определившись с целями, функциями и принципами связей с общественностью, ознакомившись с историей пиара и узнав закономерности его возникновения как системы, важно понять организационные основы (иными словами – структуру) и задачи деятельности Public Relations в PR-службах государственных служб. Рассмотрим вначале опыт западных стран.
Современный Запад признает необходимость установления эффективных связей с общественностью и не просто их установление, но выявление и анализ тенденций развития этих отношений. Сегодня эффективные связи с общественностью – неотъемлемая часть современного стиля управления государственных органов западных стран. Public Relations в органах власти призваны формировать общественное мнение по широкому спектру проблем, касающихся деятельности системы управления в государстве, развития экономики, изменения межгосударственных отношений, а также проводить соответствующие исследования и собирать статистические данные.
Специфика работы PR-специалистов в государственных организациях состоит в том, что в поле их профессиональной деятельности попадают не 1-2 целевые аудитории от общества, а все группы общества. Это требует от специалистов наличия очень высокой квалификации, разносторонности и предполагает особую постановку профессиональных целей. В свете задач, стоящих перед государственными службами по связям с общественностью, можно выделить несколько основных направлений их деятельности[37]:
а) изучение сложного спектра общественного мнения всех социальных групп, дифференциация их ожиданий от государственных институтов и определение лидирующих тенденций в развитии общественного мнения;
б) выработка рекомендаций для руководства государственных организаций и проведение мероприятий, направленных на удовлетворение наиболее значимых ожиданий со стороны общественных кругов с целью оказания влияния на динамику общественных настроений;
в) предотвращение возможных конфликтов и недопонимания в работе с общественностью;
г) установление и поддержание двусторонних контактов с разными общественными группами и их лидерами;
д) улучшение производственных отношений и создание общей атмосферы доброжелательности внутри самих государственных организаций;
е) реклама услуг, предоставляемых государственными организациями;
ж) повышение эффективности работы государственных служб;
з) создание положительного образа государственных институтов в сознании общественности.
Если проанализировать выявленные направления пиар-деятельности государственных органов, можно прийти к весьма определенному выводу – в основе успешной работы PR-менов лежит умение наладить эффективные коммуникационные контакты с различными группами населения. И это осуществляется в значительной степени благодаря девяти правилам эффективного общения, сформулированным Сэмом Блэком[38] и широко применяемым специалистами Public Relations в своей практике:
1. всегда настаивайте на правдивой и полной информации;
2. добивайтесь, чтобы ваше сообщение было простым и понятным для всех;
3. не преувеличивайте искусственно ценность информации;
4. помните, что половина вашей аудитории – женщины;
5. делайте процесс общения увлекательным,
6. не допуская скуки, следите за формой общения, которая не должна быть вычурной или экстравагантной;
7. не жалейте времени на выяснение всех нюансов общественного мнения;
8. помните, что общение должно быть непрерывным;
9. старайтесь быть убедительным и конструктивным на каждом этапе общения.
А чтобы организовать, собственно, саму текущую работу, службы по связям с общественностью органов власти обычно проходят четыре основных этапа:
- анализ обстановки, необходимые исследования и постановка основной задачи;
- разработка программы и сметы планируемых мероприятий;
- осуществление намеченных программ, расширение круга общения;
- исследование результатов, оценка и возможная доработка.
Последние десятилетия (конец XX – начало XXI вв.) отмечены созданием при правительствах большинства западных стран служб по связям с общественностью. Называются они в различных странах по-разному, но призваны решать, по сути, одинаковые задачи. Основные задачи служб:
· просвещать общественность относительно деятельности государственных институтов, создавая благоприятный климат для осуществления государственных программ;
· информировать министров и других лиц, принимающих решения о существующей и возможной реакции общественности на проводимую и намеченную политику.
