Ценные бумаги как объекты гражд-их прав. Передача прав на ценные бумаги.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.

2. Правоведение: содержание и основные принципы дисциплины.

Право-ие относится к числу общегуманитарных наук. Оно представляет собой отрасль специальных общественных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретическое и прикладное усвоение права, а также тесно связанных с ним общественных отношений.

Объектом изучения является право, все его отрасли, социально-правовые явления и процессы, происходящие в общественной жизни. Они выступают объектом изучения не только правоведения, но и других юридических дисциплин. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом. Чтобы понять предмет правоведения, необходимо выделить несколько его характерных черт.

Особенности, характерные черты правоведения:

1. Правоведение - это общая отрасль знания юриспруденции

2. Правоведение выражается в научных обобщениях и понятиях, из которых складывается общее учение о государстве и праве.

Содержание правоведения как отрасли общественных знаний о государстве и праве в целом характеризует самые различные направления юридических наук и отрасли права, среди которых исходными в настоящее время являются общие учения о праве и государстве, основы гражданского, наследственного, коммерческого права, институты финансового права и т.д.

Группы юридических наук:

1. Общетеоретические отрасли юридической науки (теория государства и права, история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений).

2. Специальные отраслевые юридические науки (гражданское право, финансовое право, трудовое право, экологическое право, уголовное право, гражданско-процессуальное право, международное право и др.).

3. Комплексные юридические науки. Используют как правовые, так и технические методы исследования юридических явлений и процессов. (криминалогия)

4. Прикладные юридические науки. Это науки и дисциплины, обслуживающие различные сферы юридической и иной деятельности в конкретных аспектах (судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика).

Методы правоведения:

1. Общие, которые распространяются на множество юридических наук и все разделы и стороны данных наук (история государства и права).

2. Частные, которые используются для изучения отдельных наук или некоторых разделов

 

3. Реорганизация и ликвидация юр.лиц. Прекращение деятельности юр.лиц происходит в результате реорганизации или ликвидации, к-ые могут быть как в принудительной, так и в добровольной форме à по решению суда.

Формы реорганизации юр.лиц:

-слияние 2-х и более юр.лиц – происходит передача всех прав и обязанностей;

-присоединение – один из юр.лиц становится обладателем прав и обязанностей присоединенных юр.лиц;

-разделение, на основе 1ого юр.лица появляется неск-ко юр.лиц, права и обязанности разделяются;

-выделение, из состава юр.лица обособляется одно (структурное подразделение);

-преобразование – изм-ие организованно-правовой формы (ОО в АО).

Формы ликвидации юр.лиц:

Основаниями добровольной явл.:

-истечение срока в связи с достижением цели;

-невозможность достижения цели.

Для принудительной:

-деят-ть без разрешений/лицензии;

-нарушение устава (запрещенный вид деят-ти).

Порядок ликвидации юр.лиц рассматривается в з-не РФ – з-н о несостоятельности банкротства 2002г.

Дела рассматриваются арбитражным судом в теч. 3-х месяцев (рассмотрение м/быть отложено еще на 2 месяца).

Процедуры при банкротстве:

1- наблюдение – вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента упр-ие производством производится временным управляющим, к-ый назначается арбитражным судом. Врем.упр-щий принимает все меры по сохранности имуществом, устанавливает круг кредиторов и размер их требований. à Составляет отчет в арб.суд о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника. По решению собрания кредиторов арб.судом вводится внешнее упр-ие, а полномочия врем.упр-ца прекращаются.

2- Внеш.упр-ие (срок 12 месяцев – м/быть продлен еще на 6 мес.) – управление переходит к внеш.упр-щему, функции к-ого заключаются не в том, чтобы оживить предприятие, а – принять реальные меры по восстановлению платежеспособности (продажа части имущества, все расчеты кредиторов). Если эти меры не повлияли, арб.суд признает банкротство.

3- Конкурсное произ-во – распродается все имущество для расчеты с кредиторами (ст.64 ГК – перечень очередников). Происходит исключение из единого гос-ого реестра (ст.105 –о банкротстве).

 

4. Источники права: понятие и виды.

 Источник права (Форма права) – это способы выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного значения.

Виды источников права. К источникам права относятся: 1.правовой обычай, 2.правовой прецедент, 3.договор с нормативным содержанием, 4.нормативно-правовой акт, 5.референдум, 6.общие принципы права, 7.религиозные тексты, 8.юридическая наука. В России утвердились первые четыре вида источников права.

1.Правовой обычай – правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое гос-вом в кач-ве общеобязательного правила.

2.Правовой прецедент – реш-е гос. органа (суда, должностного лица), принимаемой за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел.

3.Дог-р с нормативным содержанием: Этот вид источника наиболее распространен в гражданском праве. Содержит норму общего хар-ра, добровольность заключения, согласие участников по всем существенным аспектам договора, эквивалентность и возмездность, взаимная ответственность сторон по исполнению обязательств, правовое обеспечение.

4.Нормативно-правовые акты – основная и наиболее совершенная форма современного права. Характерные признаки:

· рез-т правотворческой деят-ти гос-ва;

· содержат в себе общеобязательные правила поведения;

· выражают общегосударственную волю;

· принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

· имеют строго определенную документальную форму (указ, распоряжение, закон и пр.);

· адресуются к неопределенно большому кол-ву субъектов;

· направлены на постоянное либо длительное применение;

· направлены на урегулирование наиболее типичных массовых отношений;

· характеризуются системностью.

Нормативно-правовые акты функционируют как единая сис-ма. Виды н.-п. актов:

1. научно-правовые акты гос. органов; общественных объединений; совместные акты; принятые в порядке референдума.

2. общефедеральные; акты субъектов федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты.

3. нормативно-правовые акты неопределенного действия; акты временного действия.

4. законные и подзаконные акты. 

