Для тестирования физических качеств дошкольников могут быть использованы контрольные упражнения, имеющие, в основном, игровую форму проведения.
Быстрота. Тест: бег 10 м. На дистанции 30 метров выделяется средний 10-метровый отрезок. Ребенок бежит с максимальной скоростью всю 30-метровую дистанцию. Воспитатель же фиксирует время пересечения начала и конца этой 10-метровой серединной части дистанции. Вначале проводится разминка, затем каждому ребенку предоставляется возможность 2-3 раза пробежать дистанцию. В забеге принимают участие несколько детей одновременно.
Мышечная сила кистей обеих рук измеряется с помощью ручного механического динамометра. Перед обследованием необходимо познакомить детей с прибором и рассказать, как им пользоваться. Во время обследования ребенок должен занять исходное положение - стоя, руки опущены вниз. Дается инструкция: взять в руку динамометр, опущенную руку отвести немного в сторону и сжать прибор как можно сильнее, при измерении каждому ребенку предлагается сделать три попытки: сначала по две — каждой рукой (поочередно правой и левой), затем после отдыха дается третья попытка. Троекратное измерение позволит ребенку лучше выполнить задание. Результаты измерений записываются в протокол обследования с точностью до 0,1 кг.
Измерение силы мышц спины или становой силы производится становым детским динамометром. При измерении становой силы рукоятка динамометра должна находиться на уровне коленей, что достигается регулировкой при помощи съемной цепи станового динамометра. Ребенок становится на доску с ввинченным в планку крюком, сгибаясь в пояснице, берется обеими руками за ручку динамометра и затем постепенно, без рывков, не сгибая коленей, с силой выпрямляется до отказа. Измерение производится 2—3 раза; в протокол записывается наибольшая величина. Точность измерения до 1 кг.
Скоростно-силовые качества ребенка могут быть измерены по расстоянию, на которое он бросает двумя руками набивной мяч весом в 1 кг.
Ребенок сидит спиной к линии, начерченной на полу, так, чтобы спина по отношению к начерченной линии находилась перпендикулярно. Выполняется бросок из положения спина прямая, нога разведены в стороны, набивной мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает два броска, фиксируется лучший результат.
Скоростно-силовые возможности дошкольника могут еще определяться и по прыжку в длину и в высоту с места (см. описание методики обследования основных видов движений).
Ловкость определяется временем пробегания первой дистанции, на которой по прямой линии устанавливаются разные предметы (кубы, мячи набивные, кегли и т.п.), в количестве 8-10, которые ребенок огибает один справа, другой слева. Дается несколько попыток. Записывается в протокол лучший результат.
Для изучения выносливости используется бег на расстояние. Он проводится в удобном для ребенка темпе (умеренном). Ребенок бежит до тех пор, пока не отказывается сам бежать дальше. Фиксируется расстояние и время его пробегания. Дети 4-5 лет бегут за лидером (воспитатель), а дети 6 лет - самостоятельно. В 4 года дети способны пробежать в данном темпе 760-820 м (соответственно мальчики и девочки), в 5 лет - 1000-1100 м, в 6 лет -1600 м. Желательно, чтобы старт и финиш находились в одном месте.
Гибкость определяют по расстоянию наклона стоя на гимнастической скамейке. Ребенок наклоняется не сгибая колен, стараясь как можно ниже к полу коснуться установленной перпендикулярно полу линейки (отсчет см от пола). Регистрируется тот см, которого дотянулся пальцами ребенок. Чем меньше число см, тем выше гибкость ребенка.
Меткость определяют при помощи теста: метание на дальность теннисного мяча удобной рукой. Метание мяча производиться любой рукой, способом «из-за спины через плечо». Метание осуществляется на дорожке шириной 4-5 м., длиной 20 м. с линиями деления через каждые 0,5 м. Старшие дошкольники метают с расстояния 2-3 м. от цели. При метании ребенок ставит одну ногу вперед, отводит назад корпус и согнутую в локте руку, отклоняется назад и выполняет бросок, перенося вес тела на впереди стоящую ногу, рука при этом полностью выпрямляется.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 279.