Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательным для специалистов, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия.
1. Принцип причинности. Психолог стремится разобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не «борется» с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальт-терапии главным становится принцип «здесь и сейчас», и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем.
2. Принцип консультативного альянса — высокий уровень открытости и доверия.
3. Принцип проблемной диагностики — процесс выявления характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы.
4. Принцип эффективности консультирования:
а) нестандартный подход, так как одинаковых случаев не бывает;
б) ориентация на понимание, то есть говорить на языке клиента;
в) ориентация на установки клиента;
г) использование рекомендаций и директив исключительно для определенных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где «совет срабатывает как внушение, приводящее человека к самостоятельному решению» (Р. Мэй);
д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов;
е) формирование доверительных отношений всеми возможными способами;
ж) поддержание мотивации долговременной работы: предупреждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч;
з) фиксирование внимания на положительном эффекте уже на первой встрече, ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмоционального отношения к консультации.
5. Принцип психологического посредничества, то есть позиция «третейского судьи» для помощи сторонам нахождения компромисса.
6. Неманипулятивный подход — стимуляция клиента к принятию собственного решения. Директивная модель психологической помощи придерживается другой точки зрения, но недирективная модель ближе к основной идеи консультации, заключающейся в развитии клиентом своих психологических потенций.
7. Принцип безоценочного принятия, когда «психолог и его клиент сливаются в одно психическое целое» (Р. Мэй).
8. Принцип профессионализма — адекватное формирование психологической задачи и несоздавание у клиента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необходимо переориентировать запрос в сторону возможного, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д.
9. Ориентация клиента на самого себя. Локус контроля должен быть внутренний.
10. Фиксирование результатов консультации, что помогает лучше анализировать проблему, концентрироваться на нюансах, учит психолога профессиональной саморефлексии.
Типы задач взаимодействия клиента с психологом
При работе с заказом на работу практический психолог может зафиксировать то, на какие особенности психологической информации ориентируется клиент. Можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом.
Социальные задачи.
Они специфичны тем, что клиент воспринимает психологическую информацию, тему взаимодействия с психологом на основе строго нормированных социальных оценок, которые могут быть ранжированы по шкале “правильно - неправильно“ или по другому: “соответствует норме – отступает от нормы”. Человек оценивает свои переживания и психологическую информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы. Возникают переживания несоответствия обобщенной норме. “Проверьте меня, нормален ли я”, “Что люди скажут”. Эти социальные критерии обедняют жизнь человека, приводят к постоянным ситуациям дискомфорта. (требуется изменение системы оценок Клиента).
Этические задачи
Другую категорию задач взаимодействия клиента и Психолога можно обозначить как задачи этические. Переживания Клиента ориентированы на шкалу этической оценки “Хорошо – Плохо”. Психологическая информация воспринимается в свете этого отношения. Появляемся избирательное отношение, основанное на этой оценке. Клиент может ориентироваться на оценку других людей. Этическая задача дает возможность клиенту осуществить выбор между оценкой других и своими переживаниями. “Это плохо, когда ребенок не слушается, надо, чтобы он слушался”,”Нельзя же все время его хвалить, он же избалуется, что тут будет хорошего…”
Психолог, работая с таким заказом, должен не только четко обозначить тему взаимодействия с ним, но и выделить и обсудить с клиентом систему его оценок. Психологу необходимо показать ограниченность оценочной шкалы “Хорошо – Плохо”.
Нравственные задачи
Третья категория задач может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии “добра” и “зла”, которые требуют нравственного выбора. Эти задачи взаимодействия Клиента и Психолога не имеют логического конца, так как нет четкого критерия “добра” и “зла”, который был бы однозначно применен к анализу психологической информации.
“Добро” по своей природе условно, оно требует от человека особого отношения к себе и к другим, внешне ничем не обусловленного. Тема же взаимодействия всегда конкретна. Работа Практического Психолога с нравственной задачей Клиента состоит в том чтобы показать ему условность критериев “добра” и “зла”. Подвести его к нетождественности этих критериев для разных людей.
Психологические задачи
Это собственно психологические задачи. Клиент спрашивает о значении психологической информации – “Как понять? Что это значит? Не понимаю.” Клиент демонстрирует свою систему оценок переживаний, готов ее изменять, сопоставлять. Таких Клиентов мало. Большая часть клиентов ориентируется на социальные и этические задачи.
Работа Практического Психолога состоит в том, чтобы они переформулировали свою задачу в задачу психологическую – это уже первый шаг к оказанию психологической помощи. Можно использовать четыре этапа фиксации задачи, которые позволят описать психологическую задачу.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 280.