 

5. Унитарные предприятия. – особая разновидность коммерческих орг-ций, создаваемых либо гос-вом, либо муниципальным образованием. Др. субъекты гражд-ого        права (физич-ие или юридич-ие лица) создавать предприятия, в том числе унитарные не вправе.

Особенностью у.п. является то, что их имущество принадлежит им не на праве собственности, как у др. ком.орг-ций, а на праве либо хоз.ведения, либо оперативного упр-ния. Имущество у.п. является неделимым и не может распределяться по вкладам (долям, паям) между работниками или учредителями этих предприятий. Органом упр-ния у.п. явл. руководитель. У.п.:

1- предприятия, основанные на праве хоз-ого ведения – создается по решению уполномоченного на то гос.органа или ограна самоупр-ия. До гос.регистрации уставной фонд м/быть полностью оплачен собственником (устав, собственник имущества не отвечает по обязанностям этого предприятия). В случае банкротства или несостоят-ти вызванного собственником имущества, на собственность возлагается субсидиальная ответственность. Предприятие не в праве распоряжаться имуществом без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от исп-ия имущества, к-ое находится в хоз-ом ведении. Ликвидация и реорганизация м/происходить по решению собственника;

2- оперативного упр-ия – это федеральное казенное предприятие, созданное только по решению правительства РФ на базе имущества, находящегося в фед.собственности. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия собственника этого имущества – гос-ва. Гос-во опр-ет порядок распределения доходов казенного предприятия и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

 

6. Гос-во: понятие и признаки.

Государство явл-ся субъектом правоотношений, это власть над обществом (союзом людей). основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.

Характеристики гос-ва как полит-ого института:

-суверенитет – наличие верховной политической власти во внутренних делах и независимость во внешних.

-наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих политическую власть (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения).

-монополия на использование насилия (через аппарат принуждения).

-право на создание и хранение юридического порядка на своей территории.

-относительное постоянство (действие юридического порядка на конкретной территории).

-проведение экономической политики: сбор налогов, эмиссия денег.

Элементы :

-Территория – это физическая, материальная основа государства, его пространственная сущность. Это та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных вод, на которой действует власть данного государства.

-Население – это народ, проживающий на территории данного государства и подчиняющийся его власти.

-Государственная власть – осуществляется соответствующими органами на определенной территории, имеет обязательный характер для всех граждан государства. Должна отражать интересы ВСЕГО ОБЩЕСТВА. Государственная власть должна быть эффективной, суверенной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие перед государством.

Государство выступает как юридическое лицо. Оно имеет права и обязанности, ответственность, является действующим субъектом права.

Характерные признаки:

1. власть ограничена определенной территорией,

2. власть гос-ва не подчиняется в порядке иерархии иным властям, т.е. она первична, исключительна и самостоятельна – суверенна,

3. гос-во немыслимо без сис-мы права (законодательства), которой устанавливаются форма гос-ва, его права и обязанности, их гарантии, также возможные действия гос-ва (издание нормативных актов и пр.)

4. общая цель, т.е. идеология,

5. признание людьми,

6. профессиональный аппарат управления,

 7. сис-ма налогов,

8. валюта и мн. др.

От баланса реализованных признаков гос-ва зависит политический режим.

7. Объекты гражданских прав.

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работа, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага.

Под вещью понимается созданные как человеком, так и природой объекты материального мира, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они являются наиболее распространенными объектами гражданских прав.

К вещным объектам относятся любые вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права. К объектам вещных прав относятся такие виды имущ-ва, к-рые являются:

- полностью оборотоспособными, могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства,

- ограниченно оборотоспособными, т.е. имущ-во, нахождение к-рого в обороте допускается по спец. разрешению или может принадледжать определенным участникам,

- изъятыми из оборота, т.е. имущ-во, нахождение к-рого в обороте не допускается, относится к объектам, если это имущ-во прямо указано в законе.

Вещи делятся на движимые и недвижимые. К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все объекты, что прочно связаны с землей, т.е. объекты, перемещение к-рых без несоразмерного ущерба их по назначению невозможно. Вместе с тем закон относит к недвижимости и объекты, которые по своей физической природе являются движимыми. К ним относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, космические объекты ( искусственные спутники, космические корабли и т.д.). Различие в правовом режиме движимых и недвижимых вещей заключается в том, что совершение сделок с последними и оформление права на них требует государственной регистрации. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имущ-вом и не подлежат гос. регистрации.

Вещи делятся на индивидуально-определенные и вещи, определяемые родовыми признаками (родовые вещи). Индивидуально-определенная вещь обладает такими признаками, по к-рым ее можно отличить от других таких же вещей, и она незаменима. Такие вещи являются объектом правоотношения и не могут быть заменены. Стороны имеют в виду конкретную вещь, определенную присущими только ей индивидуальными признаками (фасон, цвет, номер), позволяющими выделить вещь из ряда других вещей. Вещи, определяемые родовыми признаками (число, мера, вес) являются заменимыми. Вступая в правоотношение по поводу таких вещей, стороны имеют в виду род вещей (мешок картофеля, тонна мазута, тысяча рублей), а не определенную вещь.

Вещи различаются как потребляемые и непотребляемые. Потребляемые вещи в процессе использования теряют свои первоначальные потребительские св-ва (продукты питания, лекарства, сырье и пр.). Непотребляемые вещи при эксплуатации не теряют своих потребительских св-в и м.б. использованы в течение длительного времени (сооружения, оборудование, машины и пр.).

Особыми объектами гражданских прав являются деньги и ценные бумаги. Особое значение денег в гражданском обороте состоит в том, что они выполняют функцию всеобщего эквивалента и могут быть использованы в качестве универсального средства платежа. Будучи вещами, определенными родовыми признаками, деньги могут быть индивидуализированы путем записи номеров денежных знаков, и тогда они превращаются в индивидуально определенные вещи (при описи). Сами деньги могут быть предметом гражданско-правовых сделок, например займа, мены, дарения.

