Процедуры несостоятельности: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

 

ЛЕКЦИЯ №4

Тема 4:    Правовое регулирование процедур банкротства

Вопросы лекции:

Процедуры несостоятельности: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Арбитражный управляющий. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Проведение процедур несостоятельности. Банкротство отдельных категорий должников.

Методические указания:

Вопросы:

 

Цели изучения темы:

· анализ процедур несостоятельности;

· выявление особенностей банкротства отдельных категорий должников.

Задачи изучения темы:

· Анализ оснований введения и последствий различных процедур несостоятельности должника.

· Определение правового и экономического статуса арбитражного управляющего.

· Определение критериев для реабилитации или ликвидации должника.

· Выявление специфики банкротства отдельных категорий должников.

Успешно изучив тему, Вы

получите представление о:

· Процедурах банкротства;

· Роли Арбитражного суда и арбитражного управляющего и саморегулируемых организациях арбитражных управляющих в процедурах несостоятельности;

· Специфических особенностях банкротства отдельных категорий должников;

· Роли государства в процедурах несостоятельности стратегических предприятий;

будете знать:

· Формы (процедуры) банкротства;

· Критерии для назначения арбитражного управляющего на процедуру банкротства;

· Функции Арбитражного суда в процедурах несостоятельности;

· Критерии отнесения предприятия к стратегических субъектам предпринимательской деятельности;

· Особенности оздоровления сельскохозяйственных предприятий.

 

Вопросы темы:

1. Процедуры несостоятельности: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

2. Арбитражный управляющий. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

3. Проведение процедур несостоятельности. Банкротство отдельных категорий должников.

 

Вопрос 1. Процедуры несостоятельности: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Банкротство проявляется в пяти формах, которые на практике именуются процедурами управления несостоятельным предприятием. К ним относятся: временное управление; административное управление; внешнее управление, конкурсное управление, мировое соглашение.

Использование данных форм детерминировано конкретными условиями хозяйствования того или иного проблемного предприятия.

В целом специалистами выделяется следующая модель развития конкурсных отношений (банкротства):

1. Предварительный (внесудебный) этап. Этап, на котором судебные органы не вмешиваются в дела должника, но в любой момент это может произойти. Должник находится в предбанкротном состоянии, однако оснований для применения судебных процедур нет. Следует отметить, что в рамках этой фазы может быть проведено добровольное банкротство. Этот этап завершается предъявлением кредиторами исковых претензий к должнику, связанных с его банкротством.

2. Заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом. Данный этап непродолжителен (с момента подачи заявления до момента его принятия арбитражным судом). К основным вопросам, решаемым на этом этапе, следует отнести – кто подает заявление, в отношении кого подается заявление, имеют ли право эти лица, инициировать процесс банкротства, имеются ли признаки банкротства у должника, о применяемом законодательстве (особые категории должников).

3. Наблюдение (временное управление). Введение наблюдения основной целью имеет достижение баланса интересов должника и кредиторов в период, когда с одной стороны присутствует факт абсолютной неплатежеспособности, с другой – отсутствуют определенные судебные мероприятия, применяемые к должнику. Наблюдение является пассивной процедурой, т.к. предприятие-должник продолжает хозяйственную деятельность. Вмешательство внешнего субъекта минимально: он наблюдает лишь за тем, чтобы действия руководства не привели к убыткам для кредиторов. Также в его функции входит анализ финансового состояния должника на предмет реальных перспектив восстановления платежеспособности. В конце наблюдения делается вывод о судьбе должника – либо о целесообразности приложения определенных усилий для его реабилитации, либо о необходимости скорейшей ликвидации предприятия.

4. Административное управление. В целях восстановления платежеспособности и погашения задолженности в отношении должника используется такая процедура банкротства как административное управление. Административное управление представляет собой новую восстановительную процедуру, направленную на преодоление финансового кризиса должника с предоставлением определенных гарантий кредиторам. Как самостоятельный институт банкротства она неизвестна иностранным законодательствам и представляет собой специфику российского права. Административное управление имеет некоторое сходство с германской моделью самоуправления[31].

5. Внешнее управление. Этап реабилитационный, полностью направленный на восстановление финансового состояния должника. Введение внешнего управления возможно при условии обоснования возможности восстановления, т.е. потенциальной жизнеспособности должника. Особо следует отметить активный характер действий по отношению к должнику. Реализует эти действия независимый субъект, который обладает всеми функциями по управлению предприятием - руководство должника отстраняется от исполнения обязанностей. На этапе внешнего управления должник пользуются определенными льготами – мораторий на удовлетворение требований кредиторов; все это служит цели восстановления деятельности. При успешном завершении этого этапа производство по делу о банкротстве завершается. Если в ходе внешнего управления выявилась невозможность финансового восстановления должника, то целесообразен переход к 6 этапу.