Во Франции, Великобритании и Германии при каждом министерстве функционирует информационный отдел, а министры пользуются услугами особых пресс-секретарей для связей с общественностью. В других странах такие информационные службы носят названия информационных центров, служб информации и пр. В большинстве министерств руководители подобных отделов, центров или служб располагают правом высказывать свое мнение в ходе обсуждения любых вопросов на всех уровнях. Предполагается, что для эффективного исполнения возложенных на них функциональных обязанностей, им необходим свободный доступ к требуемой информации внутри учреждения. Их мнение должно также учитываться при разработке всех планов организации.
В Великобритании, например, каждый министр несет персональную ответственность за проведение политики в области Public Relations.
В стране помимо ведомственных PR-служб существует и Центральное управление информации (Central Office of Information) – специализированное координирующее учреждение по связям с общественностью всех государственных организаций. Оно располагает широким кругом экспертов по разным направлениям организации PR, предоставляя возможность каждому из государственных институтов в случае необходимости пользоваться их услугами. Помимо этого Центральное управление информации снабжает все государственные PR-подразделения информацией по вопросам технической рекламы, а также занимается подготовкой и выпуском фильмов, фотоматериалов и публикаций, проведением выставок.
В Соединенных Штатах Америки аналогичную роль в государственном секторе выполняет Информационное агентство (USIA), целью которого является, в частности, распространение по всему миру позитивной информации о стране, американском народе, культуре, политической жизни и сопровождение образовательных и культурных изменений между США и другими странами. В задачу Информационного агентства входит также предоставление информации президенту страны по вопросам изменения мирового общественного мнения и получение указаний от государственного секретаря по поводу политической стратегии[39].
В частности, в конце прошлого (XX-го) века миссия Информационного агентства, сводившаяся доселе к поддержанию национального интереса посредством всеобщего информирования приоритетов Соединенных Штатов Америки, была подвергнута изменениям и дополнена новыми акцентами, среди которых:
- строительство интеллектуального и институционального фундамента демократии в обществах по всему миру;
- озвучивание правды любому обществу о совершенных ошибках государственной системы управления, открытость для общения;
- консультирование президента по вопросам мирового общественного мнения;
- поддержка борьбы против наркотиков в странах-потребителях и производителях;
- развитие способов передачи информации об изменениях в окружающей среде по всему миру.
Для воплощения задуманного Информационное агентство США успешно использует в своей практике всемирную сеть Интернета и традиционные коммуникационные средства (радио, кино, ТВ, прессу, выставки…), поддерживает библиотеки более 90 государств, содействует американским писателям в распространении их произведений за рубежом, спонсирует образовательные программы в разных странах.
Типичная правительственная PR-служба в странах Запада, как правило, состоит из четырех основных отделов:
1) отдел прессы
Главная задача отдела – служить источником информации о государственной политике для отечественных газет и журналов, а также зарубежных СМИ. Его персонал должен обладать профессиональными навыками работы с отчетами о дебатах в парламенте и совещаниях кабинета министров, чтобы быстро интерпретировать их в популярной форме для всех видов СМИ. Этот отдел организует также визиты корреспондентов в правительственные учреждения и на пресс-конференции.
2) отдел телевидения и радио
В последние десятилетия существенно возросла роль теле- и радиовещания, что нашло отражение в создании такой автономной службы, как отдел телевидения и радио. Специфика его деятельности связана с техническим обеспечением работы теле- и радиопрограмм.
3) отдел рекламы
Деятельность правительств западных государств сегодня не представляется без широкой рекламы в средствах массовой информации. Отдел рекламы ежедневно работает над созданием кино-роликов, рекламных брошюр, афиш, плакатов и кинематографических фильмов, посвященных деятельности государственных организаций. Эта служба пользуется услугами рекламных агентов, работает в тесном контакте с местными властями, центральным управлением информации. В тех случаях, когда разового сообщения по каналам СМИ недостаточно, она берет на себя расходы по более широкому распространению информации по стране в течение необходимого времени.
4) отдел брифингов
Специалисты данного отдела заняты сбором информации о деятельности правительства и государственных организаций и передачей ее в распоряжение отдела прессы и отдела рекламы, а также для распространения за рубежом. PR-технологи работают с запросами, адресуемыми в парламент, с письмами граждан и общественных организаций в газеты и журналы по поводу политики правительства с целью учета общественного мнения при трансляции информации в СМИ. Брифинги для прессы организуются таким образом, чтобы как можно шире учитывать весь разброс точек зрения на политику правительства со стороны общественности и в популярной форме ответов на вопросы удовлетворять основные ожидания разных кругов.