Объектами гражданских прав могут быть сами действия обязанного лица, которые выражаются в выполнении им работ или оказании услуг.

Новым объектом гражданских прав является информация. В широком смысле под информацией понимается совокупность определенных сведений и данных об окружающем мире. Однако гражданско-правовому регулированию подлежит не всякая информация, а лишь та, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам и свободного доступа к ней на законных основаниях, владелец которой принимает меры для сохранения ее конфиденциальности. Гражданское право охраняет информацию, представляющую служебную или коммерческую тайну, поэтому разглашение ее против воли предпринимателя влечет за собой для лиц, допустивших разглашение, а также незаконными методами получивших ее, обязанность возместить причиненные этим убытки.

К нематериальным благам, как объектам гражданских прав, относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, деловая репутация, личная и семейная тайны, право свободного передвижения, выбора местопребывания, право на имя, право автора и т.д.

 

 

8. Право хоз-ого ведения и оперативного управления.

Право хозяйственного ведения имущества . Правовой режим хозяйственного ведения закреплен в главе 19 ГК РФ. Субъектами могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также дочерние предприятия, созданные государственными или муниципальными предприятиями. Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического владения собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество, переданное на праве хозяйственного ведения, становится обособленным и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия. Государственные или муниципальные унитарные предприятия владеют, пользуются и распоряжаются чужим имуществом, собственником которого является государство. Правомочие владения реализуется предприятием путем закрепления переданного имущества на самостоятельном балансе. Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Реализация правомочия распоряжения имеет свои особенности. Предприятие имеет право самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом. Это означает, что недвижимое имущество предприятие может продавать, сдавать в аренду и т.д.

Закрепляя имущество за предприятием, вместе с тем собственник имеет следующие права:

1. Решает вопросы создания предприятия

2. Определяет предмет и цели его деятельности

3. Решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия

4. Назначает руководителя

5. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества

6. Получает часть прибыли от использованного имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества. Фактическая передача имущества осуществляется после оформления прав владения имуществом и получения в соответствующих органах свидетельства на право владения.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия или перераспределения имущества собственника, например при реорганизации. Государственное муниципальное предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на имущество при смене собственника.

Право оперативного управления имуществом . На праве оперативного управления имуществом принадлежит казенным предприятиям, а также учреждениям. Казенные предприятия являются разновидностью государственных унитарных предприятий, оно создается по решению правительства РФ на базе федеральной собственности. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решения о ликвидации или реорганизации. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично.

Предприятия и учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются ими в ограниченных пределах: в пределах, установленных законом; в соответствии с целями их деятельности; в соответствии с заданиями собственника; в соответствии с назначением имущества.

Права казенных предприятий и учреждений ограничены законодательством в большей степени, чем права унитарных предприятий. Казенное предприятие не в праве отчуждать или иным образом распоряжаться недвижимыми и недвижимыми имуществами собственника без специального разрешения. Собственник вправе изъять излишнее неиспользованное, или используемое не по назначению, имущество и распорядиться этим имуществом по своему усмотрению. Собственник также вправе устанавливать порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя с самим предприятием.

Важной особенностью правового положения казенного предприятия является субсидиарная (дополнительная) ответственность по долгам предприятия в случае недостаточности его имущества. Ответственность РФ как собственника носит дополнительный характер и наступает в том случае, если имущества казенного предприятия недостаточно для удовлетворения всех требований кредитора.

Что касается учреждения, то оно даже с согласия собственника не в праве отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости учреждение вправе просить собственника, чтобы он сам или от своего имени произвел отчуждение принадлежащего ему имущества. Особенностью правового положения учреждения как финансируемой собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им предпринимательской деятельности в соответствии с учредительными документами, т.е. закрепленным в них разрешением собственника. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и ведется на отдельном балансе.

Право оперативного управления возникает с момента передачи имущества. Закон не устанавливает обязанности заключения договора между собственником и казенным предприятием, однако и не ограничивает этой возможности.

 

 

Исковая давность.

Срок, в течение к-ого лицо, право к-рого нарушено, может требовать принудительного осуществления или защиты своего права, наз-ся сроком защиты гражданских прав. Поскольку основным ср-вом защиты нарушенного гражданского права явл-ся иск, указанный срок именуют сроком исковой давности. Таким обр., исковая давность – это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Исковая давность выражается в установлении временных пределов для защиты нарушенного права в суде. Пропуск срока исковой давности служит сам по себе достаточным основанием для вынесения судом решения об отказе в иске. Но вместе с тем он не влияет на действительность защищаемого права: принадлежащее ему право сущ-ет не только в пределах сроков исковой давности, но и после их истечения.

Применение исковой давности:

1. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

2. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Правильное понимание исковой давности раскрывается и в знании, с какого момента начинается течение ее сроков. По общему правилу – с момента, когда лицо узнало о нарушении своего права. Например, при неисполнении договорных обязательств, течение исковой давности начинается с момента окончания срока по договору или с того времени, когда кредитор узнал или должен был узнать, что договорные обязательства не будут исполнены.

 

Договор подряда.

Договор подряда явл-ся базовым в правовом обеспечении произв-ва работ. Договор подряда – это договор, по к-рому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее рез-т заказчику, а заказчик обязуется принять рез-т работы и оплатить его.

Договор подряда явл-ся консенсуальным, двусторонним и возмездным, заключается обычно в простой письменной форме. Дог-р подряда, как правило, направлен на создание и передачу заказчику заранее определенного рез-та, имеющего материально-вещественную форму (изготовление вещи, ее ремонт, улучшение или изменение ее свойств и пр.), т.е. получение конкретного рез-та. Предметом договора подряда явл-ся такой рез-т работы, к-рый м.б. гарантирован исполнителем. Эти признаки отличают подрядную форму договора от иных договорных форм.

