С точки зрения современной науки о человеке (антропологии), человек есть биосоциальное существо. Человек – создание природы. Он есть животное, принадлежащее к одному из 10 млн видов живых организмов, населяющих Землю, – виду Homo sapiens (род гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих). Его тело имеет особые видовые признаки, по которым он отличается от других животных. Это, в частности, особая форма черепа и позвоночника, строение руки, отсутствие сплошного волосяного покрова и др. Но вместе с тем анатомия и физиология человека в значительной степени сходны с анатомией и физиологией других млекопитающих, особенно высших обезьян – шимпанзе, гориллы, орангутанга. У человека и шимпанзе – 98,7% общих генов. Так что все биологическое различие человека от них держится всего лишь на одном с небольшим проценте. Даже человеческий мозг по своему строению имеет много общего с мозгом млекопитающих, а по массе уступает мозгу китов или слонов. При всех видовых особенностях в организме человека нет ничего такого, что с необходимостью порождало бы у него разумность и способность к свободной созидающей деятельности.
В биологической природе человека не заложено никаких качеств, которые принципиально выделяли бы его из всего живого мира и сами по себе обусловливали неизбежность его выхода из животного состояния. Биология человека не способна объяснить человека как существо одушевленное и деятельное. Человек как биологическое существо не обязательно обладает этими характеристиками. В этом смысле правомерно утверждать (вопреки сказанному выше), что человек не есть создание природы – он творит себя сам, по законам своего собственного – неприродного – бытия, т. е. бытия социального. Именно в этом социальном бытии и следует искать объяснение всего, что в человеке является «человеческим», а не «животным». Вне общества, без особых социальных форм организации жизни человек – не более чем животное.
Подтверждением тому являются так называемые «маугли» – дети, в силу каких-то обстоятельств оказавшиеся вне общества. Несколько лет живший одиноко в лесу французский мальчик, росшие в стае волков две индийские девочки, проведший детство среди обезьян юноша-африканец – все они вели чисто звериный образ жизни и после того, как были найдены (пойманы!), не смогли ни овладеть речью, ни усвоить навыки нормального человеческого поведения. Никому из них так и не удалось стать полноценным человеком.
Противоречие между природным и социальным формирует «сюжет» развития человеческого рода (филогенез) и каждого индивида (онтогенез). Человек возникает как дитя природы и начинает существовать по ее законам. Но в процессе своего развития он выходит из «биологической колыбели», уготованной для него природой, и пускается в путь, который он прокладывает сам. Этот путь выводит его на арену общественной жизни, где над законами природы надстраиваются иные законы – законы социального бытия. Оставаясь созданием природы, человек становится также создателем и одновременно созданием истории общества. Уникальность человека в том, что он, являясь продуктом природы, вместе с тем продуцирует такие формы бытия, каких в природе нет, т. е. социальную реальность. В самой сущности человека заложена антиномия: он и есть и не есть создание природы. Человек живет в напряжении, не свойственном животным. Это обусловлено противоречивостью его натуры. Каждый отдельный человек (и все человечество в целом) живет в поисках таких способов реализации данных ему природой способностей и возможностей, которые обеспечивали бы наилучшее, благополучнейшее (а что значит «наилучшее» и «благополучнейшее» – тоже проблема) обустройство его социального бытия. Поиски эти далеко не всегда бывают успешными; драматические и мучительные, они подчас заводят в тупик и отдельных индивидов, и целые народы. Сможет ли человечество когда-нибудь полностью разрешить противоречие и снять с себя порожденную им напряженность? Вряд ли. Во всяком случае, это было бы концом истории общества (или, возможно, природы как стихии, противостоящей ему). Пока существует человеческое общество, существует (а в наше время даже, по-видимому, нарастает) противоречие между природным и социальным, которое и определяет особый, человеческий образ жизни.
Процесс антропогенеза – возникновения человека – подчинялся законам биологической эволюции. Ее азбучное правило: в эволюции возникают и передаются из поколения в поколение только те свойства организмов, которые так или иначе способствуют выживанию и размножению вида. В силу этого эволюция развивала у Homo sapiens такие особенности тела и психики, которые соответствовали реальным условиям жизни. Происходил естественный отбор, ведущий к развитию прямохождения, строения руки... и, что особенно важно, – к совершенствованию мозга.
Вместо того чтобы обеспечивать выживаемость за счет инстинктов, эволюция человека пошла по другой линии: обеспечения выживаемости за счет интеллекта.
