Глава 1. Фискальная политика как элемент государственного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики.

Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Характер и динамика экономического развития страны яв­ляются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах. Но как можно добиться высоких темпов экономического роста? Под влиянием каких факторов показатели экономического роста могут увеличиваться или в свою очередь уменьшаться? Ответ на эти вопросы можно найти, если рассмотреть деятельность государства, поскольку именно оно играет значительную роль в регулировании экономического роста. Так, одним из методов государственного регулирования является бюджетная (фискальная) политика.

С лёгкой руки Дж. Кейнса фискальной политикой принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Актуальность изучения роли фискальной политики в обеспечении экономического роста обусловлена тем, что именно от того каким будет финансирование в государстве, на что будут направлены государственные расходы будет зависеть развитие тех или иных факторов, которые в свою очередь повлияют на уровень экономического роста страны.

В последнее время появился ряд отечественных исследований по данной проблеме. Существенный вклад в анализ проблем роли фискальной политики в обеспечении экономического роста внесли многие российские учёные и исследователи, например: Глазьев С.Ю., Сенчагов В., Анисимов С.А. и другие.

Цель данной работы – раскрыть сущность фискальной политики и экономического роста, выявить факторы и проанализировать динамику экономического роста в современной российской экономике, определить роль фискальной политики в обеспечении экономического роста.

В данной курсовой работе выделяются три главы. Первая глава будет посвящена фискальной политике государства. В главе будет рассмотрено понятие фискальной политики, а также раскрыты цели и направления данной политики. Кроме того, особое внимание будет уделено изучению инструментов и характеристике основных видов фискальной политики, таких как дискреционная и недискреционная политика и т.д.

Во второй главе речь пойдёт о сущности экономического роста. Здесь будут представлены классификации факторов экономического роста по различным основаниям, например: по способу воздействия, в зависимости от характера роста, по внешне- и внутриэкономическим элементам и т.д. Также будут рассмотрены типы экономического роста – интенсивный и экстенсивный.

В третьей главе планируется определить роль бюджетной политики в обеспечении экономического роста российской экономики. Для этого будет проанализирована динамика экономического роста в Российской Федерации, а также будет сделана попытка выявить ключевые факторы, через которые бюджетная политика может оказать влияние на экономический рост страны. Кроме того, в данной главе будут рассмотрены недостатки и возможные пути совершенствования бюджетной политики в настоящее время в России с целью повышения обеспечения экономического роста государства.

 

 

 

Регулирования

Виды фискальной политики

В макроэкономической фискальной политике существует классификация, складывающаяся в зависимости от общей экономической ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого подъёма деловой активности, бурного экономического роста проводится фискальная рестрикция (ограничительная политика).

Фискальная рестрикция – сдерживающая бюджетная политика, которая имеет своей целью ограничение циклического подъёма экономики и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

 В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, имеет место фискальная экспансия. Фискальная экспансия – стимулирующая бюджетная политика, которая имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, сокращение налогов или комбинирование этих мер (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Виды фискальной политики

 

Между этими двумя видами фискальной политики пролегает третий вид, именуемый стабилизационной фискальной политикой.

Политика стабилизации – это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объём валового внутреннего продукта страны к его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо  удерживать экономические параметры в определённых пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.

По форме осуществления фискальной политики различают два её типа: дискреционная и недискреционная (рис. 1.2).

 

Рис. 1.2. Виды фискальной политики[4]

 

Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение  государственных расходов (государственные закупки товаров и услуг, трансферты) и налогов и состояния государственного бюджета в результате специальных решений правительства. К числу наиболее распространённых способов, средств осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, государственная программа занятости, изменение налоговых ставок и другие аналогичные инструменты воздействия. Изменение их влияния приводит к изменению совокупных расходов, а, следовательно, и объёма национального производства.

Под недискреционной фискальной политикой понимается автоматическое изменение государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета в результате циклических колебаний экономики. Инструментами данной фискальной политики являются встроенные стабилизаторы, которые представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Имеются три основных «встроенных» стабилизатора: пособия по безработице, налоги на прибыль корпораций, прогрессивный подоходный налог.[5]

Действие автоматических стабилизаторов смягчает, уменьшает колебания объёма ВНП в обоих направлениях. Во время спада растут объёмы пособий по безработице, что уменьшает темпы сокращения совокупного спроса. ВО время же подъёма значительная часть доходов изымается через прогрессивные налоги в государственный бюджет. В результате рост потребительских расходов будет меньше, чем это могло бы быть, и отсюда следует, что процесс восстановления после экономического спада будет иметь тенденцию к замедлению. Таково автоматическое действие «встроенных» стабилизаторов.

 

Типы экономического роста

Качество и темпы экономического роста непосредственно зависят от его типа. Можно выделить экстенсивный и интенсивный типы (рис. 2.2).

 

 

 


Рис. 2.2. Типы экономического роста[14]

 

Экстенсивный путь (от лат. extensivus – расширяющий, удлиняющий) предполагает простое количественное увеличение факторов производства без их качественного изменения, то есть вовлечение в производство дополнительных ресурсов при сохраняющемся уровне технологии и качестве самих ресурсов. В этом случае увеличение объёмов производства происходит за счёт трёх факторов: а) основного капитала (фондов); б) рабочей силы; в) материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей). Примерами экстенсивного типа экономического роста являются: распашка новых земель, набор новых работников для организации работ в несколько смен.