Дог-р подряда состоит из след. пунктов: предмет договора, права и обязанности сторон, сроки выполнения работ, стоимость работ, порядок приемки работ, ответственность, риски, форс-мажорные обстоятельства, срок действия договора, конфиденциальность полученной сторонами инф-ции, разрешение споров, заключительные положения, реквизиты сторон.

Сущ-ют след. виды договора подряда:

- бытовой подряд (договор, по к-рому подрядчик, осуществляющий существующую предпринимательскую деят-ть, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную для удовлетворения бытовых или других личных потребностей заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу),

- строительный подряд (это договор, по к-рому подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объем либо выполнить другие строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять рез-т и уплатить обусловленную цену),

- подряд на произв-во проектных и изыскательских работ (это дог-р, по к-рому подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их рез-т),

- подрядные работы для гос. нужд (это строительные, проектные, изыскательские работы на основе гос. контракта, предназначенные для удовлетворения потребностей РФ и субъекта РФ и финансируемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников).

Системы оплаты труда в РФ.

Существуют две основные формы з/пповременная и сдель­ная (поштучная). Использование той или иной формы зависит от конкретных условий производства. В каждом конкретном случае должна применяться та из форм, которая в наибольшей степени соответствует организационно-техничес­ким условиям производства и тем самым способствует улучшению результатов трудовой деятельности.

При повременной заработной плате работник получает денежное или иное вознаграждение в зависимости от количества отработанного времени. Опреде­ляется заработная плата путем умножения тарифной ставки на фактически от­работанное время (в часах). Повременная заработная плата имеет две системы — простую повременную и повременно-премиальную.

При простои повременной системе оплаты труда размер зарплаты зависит от тарифной ставки, соответствующей присвоенному квалификационному разряду, или от оклада и отработанного рабочего времени. По ней оплачивается труд незначительной части рабочих-повременщиков; руководящих работников, специ­алистов и служащих. Поскольку она слабо заинтересовывает работников в конеч­ных результатах труда, для повышения материальной заинтересованности и улуч­шения производственных показателей полезно применять премирование.

При повременно-премиальной системе оплаты труда работник сверх заработ­ка по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время дополни­тельно получает премию за достижение определенных количественных и качес­твенных показателей.

При сдельной форме оплаты труда заработок рабочему начисляется за каж­дую единицу произведенной продукции или выполненного объема работ по специальным расценкам. Расценки рассчитываются, исходя из тарифной став­ки, соответствующей разряду данного вида работ и установленной нормы выра­ботки (времени).

Применение сдельной оплаты возможно при соблюдении следующих условий:

· наличие количественных показателей выработки, правильно отражающих затраты труда, и возможности применить их с достаточной точностью;

· предоставление рабочим реальных возможностей увеличить выпуск про­дукции (объем выполненных работ) по сравнению с установленными нормами;

· наличие необходимости увеличения объема производства или выполняе­мых работ на данном рабочем месте;

· наличие точного учета изготовленной продукции или выполненного объ­ема работ;

· обеспечение высокого качества продукции, соблюдения технологии произ­водства и правил техники безопасности при росте выработки.

Сдельная форма оплаты труда в зависимости от способа учета выработки и применяемых видов дополнительного поощрения (премии, повышенные рас­ценки) подразделяется на системы: прямую сдельную, косвенную сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, аккордно-сдельную. В зависи­мости от способа определения заработка рабочего (по индивидуальным или групповым показателям работы) каждая из этих систем может быть индивидуальной или коллективной.

 

61.Трудовая дисциплина.

Дисциплина труда - определенный порядок поведения работников (участников) совместного трудового процесса.

В ст. 22 ТК РФ предусмотрены права работодателя требовать от раб-ков используемый ими труд-ых обяз-тей., привлекать раб-ков к дисциплинарной ответственности, перечислены обяз-ти раб-ля по созданию условий для соблюдения раб-ми дисц. труда. Закреплены обязанности раб-ка: добросовестно исп-ть свои труд. обяз-ти, по труд. дог-ру., соблюдать правила внутр. распрядка орг., труд. дисц.,вып-ть уст. нормы труда, соблюдать треб. по охр. труда и обеспеч безопасн. Труда, бережно относиться к им-ву раб-ля и др. раб-ков, незамедлительно сообщ. Раб-лю о возникновении сут-ций представл. Угрозу зд-вью, жизни людей, сохран-ти им-ва.

Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка организации - локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными фед. з-ми порядок приема и увольнения раб-ков, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к раб-кам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

Для отдельных категорий раб-ков действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ в соответствии с федеральными з-ми.

Ст.190. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Правила внутреннего трудового распорядка организации, как правило, являются приложением к колл-му дог-ру.

Дисциплина труда обеспечивается мерами поощрения и принуждения: Меры поощрения - применяются к работнику за добросовестный труд в виде материального и морального поощрения, предоставление соц-ых и жилищных льгот и т.д. Меры принуждения – заключаются в применении к работнику, нарушившего Трудовую дисциплину, мер дисциплинарного воздействия.

1.

2. Правоведение: содержание и основные принципы дисциплины.

Право-ие относится к числу общегуманитарных наук. Оно представляет собой отрасль специальных общественных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретическое и прикладное усвоение права, а также тесно связанных с ним общественных отношений.

Объектом изучения является право, все его отрасли, социально-правовые явления и процессы, происходящие в общественной жизни. Они выступают объектом изучения не только правоведения, но и других юридических дисциплин. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом. Чтобы понять предмет правоведения, необходимо выделить несколько его характерных черт.

Особенности, характерные черты правоведения:

1. Правоведение - это общая отрасль знания юриспруденции

2. Правоведение выражается в научных обобщениях и понятиях, из которых складывается общее учение о государстве и праве.

Содержание правоведения как отрасли общественных знаний о государстве и праве в целом характеризует самые различные направления юридических наук и отрасли права, среди которых исходными в настоящее время являются общие учения о праве и государстве, основы гражданского, наследственного, коммерческого права, институты финансового права и т.д.

Группы юридических наук:

1. Общетеоретические отрасли юридической науки (теория государства и права, история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений).