Однако возникновение цивилизации резко снижает интенсивность естественного отбора генетических изменений мозга и психики, обеспечивающих рост интеллекта людей и оптимизирующих уровень развития у них многих других личных качеств. Поэтому есть основания полагать, что мы сегодня в этом отношении практически мало отличаемся от кроманьонцев, какими они были 40-30 тыс. лет назад.
Означает ли это, что биологическая эволюция человека полностью остановилась? Этот вопрос остается предметом дискуссии. Однако если эволюция человека и не прекратилась, бесспорный факт состоит в том, что он в настоящее время (и в обозримом будущем) является сложившимся биологическим видом. И как бы ни изменялось общество, жизнь человека как социального существа не может протекать без обеспечения его биологического существования.
Нельзя недооценивать значение природно-биологических факторов в жизнедеятельности человека. Но его природно-биологические характеристики представляют собой только «сырой материал», который преобразуется и оформляется в соответствии со складывающимися в обществе нормами и правилами жизни. Все естественные физиологические процессы, с которыми связано существование человека – дыхание и питание, рождение и смерть, продолжение рода и передача генетической информации от предков к потомкам, – протекают в социально-культурных условиях, и это накладывает на них неизгладимую печать.
Общество, во-первых, изменяет среду обитания людей. Оно создает искусственную, технизированную среду, в которой люди живут. Эта среда почти полностью отделяет человека от природы и образует «вторую природу», окружающую человека со всех сторон.
Дом, улица, город, парк – это творения человеческих рук. Воздух, которым мы дышим, болезни, которыми мы болеем, генные мутации, вызываемые радиоактивными излучениями, особенности развития нашей нервной системы, мускулатуры, органов чувств – все это в большей или меньшей степени зависит от нашего социального образа жизни. Техника образует не только внешнюю среду, но начинает проникать и внутрь нашего тела: искусственные зубы, протезы конечностей, вшитые стимуляторы работы сердца, искусственные хрусталики в глазах. Искусственные органы (сердце, почка и др.) ныне уже никого не удивляют, и кто знает – может, придет время, и мы будем вживлять в мозг какие-нибудь миниатюрные компьютеры.
Во-вторых, общество видоизменяет характер природных потребностей человеческого организма таким образом, что удовлетворение их регламентируется существующими в культуре правилами и обычаями.
«Голод есть голод, однако голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов»[20]. Под влиянием социально-культурных условий изменяется даже чувственное восприятие действительности: установлено, например, что у современного человека слух и обоняние играют меньшую, а зрение – большую роль, чем несколько веков назад.
В-третьих, культура выступает как множество запретов, которые накладываются на поведение людей, сдерживая и подавляя естественные, «животные» его формы.
В первобытном обществе существовали разнообразные «табу». Современная культура тоже табуирует с помощью морали и права «некультурные» формы поведения. С детства ребенка приучают к бесчисленным «нельзя». Нельзя бегать по лужам (а хочется!), плеваться (как это делают обезьяны), драться, отправлять естественные надобности где и когда вздумается и т. д. и т. п.
В-четвертых, общество формирует у человека новые, «сверхприродные», социально-культурные потребности.
Это, например, потребности в определенном жилищно-бытовом комфорте, в политических свободах, в творчестве и т. д. Таким образом, в условиях общественной жизни человек развивается под контролем взаимодействующих программ: биологической и социокультурной. При этом первая программа относительно стабильна, тогда как вторая претерпевает быстрые исторические изменения. Именно социокультурные перемены, а не биологические свойства человека наполняют его жизнь содержанием, которым не обладает жизнь животных. Социальное бытие «диктует» условия, в которых протекает биологическое бытие человека. Поэтому человек, оставаясь биологическим существом, выступает в главной своей ипостаси как существо социальное. А раз так, то и разгадку сущности человека необходимо искать в функционировании общества. Нет человека без общества и нет общества без человека. Человек и есть общество, а общество и есть человек.
Так в чем же сущность человека?
Сущность человека
На протяжении двух с половиной лет проблема человека является центральной в философии. Написано тысячи книг. К изучению человека за последние двести лет подключились многочисленные науки. Они с разных сторон штурмуют вековую загадку. Философия стремится обобщить достижения наук. Многое удалось узнать. И все же человек остается во многом мировой загадкой.