Важно отметить, что большую роль в организации эффективной коммуникационной связи с общественностью PR-технологи отводят аспектам психологии, например, восприятие человеком обстановки внутри государственного института.
Так, эксперты рекомендуют министрам и другим государственным руководителям иметь специально выделенные помещения для встреч с представителями общественности, которые должны быть не менее уютными и удобными, чем их личные кабинеты, поскольку призваны свидетельствовать о внимании, с каким чиновники относятся к рядовым гражданам. Организация работы в этих приемных входит в обязанности службы по связям с общественностью.
Западный опыт развития связей с общественностью в органах власти насчитывает более полувека и положительные результаты, которые продемонстрировали государственные PR-службы развитых стран, несомненно, заслуживают внимания и принятия к сведению.
Что касается Российской Федерации, то в современных условиях российские государственные структуры остро нуждаются в профессиональной рекламе своих программ и услуг для населения. В противном случае они рискуют не получить поддержки общественности. В этой связи организация эффективных PR-служб при государственных институтах представляется весьма актуальной задачей ближайших лет.
Сегодня работа по налаживанию связей с общественностью в субъектах Российской Федерации выполняется государственными информационными агентствами, управлениями по связям с общественностью, ответственными лицами по связям с прессой и другими функциональными подразделениями органов власти.
Основным направлением работы российской государственной службы по связям с общественностью является разъяснение гражданам, каким образом политика и целевые программы страны влияют на их жизнь. Благодаря этому разъяснению деятельность государственных институтов приобретает общедоступный характер, что в свою очередь содействует пониманию обществом тех или иных действий органов власти. Находясь в постоянном контакте со СМИ, сотрудники государственных пресс-служб разъясняют положительные стороны действий правительства, исправляют недостоверную или ошибочную информацию о правительстве. Однако это не является единственным направлением в их работе. Сотрудникам государственных служб по связям с общественностью необходимо помнить о том, что они в равной степени ответственны как за имидж государства в глазах общественности и журналистов, так и за имидж СМИ и журналистов в глазах государства.
Если конкретизировать задачи российских служб по связям с общественностью, в них входят:
· информирование граждан о деятельности государственных структур;
· обеспечение активного участия граждан в государственных программах (например, участие в выборах) и поддержки ими регулирующих программ (например, борьба с курением, с наркоманией, перепись населения…);
· стимулирование поддержки гражданами социально-значимых программ общественных движений;
· создание благоприятного имиджа государственных структур.
Организационное же устройство PR-служб в органах государственной власти определяют функциональные особенности данной деятельности. На практике[40], чаще всего структуры, которым в государственных органах вменяется заниматься связями с общественностью, состоят из четырех подразделений:
· Информационно-аналитический отдел.
· Отдел по информационным коммуникациям.
· Отдел по работе с политическими партиями и общественными организациями.
· Организационно-правовой отдел.
Анализ деятельности современных российских государственных структур по связям с общественностью показывает, что распределение обязанностей между этими подразделениями происходит следующим образом.
1. Задачи информационно-аналитического отдел а[41]:
1.1. Сбор информации социально-политического характера, связанной с осуществлением политической и экономической деятельности центральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти. Анализ собранной информации.
1.2. Мониторинг общественного мнения, формирующегося в процессе осуществления программ и акций политического, экономического и социального характера. Анализ состояния и выявление тенденций развития общественного мнения.
1.3. Анализ деятельности региональных СМИ по освещению и трактовке деятельности федеральных и региональных органов государственного управления.
1.4. Прогнозирование социально-политической ситуации и вероятных сценариев развития событий в стране / регионе / субъекте Российской Федерации в связи с реализацией инициатив, политических акций, расходов в экономической и социальной политике федеральных и региональных органов власти.
