Экологическая проблема и пути выхода из нее
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При анализе взаимодействия человека и природы необходимо учитывать, что с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, но с другой стороны, принципиальную выделенность человека из мира природы, его возвышение над ней.

Человеческое поведение определяется не инстинктами, а является актом свободной воли, что в свою очередь повлекло за собой возможность хищнического отношения к природе, и тем самым вызвало экологический кризис.

Опасения по поводу неблагоприятной обстановки с природой возникают уже на протяжении нескольких десятилетий. В работе Ж. Дорста «До того, как умрет природа» (1965 г.) уже поднимается тревога о том, что дни природы и дни, порожденного ею человечества сочтены.

Академик РАН И.В. Бестужев-Лада, отмечает, что знаменитым четырем коням Апокалипсиса[21], несущим смерть роду человеческому, предшествует вдвое большее число животных той же породы, после наезда которых остальным лошадям делать нечего[22]:

1. Загрязнение воздушной среды. Человек губит атмосферу выбросом промышленных газов и пыли, выхлопами транспортных газов, сжиганием горючего для обогрева жилья, приготовления пищи и т.п.

2. Загрязнение водной среды. Вода перестает быть питьевой во все большем числе городов планеты. Загрязнение коснулось Мирового океана и прогрессирует по нарастающей.

3. Загрязнение ландшафтов, включая эрозию почв. Деградация среды обитания прогрессирует наравне с моральной деградацией. И сегодня стремительным образом исчезают леса, уменьшается площадь пашен и садов, кроме того, портится сама почва и ухудшаются условия произрастания на ней сельскохозяйственных культур, меняется химический состав земной суши.

4. Радиационное загрязнение, которое идет разными путями и разной степени интенсивности, при этом радиация страшна своей незримостью.

5. Тепловое загрязнение, получаемое «благодаря» огромным выбросам тепла вследствие расточительного потребления энергии, выбросов в атмосферу углекислого газа, что создает на земной поверхности «парниковый эффект».

6. Шумовое загрязнение. Раздражающий слишком сильный или неприятный звук – подлинный убийца, не лучше радиации. Дело не только в том, что слишком громкий шум ослабляет слух, вплоть до полной глухоты, но и вызывает дезорганизацию организма, ослабляет сопротивляемость заболеваниям.

7. Химическое загрязнение пищевых продуктов. Масштабы гибельности такого загрязнения огромны.

8. Загрязнение земной поверхности твердыми отходами, мусором.

Таким образом, мы видим, что острые экологические ситуации прошлого принципиально отличаются от современной экологической ситуации, поскольку они носили локальный или региональный характер и в большинстве случаев порождались стихийным развитием самой природы. Современная экологическая ситуация носит глобальный, общепланетный характер и является в самом прямом смысле порождением общества, превратившегося в фактор, способный причинить планете не меньшие изменения, чем стихийные природные силы.

В результате сегодня перед нами невиданный ранее общепланетарный кризис, который из чисто экологического превратился в общий кризис цивилизации, основательно изменяющий все стороны жизни человека – экономическую, социальную, духовную.

И сегодня экология является предметом пристального изучения в рамках экологической этики, направленной на разработку и обоснование этических принципов и норм, регулирующих отношения человека к природе и включающих в себя ответственность человека перед животным, растительным миром и будущими поколениями людей.

В настоящее время экологическим проблемам уделяется большое внимание во всем мире. Эти проблемы обсуждаются на уровне ООН, предпринимаются шаги, направленные на решение проблем «озоновых дыр», изменения климата, истощения запасов мирового океана.

Какие же предлагаются пути выхода из создавшейся ситуации?

1. Разработка и внедрение современных технологий, позволяющих значительно уменьшить ущерб, наносимый промышленным производством окружающей природе.

2. Перевод всех тепловых электростанций, работающих на твердом и жидком топливе, на газовое топливо. Постепенное сокращение количества таких электростанций и введение в строй электростанций, использующих альтернативные источники энергии: энергию солнца, приливов, ветра и т.п. источников.

3. Повышение эффективности и безопасности городских и промышленных очистных сооружений.

4. Перевод всех промышленных и бытовых холодильных установок, использующих фреон, на системы иного типа. Отказ от использования фреона во всех видах аэрозольных распылителей.

Эти меры должны быть подкреплены и соответствующей законодательно-нормативной базой.

Однако, только изменение производственных технологий, ориентированных на рациональное природоиспользование, не может коренным образом повлиять на общую экологическую ситуацию. Необходимо серьезная и целенаправленная работа всех стран, всего мирового сообщества в целом по формированию у каждого человека экологической культуры, что предусматривает не только широкое разъяснение последствий загрязнения среды обитания человека и экологический подход к организации всей экономики, но и формирование экологического сознания.

На современном этапе развития человечества «народы и цивилизации достигли такой степени периферического контакта, или экономической взаимозависимости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга», - отмечает П.Т. де Шарден[23]. Наша планета постепенно превращается в «единый дом», когда становится совершенно ясно, что только от всего мирового сообщества в целом зависит, способно ли оно объединиться во имя жизни на Земле.

 

Темы рефератов и докладов

1. Теории антропосоциогенеза.

2. Концепции происхождения человека В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена.

3. Природа человека и его сущность.

4. Сущность человека по И. Канту.

5. Место и роль человека в природном универсуме.

6. Экологический кризис и роль науки в его преодолении.

 

Литература

1. Андреев И.А. Происхождение человека и общества.

2. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М., 2003.

3. Вельков В.В. Куда идет эволюция человечества//Человек. 2003. №2.

4. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 1999.

5. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты: Учеб. Пособие. Ростов-н/Д., 1994.

6. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. М., 1998.