Во-первых, мы не знаем, есть ли еще во Вселенной разумные существа. Возможно мы одиноки в этом беспредельном космическом пространстве. Если так, то жизнь на Земле есть плод случайности или же закономерное развитие Природы?
Пока существует представление о биологическом эгоцентризме, об уникальности нашей планеты мы не сможем ответить на этот вопрос.
Во-вторых, если мы, люди, одиноки во Вселенной, то почему мы, разумные существа, так усиленно стремимся покончить с собой, порождая своей деятельностью серию неразрешимых глобальных проблем. Разумные существа творят неразумные поступки.
В-третьих, остается загадкой происхождение человека на самой Земле через эволюцию новой материи. Гипотез много, но ни одна из них не поднялась на уровень обоснованной научной теории. И все же наиболее предпочтительной является гипотеза, утверждающая, что происхождение человека – это процесс становления человеческого общества. Следовательно, из такого подхода вытекает и понимание природы человека, т.е. его сущности.
Какова же сущность человека? Об этом говорили в прошлом многие философы. Древние греки считали, что сущность человека в его душе (Сократ), в его разуме (Аристотель). Средневековые философы склонялись к позиции, что человек является творением Бога и его сущность проявляется в единстве тела, души и духа. Декарт считал, что главное в человеке – его способность мыслить. Кант учил: сущность человека в творческом познании и моральном законе. Маркс сформулировал тезис: сущность человека есть совокупность тех общественных отношений, при которых он живет и действует. Сартр видел сущность человека в свободе, а Ясперс – в общении.
Из перечисленных подходов к сущности человека можно сделать вывод, что еще много предстоит изучить, чтобы приблизиться к пониманию сущности человека. Но мы должны помнить, что сущность всегда проявляется в многообразии явлений. Сущность является, а явление существенно. Исходя из такого методологического подхода можно построить следующее рассуждение. В настоящее время на планете проживает около 6 млрд. человек. В совокупности эти 6 млрд. человек составляют современное общество. Общество, как будет показано в других главах, организм, состоящий из множества взаимосвязанных составляющих – производство материальных благ, экономических общностей, различных политических образований, бесконечного многообразия духовных ценностей и т.д. Человек не может существовать вне общества. Он есть его частичка, его субъект и объект, форма его проявления.
Каждый индивид уникален по своим способностям, отношениями с социальной и природной средой, профессиональной деятельностью, духовным миром. Каждый индивид имеет свой набор и объем материальных и духовных ценностей. Каждый индивид проходит свой путь социализации и свою судьбу. Сущность человека проявляется в этом бесконечном многообразии. Поэтому следует сказать, что современный человек – это современное общество, современное человечество со всеми его достижениями, взлетами и противоречиями, социальными болезнями и т.д.
Общество соткано из противоречий. Что мы наблюдаем в обществе? Один – олигарх, другой – бомж, один – гений, другой – дебил, один – филантроп и гуманист, другой – убийца и садист. Одни люди купаются во всех современных благах, присваивая труд миллионов людей, другие – прозябают в нищете, создавая все богатства общества. Каждый из вас может продолжить картину подобных контрастов. Скажите, кто создал науку, космические корабли, лайнеры, метро, телевидение, Интернет? Человек! Кто изобрел войны и концлагеря? Человек! Кто, не щадя себя, спасает людей от террористов? Человек! Кто становится террористом, киллером? Человек! Кто производит наркотики? Человек! Кто сажает на иглу людей? Человек! Кто становится неизлечимым наркоманом? Человек! Так кто же ты, человек? Ты ангел или дьявол во плоти? Ты, человек, как представитель рода человеческого есть совокупность всего того, что есть в обществе, а современное общество есть результат истории, т.е. деятельности предшествующих поколений. И все дети, которые родятся в ближайшее время, которые очень похожи друг на друга в день рождения (не считая генетических отклонений), потом, спустя годы, будут очень и очень разными по своему социальном статусу, по уровню развития, по конкретной деятельности. Они, дети, воспроизведут все те контрасты, которые существуют, порождая в новое время еще и новые виды деятельности и новые контрасты.
Итак, мы выяснили, что человек по своей сущности есть микросоциум данной эпохи. Иное дело отдельный индивид. Каждый индивид уникален и может быть изучен всем комплексом современных наук. Изучение свойств индивида – это стремление понять себя или познать другого. Это и увлекательно и очень полезно. Но проблема индивида не входит в рассмотрение данной темы. Проблема индивида и личности будет подробно рассмотрена в разделе социальной философии.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 362.