Итак, человек есть микросоциум. В социуме закрыта тайна его деятельности, творчества, научного и художественного взлета, широта его гуманизма и бездна антигуманизма.
Человек вышел в космос. Несколько десятков космонавтов побывали и пребывают в космосе. А как индивиды (космонавты) смогли подняться в космос? Если проследить, как ученые делали расчеты космических кораблей, как инженеры, строители создавали космический корабль, как тысячи лабораторий, сотни заводов работали над различными деталями, приборами, сплавами, топливом, как готовили самих космонавтов и т.д. и т.п., то мы увидим, что полет космонавта – это полет общества в космос.
А что такое общество? Общество есть часть природы. Общество есть одно из многообразных проявлений природы. Еще следует разгадать, как бесконечная природа в очень маленьком пространстве преобразовалась в общество. Зачем? Для какой цели? На этот вопрос нет ответа. Может быть для того, чтобы через новую форму бытия природа решила сама себя познать? Ищите ответ, опираясь на достижения мировой науки и философии.
Между обществом как частью природы, и природой всей, т.е. космосом, универсумом, возникают многогранные и сложные отношения. Выйдя из природы, общество, т.е. человек, с самого начала своего существования развернул стратегию покорения природы, преобразования её в своих корыстных интересах. И в этой стратегии покорения человек применяет порой (а может быть чаще всего) беспощадные методы. Любовь, коварство, ненависть, изобретательность, беспощадность слились воедино. Природа – колыбель, мать человека. Человек – дитя природы. Умное, капризное, жадное, коварное дитя в нашу постиндустриальную, информационную, ядерную эпоху во многих направлениях жестоко и бездумно издевается над своей матерью-природой, стремительно несясь к самоуничтожению.
Ряд ученых, философов, деятелей культуры утверждают, что есть космический разум. Эту мысль очень ярко выразил поэт Ф. Тютчев:
Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Если так, то как он мог допустить рождение монстра? Как исправить положение? Как человеку, обществу надо строить отношения с природой? Над подобными вопросами размышляли русские космисты.
Основная проблема космизма – место человека в космосе. Для космизма характерно убеждение, что, с одной стороны, космос определяет человеческую природу, а с другой, – у человека есть космическая миссия. Русский космизм конца XIX – начала XX в. использует предшествующие мотивы космизма во всех областях – искусстве, философии, науке. Сюда относят фантастику XVIII-XIX вв. (3. А. Лев-шин, М. М. Щербатов, О. И. Сенковский, В. Ф. Одоевский и др.), космические мотивы в музыке (П. И. Чайковский, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов и др.), сюжеты живописи (М. В. Нестеров, Н. К. Рерих и др.), образы поэзии (В. Я. Брюсов, В. Хлебников и др.).
В русской философии центральной фигурой так называемого русского религиозного космизма был Николай Федорович Федоров (1828-1903). По мнению Федорова, философия должна радикально изменить свою функцию; она должна ориентировать человека на деятельность, преображение действительности. Философия вырабатывает план «общего дела»: преобразования природы, общественных отношений и самого человека. В природе преобладают слепые и часто враждебные силы. Необходимо превратить Вселенную в целесообразный, сознательный мир. Сама природа ищет в человеке своего «хозяина», «космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а нехаосом». Важная сторона «общего дела» – переустройство самого человека. Человек – далеко не совершенное существо, поэтому люди должны активно работать над преодолением своего несовершенства. Ведь у нас есть идеал человека – Бог или высший преображенный человек. Федоров призывает к осуществлению всемирного братства на основе слияния «ученых» с «неучеными», интеллигенции с народом, расцвета земледельческой общины под эгидой богоданной инстанции – самодержавия.
Федоров убежден, что человек начнет новый этап развитая мира. В работе «Философия общего дела» обсуждаются два вопроса: продовольственный и санитарный. Продовольственный в первом приближении решается через регуляцию метеорологических процессов и поиски новых источников энергии. Санитарный – как оздоровление всей Земли. С самого начала Федоров подчеркивает взаимосвязь происходящего на нашей планете с процессами во Вселенной. Он обосновывал неизбежность выхода человечества в космос. В процессе регуляции, по мнению Федорова, должен измениться и сам физический организм человека – чтобы жить, не уничтожая другой жизни, а, подобно растениям, беря средства для жизни «из самых простых природных, неорганических веществ» (автотрофностъ). Финалом «общего дела», по мнению Федорова, будет воскресение всех умерших на Земле путем собирания рассеянных в природе частиц праха умерших. Здесь Федоров указывает на связь своего учения с христианской религией, которая придает особую ценность идее воскресения. Творчески-преобразовательная деятельность не замкнется пределами нашей планеты. Федоров говорил о будущем заселении человечеством других планетных тел. За «общим делом» стоит воля Бога.
Не обошли вниманием идеи космизма представители естественнонаучной мысли. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) различает земное и космическое существование человечества. Первое – «младенческое», включающее несовершенство, страдания, болезни, мораль ное зло и т.д. Циолковский разрабатывает общие принципы «нравственности неба и земли». В первую очередь необходимо усовершенствовать человечество на Земле. Затем «совершенное» человечество с расширенным воспроизводством будет заселять своим «собственным зрелым родом» другие планеты. Если на них будут встречены «несовершенные задатки жизни», то они должны быть уничтожены подобно тому, как огородник уничтожает сорняки. Все космические цивилизации объединятся в одно целое.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) считал, что в современную эпоху происходит переход от биосферы (область Земли, охваченная «живым веществом») к ноосфере (это такая стадия развития биосферы, на которой жизнедеятельность человека приобретает планетарный характер). Переход к ноосфере обусловлен:
· распространением человека по всей планете и победой
в борьбе с другими видами живых существ;
· развитием средств связи;
· созданием новых источников энергии;
· демократизацией государственного устройства;
· взрывом научного творчества в XX в.
На стадии ноосферы человек охватит как единое целое весь земной шар и окончательно решит «вопрос о лучшем устройстве жизни». В ходе развития ноосферы должна сформироваться автотрофность человечества. Она создает условия для космической эволюции человечества, заселения космоса. Это должно совершаться «с точки зрения добра и зла», быть направлено «на пользу людей».
Мотивы космизма прослеживаются в концепции этногенеза Льва Николаевича Гумилева (1912-1992). Он говорит о том, что этносы подвержены воздействию «энергетических импульсов», исходящих из космоса. Они вызывают «эффект пассионарпости», т. е. высшей активности, возникновению «пассионариев», людей особого темперамента и дарований, которые становятся создателями новых этносов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 252.