7. Гуляев В.Г. Экология человека – путь к спасению жизни на Земле//Социально-гуманитарные знания. 2001. №3.

8. Ивлиев В.А. Практикум по философии. Таганрог. 2002.

9. Канке В.А. Философия: Учебник для вузов. М., 2002.

10. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в человековедение. М., 1994.

11. Петрухин А. Человек подошел к пределу//Свободная мысль. 2002. №3, 5.

12. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 гг. М., 1995.

13. Поликарпов В.С. Введение в философию. Уч. пос. для студ. техн. вузов. Ростов-на-Дону – Таганрог. 2003.

14. Поликарпова В.А. Социальная и культурная антропология. (концептуальный аппарат). Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2003.

15.  П.Т. де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

16. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1992.

17. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса//Химия и жизнь. 1990. №1-3.

18. Это человек: Антология/Отв. ред. Гуревич П.С. М., 1995.



Тема 9. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

1. Происхождение сознания.

2. Структура сознания Сознание и язык.

3. Сознание и язык.

4. Понятие идеального. Различные концепции идеального.

5. Сознательное и бессознательное как стороны единой психической реальности человека. Бессознательное и его роль в жизнедеятельности человека.

 

Ключевые понятия:

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженный в формах сознания и воли человека.

Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека.

Сознание – способность человека воспроизводить действительность в идеальных формах, способность понимать свое отношение к миру, способность выражать содержание своего духовного мира в понятийно-языковой форме.

Бессознательное - в широком смысле детерминанты сознания, существующие объективно и не представленные в его опыте. Идея бессознательного - идея поиска оснований cogito, что не совместимо с классической парадигмой сознания, берущей начало от Декарта, который не признавал наличия каких-либо, а тем более «непрозрачных» для самого сознания его детерминант. С точки зрения этой парадигмы, человек всегда говорит правду, если говорит то, что знает. Спиноза одним из первых осознал, что человек не свободен в своих сознательно мотивируемых поступках и мыслях, им движут причины, не представленные в опыте сознания, т. е. бессознательные. В этом, считал он, основа человеческого рабства. Маркс, вслед за Спинозой, полагал: человеку кажется, что его сознание автономно, есть свободное действо. На самом деле содержание сознания детерминируется социально-экономическими отношениями, но сам факт этой детерминации сознание не улавливает, что препятствует реализации универсального и свободного человека. Избавиться от гнета скрытых детерминант сознания можно, только построив общество без эксплуатации, где все отношения между людьми станут прозрачными. В узком смысле Бессознательное - понятие, которое вводит Фрейд для обозначения вытесненных из сознания желаний и инстинктов (как правило, сексуальных, если они не соответствовали нормам сексуального поведения), оказывающих решающее влияние на поведение людей. Это - психическое бессознательное, в котором нет ничего, чего раньше не было в сознании. Для избавления от гнета такого рода бессознательного нет необходимости в социальных изменениях, достаточна помощь врача-психоаналитика. Юнг, ученик Фрейда, выводит бессознательное за рамки индивидуальных вытесненных желаний и инстинктов в сферу коллективного бессознательного, архетипов.

 

Происхождение сознания

Раскрытие природы сознания, решение вопроса о его связи с материальными явлениями – вопрос огромной важности не только в теоретическом, но и в практическом плане; выяснение зависимости протекания психических процессов от объективных условий открывает возможности направленного изменения сознания людей.

В истории философии можно выделить различные традиции анализа сознания. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявления единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма (человека). Таким началом в древнегреческой философии выступал логос (слово, закон, сущность всех вещей), в древнекитайской философии дао (путь, закон), в древнеиндийской философии – брахман (безличное духовное начало). Ценность человеческого разума, сознание определялась степенью приобщённости его к этому единому принципу и началу миропорядка. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трёхкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса, изображаемого в виде совершенного живого существа. Признаётся возможность самодвижения души, её переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя её как организующий принцип жизни. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает сознание как проявление в человеке искры над мирового божественного разума, который существует до природы и творит её из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряжённость и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с сознанием в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и неподвластный знанию. Признаётся спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям. В философии Нового времени формируется представление о сознании как замкнутом в себе внутреннем. Сознание предстаёт как самосознание, саморефлексия. Для Декарта сознание-субстанция особого рода. Лейбниц признаёт психически деятельными субстанциями монады-неделимые первоэлементы бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчётливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в сознании индивида. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формируется также натуралистически-функциональный подход к объяснению сознания. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга.

Отличие сознания от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалось социальная детерминированность сознания, его связь с развитием и функционированием культуры. Сложная многоуровневая природа сознания, значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феномена индивидуального сознания были раскрыты немецкой классической философией. Была выявлена органическая взаимосвязь индивидуальной, личностной и индивидуальной форм сознания (Кант, Гегель). Диалектико-материалистическая традиция анализа сознания не признавала его субстанциональности и рассматривала сознание как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека. Предпосылками становления сознания в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности и знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретённого опыта, который закрепляется в семиотических системах положивших начало формированию культуры как особого мира человека. Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает сознание и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъектных отношений, поскольку «Я» не может наблюдать самое себя со стороны. Сознание в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Совершается вычленение некоторого дорефлексивного уровня сознания и описания последнего в его сущностной «чистоте» и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр). Фиксирование жизни сознания осуществляется также через пласт бессознательного и через языковую структуру (психоанализ, структурализм, герменевтика).

Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи – исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

· сознание существует;

· оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

1. головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

2. сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

3. человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

4. медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, – это идеальность сознания;

1. образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

2. сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

3. никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

4. «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

5. теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» – устаревшее и ненаучное;

6. теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) сходятся:

1. объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

2. умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

2. сознание присуще всем живым организмам;

3. сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

1. теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

2. теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

3. теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

4. теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

5. теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность.– свойство материи.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

· жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

· инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

· животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

· многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

· животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Как реакция на психофизиологический параллелизм в XIX в. возникает так называемый вульгарный материализм. Его представители считали, что мысль – нечто вроде тонкой материи, которую вырабатывает и выделяет мозг, подобно тому, как железы внутренней секреции вырабатывают и выделяют различные вещества, необходимые для физиологической деятельности организма. В XX в. представители так называемого научного материализма считали, что сознание человека, в принципе, сводимо к различным состояниям центральной нервной системы и методы естествознания, в частности физики, способны дать исчерпывающее описание сознания. Однако, на самом деле все не так просто.

Познание сознания сопряжено с некоторыми трудностями. Дело в том, что сознание нам непосредственно не дано. Образы, возникающие в мозге, внешне не наблюдаемы. Mы можем наблюдать поведение человека, его эмоции, его речь; при исследовании мозга можно наблюдать происходящие в нем физиологические процессы. Но наблюдать, даже с помощью приборов, сознание невозможно. Образы в сознании не обладают теми материальными свойствами, которые есть у отражаемых этими образами объектов (так, огонь жжет, но образ огня в сознании этим свойством не обладает). Поэтому получается, что при изучении физиологической деятельности мозга, поведения человека, эмоций, речи исследуется не само сознание, а его материальное основание и его материализация в деятельности человека. В этом случае о сознании можно судить косвенно, опосредовано.

Особый способ изучения сознания – наблюдение (интроспекция) за собственной духовной жизнью. При этом появляются трудности. Так, например, если мы начнем анализировать свои эмоции или мысли, то они в ходе этого анализа начинают исчезать (мысль о мысли вытесняет саму мысль).

Так, в диалектико - материалистической философии определение сознания включает указание на две его основные функции: отражающую и управляющую. Конкретизируя этот подход, можно предложить следующее определение: сознание – это способность человека отображать материальные объекты в идеальных образах и целенаправленно регулировать свои взаимоотношения с этими объектами. Здесь нужно оговорить, что такое определение сознания несколько сужает его содержание, поскольку сознание не только оперирует образами материальных объектов, но и создает различные образы, прямо не связанные с отражением материальных объектов. Но дело в том, что исходные образы сознания - это именно образы материальных объектов.

Сознание – специфическое свойство высокоорганизованной материи и как таковое имеет в материи свои объективные основания.

При объяснении происхождения сознания человека ряд философов прошлого предполагали, что сознание как бы «разлито» по всей природе, что вся материя «одушевлена» (гилозоизм). Между сознанием, присущим всем природным объектам, и сознанием человека имеется лишь количественное различие. Хотя эта концепция ошибочна в целом, но в ней есть рациональный момента - о предпосылках нашего сознания в природе. Поэтому, В.И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч. Т.18. С.91.). В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию.

Отражение связано с взаимодействием объектов. Без взаимодействия не может быть отражения. Вместе с тем отражение не тождественно взаимодействию. Специфика отражения раскрывается в следующих моментах:

· Способность материальных объектов воспринимать те или иные воздействия окружающей среды. Этот момент отражения можно назвать «отражение-восприятие».

· Изменение объекта в результате воздействия на него других объектов. Специфика этого изменения зависит от характера внешнего воздействия и внутреннего содержания отражающего объекта. Назовем этот момент «отражение-изменение».

· Способность объекта сохранять в себе результаты воздействий.

· Структурные особенности воздействующего объекта воспроизводятся в содержании отражающего объекта. Так, благодаря индукции и резонансу в различных акустических и магнитных явлениях особенности структуры одних систем «передаются» и «запоминаются» другими. Назовем этот момент «отражение-след».

· Способность объектов определенным образом реагировать на внешние воздействия. Нужно заметить, что реакция объекта зависит от его «истории», «запомнившихся» прошлых взаимодействий со средой. Назовем этот момент «отражение-реакция».

Итак, отражение – это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей Структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.

Отражение имеет различную специфику на различных структурных уровнях организации материальных объектов. Основанием этому является различие в детерминации. Напомним, что функционирование материальных объектов определяется внешней и внутренней причинностью. В неорганической природе внешняя причинность преобладает. По мере усложнения систем внутренняя причинность проявляется все в большей степени.

Начиная с некоторого уровня организации у живых организмов формируются механизмы управления и самоуправления. Усложнение содержания объектов создает возможность все более точно отражать внешние воздействия и варьировать свое поведение во все более широком диапазоне.

Раздражимость – способность живого организма к простейшим специфическим избирательным реакциям в ответ на действия специфических физико-химических раздражителей – это первоначальная форма отражения в живой природе. Формы раздражимости: таксисы (организм отвечает на внешнее раздражение, перемещаясь относительно источника раздражения), тропизмы (неравномерный рост клеток под влиянием света или силы тяжести), настии (изменения организма, обусловленные периодическими изменениями среды).

По ходу развития живых организмов происходит специализация клеток и тканей; формируется нервная ткань, концентрирующая в себе способность воспринимать воздействия внешней среды, и мышечная ткань, концентрирующая в себе способность к двигательным реакциям. На базе нервной ткани появляется чувствительность-способность отображать среду в ощущениях, чувственных образах.

Дальнейшее усложнение отражения у животных связано с тем, что живой организм ориентируется и среде, реагируя не только на те воздействия, которые прямо включены в обмен веществ, но и такие, которые предупреждают о возможности появления первых (являются их сигналами).

Высшая форма отражения – сознание человека. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека. В результате биологической и социальной эволюции возник обладающий сознанием человек, преобразующий среду (и себя) в соответствии со своими потребностями. Этот переход от существа, приспосабливающегося к условиям среды, явился качественным скачком в развитии отражения.