2. Специальные отраслевые юридические науки (гражданское право, финансовое право, трудовое право, экологическое право, уголовное право, гражданско-процессуальное право, международное право и др.).

3. Комплексные юридические науки. Используют как правовые, так и технические методы исследования юридических явлений и процессов. (криминалогия)

4. Прикладные юридические науки. Это науки и дисциплины, обслуживающие различные сферы юридической и иной деятельности в конкретных аспектах (судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика).

Методы правоведения:

1. Общие, которые распространяются на множество юридических наук и все разделы и стороны данных наук (история государства и права).

2. Частные, которые используются для изучения отдельных наук или некоторых разделов

 

3. Реорганизация и ликвидация юр.лиц. Прекращение деятельности юр.лиц происходит в результате реорганизации или ликвидации, к-ые могут быть как в принудительной, так и в добровольной форме à по решению суда.

Формы реорганизации юр.лиц:

-слияние 2-х и более юр.лиц – происходит передача всех прав и обязанностей;

-присоединение – один из юр.лиц становится обладателем прав и обязанностей присоединенных юр.лиц;

-разделение, на основе 1ого юр.лица появляется неск-ко юр.лиц, права и обязанности разделяются;

-выделение, из состава юр.лица обособляется одно (структурное подразделение);

-преобразование – изм-ие организованно-правовой формы (ОО в АО).

Формы ликвидации юр.лиц:

Основаниями добровольной явл.:

-истечение срока в связи с достижением цели;

-невозможность достижения цели.

Для принудительной:

-деят-ть без разрешений/лицензии;

-нарушение устава (запрещенный вид деят-ти).

Порядок ликвидации юр.лиц рассматривается в з-не РФ – з-н о несостоятельности банкротства 2002г.

Дела рассматриваются арбитражным судом в теч. 3-х месяцев (рассмотрение м/быть отложено еще на 2 месяца).

Процедуры при банкротстве:

1- наблюдение – вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента упр-ие производством производится временным управляющим, к-ый назначается арбитражным судом. Врем.упр-щий принимает все меры по сохранности имуществом, устанавливает круг кредиторов и размер их требований. à Составляет отчет в арб.суд о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника. По решению собрания кредиторов арб.судом вводится внешнее упр-ие, а полномочия врем.упр-ца прекращаются.

2- Внеш.упр-ие (срок 12 месяцев – м/быть продлен еще на 6 мес.) – управление переходит к внеш.упр-щему, функции к-ого заключаются не в том, чтобы оживить предприятие, а – принять реальные меры по восстановлению платежеспособности (продажа части имущества, все расчеты кредиторов). Если эти меры не повлияли, арб.суд признает банкротство.

3- Конкурсное произ-во – распродается все имущество для расчеты с кредиторами (ст.64 ГК – перечень очередников). Происходит исключение из единого гос-ого реестра (ст.105 –о банкротстве).

 

4. Источники права: понятие и виды.

 Источник права (Форма права) – это способы выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного значения.

Виды источников права. К источникам права относятся: 1.правовой обычай, 2.правовой прецедент, 3.договор с нормативным содержанием, 4.нормативно-правовой акт, 5.референдум, 6.общие принципы права, 7.религиозные тексты, 8.юридическая наука. В России утвердились первые четыре вида источников права.

1.Правовой обычай – правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое гос-вом в кач-ве общеобязательного правила.

2.Правовой прецедент – реш-е гос. органа (суда, должностного лица), принимаемой за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел.

3.Дог-р с нормативным содержанием: Этот вид источника наиболее распространен в гражданском праве. Содержит норму общего хар-ра, добровольность заключения, согласие участников по всем существенным аспектам договора, эквивалентность и возмездность, взаимная ответственность сторон по исполнению обязательств, правовое обеспечение.

4.Нормативно-правовые акты – основная и наиболее совершенная форма современного права. Характерные признаки:

· рез-т правотворческой деят-ти гос-ва;

· содержат в себе общеобязательные правила поведения;

· выражают общегосударственную волю;

· принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

· имеют строго определенную документальную форму (указ, распоряжение, закон и пр.);

· адресуются к неопределенно большому кол-ву субъектов;

· направлены на постоянное либо длительное применение;

· направлены на урегулирование наиболее типичных массовых отношений;

· характеризуются системностью.

Нормативно-правовые акты функционируют как единая сис-ма. Виды н.-п. актов:

1. научно-правовые акты гос. органов; общественных объединений; совместные акты; принятые в порядке референдума.

2. общефедеральные; акты субъектов федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты.

3. нормативно-правовые акты неопределенного действия; акты временного действия.

4. законные и подзаконные акты. 

 

5. Унитарные предприятия. – особая разновидность коммерческих орг-ций, создаваемых либо гос-вом, либо муниципальным образованием. Др. субъекты гражд-ого        права (физич-ие или юридич-ие лица) создавать предприятия, в том числе унитарные не вправе.

Особенностью у.п. является то, что их имущество принадлежит им не на праве собственности, как у др. ком.орг-ций, а на праве либо хоз.ведения, либо оперативного упр-ния. Имущество у.п. является неделимым и не может распределяться по вкладам (долям, паям) между работниками или учредителями этих предприятий. Органом упр-ния у.п. явл. руководитель. У.п.:

1- предприятия, основанные на праве хоз-ого ведения – создается по решению уполномоченного на то гос.органа или ограна самоупр-ия. До гос.регистрации уставной фонд м/быть полностью оплачен собственником (устав, собственник имущества не отвечает по обязанностям этого предприятия). В случае банкротства или несостоят-ти вызванного собственником имущества, на собственность возлагается субсидиальная ответственность. Предприятие не в праве распоряжаться имуществом без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от исп-ия имущества, к-ое находится в хоз-ом ведении. Ликвидация и реорганизация м/происходить по решению собственника;

2- оперативного упр-ия – это федеральное казенное предприятие, созданное только по решению правительства РФ на базе имущества, находящегося в фед.собственности. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия собственника этого имущества – гос-ва. Гос-во опр-ет порядок распределения доходов казенного предприятия и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

 

6. Гос-во: понятие и признаки.

