Банкротство стратегических предприятий и организаций.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

· федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;

· организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

 

Одна из особенностей порядка рассмотрения дел о банкротстве должника - стратегической организации состоит в расширении круга лиц, участвующих в деле, за счет федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в соответствующей отрасли экономики.

Если дело о банкротстве возбуждено в отношении стратегической организации, действующей в форме государственного унитарного предприятия, то в таком деле участвует (в качестве лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве) представитель собственника его имущества, т.е. соответствующий федеральный орган исполнительной власти.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, обращающийся с заявлением о банкротстве должника в арбитражный суд, а также собрание кредиторов, на котором решается вопрос о выборе СРО арбитражных управляющих для направления ей запроса о выделении кандидатур арбитражных управляющих, могут сформулировать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Например, наличие высшего юридического, экономического или определенного специального образования; наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителя организаций в соответствующей отрасли экономики и т.д.

В случае если первым собранием кредиторов не принято решение о введении в отношении стратегических предприятия или организации одной из процедур банкротства и не определена СРО для предоставления кандидатур арбитражных управляющих, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия или организации и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела, арбитражный суд:

· выносит определение о введении в отношении стратегических предприятия или организации финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов;

· выносит определение о введении внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

· при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

 

Одна из особенностей порядка подготовки плана внешнего управления при банкротстве стратегической организации состоит в том, что не позднее, чем за 15 дней до собрания кредиторов план внешнего управления должен быть направлен внешним управляющим федеральному органу исполнительной власти, который представляет собранию кредиторов и арбитражному суду свое заключение относительно тех мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, которые предусматриваются планом внешнего управления.

По результатам рассмотрения плана внешнего управления федеральный орган исполнительной власти может также принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о переходе к финансовому оздоровлению. В этом случае федеральный орган исполнительной власти должен представить в арбитражный суд график погашения задолженности, а также доказательства, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения должником указанного графика (в том числе путем предоставления государственных гарантий), размер которого не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату.

График погашения задолженности должен соответствовать стандартным требованиям: должник обязан приступить к погашению задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления и, удовлетворяя требования кредиторов ежемесячными равными долями, завершить в течение года погашение всех требований.

Внешний управляющий вправе в течение трех месяцев с момента введения внешнего управления отказаться от исполнения неисполненных (полностью или частично) сделок должника, если они препятствуют восстановлению его платежеспособности или их исполнение повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

Особенность проведения внешнего управления стратегической организации состоит в том, что внешний управляющий лишен права заявлять отказ от исполнения тех договоров должника, которые связаны с выполнением работ по государственному оборонному заказу или обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности государства.

Также особенность внешнего управления должником - стратегической организацией состоит в том, что внешнему управляющему запрещено отчуждать отдельно от предприятия стратегической организации те виды имущества, которые входят в имущественный комплекс должника, предназначенный для выполнения работ по государственному оборонному заказу, а также обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности государства.

Российская Федерация имеет преимущественное право приобретения предприятия стратегической организации, продаваемого по конкурсу в период внешнего управления.

В случае открытия конкурсного производства в отношении стратегической организации имущество должника подлежит продаже, а вырученная сумма используется для расчетов с кредиторами.

 

Банкротство гражданина.

Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано в арбитражный суд гражданином - должником, кредитором, а также уполномоченным органом.

Правом на подачу заявления о признании гражданина банкротом обладают кредиторы, за исключением кредиторов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также кредиторов, требования которых неразрывно связаны с их личностью.

При применении процедур банкротства гражданина кредиторы по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с их личностью, вправе предъявить свои требования.

Требования указанных кредиторов, не заявленные ими при применении процедур банкротства гражданина, сохраняют силу после завершения процедур банкротства гражданина.

План погашения долгов - это особый документ, характерный только для банкротства гражданина. Этот план составляется самим гражданином и может прилагаться к заявлению, подаваемому гражданином, о собственном банкротстве. Его копии направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.

При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем три месяца.

План погашения долгов должен включать в себя:

· срок его осуществления;

· размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности;

· размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов.

 

Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, изменить план погашения долгов, в том числе увеличить или уменьшить срок его осуществления, размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности.

В случае если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть обращено взыскание, которое является неликвидным или доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы не может превышать сто минимальных размеров оплаты труда.

Перечень исключаемого из конкурсной массы имущества гражданина утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.

Одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на имущество гражданина, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

Временный управляющий до рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве обеспечивает проведение независимой оценки имущества должника.

По ходатайству гражданина арбитражный суд может освободить имущество гражданина (часть имущества) из-под ареста в случае представления поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств гражданина третьими лицами.

На основании заявления гражданина арбитражный суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве не более чем на месяц для осуществления гражданином расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения.

Признание должника банкротом влечет следующие последствия:

· наступление срока исполнения всех обязательств должника;

· прекращение начисления всех финансовых санкций по обязательствам должника (проценты, являющиеся санкциями; проценты как плата за пользование чужими денежными средствами продолжают начисляться);

· прекращение исполнения по всем исполнительным документам, за исключением тех, которые касаются требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и выплаты алиментов;

· установление арбитражным судом срока для предъявления кредиторами претензий должнику; этот срок не может быть менее двух месяцев.

 

Арбитражный суд извещает всех известных кредиторов об открытии конкурсного производства в отношении должника путем направления каждому из них извещения с указанием срока для предъявления требований. Рассылка осуществляется за счет должника.

 

Методические указания:

Прочитайте:

Базовый учебник:

1. Гореликов К.А. Антикризисное управление: учебник. – М.: Дашков и К°, 2018. – 216 с. http://biblioclub.ru

Основная литература:

1. Абросимов Н.С. Принципы антикризисного управления: монография. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 109 с. http://biblioclub.ru

2. Белых Л.П. Реструктуризация предприятия: учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 511 с. http://biblioclub.ru

3. Беляев А.А. Антикризисное управление: учебник / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 311 с. http://biblioclub.ru

Основная литература:

1. Антикризисное управление: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 351000 Антикризис. упр. и 060400 Финансы и кредит: В 2 т. Финансовая акад. (ФА) при Правительстве Рос. Федерации. Науч.-практ. центр комплекс. проблем антикризис. упр.; Рук авт. кол. и отв. ред. Г.К. Таль М.: Инфра-М, 2004.

2. Бобылева А. З. Стратегия и механизмы антикризисного управления организацией : [Монография]; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Фак. гос. упр. – М.: Унив. гуманитар. лицей, 2003.

3. Ковалев А.П. Диагностика банкротства. – М.: Финстатинформ, 1995.

4. Пособие по изучению основных положений федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [А. А. Коваль и др.] Ставрополь, 2002.

 

Ответьте на вопросы:

1. Назовите основные недостатки существующего в РФ законодательства о банкротстве.

2. В силу каких обстоятельств арбитражный управляющий в РФ имеет статус индивидуального предпринимателя?

3. Какова последовательность действий административного управляющего в процедуре финансового оздоровления?

4. Чем отличаются процедуры «внешнее управление» и «финансовое оздоровление»?

5. Каковы особенности банкротства градообразующих предприятий?

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.