Виды психологической помощи.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Понятие практической психологии. Проблемы практической психологии на современном этапе.

2. Понятия «психологическая помощь» и «психологическое консультирование».  Специфика психоконсультирования.

3. Отличие психологического консультирования от психотерапии.

4.  Цели и задачи психологического консультирования.

5. Виды психологического консультирования и их особенности. Подходы в консультировании

5. Принципы психологического консультирования

Практическая психология - отрасль практического применения психологических знаний, предметом которой является психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека с его проблемами, запросами, потребностями.

Самостоятельными областями практической психологии являются: психологическое консультирование, психологическое тестирование, психологическая коррекция.

Появление профессии практического психолога в начале ХХ века связано, прежде всего, с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей.

Проблемы практической психологии.

      Проблема ответственности.

Массовость применение психологических знаний и технологий - обостряет проблему обоснованности воздействия одного человека на другого.

Проблема ответственности для психолога означает:

1. - необходимость обосновывать тот или иной вид воздействия на человека;

2. – осознание профессиональной ответственности (распределения отвественности) при реализации различных видов психологической помощи.

          Проблема границ.

Вопрос о границе профессиональных возможностей схожи с принятием решения об оказании реанимационной мед. помощи. Профессиональный долг требует действия, и принятие ограничений на собственные действия. “Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, он не сможет принять моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого профессиональными средствами.”

 Таким образом:

1. Существуют общепрофессиональные границы – работаем только с психической нормой;

2. Границы профессиональной компетентности самого психолога – осознаю уровень моей компетентности и оказываю психологическую помощь только тем клиентам и в том случае, если я компетентен (имею уровень подготовки и готовности).

3. Существуют границы прменения некоторых методов и методик (в коррекции и психотерапии). Необходимость создавать определенные условия для оказания психологической помощи.

   Проблема подготовки практиков-психологов

В стране не было практической психологии во всем многообразии видов психологической помощи. Отечественная психология развивала в русле психологии деятельности - помощь детям в овладении той или иной деятельностью. Вышеизложенные проблемы не имеют готовых ответов, каждый психолог в каждом конкретном случае должен отвечать на них сам.

Изменение социальных условия, трансформация общественных отношений – порождает множество стрессов и вызывант психологические затруднения разного порядка. Это требует постоянного развития и появления новых методов и методик оказания психологической помощи.

Практика всегда опережает теорию и ищет ответ на конкретную проблему в лице живого клиента.

Психолог-практик должен постоянно обучаться новым методам и техникам оказания помощи, постоянно повышать свою квалификацию.

Психологическая помощь – это область практического применения психологии, и деятельность практического психолога. По содержанию – это активное целенаправленное психологическое воздействие на человека, группу или организацию с целью повышения психологической компетентности, гармонизации психической жизни индивида, улучшению социально-психологической адаптации, реконструкции личности, формирования стрессоустойчивости.

В человеческом сообществе феномен помощи су­ществовал всегда, но в качестве социального института возник и оформился только к середине XX века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: психолог-консультант, психолог-пси­хотерапевт и др.

Психологическая помощь включает в себя: пси­ходиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологи­ческое консультирование, психокоррекцию, профориентацию и др.

В зависимо­сти от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь мо­жет оказать:

психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психичес­ких явлений и умения их корректировать;

психотерапевт — врач по образованию, который ока­зывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.

психиатр. – врач, при на­личии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Задачи консультирования

В процессе психологического консультирования, специалист должен решить ряд задач:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение личности клиента с целью выяснения, может ли клиент самостоятельно справиться с проблемой (определить наличие ресурсов у клиента для решения про­блемы)

4. Формулирование цели (как клиент поймет, что проблема ре­шена); как наилучшим образом решить его проблему.

5. Создание совместно с клиентом алгоритм достижения цели. Оказание текущей помощи в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Оосознание клиентом причин возникновения дан­ной проблемы.

7. Обучение клиента тому, как предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

8. Передача Консультантом Клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)

Социальные задачи.

Они специфичны тем, что клиент воспринимает психологическую информацию, тему взаимодействия с психологом на основе строго нормированных социальных оценок, которые могут быть ранжированы по шкале “правильно - неправильно“ или по другому: “соответствует норме – отступает от нормы”. Человек оценивает свои переживания и психологическую информацию о других людях, ориентируясь на социальные критерии и нормы. Возникают переживания несоответствия обобщенной норме. “Проверьте меня, нормален ли я”, “Что люди скажут”. Эти социальные критерии обедняют жизнь человека, приводят к постоянным ситуациям дискомфорта. (требуется изменение системы оценок Клиента).

Этические задачи

Другую категорию задач взаимодействия клиента и Психолога можно обозначить как задачи этические. Переживания Клиента ориентированы на шкалу этической оценки “Хорошо – Плохо”. Психологическая информация воспринимается в свете этого отношения. Появляемся избирательное отношение, основанное на этой оценке. Клиент может ориентироваться на оценку других людей. Этическая задача дает возможность клиенту осуществить выбор между оценкой других и своими переживаниями. “Это плохо, когда ребенок не слушается, надо, чтобы он слушался”,”Нельзя же все время его хвалить, он же избалуется, что тут будет хорошего…”

Психолог, работая с таким заказом, должен не только четко обозначить тему взаимодействия с ним, но и выделить и обсудить с клиентом систему его оценок. Психологу необходимо показать ограниченность оценочной шкалы “Хорошо – Плохо”.

Нравственные задачи

Третья категория задач может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии “добра” и “зла”, которые требуют нравственного выбора. Эти задачи взаимодействия Клиента и Психолога не имеют логического конца, так как нет четкого критерия “добра” и “зла”, который был бы однозначно применен к анализу психологической информации.

