Базовые принципы психологического консультирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязатель­ным для специалистов, сле­дование которым не только обеспечивает этичность про­фессиональной деятельности, но и является залогом ус­пешности психологического воздействия.

1. Принцип причинности. Психолог стремится ра­зобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не «борется» с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальт-терапии главным становится принцип «здесь и сейчас», и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем.

2. Принцип консультативного альянса — высокий уровень от­крытости и доверия.

3. Принцип проблемной диагностики — процесс выявле­ния характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы.

4. Принцип эффективности консультирования:

а) нестандартный под­ход, так как одинаковых случаев не бывает;

б) ориента­ция на понимание, то есть говорить на языке клиента;

в) ориентация на установки клиента;

г) использование ре­комендаций и директив исключительно для определен­ных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где «совет срабаты­вает как внушение, приводящее человека к самостоя­тельному решению» (Р. Мэй);  

д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов;

е) формирование доверительных отношений всеми возможными способами;

ж) под­держание мотивации долговременной работы: предуп­реждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч;

з) фиксирование внимания на положи­тельном эффекте уже на первой встрече, ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмо­ционального отношения к консультации.

5. Принцип психологического посредничества, то есть пози­ция «третейского судьи» для помощи сторонам нахож­дения компромисса.

6. Неманипулятивный подход — стимуляция клиен­та к принятию собственного решения. Директивная мо­дель психологической помощи придерживается другой точки зрения, но недирективная модель ближе к основ­ной идеи консультации, заключающейся в развитии кли­ентом своих психологических потенций.

7. Принцип безоценочного принятия, когда «психо­лог и его клиент сливаются в одно психическое целое» (Р. Мэй).

8. Принцип профессионализма — адекватное фор­мирование психологической задачи и несоздавание у кли­ента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необ­ходимо переориентировать запрос в сторону возможно­го, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д.

9. Ориентация клиента на самого себя. Локус конт­роля должен быть внутренний.

10. Фиксирование результатов консультации, что помогает лучше анализировать проблему, концентриро­ваться на нюансах, учит психолога профессиональной саморефлексии.

Типы задач взаимодействия клиента с психологом

При работе с заказом на работу практический психолог может зафиксировать то, на какие особенности психологической информации ориентируется клиент. Можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом.

Социальные задачи.

Они специфичны тем, что клиент воспринимает психологическую информацию, тему взаимодействия с психологом на основе строго нормированных социальных оценок, которые могут быть ранжированы по шкале “правильно - неправильно“ или по другому: “соответствует норме – отступает от нормы”. Человек оценивает свои переживания и психологическую информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы. Возникают переживания несоответствия обобщенной норме. “Проверьте меня, нормален ли я”, “Что люди скажут”. Эти социальные критерии обедняют жизнь человека, приводят к постоянным ситуациям дискомфорта. (требуется изменение системы оценок Клиента).

Этические задачи

Другую категорию задач взаимодействия клиента и Психолога можно обозначить как задачи этические. Переживания Клиента ориентированы на шкалу этической оценки “Хорошо – Плохо”. Психологическая информация воспринимается в свете этого отношения. Появляемся избирательное отношение, основанное на этой оценке. Клиент может ориентироваться на оценку других людей. Этическая задача дает возможность клиенту осуществить выбор между оценкой других и своими переживаниями. “Это плохо, когда ребенок не слушается, надо, чтобы он слушался”,”Нельзя же все время его хвалить, он же избалуется, что тут будет хорошего…”

Психолог, работая с таким заказом, должен не только четко обозначить тему взаимодействия с ним, но и выделить и обсудить с клиентом систему его оценок. Психологу необходимо показать ограниченность оценочной шкалы “Хорошо – Плохо”.

Нравственные задачи

Третья категория задач может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии “добра” и “зла”, которые требуют нравственного выбора. Эти задачи взаимодействия Клиента и Психолога не имеют логического конца, так как нет четкого критерия “добра” и “зла”, который был бы однозначно применен к анализу психологической информации.

“Добро” по своей природе условно, оно требует от человека особого отношения к себе и к другим, внешне ничем не обусловленного. Тема же взаимодействия всегда конкретна. Работа Практического Психолога с нравственной задачей Клиента состоит в том чтобы показать ему условность критериев “добра” и “зла”. Подвести его к нетождественности этих критериев для разных людей.

Психологические задачи

Это собственно психологические задачи. Клиент спрашивает о значении психологической информации – “Как понять? Что это значит? Не понимаю.” Клиент демонстрирует свою систему оценок переживаний, готов ее изменять, сопоставлять. Таких Клиентов мало. Большая часть клиентов ориентируется на социальные и этические задачи.

Работа Практического Психолога состоит в том, чтобы они переформулировали свою задачу в задачу психологическую – это уже первый шаг к оказанию психологической помощи. Можно использовать четыре этапа фиксации задачи, которые позволят описать психологическую задачу.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 237.