Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики
Цели и задачи ГРЭ
Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.
Основные функции ГРЭ:
разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;
определение приоритетов макроэкономической политики;
обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.
Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.
Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.
Задачи ГРЭ:
1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности
4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.
5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.
6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.
7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил
8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.
10. Обеспечение национальной безопасности и др.
Объекты ГРЭ.
Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.
Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.
К основным объектам ГРЭ относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.
Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.
Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.
Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.
К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).
Заключение.
Государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.
Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.
В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны – не разрушить эту систему излишним воздействием.
Экономический рост может получить серьезную поддержку от государства путем снижения налоговой нагрузки или увеличения расходов государства . последнее можно осуществить в результате достаточно высокого уровня государственных доходов. Решать проблему увеличения доходов государства через понижение налоговых ставок с одновременным повышением уровня налогового администрирования. Следует добиваться, чтобы положенные к уплате налоги максимально попадали в бюджет.
Налоговая система должна быть гибкой и динамичной. Она должна быть готова в максимально короткий срок подстраиваться к разным новшествам, возникающим на рынке. Главным препятствием в достижении такой подвижности является процесс законодательного обеспечения налогового процесса.
Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Френкель А. А., Рощина Л. С. Год неопределенности (прогноз развития экономики России на 2009 год). А. А. Френкель., Л. С. Рощина. Вопросы статистики.-2009.-№ 3. – С. 47-58.
2 Литвинов А. С. Инвестиции, инновации и немного госрегулирования. А. С. Литвинов. Российское предпринимательство. - 2009.-№ 9. – С. 10-15.
3. Ишина И. В. Совершенствование механизма государственного регулирования обеспечения доступности. И. В. Ишина. Аудит и финансовый анализ. - 2009.-№ 6. – С. 281-288.
4. Нешитой А. С. Кризис 2008 г. В России. А. С. Нешитой. Бизнес и банки. - 2009.-№ 3.
5. Золотарев В. В. Экономическое развитие современной России. В. В. Золотарев. Аудит и финансовый анализ. - 2005.-№ 6. – С. 10-18.
6. Кислухина И. А.Методы государственного регулирования . И. А. Кислухина. Вестник Московского университета. - 2009.-№ 3. – С. 78-94.
7.Винокуров М.А. Проблемы российской экономики и пути их решения.. М.А. Винокуров. Наука в Сибири - 2009.-№ 44. – С. 9.
8. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005, 832 с.
9. Кудров В. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2000. - N 5. - С.75-83.
10. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005, - 544 с
11. XXI век. Формирование правовых основ экономической деятельности субъектов Российской Федерации / А.Городилов и др. - Калининград: Янтар. сказ, 2007. - 200 с.
12. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2008, 832 с
Приложение 1
Инерционный сценарий
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Цены на нефть (Юралс, долл./барр.) | 60,7 | 65 | 70 | 70 |
Темп прироста реального ВВП (%) | -7,90 | 4,30 | 3,00 | 3,70 |
Номинальный ВВП (млрд руб.) | 39016 | 44142 | 48604 | 53675 |
Доходы федерального бюджета (% ВВП) | 18,80 | 17,00 | 16,50 | 16,20 |
Профицит / дефицит (–) федерального бюджета (% ВВП) | -6,54 | -5,40 | -2,82 | -1,84 |
Экспорт (млрд долл.) | 303,3 | 321 | 338 | 344 |
Импорт (млрд долл.) | 192,7 | 235 | 264 | 288 |
Сальдо счета капитальных операций(млрд долл.) | -45,2 | -15,0 | 0,0 | 30,0 |
Номинальный обменный курс рубля кдоллару США (руб./долл.) | 31,68 | 28,50 | 28,00 | 28,3 |
Курс евро /доллар (долл. за евро) | 1,39 | 1,35 | 1,4 | 1,4 |
Темп прироста ИПЦ (%) | 8,8 | 7,4 | 6,9 | 6,6 |
Приложение 2
Сценарий быстрого выхода из кризиса
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Цены на нефть (Юралс, долл./барр.) | 60,7 | 80 | 100 | 100 |
Темп прироста реального ВВП (%) | -7,90 | 5,50 | 4,20 | 3,20 |
Номинальный ВВП (млрд руб.) | 39016 | 45024 | 50434 | 55739 |
Доходы федерального бюджета (% ВВП) | 18,80 | 17,70 | 17,00 | 16,50 |
Профицит / дефицит (–) федерального бюджета (% ВВП) | -6,54 | -4,26 | -1,62 | -0,87 |
Экспорт (млрд долл.) | 303,3 | 360 | 412 | 419 |
Импорт (млрд долл.) | 192,7 | 253 | 299 | 351 |
Сальдо счета капитальных операций(млрд долл.) | -45,2 | 0,0 | 20,0 | 40,0 |
Номинальный обменный курс рубля кдоллару США (руб./долл.) | 31,68 | 27,50 | 26,70 | 25,9 |
Курс евро /доллар (долл. за евро) | 1,39 | 1,35 | 1,4 | 1,4 |
Темп прироста ИПЦ (%) | 8,8 | 8,3 | 7,5 | 7,2 |
Приложение 3
Сценарий затяжного выхода из кризиса
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Цены на нефть (Юралс, долл./барр.) | 60,7 | 40 | 50 | 50 |
Темп прироста реального ВВП (%) | -7,90 | -4,10 | 2,00 | 2,20 |
Номинальный ВВП (млрд руб.) | 39016 | 40965 | 44709 | 48797 |
Доходы федерального бюджета (% ВВП) | 18,80 | 15,80 | 15,50 | 15,00 |
Профицит / дефицит (–) федерального бюджета (% ВВП) | -6,54 | -8,34 | -5,50 | -4,84 |
Экспорт (млрд долл.) | 303,3 | 245 | 278 | 282 |
Импорт (млрд долл.) | 192,7 | 169 | 202 | 226 |
Сальдо счета капитальных операций(млрд долл.) | -45,2 | -35,0 - | 10,0 | 5,0 |
Номинальный обменный курс рубля кдоллару США (руб./долл.) | 31,68 | 33,00 | 31,40 | 31,1 |
Курс евро /доллар (долл. за евро) | 1,39 | 1,35 | 1,4 | 1,4 |
Темп прироста ИПЦ (%) | 8,8 | 8,4 | 7,0 | 6,9 |
[1] Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества / пер. с англ., М.,.2003.
[2] Макконнелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / пер. с англ., 14 – е изд., VI, 2000, с.498
[3] Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ., в 3 т., М., 2001.
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики
Цели и задачи ГРЭ
Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.
Основные функции ГРЭ:
разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;
определение приоритетов макроэкономической политики;
обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.
Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.
Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.
Задачи ГРЭ:
1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности
4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.
5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.
6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.
7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил
8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.
10. Обеспечение национальной безопасности и др.
Объекты ГРЭ.
Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.
Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.
К основным объектам ГРЭ относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.
Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.
Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.
Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.
К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 227.