“Добро” по своей природе условно, оно требует от человека особого отношения к себе и к другим, внешне ничем не обусловленного. Тема же взаимодействия всегда конкретна. Работа Практического Психолога с нравственной задачей Клиента состоит в том чтобы показать ему условность критериев “добра” и “зла”. Подвести его к нетождественности этих критериев для разных людей.

Психологические задачи

Это собственно психологические задачи. Клиент спрашивает о значении психологической информации – “Как понять? Что это значит? Не понимаю.” Клиент демонстрирует свою систему оценок переживаний, готов ее изменять, сопоставлять. Таких Клиентов мало. Большая часть клиентов ориентируется на социальные и этические задачи.

Работа Практического Психолога состоит в том, чтобы они переформулировали свою задачу в задачу психологическую – это уже первый шаг к оказанию психологической помощи. Можно использовать четыре этапа фиксации задачи, которые позволят описать психологическую задачу.

План

1. Понятие практической психологии. Проблемы практической психологии на современном этапе.

2. Понятия «психологическая помощь» и «психологическое консультирование».  Специфика психоконсультирования.

3. Отличие психологического консультирования от психотерапии.

4.  Цели и задачи психологического консультирования.

5. Виды психологического консультирования и их особенности. Подходы в консультировании

5. Принципы психологического консультирования

Практическая психология - отрасль практического применения психологических знаний, предметом которой является психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека с его проблемами, запросами, потребностями.

Самостоятельными областями практической психологии являются: психологическое консультирование, психологическое тестирование, психологическая коррекция.

Появление профессии практического психолога в начале ХХ века связано, прежде всего, с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей.

Проблемы практической психологии.

      Проблема ответственности.

Массовость применение психологических знаний и технологий - обостряет проблему обоснованности воздействия одного человека на другого.

Проблема ответственности для психолога означает:

1. - необходимость обосновывать тот или иной вид воздействия на человека;

2. – осознание профессиональной ответственности (распределения отвественности) при реализации различных видов психологической помощи.

          Проблема границ.

Вопрос о границе профессиональных возможностей схожи с принятием решения об оказании реанимационной мед. помощи. Профессиональный долг требует действия, и принятие ограничений на собственные действия. “Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, он не сможет принять моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого профессиональными средствами.”

 Таким образом:

1. Существуют общепрофессиональные границы – работаем только с психической нормой;

2. Границы профессиональной компетентности самого психолога – осознаю уровень моей компетентности и оказываю психологическую помощь только тем клиентам и в том случае, если я компетентен (имею уровень подготовки и готовности).

3. Существуют границы прменения некоторых методов и методик (в коррекции и психотерапии). Необходимость создавать определенные условия для оказания психологической помощи.

   Проблема подготовки практиков-психологов

В стране не было практической психологии во всем многообразии видов психологической помощи. Отечественная психология развивала в русле психологии деятельности - помощь детям в овладении той или иной деятельностью. Вышеизложенные проблемы не имеют готовых ответов, каждый психолог в каждом конкретном случае должен отвечать на них сам.

Изменение социальных условия, трансформация общественных отношений – порождает множество стрессов и вызывант психологические затруднения разного порядка. Это требует постоянного развития и появления новых методов и методик оказания психологической помощи.

Практика всегда опережает теорию и ищет ответ на конкретную проблему в лице живого клиента.

Психолог-практик должен постоянно обучаться новым методам и техникам оказания помощи, постоянно повышать свою квалификацию.

Психологическая помощь – это область практического применения психологии, и деятельность практического психолога. По содержанию – это активное целенаправленное психологическое воздействие на человека, группу или организацию с целью повышения психологической компетентности, гармонизации психической жизни индивида, улучшению социально-психологической адаптации, реконструкции личности, формирования стрессоустойчивости.

В человеческом сообществе феномен помощи су­ществовал всегда, но в качестве социального института возник и оформился только к середине XX века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: психолог-консультант, психолог-пси­хотерапевт и др.

Психологическая помощь включает в себя: пси­ходиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологи­ческое консультирование, психокоррекцию, профориентацию и др.

В зависимо­сти от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь мо­жет оказать:

психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психичес­ких явлений и умения их корректировать;

психотерапевт — врач по образованию, который ока­зывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.

психиатр. – врач, при на­личии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Виды психологической помощи.

По времени действия неотложная (при суициде, острых состояниях) продолжительная (при трудных жизненных ситуациях)
По пространственной организации контактная дистанционная
По направленности личностно – ориентированная, направленная непосредственно на клиента и расширение его возможностей. проблемно – ориентированная направлена на решение типичных проблем, возникающих у разных людей ресурсно-ориентированное – направлено на поиск ресурсов для решения проблемы.
По выполнению функций психологом психологическая диагностика. психологическая коррекция – изменение конкретных характеристик, которые обуславливают (вызывают) отклонения. психотерапия – процесс лечения психологическими средствами глубоких слоев личности. Консультатирование……
По количеству участников индивидуальная. групповая
По позиции психолога Директивная;                  Недирективная
По теоретической концепции бихевиоральная, психоанализ, гештальттерапия, психосинтез, нейро-лингвистическое программирование (НЛП),  клиент-центрированная, экзистенциальная, психодрама, телесноориентированная и др..
По типу проблем Индивидуальная (например индивидуальное консультирование0. Могут решаться (проблемы личностного роста, внутренние конфликты, страхи, психологические травмы, проблемы межличностных отношений); Групповая: ( помощь супругам, семье, коллективам, организациям….)

Дата: 2019-12-22, просмотров: 203.