Материальной базой сознания является мозг, состоящий из нейронов и глиальных клеток. Нейроны образуют серое вещество больших полушарий головного мозга, подкорковые образования, мозговой ствол, мозжечок и спинной мозг. О сложности организации мозга говорит тот факт, что каждый нейрон имеет в среднем около 5 тыс. контактов с другими клетками и может находиться в шести разнообразных состояниях. Количество нейронов – порядка десять в десятой степени. Нервные клетки соединяются в специализированные группы, последние – в рефлекторные цепи. Только такая сложная организация мозга создала возможность для формирования сознательного отражения, сознания.

Эволюция мозга шла, во-первых, под влиянием природных, биологических условий. Но одними природными условиями нельзя объяснить ни эволюцию мозга, ни становление сознания. Решающее значение для возникновения сознания имела общественная среда, развитие человеческой формы жизни. Социальными факторами формирования сознания были трудовая деятельность, общение, обмен информацией (язык).

Труд как целесообразная деятельность по изготовлению и использованию орудий труда сыграл определяющую роль в развитии умственных способностей человека. Структура и способы практических действий, совершаемых с предметами, постепенно отлагались в мозге в виде структуры и способа действий с идеальными «моделями» вещей. Мышление формируется как аппарат подготовки целенаправленных материальных действий.

Процесс совместного труда, коллективный образ жизни, общение предполагают передачу информации. Необходимо фиксировать и передавать друг другу, новому поколению накопленный социальный опыт. Эту функцию выполняет членораздельная речь, язык выступает как средство накопления социального опыта и передачи информации.

Сознание – общественное явление по своему происхождению, по содержанию и по функциям. Но сознание индивидуально по способу своего существования; реально оно существует как индивидуальное сознание прошлых, настоящих и будущих людей.

Таким образом, труд, общение и язык играют определяющую роль в формировании каждого индивидуального сознания всегда, в любую историческую эпоху.

Современная наука установила, что мозг человека представляет собой очень сложно организованную и саморегулирующуюся систему. Мыслительные процессы протекают в коре головного мозга, которая состоит из миллиардов нервных клеток – нейронов,[24] каждый из которых с помощью длинных и коротких отростков (аксонов и дендритов) связан с тысячами других нервных клеток. Все они, вместе взятые, образуют невероятно сложную сеть с огромным множеством связей, уходящих по нервным волокнам к нервным окончаниям органов чувств. Последние, когда на них попадают определенные воздействия (сигналы), приходят в состояние возбуждения, которое по соответствующим нервным каналам передается в головной мозг.

Каждый человек в течение дня получает через свои органы чувств множество различных ощущений. Однако сам акт превращения их в феномен сознания во многом неясен и по сей день. Поэтому актуальным до сих пор остается высказывание Т. Гексли: «Что представляет собой сознание, мы не знаем, и каким образом в результате раздражения нервной ткани происходит такая удивительная вещь, как сознание, столь же непонятно, как и появление джинна из лампы Алладина».[25]

Однако в ХХ веке было сделано много открытий для раскрытия тайн человеческого мозга. Установлено, что мозг дифференцирован на различные области, обладающие функциональным своеобразием. Было установлено, что зрение, например, связано с затылочными долями полушарий мозга, слух – с височными, а интеллектуальная деятельность – с лобными долями. Выяснена и различная роль самих полушарий мозга в структуре человеческой психики. Левое полушарие связано с абстрактно-логическим мышлением. Оно «ведает» речью, логикой, счетом. Правое полушарие воспринимает мир на языке образов, ассоциаций, эмоций. «Многие сотни тысяч лет именно правое полушарие было доминирующим, руководило поведением человека. И только 20-30 тысяч лет назад, когда простых команд для передачи информации стало не хватать, появилась речь. Усложняющаяся организация общества. Новые технологии требовали абстрактных понятий, и все большее значение приобретало левое полушарие. Постепенно удаляясь от естественного мира к искусственному, проходя не природную школу, а социальную, мы, по сути, ему передали руководство своим поведением».[26]

Известно, что у каждого человека одно полушарие развито более чем другое. Поэтому различают психотипы право- и левополушарников. «Правые» воспринимают мир сначала на эмоциональном уровне – в гармонии красок, звуков, запахов, – а уж потом осмысливают его. У «левых» же абстрактно-логическое мышление явно преобладает над чувственным. Большой вклад в экспериментальное изучение мозговой локализации тех или иных психических явлений внес известный физиолог Хосе Дельгадо. Он вживлял в мозг животных тончайшие металлические нити и, пропуская через них электрический ток, раздражал различные участки мозговой ткани. В результате он достигал у животных реакции «замирания», агрессии или, наоборот, миролюбия, вызывал у них искусственный голод (даже если перед этим животное было сыто и отказывалось от еды), чувство удовольствия и т.д. Его опыты показали, что в мозгу существуют участки, которые были определены им как «центр удовольствия», «пункт ярости» и т.п. Такового рода манипуляции с вживлением в мозг электродов проводились с лечебными целями и на людях, страдающих различными психическими заболеваниями. А попутно осуществлялись и экспериментальные исследования, в которых искусственно вызывались те или иные психические проявления. Например, при раздражении электрическим током верхней височной извилины мозга человек вспоминал музыкальные звуки, мелодии знакомых песен, раннее слышанные голоса людей и даже целые фразы, вызывавшие у пациента реакцию смеха, и т.д.[27]

О продуктивности исследований мозга свидетельствует тот факт, что за последние тридцать лет ХХ века около двух десятков ученых, занимающихся этими исследованиями, были удостоены Нобелевских премий. А последнее десятилетие ХХ века конгрессом США в марте 1989 г. было объявлено «десятилетие мозга». Основными направлениями работ ученых в этот период стали: исследования сознания как проблемы физиологии высшей нервной деятельности человека, изучение нейрофизиологии и психофизиологии мотиваций и, наконец, развитие нейроинформатики с целью уяснения взаимодействий бесчисленных нервных клеток мозга, порождающих человеческий интеллект.[28]

 

Структура сознания

Сознание существует реально и является фундаментальным свойством мозга. При этом нужно понимать, что между сознанием и материальными объектами есть существенное различие. Отражение внешних объектов в мозге – не образование их физических отпечатков. Образ объекта, мысль о нем и сам объект – не одно и то же. Образы сознания не имеют тех свойств и не подчиняются тем законам, которые присущи материальным объектам; у них, например, нет объема, массы, твердости и т. п.