Экстенсивный тип экономического роста – самый простой и исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства. Он имеет свои достоинства. Это – наиболее лёгкий путь повышения темпов хозяйственного развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удаётся сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы.

Такой путь увеличения производства имеет и серьёзные недостатки. Ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Поскольку выпуск продукции повышается в той же степени, в какой возрастают величины используемых основных фондов, материальных ресурсов и численность работников, то на неизменном уровне остаются количественные значения таких экономических показателей, как фондоотдача, материалоёмкость и производительность труда.

Экстенсивный тип экономического роста предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счёт которых могут увеличиваться масштабы экономики. Однако при этом неизбежно ухудшаются условия воспроизводства. Так, все более стареет оборудование на действующих предприятиях. В результате экономический рост во все возрастающей мере носит затратный характер. Следует заметить, что долговременная ориентация на преимущественно экстенсивный путь роста выпуска продукции ведёт национальное хозяйство к тупиковым ситуациям.

Более сложный тип экономического роста – интенсивный. Интенсивный тип (от лат. intension – напряжение, усиление) означает экономический рост за счёт совершенствования и повышения эффективности использования факторов производства (применение более квалифицированного труда, более совершенных техники, технологии, организации производства). Это значит, что главный отличительный признак данного типа – повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса. За счёт этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения.[15]

Интенсивный экономический рост обладает рядом особенностей. Интенсивный тип более прогрессивен, поскольку решающую роль в подъёме эффективности вещественных условий производства начинают играть достижения науки и техники. В связи с этим в масштабе общества развивается производство научно-технической информации, которая в конечном счёте воплощается во всё более эффективные средства производства. Одновременно повышается культурно-технический уровень работников. При интенсивном типе экономического роста преодолеваются преграды, порождённые известной ограниченностью естественных ресурсов. Так, наиболее выгодным фактором расширения производства становится ресурсосбережение.

 Описанные модели интенсивного и экстенсивного экономического роста дают представления о них «в чистом виде». Вместе с тем в промышленно развитых странах типичным и нормальным является третий, смешанный тип экономического роста, в котором сочетаются экстенсивный и интенсивный типы. Если доля реального ВВП, полученного в результате интенсивных факторов роста превышает 50%, то для экономики в целом характерен преимущественно интенсивный тип роста. И наоборот, если удельный вес прироста реального ВВП в тех же условиях менее 50% от общего прироста ВВП – значит, экономическая динамика характеризуется преимущественно экстенсивным типом развития. Переход на интенсивный тип экономического роста меняет роль темпов экономического роста как показателя, отражающего динамику хозяйственных процессов. Темпы роста могут даже несколько снизиться. Но это не означает, что экономика начала развиваться менее эффективно. При экстенсивном росте экономика в основном сохраняет хозяйственные пропорции, свою структурную характеристику и развивается вширь. В условиях интенсивного типа развития экономика становится динамичной, не только увеличиваются темпы роста, но и происходят структурные изменения. Варианты сочетания интенсивного и экстенсивного типов зависят от изменения численности трудоспособного населения, нормы накопления капитала, степени научно-технического прогресса и иных обстоятельств.

 


Введение

Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики.

Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Характер и динамика экономического развития страны яв­ляются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах. Но как можно добиться высоких темпов экономического роста? Под влиянием каких факторов показатели экономического роста могут увеличиваться или в свою очередь уменьшаться? Ответ на эти вопросы можно найти, если рассмотреть деятельность государства, поскольку именно оно играет значительную роль в регулировании экономического роста. Так, одним из методов государственного регулирования является бюджетная (фискальная) политика.

С лёгкой руки Дж. Кейнса фискальной политикой принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Актуальность изучения роли фискальной политики в обеспечении экономического роста обусловлена тем, что именно от того каким будет финансирование в государстве, на что будут направлены государственные расходы будет зависеть развитие тех или иных факторов, которые в свою очередь повлияют на уровень экономического роста страны.

В последнее время появился ряд отечественных исследований по данной проблеме. Существенный вклад в анализ проблем роли фискальной политики в обеспечении экономического роста внесли многие российские учёные и исследователи, например: Глазьев С.Ю., Сенчагов В., Анисимов С.А. и другие.

Цель данной работы – раскрыть сущность фискальной политики и экономического роста, выявить факторы и проанализировать динамику экономического роста в современной российской экономике, определить роль фискальной политики в обеспечении экономического роста.

В данной курсовой работе выделяются три главы. Первая глава будет посвящена фискальной политике государства. В главе будет рассмотрено понятие фискальной политики, а также раскрыты цели и направления данной политики. Кроме того, особое внимание будет уделено изучению инструментов и характеристике основных видов фискальной политики, таких как дискреционная и недискреционная политика и т.д.

Во второй главе речь пойдёт о сущности экономического роста. Здесь будут представлены классификации факторов экономического роста по различным основаниям, например: по способу воздействия, в зависимости от характера роста, по внешне- и внутриэкономическим элементам и т.д. Также будут рассмотрены типы экономического роста – интенсивный и экстенсивный.

В третьей главе планируется определить роль бюджетной политики в обеспечении экономического роста российской экономики. Для этого будет проанализирована динамика экономического роста в Российской Федерации, а также будет сделана попытка выявить ключевые факторы, через которые бюджетная политика может оказать влияние на экономический рост страны. Кроме того, в данной главе будут рассмотрены недостатки и возможные пути совершенствования бюджетной политики в настоящее время в России с целью повышения обеспечения экономического роста государства.

 

 

 

Глава 1. Фискальная политика как элемент государственного

Регулирования

Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.