1.5. Экспертная оценка материалов, информирующих о деятельности органов государственной власти.
1.6. Разработка методических рекомендаций касательно информационного обеспечения деятельности государственного института, распространению информации и осуществлению информационного обмена в интересах формирования полной и достоверно положительной оценки населением органа власти.
2. Задачи отдела по информационным коммуникациям[42]:
2.1. Формирование объективного общественного мнения о деятельности органов государственной власти.
2.2. Информирование о деятельности органов власти, разъяснение сущности принимаемых властными структурами решений и практических действий.
2.3. Согласно действующему законодательству, аккредитация и обеспечение журналистов при государственном учреждении.
2.4. Подготовка и распространение пресс-релизов, заявлений, сообщений и прочих официальных документов органов государственной власти.
2.5. Проведение разъяснительных мероприятий с использованием информационных стендов, рекламных проспектов, опросов общественного мнения, бюллетеней, листовок и т.д.
2.6. Анализ публикаций в печати, теле- и радио-информации, запросов редакций средств массовой информации, обращений и запросов граждан. На основе проведенного анализа подготовка предложений по обеспечению информационных мероприятий органа государственной власти.
2.7. В случае опубликования сведений о деятельности администрации, несоответствующих действительности, подготовка и распространение официальных опровержений.
2.8. Организация взаимодействия с печатными и электронными средствами массовой информации в контексте подготовки публикаций, телевизионных и радиопередач, ориентированных на освещение деятельности структурных и территориальных подразделений органа власти.
2.9. Выпуск печатной, телевизионной, видео- и радио- продукции, посвященной деятельности органа государственной власти и ориентированной на повышение инвестиционной привлекательности региона.
2.10. Взаимодействие с PR- и рекламными сообществами.
2.11. Курирование деятельности пресс-секретарей двойного подчинения отраслевых и территориальных органов исполнительной власти.
3. Задачи отдела по работе с политическими партиями и общественными организациями[43]:
3.1. Поддержка деятельности и взаимодействие с общественными объединениями, обеспечение деятельности органов по взаимодействию с общественными объединениями, участие в организации и проведении консультативных совещаний с политическими партиями, движениями, блоками.
3.2. Представление органа власти на официальных мероприятиях (митинг, собрание, совещание и т.д.). Представление администрации на мероприятиях, проводимых общественными объединениями. Участие в организации и проведении общегородских мероприятий по плану деятельности органа власти, участие в организации и проведении мероприятий, проводимых общественными объединениями.
3.3. Организация проведения исследований общественного мнения по важнейшим проблемам жизни страны, региона, субъекта Российской Федерации.
3.4. Сбор и анализ информации социально-политического характера, связанной с осуществлением политической и экономической деятельности центральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти.
3.5. Обеспечение службы по связям с общественностью текущей, аналитической, прогностической информацией, связанной с оценкой состояния общественного мнения и характера социально-политических процессов.
3.6. Выработка рекомендаций по информационному обеспечению деятельности органа власти, распространению информации и осуществлению информационного обмена в интересах формирования полной и достоверно положительной оценки населением органа власти.
3.7. Взаимодействие с депутатами законодательной власти различных уровней, а также с депутатами муниципальных советов по вопросам, относящимся к компетенции подразделения.
3.8. Согласование заявок от общественных объединений и инициативных групп граждан о проведении массовых гражданских акций (митинг, демонстрация, пикет, шествие…).
3.9. Организация деятельности по распределению бюджетных средств в форме грантов для реализации наиболее социально значимых проектов общественных объединений. Подготовка проектов договоров с победителями соответствующих конкурсов.
4. Задачи организационно-правового отдела[44]:
4.1. Организация и проведение правовой экспертизы документов, издаваемых или переданных в службу по связям с общественностью для утверждения или согласования. Руководство экспертизой, ведением и регистрацией хозяйственных договоров пиар-службы.
4.2. Организация и проведение пресс-конференций, брифингов, «круглых столов» с участием специалистов органов власти с представителями СМИ. Организация и освещение визитов официальных делегаций, мероприятий, проводимых с участием первых лиц. Оказание содействия в организации, проведении и освещении массовых общественных мероприятий и акций.