Образы сознания – нечто субъективное, духовное, идеальное. Сознание – это субъективные образы объективного мира. Субъективность здесь заключается в том, что сознание принадлежит отдельным людям, субъектам, а также в том, что, хотя образы сознания объективны (более или менее верно отражают действительность), однако в этих образах есть субъективный момент – зависимость от состояния организма, от опыта человека, условий восприятия и т. д.

Сознание – отражение объектов в виде идеальных образов. Объекты отражаются в чувственно-наглядных и логически - абстрактных образах. Система этих образов и составляет содержание сознания. Сознание как отражение действительности представляет собою знание, информацию об объектах.

Отражение действительности в сознании – не простое зеркальное отражение, копирование, а очень сложный процесс, в ходе которого вновь возникающие образы сочетаются с прежними, перерабатываются, осмысливаются. В сознании могут создаваться представления и понятия о том, чего нет или что может появиться. Но и любые, в том числе самые фантастические, представления и идеи в конечном счете возникают на основе данных, полученных в процессе отражения.

Важным моментом сознания является память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию. Сознание без памяти не может существовать, строить сложные образы на основе простых, создавать абстрактные образы и идеи.

Сознание включает в себя не только познавательные, но и эмоциональные, мотивационные, волевые компоненты.

Сознание человека не только отражает явления, но и продуцирует эмоциональные переживания, оценки этих явлений. Эти переживания, оценки могут быть как положительными (радость, удовлетворение и т.п.) так и отрицательными (печаль, тревога и т.п.). Эмоциональные состояния различаются по своей силе и длительности. Эмоции как бы выделяют объекты с точки зрения потребностей человека, стимулируют его действия, мотивацию.

Мотивация – это совокупность целей, побуждений человека к определенным действиям. Она связана с постановкой цели; в основе целеполагания – недовольство миром и собой. Большую роль в мотивации играет творческое воображение, представление о результатах своей деятельности, выработка идеалов. Человек строит идеал, некоторый образ того, как должен быть устроен мир и каким он сам должен быть, а затем ставит вопрос о том, как достичь этого идеала. Мотивация может ограничиваться игрой воображения, без перехода к практическим действиям. Но для этого нужна воля. Воля-способность сознательно действовать, добиваясь реализации поставленной цели. Для этого требуется специфическое психическое напряжение – усилие воли. Благодаря воле сознание реализуется в практическом действии. Волевое усилие как бы завершает динамику сознания. Волевое управление поведением человека опирается на знания, эмоции и мотивации.

В ходе раскрытия структуры сознания далее необходимо поговорить о самосознании. Человек осознает не только окружающий мир, но и самого себя. Иногда самосознание выходит на передний план, иногда, наоборот, сознание практически полностью направлено на внешний мир и самосознание как бы затухает. Но, так или иначе, самосознание всегда есть в сознании.

Самосознание начинает формироваться в раннем детстве, когда ребенок начинает отличать себя от всего другого. В последующем у человека постепенно складывается целостное представление о своем «Я». Самосознание можно охарактеризовать как осознание человеком своих чувств, мыслей, интересов, положения себя в системе отношений с другими людьми и т.д. В самосознании важную роль играет общение с другими людьми, учет их мнений о себе.

В самосознании человек подвергает себя рефлексии.

1. Самопознание, самонаблюдение, познание себя, своего положения, способностей и т.д.

2. Эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств.

3. Выработка мотивации, определение целей и способов самоизменения.

4. Волевые усилия для достижения целей, саморегуляция, самоконтроль.

Продолжая анализ структуры сознания, нужно учесть далее своеобразную двуярусность его: выделить уровень сознания и подсознательного (бессознательного).

В сфере подсознания формируются образы, переживания и т.д. без осознания этого процесса самим человеком. В частности, у человека есть так называемые подпороговые восприятия, неосознаваемое отражение внешних явлений. В подсознании может создаваться определенное состояние готовности к действию (установка) и т.д.

Установлено, что в подсознании хранится и используется значительно больше информации, чем это актуально присутствует в сознании. В сознание приходят образы из подсознания, и наоборот, некоторые образы из сознания уходят в подсознание (забывание»).

При всей значимости подсознания, однако, ведущую роль играет именно уровень сознания. Именно сознание является регулятором, точнее, главным регулятором деятельности людей. Именно благодаря ему человек отдает себе отчет в своем отношении к миру, к другим людям, подчиняет свою жизнь обязанностям, несет ответственность за свои дела и поступки.