Государство явл-ся субъектом правоотношений, это власть над обществом (союзом людей). основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.

Характеристики гос-ва как полит-ого института:

-суверенитет – наличие верховной политической власти во внутренних делах и независимость во внешних.

-наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих политическую власть (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения).

-монополия на использование насилия (через аппарат принуждения).

-право на создание и хранение юридического порядка на своей территории.

-относительное постоянство (действие юридического порядка на конкретной территории).

-проведение экономической политики: сбор налогов, эмиссия денег.

Элементы :

-Территория – это физическая, материальная основа государства, его пространственная сущность. Это та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных вод, на которой действует власть данного государства.

-Население – это народ, проживающий на территории данного государства и подчиняющийся его власти.

-Государственная власть – осуществляется соответствующими органами на определенной территории, имеет обязательный характер для всех граждан государства. Должна отражать интересы ВСЕГО ОБЩЕСТВА. Государственная власть должна быть эффективной, суверенной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие перед государством.

Государство выступает как юридическое лицо. Оно имеет права и обязанности, ответственность, является действующим субъектом права.

Характерные признаки:

1. власть ограничена определенной территорией,

2. власть гос-ва не подчиняется в порядке иерархии иным властям, т.е. она первична, исключительна и самостоятельна – суверенна,

3. гос-во немыслимо без сис-мы права (законодательства), которой устанавливаются форма гос-ва, его права и обязанности, их гарантии, также возможные действия гос-ва (издание нормативных актов и пр.)

4. общая цель, т.е. идеология,

5. признание людьми,

6. профессиональный аппарат управления,

 7. сис-ма налогов,

8. валюта и мн. др.

От баланса реализованных признаков гос-ва зависит политический режим.

7. Объекты гражданских прав.

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работа, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага.

Под вещью понимается созданные как человеком, так и природой объекты материального мира, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они являются наиболее распространенными объектами гражданских прав.

К вещным объектам относятся любые вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права. К объектам вещных прав относятся такие виды имущ-ва, к-рые являются:

- полностью оборотоспособными, могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства,

- ограниченно оборотоспособными, т.е. имущ-во, нахождение к-рого в обороте допускается по спец. разрешению или может принадледжать определенным участникам,

- изъятыми из оборота, т.е. имущ-во, нахождение к-рого в обороте не допускается, относится к объектам, если это имущ-во прямо указано в законе.

Вещи делятся на движимые и недвижимые. К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все объекты, что прочно связаны с землей, т.е. объекты, перемещение к-рых без несоразмерного ущерба их по назначению невозможно. Вместе с тем закон относит к недвижимости и объекты, которые по своей физической природе являются движимыми. К ним относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, космические объекты ( искусственные спутники, космические корабли и т.д.). Различие в правовом режиме движимых и недвижимых вещей заключается в том, что совершение сделок с последними и оформление права на них требует государственной регистрации. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имущ-вом и не подлежат гос. регистрации.

Вещи делятся на индивидуально-определенные и вещи, определяемые родовыми признаками (родовые вещи). Индивидуально-определенная вещь обладает такими признаками, по к-рым ее можно отличить от других таких же вещей, и она незаменима. Такие вещи являются объектом правоотношения и не могут быть заменены. Стороны имеют в виду конкретную вещь, определенную присущими только ей индивидуальными признаками (фасон, цвет, номер), позволяющими выделить вещь из ряда других вещей. Вещи, определяемые родовыми признаками (число, мера, вес) являются заменимыми. Вступая в правоотношение по поводу таких вещей, стороны имеют в виду род вещей (мешок картофеля, тонна мазута, тысяча рублей), а не определенную вещь.

Вещи различаются как потребляемые и непотребляемые. Потребляемые вещи в процессе использования теряют свои первоначальные потребительские св-ва (продукты питания, лекарства, сырье и пр.). Непотребляемые вещи при эксплуатации не теряют своих потребительских св-в и м.б. использованы в течение длительного времени (сооружения, оборудование, машины и пр.).

Особыми объектами гражданских прав являются деньги и ценные бумаги. Особое значение денег в гражданском обороте состоит в том, что они выполняют функцию всеобщего эквивалента и могут быть использованы в качестве универсального средства платежа. Будучи вещами, определенными родовыми признаками, деньги могут быть индивидуализированы путем записи номеров денежных знаков, и тогда они превращаются в индивидуально определенные вещи (при описи). Сами деньги могут быть предметом гражданско-правовых сделок, например займа, мены, дарения.

Объектами гражданских прав могут быть сами действия обязанного лица, которые выражаются в выполнении им работ или оказании услуг.

Новым объектом гражданских прав является информация. В широком смысле под информацией понимается совокупность определенных сведений и данных об окружающем мире. Однако гражданско-правовому регулированию подлежит не всякая информация, а лишь та, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам и свободного доступа к ней на законных основаниях, владелец которой принимает меры для сохранения ее конфиденциальности. Гражданское право охраняет информацию, представляющую служебную или коммерческую тайну, поэтому разглашение ее против воли предпринимателя влечет за собой для лиц, допустивших разглашение, а также незаконными методами получивших ее, обязанность возместить причиненные этим убытки.

К нематериальным благам, как объектам гражданских прав, относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, деловая репутация, личная и семейная тайны, право свободного передвижения, выбора местопребывания, право на имя, право автора и т.д.

 

 

8. Право хоз-ого ведения и оперативного управления.

