Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики

Цели и задачи ГРЭ

Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные функции ГРЭ:

разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

определение приоритетов макроэкономической политики;

обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

Задачи ГРЭ:

1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций

3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности

4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.

5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.

6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.

7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил

8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.

9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.

10. Обеспечение национальной безопасности и др.

Объекты ГРЭ.

Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

К основным объектам ГРЭ относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.

Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.

Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.

К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).

Заключение.

Государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.

В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны – не разрушить эту систему излишним воздействием. 

Экономический рост может получить серьезную поддержку от государства путем снижения налоговой нагрузки или увеличения расходов государства . последнее можно осуществить в результате достаточно высокого уровня государственных доходов. Решать проблему увеличения доходов государства через понижение налоговых ставок с одновременным повышением уровня налогового администрирования. Следует добиваться, чтобы положенные к уплате налоги максимально попадали в бюджет.

Налоговая система должна быть гибкой и динамичной. Она должна быть готова в максимально короткий срок подстраиваться к разным новшествам, возникающим на рынке. Главным препятствием в достижении такой подвижности является процесс законодательного обеспечения налогового процесса.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Френкель А. А., Рощина Л. С. Год неопределенности (прогноз развития экономики России на 2009 год). А. А. Френкель., Л. С. Рощина. Вопросы статистики.-2009.-№ 3. – С. 47-58.  

2 Литвинов А. С. Инвестиции, инновации и немного госрегулирования. А. С. Литвинов. Российское предпринимательство. - 2009.-№ 9. – С. 10-15.  

3. Ишина И. В. Совершенствование механизма государственного регулирования обеспечения доступности. И. В. Ишина. Аудит и финансовый анализ. - 2009.-№ 6. – С. 281-288.

4. Нешитой А. С. Кризис 2008 г. В России. А. С. Нешитой. Бизнес и банки. - 2009.-№ 3.

5. Золотарев В. В. Экономическое развитие современной России. В. В. Золотарев. Аудит и финансовый анализ. - 2005.-№ 6. – С. 10-18.

6. Кислухина И. А.Методы государственного регулирования . И. А. Кислухина. Вестник Московского университета. - 2009.-№ 3. – С. 78-94.

7.Винокуров М.А.  Проблемы российской экономики и пути их решения.. М.А. Винокуров. Наука в Сибири - 2009.-№ 44. – С. 9.

8. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005, 832 с.

9. Кудров В. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2000. - N 5. - С.75-83.

10. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005, - 544 с

11. XXI век. Формирование правовых основ экономической деятельности субъектов Российской Федерации / А.Городилов и др. - Калининград: Янтар. сказ, 2007. - 200 с.

12. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2008, 832 с

 

 

Приложение 1

Инерционный сценарий

 

  2009 2010 2011 2012
Цены на нефть (Юралс, долл./барр.) 60,7 65 70 70
Темп прироста реального ВВП (%) -7,90 4,30 3,00 3,70
Номинальный ВВП (млрд руб.) 39016 44142 48604 53675
Доходы федерального бюджета (% ВВП)                             18,80 17,00 16,50 16,20
Профицит / дефицит (–) федерального бюджета (% ВВП)  -6,54 -5,40 -2,82 -1,84
Экспорт (млрд долл.) 303,3 321 338 344
Импорт (млрд долл.) 192,7 235 264 288
Сальдо счета капитальных операций(млрд долл.)               -45,2 -15,0 0,0 30,0
Номинальный обменный курс рубля кдоллару США (руб./долл.)  31,68 28,50 28,00 28,3
Курс евро /доллар (долл. за евро) 1,39 1,35 1,4 1,4
Темп прироста ИПЦ (%) 8,8 7,4 6,9 6,6

 

 

                                                                                                 Приложение 2  

Сценарий быстрого выхода из кризиса

 

  2009 2010 2011 2012
Цены на нефть (Юралс, долл./барр.) 60,7 80 100 100
Темп прироста реального ВВП (%) -7,90 5,50 4,20  3,20
Номинальный ВВП (млрд руб.) 39016 45024 50434 55739
Доходы федерального бюджета (% ВВП)                             18,80 17,70  17,00  16,50
Профицит / дефицит (–) федерального бюджета (% ВВП)  -6,54 -4,26  -1,62  -0,87
Экспорт (млрд долл.) 303,3 360 412 419
Импорт (млрд долл.) 192,7 253 299 351
Сальдо счета капитальных операций(млрд долл.)               -45,2 0,0  20,0  40,0
Номинальный обменный курс рубля кдоллару США (руб./долл.)  31,68 27,50  26,70  25,9
Курс евро /доллар (долл. за евро) 1,39 1,35  1,4 1,4
Темп прироста ИПЦ (%) 8,8 8,3  7,5  7,2

 

 

                                                                                                               

 

                                                                                                                                       Приложение  3 

Сценарий затяжного выхода из кризиса

 

  2009 2010 2011 2012
Цены на нефть (Юралс, долл./барр.) 60,7 40    50 50
Темп прироста реального ВВП (%) -7,90 -4,10   2,00  2,20
Номинальный ВВП (млрд руб.) 39016 40965   44709 48797
Доходы федерального бюджета (% ВВП)                             18,80 15,80  15,50  15,00
Профицит / дефицит (–) федерального бюджета (% ВВП)  -6,54 -8,34   -5,50  -4,84
Экспорт (млрд долл.) 303,3 245    278 282
Импорт (млрд долл.) 192,7 169    202 226
Сальдо счета капитальных операций(млрд долл.)               -45,2 -35,0 - 10,0  5,0
Номинальный обменный курс рубля кдоллару США (руб./долл.)  31,68 33,00  31,40  31,1
Курс евро /доллар (долл. за евро) 1,39 1,35  1,4 1,4
Темп прироста ИПЦ (%) 8,8 8,4  7,0  6,9

 

 

 

 


[1] Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества / пер. с англ., М.,.2003.

[2] Макконнелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / пер. с англ., 14 – е изд., VI, 2000, с.498

[3] Маршалл А. Принципы экономической науки / пер. с англ., в 3 т., М., 2001.


Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики

Цели и задачи ГРЭ

Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные функции ГРЭ:

разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

определение приоритетов макроэкономической политики;

обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

Задачи ГРЭ:

1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций

3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности

4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.

5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.

6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.

7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил

8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.

9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.

10. Обеспечение национальной безопасности и др.

Объекты ГРЭ.

Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

К основным объектам ГРЭ относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.

Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.

Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.

К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 227.