Сознание – сложный информационно-регулятивный процесс. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а также анализировать свое собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

1. «бытийное сознание» («сознание для бытия»);

2. «рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

3. самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

1. функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

2. функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);

3. функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);

4.  творчески-креативная, порождающая функция;

5. функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

Познание мира человеком достигается благодаря его сознанию, но имеет разные уровни. «Всякое наше знание, – считал И. Кант, – начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». Обеспечивать это единство в сфере нашего опыта способно лишь мышление. И. Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок, по И. Канту, в принципе не способен иметь дело с «вещью в себе». Единственная реальность, с которой имеет дело рассудок, это есть реальность чувственного восприятия, выступающая как предмет, материал, обрабатывая который, рассудок продуцирует «явление», т.е. именно тот образ, в котором она предстает как данная в ощущении. И. Кант делает обобщение, что всякое рассудочное знание всегда обусловлено чувственно-конкретным материалом, рассудок есть способность нашего мышления давать правила для подведения многообразия чувственности под единство понятия. В основе понятий лежат не образы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема – это временной ряд постоянства. Рассудок конструктивен, он создает понятия. Как образно подметил Г. Гегель, понятие есть единство того, что достойно мысли.

Ограниченность рассудка преодолевается, по мысли Канта, благодаря высшей способности мышления, которую он определяет как разум. Рассудок, погруженный в мир чувственного опыта, перебирает один за другим предметы этого мира и, естественно, ни в одном из них не находит ничего безусловного. Разум же, как бы приподнимаясь над плоскостью опыта, охватывает ее целиком и, не обнаружив там безусловного, указывает, что искать его следует за пределами всякого возможного опыта. Разум, следовательно, организует не сам опыт или фрагмент чувственного восприятия, а рассудок.

Посредством рассудка нельзя познать предмет как целое. Для этого существует разум. Разум – это способность выводить частное из общего. Когда из общего выводится частное, тем самым определяется это частное. Как бы мы ни пытались помыслить себе общее, оно всегда конкретно, и никуда от этого не деться, ибо общего в действительности не существует, это, можно сказать, плод разума.

Сущность вещи, предмета не может быть дана непосредственно в чистом виде. Сущность – это условие всех условий, т.е. то, что мы назвали бы безусловным. Поэтому разум непрерывно восходит от одного условия к другому. Он всякий раз задает себе границы, и эти границы разумны. Выход за некий предел, разрушение рамок привычного – это всегда не только разрушение, но и созидание, порождение, открытие. Известно, что открытие чего-то нового – это всегда нарушение прежних границ, привычных норм и правил. То, что обычно незыблемо, принято называть каноном, разрушение же канона есть, по Аристотелю, органон (т.е. творчество). Поэтому задача разума – вырваться из привычного русла, разомкнуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздействие многообразных повторяющихся превращений, переходов (законов). Развитие разума происходит как вглубь, так и вширь, т.е. и путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путем расширения его свойств, сторон и отношений. И, если познавательная способность человека осуществляется рассудком, то его разум стремится указать путь познающему рассудку. Рассудок и разум не только не противоречат друг другу, но и взаимно обусловливают друг друга. Стремясь проникнуть в суть вещей, охватить мир в целом, разум неизбежно и постоянно приходит к противоречиям – ловушкам-антиномиям. Антиномии – это взаимоисключающие равнодоказуемые суждения.

Умозаключение – это мыслительный процесс, в ходе которого одно или несколько суждений приводятся в соответствие с правилами рассудка и выводится новое суждение. Условием правильности таких рассуждений является не только истинность или ложность оснований (аргументов, посылок), но и «способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам» (И. Кант).

Подобно тому, как рассудок порождает понятия, суждения, категории, разум также порождает свои понятия – идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то разум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку. Посредством идей объединяется многообразное содержание понятий. Поэтому идею можно определить как форму постижения в мысли (т.е. в рассудке) явлений реальности, включающей в себя сознание цели и принципов дальнейшего познания. Идея включается в предмет в качестве предположения его принципиальной познаваемости. Именно это и есть способ, посредством которого «Я» творит мир.

Трансценталистская традиция закрепила за феноменом сознания его трактовку как познающего разума, способного к рефлексии. Надличностная структура истинного знания опирается на объектную направленность сознания, т.е. феномен сознания находится всецело в пределах гносеологической парадигмы и трактуется как «сознание о...», как мышление, сделавшееся объектом познания самого себя.

 

Сознание и язык

Язык в общем смысле понимается как некая система знаков, служащая человеку для получения, хранения и переработки информации. Первичным является естественный человеческий язык, исторически сложившаяся речь, система слов, служащая для мышления и общения.

Предпосылками возникновения человеческого языка были сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, которые есть у высших животных. В процессе перехода от животных предков к человеку формируется речевая сигнальная система; звуки из средства выражения эмоций и побудителя к действиям становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, служат для преднамеренного сообщения.

Возникновение членораздельной речи стало мощным средством дальнейшего развития человека, его сознания. Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Существует мнение, что человек может мыслить без слов, и лишь когда он желает передать свои мысли кому-нибудь, облекает их в слова. В некоторых случаях человек испытывает затруднения в передаче своих мыслей, ему кажется, что у него есть четкая мысль и трудность лишь в том, что не находятся подходящие слова и фразы. Некоторые люди считают, что можно мыслить без языка и что именно такое мышление и есть настоящее» мышление. Однако с такой точкой зрения согласиться нельзя.

Сознание с самого своего возникновения существует в материальной оболочке языка, через язык оно становится действительным, доступным для восприятия другими людьми. «На "духе" с самого начала лежит проклятие – быть "отягощенным" материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание»(. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 29.). Мысль облекается в материальную, словесную форму не только тогда, когда мы говорим или пишем, но и когда мы думаем. В мозге существует специфический речевой центр. Процесс мышления связан с сигналами, которые идут в этот центр от органов речи, слуха, зрения и т. д. Экспериментально доказано, что языковая оболочка появляется вместе с мыслью.