Право хозяйственного ведения имущества . Правовой режим хозяйственного ведения закреплен в главе 19 ГК РФ. Субъектами могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также дочерние предприятия, созданные государственными или муниципальными предприятиями. Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического владения собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество, переданное на праве хозяйственного ведения, становится обособленным и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия. Государственные или муниципальные унитарные предприятия владеют, пользуются и распоряжаются чужим имуществом, собственником которого является государство. Правомочие владения реализуется предприятием путем закрепления переданного имущества на самостоятельном балансе. Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Реализация правомочия распоряжения имеет свои особенности. Предприятие имеет право самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом. Это означает, что недвижимое имущество предприятие может продавать, сдавать в аренду и т.д.

Закрепляя имущество за предприятием, вместе с тем собственник имеет следующие права:

1. Решает вопросы создания предприятия

2. Определяет предмет и цели его деятельности

3. Решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия

4. Назначает руководителя

5. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества

6. Получает часть прибыли от использованного имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества. Фактическая передача имущества осуществляется после оформления прав владения имуществом и получения в соответствующих органах свидетельства на право владения.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия или перераспределения имущества собственника, например при реорганизации. Государственное муниципальное предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на имущество при смене собственника.

Право оперативного управления имуществом . На праве оперативного управления имуществом принадлежит казенным предприятиям, а также учреждениям. Казенные предприятия являются разновидностью государственных унитарных предприятий, оно создается по решению правительства РФ на базе федеральной собственности. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решения о ликвидации или реорганизации. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично.

Предприятия и учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются ими в ограниченных пределах: в пределах, установленных законом; в соответствии с целями их деятельности; в соответствии с заданиями собственника; в соответствии с назначением имущества.

Права казенных предприятий и учреждений ограничены законодательством в большей степени, чем права унитарных предприятий. Казенное предприятие не в праве отчуждать или иным образом распоряжаться недвижимыми и недвижимыми имуществами собственника без специального разрешения. Собственник вправе изъять излишнее неиспользованное, или используемое не по назначению, имущество и распорядиться этим имуществом по своему усмотрению. Собственник также вправе устанавливать порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя с самим предприятием.

Важной особенностью правового положения казенного предприятия является субсидиарная (дополнительная) ответственность по долгам предприятия в случае недостаточности его имущества. Ответственность РФ как собственника носит дополнительный характер и наступает в том случае, если имущества казенного предприятия недостаточно для удовлетворения всех требований кредитора.

Что касается учреждения, то оно даже с согласия собственника не в праве отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости учреждение вправе просить собственника, чтобы он сам или от своего имени произвел отчуждение принадлежащего ему имущества. Особенностью правового положения учреждения как финансируемой собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им предпринимательской деятельности в соответствии с учредительными документами, т.е. закрепленным в них разрешением собственника. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и ведется на отдельном балансе.

Право оперативного управления возникает с момента передачи имущества. Закон не устанавливает обязанности заключения договора между собственником и казенным предприятием, однако и не ограничивает этой возможности.

 

 

Ценные бумаги как объекты гражд-их прав. Передача прав на ценные бумаги.

Ценная бумага – это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача к-рых возможны только при его предъявлении. Ценные бумаги отнесены законом к категории вещей, не имеют материальной ценности, но включают гарантированные права на фактические действительные ценности, в частности, на деньги, товары, услуги. Они м.б. средствами платежа, кредита, залога и пр. Удобны в экономич. обороте, поскольку заменяют собой реальные товары на деньги и этим создают условия для более эффективного финансирования рынка.

Ценная бумага должна включать ряд характерных признаков:

1) должна составляться в строго определенной законом форме и иметь все реквизиты, отсутствие этих данных влечет за собой ее ничтожность;

2) ц.б. удостоверяет как правило имущественные права;

3) законом установлен ограниченный круг лиц, кому могут принадлежать права, удостоверенные в ц.бумаге;

4) для передачи ценной бумаги установлен особый порядок. С передачей ц.б. переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. При передаче прав другому лицу, удостоверенных ц.бумагой на предъявителя, достаточно вручения ц.бумаги этому лицу. Права, удостоверенные именно ц.бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). Лицо, передающее право по ц.бумаге, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его исполнение. Права по ордерной бумаге передаются путем совершения на этой бумаге передаточной надписи;

5) владелец ц.б. лишь в том случае вправе требовать ее исполнения (передачи имущ-ва, уплаты денег и пр.), когда сама ц.бумага фактически предъявлена должнику в подлиннике. Такое же правило установлено и для передачи прав по ценной бумаге: она обязательно должна сопровождаться фактической передачей приобретателю самой ценной бумаги. Утрата ц. бумаги, как правило, влечет за собой невозможность реализации возложенного в ней права. Восстановление права по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам производится судом в порядке, предусмотренным процессуальным законодательством;

6) особенностью ц.б. явл-ся ее публичная достоверность. Суть ее в том, что оформленная по всем правилам ц.б. не м.б. оспорена должником со ссылкой на отсутствие основания возникновения у него обязательства или на недействительность основания. Владелец ц.б., обнаруживший ее подлог или подделку, вправе предъявить к лицу, передавшему ему бумагу, требование о надлежащем исполнении обязательства, удостоверенного ц.бумагой, и о возмещении убытков.

Виды ц.бумаг строго ограничены законом. К ним относятся: облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сбер. книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и пр.

Первой по степени распространенности в обороте ценной бумагой явл-ся акцияудостоверяет не одно право, а совок-ть как имущественных (право владельца акции на получение прибыли), так и неимущественных прав (право владельца акции избирать и быть избранным в органы управления). Акции делятся на обыкновенные (удостоверяет право владельца акции участвовать в общих собраниях акционеров с правом голоса, правом получения %-тов) и привилегированные (не дает право голоса на общем собрании, но это право м.б. предоставлено владельцу акции, если это предусмотрено в уставе АО).

Следующей ц.бумагой явл-ся облигацияудостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоим-ти или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней %-та от номинальной стоим-ти облигации либо иные имущественные права. Выпускать облигации имеют право гос-ва или частное юр. лицо.

Вексельудостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя.