4.3. Обеспечение решения вопросов размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в регионе, взаимодействие с организациями и предприятиями, работающими в данной сфере.
4.4. Заказ и приобретение в установленном порядке печатной продукции, информационно-технологического оборудования, программного обеспечения, оргтехники для осуществления деятельности по связям с общественностью. Организация и проведение необходимых конкурсных и иных преддоговорных процедур, подготовка проектов договоров для размещения заказа на подрядные работы для государственных нужд по курируемым управлением статьям бюджета. Контроль исполнения договоров при расходовании бюджетных средств по целевым статьям.
4.5. Осуществление хозяйственной деятельности в рамках пиар-службы: руководство обеспечением работы сотрудников службы по связям с общественностью оргтехникой, канцелярскими принадлежностями, мебелью; учет и контроль материальных ценностей.
4.6. Организация работы с персоналом и кадровое делопроизводство, обеспечение работы приемной руководителя службы по связям с общественностью.
4.7. Привлечение к своей деятельности руководителей и сотрудников других подразделений государственного учреждения, а также специалистов на договорной основе для решения вопросов, находящихся в компетенции подразделения (в соответствии с действующим законодательством).
4.8. Обеспечение подготовки обращений в государственные и муниципальные органы власти по вопросам компетенции деятельности управления.
На примере деятельности одного из Управлений информации (пресс-служба управляющей структуры города N***) рассмотрим, каким образом осуществляется руководство и координируется деятельность этих подразделений.
Управление информации, как правило, не является юридическим лицом и обычно является структурной единицей аппарата властей города. В нашем случае цель создания Управления – оперативное и объективное информирование граждан, юридических лиц и иных субъектов правоотношений о деятельности градоначальника и администрации города.
Управление информации подчиняется непосредственно главе исполнительной власти, который в рамках своей компетенции наделен полномочиями решать любые вопросы его деятельности, утверждать структуру, штаты, должностные инструкции и так далее[45].
До начала текущего десятилетия пресс-служба была в составе Комитета по печати и связям с общественностью администрации города. В ходе проведения единой информационной политики, приоритетным направлением которой является открытость работы органов исполнительной власти для общественности и в целях обеспечения этой открытости, было создано два структурных подразделения. Одно из них (Комитет по печати и связям с общественностью) уполномочено отвечать за стратегическое планирование информационной деятельности; другое (Управления информации – пресс-служба главы города) – за тактическое планирование и фактическое воплощение политики открытости правительства.
Кроме означенных моментов, дополнительными причинами перехода пресс-службы в непосредственное подчинение главе исполнительной власти города стали:
- обеспечение в современных условиях более оперативного реагирования на возникающие вопросы;
- поднятие статуса службы внутри администрации и у линейных руководителей, многие из которых не всегда понимали значимость деятельности данного подразделения.
Вопрос субординации между службой по связям с общественностью и линейными руководителями – один из важнейших. В государственных структурах тенденция субординации еще только формируется и зачастую именно в связи с этим место службы по связям с общественностью во многом зависит от позиции высшего руководства. Да и эффективность работы службы находится в зависимости от того, какими полномочиями она будет наделена, будут ли при принятии стратегических решений ориентироваться на данное подразделение, станут ли учитывать результаты его деятельности.
Задача руководства службы по связям с общественностью состоит в том, чтобы использовать ту организационную структуру, которая наиболее полно соответствует поставленным целям и задачам, наилучшим образом позволяет взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности управляемого объекта и достигать своих целей.
Как и большинство пресс-служб, Управление информации главным образом занимается информированием населения через средства массовой информации. Однако, помимо сего главного направления своей работы, данная служба:
- принимает участие в принятии решений и выработке рекомендаций для руководства;
- изучает настроения граждан;
- привлекает общественные организации и население к управлению;
- способствует внутриорганизационным коммуникациям и т. д.