6. Конкурсное управление. Этот этап является ликвидационным; все мероприятия направлены на продажу активов несостоятельного должника и на его дальнейшую ликвидацию. Отправным пунктом этой процедуры является вынесение арбитражным судом решения о признании должника банкротом. На этапе конкурсного управления действует независимый субъект; его деятельность направлена на скорейшую продажу предприятия, образование конкурсной массы и распределение её между кредиторами в соответствии с требованиями привилегированности, соразмерности, пропорциональности. Завершается конкурсное управление вынесением определения АС, что является основанием для исключения предприятия из государственного реестра.

7. Мировое соглашение. Мировое соглашение – особый этап развития несостоятельности; переход к этому этапу допускается на любой из судебных стадий банкротства. По сути, мировое соглашение представляет собой многосторонний договор, в котором возможно навязывание одними участниками своей воли другим.

 

 

Рис. 3. Варианты поведения фирмы в рамках института банкротства

 

Банкротство гражданина.

Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано в арбитражный суд гражданином - должником, кредитором, а также уполномоченным органом.

Правом на подачу заявления о признании гражданина банкротом обладают кредиторы, за исключением кредиторов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также кредиторов, требования которых неразрывно связаны с их личностью.

При применении процедур банкротства гражданина кредиторы по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с их личностью, вправе предъявить свои требования.

Требования указанных кредиторов, не заявленные ими при применении процедур банкротства гражданина, сохраняют силу после завершения процедур банкротства гражданина.

План погашения долгов - это особый документ, характерный только для банкротства гражданина. Этот план составляется самим гражданином и может прилагаться к заявлению, подаваемому гражданином, о собственном банкротстве. Его копии направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.

При отсутствии возражений кредиторов арбитражный суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем три месяца.

План погашения долгов должен включать в себя:

· срок его осуществления;

· размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности;

· размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов.

 

Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, изменить план погашения долгов, в том числе увеличить или уменьшить срок его осуществления, размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности.

В случае если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.

Арбитражный суд вправе по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть обращено взыскание, которое является неликвидным или доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы не может превышать сто минимальных размеров оплаты труда.

Перечень исключаемого из конкурсной массы имущества гражданина утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.

Одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на имущество гражданина, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

Временный управляющий до рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве обеспечивает проведение независимой оценки имущества должника.

По ходатайству гражданина арбитражный суд может освободить имущество гражданина (часть имущества) из-под ареста в случае представления поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств гражданина третьими лицами.

На основании заявления гражданина арбитражный суд может отложить рассмотрение дела о банкротстве не более чем на месяц для осуществления гражданином расчетов с кредиторами или достижения мирового соглашения.

Признание должника банкротом влечет следующие последствия:

· наступление срока исполнения всех обязательств должника;

· прекращение начисления всех финансовых санкций по обязательствам должника (проценты, являющиеся санкциями; проценты как плата за пользование чужими денежными средствами продолжают начисляться);

· прекращение исполнения по всем исполнительным документам, за исключением тех, которые касаются требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и выплаты алиментов;

· установление арбитражным судом срока для предъявления кредиторами претензий должнику; этот срок не может быть менее двух месяцев.

 

Арбитражный суд извещает всех известных кредиторов об открытии конкурсного производства в отношении должника путем направления каждому из них извещения с указанием срока для предъявления требований. Рассылка осуществляется за счет должника.

 

Методические указания:

Прочитайте:

Базовый учебник:

1. Гореликов К.А. Антикризисное управление: учебник. – М.: Дашков и К°, 2018. – 216 с. http://biblioclub.ru

Основная литература:

1. Абросимов Н.С. Принципы антикризисного управления: монография. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 109 с. http://biblioclub.ru

2. Белых Л.П. Реструктуризация предприятия: учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 511 с. http://biblioclub.ru

3. Беляев А.А. Антикризисное управление: учебник / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 311 с. http://biblioclub.ru

Основная литература:

1. Антикризисное управление: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 351000 Антикризис. упр. и 060400 Финансы и кредит: В 2 т. Финансовая акад. (ФА) при Правительстве Рос. Федерации. Науч.-практ. центр комплекс. проблем антикризис. упр.; Рук авт. кол. и отв. ред. Г.К. Таль М.: Инфра-М, 2004.

2. Бобылева А. З. Стратегия и механизмы антикризисного управления организацией : [Монография]; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Фак. гос. упр. – М.: Унив. гуманитар. лицей, 2003.

3. Ковалев А.П. Диагностика банкротства. – М.: Финстатинформ, 1995.

4. Пособие по изучению основных положений федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [А. А. Коваль и др.] Ставрополь, 2002.

 

Ответьте на вопросы:

1. Назовите основные недостатки существующего в РФ законодательства о банкротстве.

2. В силу каких обстоятельств арбитражный управляющий в РФ имеет статус индивидуального предпринимателя?

3. Какова последовательность действий административного управляющего в процедуре финансового оздоровления?

4. Чем отличаются процедуры «внешнее управление» и «финансовое оздоровление»?

5. Каковы особенности банкротства градообразующих предприятий?

 

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

 

ЛЕКЦИЯ №4

Тема 4:    Правовое регулирование процедур банкротства

Вопросы лекции:

Процедуры несостоятельности: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 256.