Чексодержит ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму.

Сберегательный (депозитный) сертификатудостоверяет сумму вклада, внесенного в банк, и право вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате %-тов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале банка. Сберегательные сертификаты выдаются гражданам, а депозитные – юр. лицам.

Банковская сбер. книжка на предъявителя – подтверждает внесение в банк ден. суммы и удостоверяет права владельца книжки на получение этой суммы в соотв-вии с условиями ден. вклада.

Коносаменттоварораспорядительная ц.б., удостоверяет право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получать груз после завершения перевозки.

Приватизационные ценные бумаги – относятся к гос. цен.бумагам целевого назначения и используются в кач-ве платежного ср-ва для приобретения объектов приватизации.

Закладнаяприменяется при заключении договора об ипотеке (залоге недвижимости), явл-ся именной ц.бумагой, удостоверяет права ее законного владельца на получение исполнения по ден. обязательству.

 

10. Хоз-ные товарищества и общества.

Хоз. тов-ва и об-ва представляют собой объединения граждан и (или юр.лиц, объединившихся для совместной предпринимательской деятельности. Характерной особ-тью этих обществ и товариществ является разделение их устаного (для обществ) и складочного (для товариществ) капитала на доли (вклады) учредителей. Различие м/д ними состоит в том, что тов-во – это по существу объединение лиц, хорошо знающих и доверяющих друг другу, а об-во – объединение в первую очередь капиталов, и характер личных взаимоотношений их участников значения не имеет.

Хоз.об-ва – коммерческая орг-ция, создающаяся на основе объединения капиталов участников. Х.о. м/создаваться в форме: ООО, ОДО, АО. З-н РФ с ограниченной ответственностью от 8.02.1998.

ООО (Об-во с ограниченной ответственностью) – ком.орг-ция, уставной капитал к-ого разделен на доли, определен учредит-ыми документами и обр-ан одним или неск-ими учредит-ыми лицами не отвечающих по обязательствам этой орг-ции.

Участники несут только риск потерять свою долю, внесенный в устав капитал (50% своей доли в теч. года).

Высшим органом явл. собрание его уч-ов, к-ый будет подотчен общему собранию.

Учредители не обязаны участвовать в личном деле. Они м/выйти в любое время, им выплачивается часть долевого имущества (часть имущества, к-ая соответствует его доли в уставном капитале).

ОДО (Об-во с дополнительной ответственностью) – явл. разновидностью ООО. Отличие состоит в том, что уч-ки ОДО солидарны нести субсидиальную ответственность своим имуществом в одинаковом для всех размере (т.е. равным стоимости их вкладов). Т.о., уч-к отвечает по долгам только частью своего имущества.

Особенность ОДО – имеют право выпуска ценных бумаг в виде облигаций.

АО (акционерные об-ва) – наиболее распространены. АО, признается орг-ция, созданная на основе соглашения лиц, объединяющая свои цели в получении прибыли. Уставной капитал разделен на доли, каждая из которых выражена ценной бумагой – акцией. 2 гр. уч-ов:

- акционеры – держатели акций, не отвечают по обязательствам АО.

- учредители – несут солидарную ответ-ть до гос.регистрации.

Т.к. учредители одновременно явл. акционерами, они также не отвечают по обязательствам этого об-ва уже после регистрации.

Учредителями об-ва м/быть один или неск-ко лиц, если учредителей > 2-х, они д/заключить договор.

Устав – правоустанавливающий документ, к-ый д/приниматься единогласно.

АО бывают: ОАО и ЗАО.

1) ОАО – открытая подписка акций – кол-во акционеров неограниченно.

2) ЗАО – акции распространяются только внутри этого АО – кол-во акционеров не более 50.

Акции: именные и привилегированные. Различие состоит не только в их реальной стоимости: простая – позволяет получить доход от результатов производственной деят-ти, привилегированная – доход в виде заранее опр-ой суммы. Дивиденды выплачиваются из резервного фонда.

Простая акция дает своему держателю право голоса на общем собрании. Каждая простая акция – один голос.

Привилегированная такую возможность не дает, но преимущество ее держателей заключается в том, что в случае ликвидации предприятия выплата начисленных, но не выплаченных дивидендов производится сначала привилегированным акционерам, а затем простым.

Уставом АО м/быть предусмотрены ограничения приобретения акций.

АО может преобразоваться в ООО или в производственный кооператив.

Тов-ва могут быть двух видов: полное тов-во и тов-во на вере (коммандитное тов-во).

Полное тов-во – это хоз.тов-ва, участники к-ого солидарно несут субсидиарную ответ-ть по обязательствам тов-ва всем своим имуществом. Учредителями м/быть физич-ие лица (занимающиеся предпринимательской деят-тью) или коммерческие юр.лица. Управление деят-тью осущ-ется по общему согласию всех участников. Специального органа не создается, поэтому каждый м/действовать от имени тов-ва и вести дела тов-ва. Имущество формируется за счет вклада всех участников, а также полученных доходов. Создается только на основании учредительного договора (к-ый сод-ит: фирменное наименование тов-ва; вклад каждого из участников в складочный капитал; хар-ер распределения прибыли или убытков м/д участниками; к моменту регистрации уч-ки д/внести не менее 50% в складочный капитал). Числ-ть: от 2 до 5, если остается один уч-к, он в праве преобразовать полн.тов-во в хоз.об-во.

Тов-во на вере (коммандитное тов-во) включает два вида участников: полных товарищей и вкладчиков (коммандитистов). Положение полных товарищей аналогично положению участников полного тов-ва. Вкладчики (коммандисты) не участвуют в осуществлении предпринимательской деят-ти, не отвечают по обязательствам тов-ва и несут только риск убытков по результатам деят-ти тов-ва в объеме своих вкладов, внесенных в имущество тов-ва. Имеют право знакомства с отчетными балансами и распоряжаться своими вкладами независимо от своих товарищей. Он м/передать или продать свою долю др.лицу.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 211.