Но такой современный подход к теории и практике связей с общественностью используется далеко не везде. Если провести сравнительный анализ деятельности Управления информации и подразделений по связям с общественностью территориальных (секторальных) управлений города N***, можно прийти к выводу, что в территориальных подразделениях работу по связям с общественностью рассматривают как выполнение сугубо информационных функций[46].
Зачастую многогранная деятельность службы по связям с общественностью носит декларативный характер и не направлена на действительное разрешение волнующих общество проблем. Вследствие чего, она способствует формированию закрытого типа государственной службы, которая замыкается на своих потребностях и интересах. А значит, идет вразрез с мировыми современными тенденциями, утверждающими новый стиль управления органов государственной власти и новую культуру менеджмента государства, ориентированного на население, его нужды и потребности, повышение ответственности за качество предоставляемых государством услуг и распределение ресурсов.
В целях определения наиболее оптимальной формы организации службы по связям с общественностью администрации города среди пресс-секретарей территориальных управлений был проведен опрос, согласно которому, создание пресс-службы главы исполнительной власти было признано своевременным и удачным управленческим решением. Оптимальная форма организации пресс-службы – самостоятельный отдел, замыкающийся непосредственно на первое лицо, с рекомендованным штатом в 25-30 человек (в территориальных управлениях на соответственный объем работы штат составил 3-5 человек).
Пресс-служба главы администрации города N ***[47] включает в себя:
- руководство управлением;
- информационно-аналитический отдел;
- редакционно-издательский отдел;
- отдел по работе со СМИ;
- сектор телевидения и фоторабот;
- сектор по работе в сети Интернет.
Начальник Управления – руководитель пресс-службы – имеет прямое подчинение главе города. Его основные задачи:
- обеспечение распространения достоверной и своевременной информации о деятельности губернатора;
- организация работы Управления в соответствии с возложенными на него задачами.
Руководитель пресс-службы обладает правом самостоятельного выступления в СМИ по вопросам своей служебной деятельности, и может давать какие-либо комментарии от лица первого лица городской администрации.
В состав аппарата руководителя пресс-службы (аппарат оказывает помощь в технической организации его деятельности) входят заместители начальника:
- эксперт по правовым вопросам;
- пресс-секретарь главы исполнительной власти города;
- куратор информационно-аналитического и редакционно-издательского отделов
и два помощника руководителя – специалисты пресс-службы, которые помогают ему принимать решения и по своим функциям оказывают информационно-методическое и координирующее воздействие на сотрудников, подчиненных руководителю.
Специалисты аппарата имеют право давать указания остальным сотрудникам в пределах своей компетенции. Делегирование полномочий позволяет не только освободить руководителя от решения второстепенных вопросов и выполнения рутинных операций, но и способствует раскрытию способностей, проявлению самостоятельности и инициативы сотрудников.
Важным нововведением Управления информации является то, что одним из заместителей руководителя пресс-службы губернатора стал эксперт по правовым вопросам. Его основные задачи:
– укрепление законности и предотвращение правовых ошибок в деятельности Управления;
– правовая защита законных прав и интересов руководителя исполнительной власти города в связи с деятельностью СМИ и иным распространением информации.
Обязанности эксперта по правовым вопросам состоят в следующем:
· осуществление правовой экспертизы (правовой анализ) распространенных через СМИ и иными способами материалов, касающихся деятельности главы администрации и его института на предмет проверки их соответствия требованиям законодательства.
Правовой анализ проектов официальных выступлений первого лица города необходим для выявления в проектах формулировок, которые могут быть неоднозначно истолкованы с точки зрения права, или формулировок, которые могут послужить поводом для претензий третьих лиц к главе города.
· прогнозирование возможных правовых путей разрешения конфликтов.
· выработка устных / письменных рекомендаций по защите прав и законных интересов главы города и его администрации.