Язык состоит из знаков. Знак – некоторое материальное явление; но не всякое материальное явление – знак. Некоторое материальное явление становится знаком, когда оно включается в знаковую ситуацию. Эта ситуация схематически выражается семантическим треугольником. Здесь О – некоторый объект, З – другой объект, являющийся знаком, С – образы в сознании человека. Между О и С, а также между З и С – причинная связь; между О и З – особая связь называемая связью замещения. Знаковая ситуация заключается в следующем: некоторое явление, называемое знаком, замещает явление О, знак воспринимается сознанием, в котором возникает образ объекта О. В последующем ситуация усложняется, возникают знаки, обозначающие другие знаки.

В языке функционируют различные знаки. Одни знаки (иконические, от лат. «иконус» – подобный) тождественны замещаемым явлениям. Другие – схематические знаки – не тождественны, а сходны в некоторых отношениях с обозначаемыми явлениями. Третьи символические знаки – не имеют ни сходства, ни подобия с замещаемыми объектами и принимаются в результате соглашения. Подавляющее большинство знаков – символические. С самого детства человек начинает включаться в систему соглашений.

Язык выполняет две главные функции: а) организация знаний и их хранение и б) коммуникация, общение, передача информации. В своей первой функции язык закрепляет результаты мышления.

Так развитие мозга в процессе эволюции человека создало возможности более сложного регулирования всей его жизнедеятельности, включая и общение посредством речи.

Именно, способность к усвоению языка и овладению вербальной речью отличает человека от животных. У человека сформировалась качественно новая рефлекторная система, которая и обеспечила функцию речи. «В развивающемся животном мире, – писал И.П. Павлов – на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражителями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде… Это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».[29]

    Язык – это специфически человеческий способ бытия сознания, Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка. «Язык так же древен, как и сознание…, – отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, – … и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».[30]

    Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. Он является важнейшим средством развития человеческой культуры. Сам процесс использования языка с целью усвоения и передачи социальной информации, обмена мыслями называют речью. Если язык – общественное явление, то речь у каждого человека своя. Индивидуальные особенности речи отдельных людей не затрагивают общей основы языка. При этом социальная среда, в которой воспитывается данный человек, существенно влияет на развитие его речи. Различные изменения в обществе (смена социально-политического строя, научно-технический прогресс и т.д.) накладывают отпечаток на язык и, следовательно, на речь.

    Древние прямоходящие предки человека уже пользовались невербальной речью (без слов), объясняясь мимикой, жестами, отдельными гортанными звуками. Язык и вербальная речь сформировались на основе невербальной речи, но не отменили ее. Невербальная речь продолжает существовать как бы параллельно, способствуя в ряде случаев расширению коммуникативных возможностей человека. Особенно помогают невербальные методы общения в тех случаях, когда людям мешает «языковый барьер».

    В наше время, когда в мире, по подсчетам А.Хомского, существуют более 4000 тысяч вербальных языков, общение с помощью звуковых или зрительных сигналов (без использования обычного языка и речи) способствует достижению взаимопонимания между людьми. Примерами такого рода могут быть: уличный светофор, дорожные знаки, дверной или телефонный звонки, огни маяка, и т.д.

    Научно-технический прогресс породил множество искусственных языков (язык математики, язык химии и т.д.), широко используемых в научном познании и в технической практике.

    Язык как средство общения играет неоценимую роль в общественно-трудовой деятельности людей. А возникновение этой деятельности, согласно социально-практической (трудовой) теории антропогенеза, стало решающим фактором в процессе формирования Homo sapiens (человека разумного). Именно трудовая деятельность способствовала изменению его природной, биологической организации, именно она повлекла за собой возникновение и новых, социальных качеств человека.

    Считается, что появление человека, его выделение из животного мира было связано с переходом от употребления готовых, данных природой предметов в качестве орудий деятельности (что свойственно уже некоторым животным) к более или менее систематическому изготовлению этих орудий, а с их помощью – и различных предметов потребления. Далекие предки современного человека силой необходимости были подведены к тому рубежу, от преодоления которого зависело их выживание: перед ними стояла задача научиться использовать отдельные пригодные предметы как средство обработки природного материала при изготовлении искусственных орудий. Создавая и употребляя различные орудия труда, человек, с одной стороны, воплощает в них свои способности и навыки деятельности, а с другой – реализует природные свойства используемых материалов. Человеческая трудовая деятельность как бы вызывает к жизни все те возможности, которые потенциально заложены в природе. Но, реализуя эти возможности, человек не может игнорировать законы природы. Используя механические, физические, химические закономерности и свойства окружающего мира, человек достигает нужных ему результатов. «Заставить» предметы природы взаимодействовать по их собственным законам и в то же время достигнуть своих целей, - на это способен только человек и ни какое другое существо на нашей планете.

При этом человек не вступает в контакт с природой в одиночку. Уже на заре человеческой истории объединение трудовых усилий наших далеких предков было необходимым условием их выживания. Дело в том, что одинокий человек просто-напросто не справился бы с могучими силами природы, Кроме того, трудовая деятельность с самого начала не могла быть индивидуальной еще и потому, что ей необходимо учиться. Надо овладевать приемами, нормами деятельности других людей, чтобы получить возможность действовать самому. А это требует контакта, общения людей друг с другом. Наконец, коллективность человеческой деятельности предполагает не только кооперацию усилий в рамках одного поколения, но и передачу трудового опыта во времени, т.е. от одного поколения к другому. Все это обусловило возникновение человеческого общества, существование которого стало зависеть от все усложняющейся системы материального производства, от развития техники.

    Из всего вышесказанного следует, что знание естественно-физиологических основ сознания не является достаточным для объяснения его сущности. Более того, сами естественно- физиологические основы сознания становятся понятными только при учете социальной среды, в которой протекает жизнь и деятельность человека. Вне общества сознание сформироваться не может. Науке известны случаи проживания детей раннего возраста в том или ином сообществе животных, т.е. их «воспитания» вне социальной среды.

История языка наглядно показывает, как по мере перехода от конкретно-предметного мышления к абстрактному в языке идет процесс выработки слов, обозначающих общие понятия.

Почему люди понимают друг друга в процессе коммуникации? В принципе, это объясняется тем, что сознание человека – продукт общественной эволюции. В силу этого есть определенное «подобие» интеллектов, «подобие» сознаний; они, несмотря на индивидуальные отличия, имеют, однако, общие черты. Эта общность складывается благодаря воспитанию, образованию и вообще влиянию социальной среды. Это сходство также определяется одинаковыми способами функционирования физиологического аппарата сознания, одинаковой логикой мышления, сходными процессами практической деятельности. Процесс понимания связан с осмыслением, когда тем или иным знакам языка и языковым выражениям приписывается определенный смысл. Этот смысл имеет общий характер для людей, использующих один и тот же язык. Общие смыслы реализуются в индивидуальном сознании, соответствуя тому, насколько человек овладел имеющейся в обществе информацией. Основное условие коммуникации – одинаковое понимание высказываний и эмоциональные одинаковые переживания партнеров по общению.

Таким образом, язык – специфически человеческий способ бытия сознания. Он служит для фиксирования, воспроизведения, передачи и приема мыслей. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выраженным словами. Именно через язык наши мысли становятся доступными для других людей. Впрочем, когда человек размышляет о чем-либо, он сам для себя свои мысли выражает с помощью слов, так называемой, внутренней речи. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка. В процессе осознания мысль отливается в логические формы, облекается в словесную оболочку (наглядно-действенное и наглядно-образное мышление имеет здесь подчиненный характер).

Хотя мысли обычно возникают до их языкового выражения, свою четкость они обретают именно благодаря языку. Даже в случае внутренней речи, когда человеку не нужны все слова для выражения мысли, он вынужден тем не менее использовать некоторые из них. Происходит и модуляция мышц гортани.

Язык – не только способ выражения мысли. Кроме репрезентативной, когнитивной (познавательной) и регулятивной функций, он выполняет еще и коммуникативную – служит средством передачи социальной информации в пространстве. Происходит также трансляция знаний во времени – от поколения к поколению. При этом знания объективируются в книгах, фильмах, опредмечиваются в орудиях труда, в средствах духовной и материальной культуры (социальная память общества). Язык представляет собой своеобразную и чрезвычайно сложную знаковую систему, а слово, как и составляющие его буквы и звуки, знаки и сигналы. Однако если отдельный знак естественного языка является условным, то слово только с самого начала было таковым: с возникновением языка оно как элемент системы стало иметь для человека вполне определенное значение, понятийную сторону.

Закодированная человеком посредством естественного языка социальная информация обладает не только идеальным содержанием, но и внутренней и внешней формой. Внутренней формой является структура мыслительной деятельности, а внешней – та материальная оболочка мысли, которая выступает в качестве совокупности знаков или целесообразно упорядоченного сочетания членораздельных звуков.

Язык мог возникнуть только в обществе, т.е. он социально обусловлен. Язык как средство общения играет важнейшую роль в общественно-трудовой деятельности людей.

Вне общества сознание сформироваться не может. Сознание – продукт общества, результат социальной, материально-производственной, познавательной деятельности общественного человека, всех предшествующих поколений людей. Речь, мышление, сознание недоступны человеку, выросшему вне социальной среды, вне общества людей.

Таким образом, общая характеристика сознания включает следующие принципиальные моменты:

· сознание – продукт общественно-исторического развития человечества;

· сознание – функциональное свойство мозга, идеальное отражение действительности, регулятор деятельности человека;

· сознание – сложный информационно-регулятивный процесс.

 

4. Понятие идеального. Проблема идеального. Различные концепции идеального (Д.И. Дубровский, Э.В. Ильенков)

Одним из важнейших свойств сознания является его способность продуцировать идеальные образы. Эти образы в своей совокупности представляют особую сферу идеального.

Под идеальным обычно понимается то, что противоположно материальному, т.е. то, чего нет в окружающем мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть чувственные или мысленные образы реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы, ориентации.

К отличительным особенностям идеального относятся:

· специфическая форма отражения, свойственная только человеку;

· противоположность материальному объекту, образом которого оно является;

· не сводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химическим, нейрофизиологическим, биоэлектрическим и др.);

· не воспринимаемость органами чувств (не имеет запаха, вкуса, цвета, не обладает протяженностью и т.п.);

· субъективность по форме (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека), и объективность по содержанию (отражает приблизительно верно внешний мир);

· не тождественность психическому (поскольку последнее включает в себя не только образно-понятийную систему сознания, характер и темперамент человека, но и психику высших животных).

В современных исследованиях идеального сложились два основных подхода:

1. идеальное представляется как субъективный феномен, как сугубо личностное психическое явление, в котором находят отражение психологические особенности индивида, его эмоционально-волевые качества, ориентации и установки;

2. идеального отличается от индивидуальных психических явлений и представляет собой совокупность способов и норм деятельности человека, вобравших в себя социально-исторический опыт, и, следовательно, может считаться объективным феноменом. В этом смысле этот идеальный образ является внешним, объективным по отношению к индивидуальному сознанию, не зависящим от него. И, наоборот, само индивидуальное сознание может существовать лишь потому, что существует сознание коллективное, общественное. Каждый отдельный человек обретает сознание лишь во взаимодействии с другими людьми, лишь благодаря исторически сформировавшемуся общественному сознанию, которое приобщает его к духовному богатству социума.

Эти подходы нельзя считать взаимоисключающими; они изучают феномен идеального в разных аспектах, акцентируя внимание на одной из сторон единого целого.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.