В практике пресс-службы главы исполнительной власти города, безусловно, встречаются случаи столкновения со всевозможными видами нарушений средствами массовой информации правовых и этических норм. Одна из главных задач, стоящих перед службой по связям с общественностью – проведение комплекса мероприятий по предотвращению или минимизации ущерба, нанесенными деструктивными действиями средств массовой информации. Данные мероприятия строятся по принципу предвидения и планирования вероятных информационных атак; представляют собой постоянную деятельность по распространению «фоновой» информации, задача которой – сформировать и поддерживать имидж администрации и ее руководителей, а также обезопасить орган государственной власти в случае кризисной ситуации.
При подготовке информационного материала, в том числе призванного нейтрализовать воздействие СМИ, пресс-службе главы городской администрации оказывается содействие со стороны всех отраслевых и территориальных подразделений исполнительной власти города. Совместные действия по сопротивлению информационной атаке свидетельствуют о том, что информационная политика органа государственной власти носит целостный характер.
Сравнивая опыт Public Relations зарубежных служб по связям с общественностью, и применяя принцип обратной связи, можно понять, как представителями гражданского общества понимается PR и его различие в странах Запада и России.
Из интервью г-на Соколоверова А., зам. генерального директора по PR торгового дома «РОЛЛТОН», Россия: «…В цивилизованном мире PR – это говорить правду, НО, если есть потребность, не всю правду. И все же ТОЛЬКО правду. У нас так не умеют. Не умеют на патологическом уровне. Вероятно, это от менталитета нации. Поэтому, наш PR – это агитация, она же пропаганда. Все люди доверчивы от природы, особенно, когда они – масса. И в нашей стране и в США легко создать «эффект правды», когда ложное утверждение за короткий промежуток времени начинает восприниматься как данность. Другое дело, что когда все это вскроется, здесь за это никому ничего не будет, а там могут посадить или, что бывает скорее, люди сами уходят со своих постов. Например, в тех же США, утверждение, что в Ираке производится биологическое оружие, стоило кресла многим чиновникам и заметным снижением шансов республиканцев на победу в борьбе за президентский пост….»[48].
Это распространенная точка зрения на предмет, и с ней можно согласиться. Однако каким бы статичным не представлялся нам менталитет населения России (постсоветских стран), он все же имеет свойство медленно, но верно изменяться. Так, общество сегодня более подготовлено к присутствию пиар-технологий в своей жизни, нежели 10-15 лет назад.
Все же вынуждены признать, что сформировавшаяся на протяжении более чем 70-ти лет привычка пропаганды и агитации продолжает занимать существенное место в умах широких масс. Но вместе с тем отмечаем, что она (привычка) «работает» скорее уже по инерции.
Сегодня все более очевидно, что PR в России (постсоветских странах) – естественный преемник пропаганды и агитации, и начался он с краха агитпропа в результате исчезновения монополии коммунистической партии. Тогда начали стихийно формироваться новые формы коммуникации, основанные на только что появившихся тогда многопартийной системе и свободном рынке. Так связи с общественностью дошли до России (постсоветских стран) спустя приблизительно век после того, как они появились в Соединенных Штатах (в Западную Европу это явление пришло после Второй мировой войны).
Выводы:
Типичная правительственная PR-служба в странах Запада, как правило, состоит из четырех основных отделов: отдел прессы, отдел телевидения и радио, отдел рекламы, отдел брифингов.
Основные задачи PR-служб в странах Запада:
- просвещать общественность относительно деятельности государственных институтов, создавая благоприятный климат для осуществления государственных программ;
- информировать министров и других лиц, принимающих решения о существующей и возможной реакции общественности на проводимую и намеченную политику.
Организационное устройство PR-служб в органах государственной власти Российской Федерации: информационно-аналитический отдел, отдел по информационным коммуникациям, отдел по работе с политическими партиями и общественными организациями, организационно-правовой отдел.
А в задачи российской службы по связям с общественностью входит:
- информирование граждан о деятельности государственных структур;
- обеспечение активного участия граждан в государственных программах (например, участие в выборах) и поддержки ими регулирующих программ (например, борьба с курением, с наркоманией, перепись населения…);
- стимулирование поддержки гражданами социально-значимых программ общественных движений;
- создание благоприятного имиджа государственных структур.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 295.