Глава 1. Теоретические и методические подходы к развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИССТРАЦИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

 

 

Кафедра теоретических основ

дошкольного и начального образования

 

 

Развитие физических качеств у старших дошкольников в подвижных и спортивных играх

 

Курсовая работа

 

 

Исполнитель: Чухлова Наталья                                          

Владимировна

студентка гр. 0761

Научный руководитель: Чугайнова О.Г.

Зав кафедрой: Абашина В.В.

к.п.н., доцент

Дата допуска к защите

Оценка и номер протокола

 

 

Сургут 2009 г.

Содержание:

Введение.

Глава 1. Теоретические и методические подходы к развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

1.1 Характеристика физических качеств и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте.

1.2 Особенности развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2 Способы организации и проведения подвижных и спортивных игр направленные на развитие физических качеств старших дошкольников

2.1 Сущность и специфика подвижных игр их влияние на развитие физических качеств старших дошкольников.

2.2   Сущность и специфика спортивных игр их влияние на развитие физических качеств старших дошкольников.

2.3   Условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных игр

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных и спортивных игр

3.1 Исследование уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

3.2. Формирование и развитие физических качеств дошкольников в процессе подвижных и спортивных игр.

3.3. Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

 

 

Введение

 

 

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

С точки зрения современных представлений исторический генезис человека как социального существа есть процесс становления его как субъекта предметно-практической деятельности. Иначе говоря, процесс социализации, формирования личности ребенка идет в условиях единства сознания и деятельности. На начальных этапах человеческой истории деятельность была представлена прежде всего в различных формах двигательной активности, практическая реализация которой существенно зависела (как и по сей день) от состояния и развития физических качеств человека. Онтогенез каждого человека, как известно, в определенной мере повторяет историческую логику процесса формирования родовых качеств человечества (мыслительных, личностных). Именно этими соображениями можно объяснить приоритетную роль занятий физической культурой в первые десять лет жизни ребенка. Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая его для включения во все усложняющиеся системы социальных отношений.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так, в созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа». По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, нередко граничит с психологической или физической болезнью.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Значение подвижной игры и ее влияние на формирование двигательных навыков и воспитание личности подчеркивали Н.И.Пирогов, а позднее Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев. Крупнейший ученый – педагог, доктор медицины и хирургии П. Ф. Лейсгафт разработал теорию и методику подвижных игр и рассматривал игру как ценнейшее средство воспитания личности.

В практике дошкольного образования подвижные игры используются регулярно. Согласно исследованиям М. А. Руновой, традиционные подвижные игры для дошкольников, предлагаемые программами включают в себя разнообразные сравнительно простые по двигательному содержанию игры. Спортивные игры, которые позволяют осваивать движения более сложного порядка используются сравнительно редко, так как регламентируются строгими правилами трудными для понимания дошкольников. Выходом из этой ситуации является обучение дошкольников подвижным играм, включающим в себя элементы спорта.

Подвижным играм с элементами спорта, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действий; поэтому большинство этих игр связаны с проявлением физических качеств: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость.

В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э.Й. Адашкявичене, Е.Н. Вавилова, В.Г. Гришин, Т.И. Дмитренко, Л.В. Карманова, Т.И. Осокина) подчеркивает­ся, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В играх с элементами спорта совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», совершенствуются функции различных ана­лизаторов.

Исходя из этого, мы определили тему курсовой работы: развитие физических качеств у старших дошкольников в подвижных и спортивных игр.

Объект исследования: процесс развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных игр направленные на развитие физических качеств старших дошкольников.

Цель: теоретически обосновать, экспериментально проверить условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных играх для комплексного развития физических качеств у старших дошкольников.

Задачи: дать характеристику физических качеств и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте и особенности их развития у детей 5-7 лет; раскрыть сущность и специфику подвижных и спортивных игр, а также условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных игр; Экспериментально проверить методику использования подвижных и спортивных игр для развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Подготовительных групп

(на констатирующем этапе)

Группа №1 группа №2
25 % - высокий уровень 35 % - средний уровень 40 % - низкий уровень 35% - высокий уровень 30% - средний уровень 35 % - низкий уровень

 

Поскольку для проведения исследования обязательным условием являлся учет индивидуальных особенностей детей, мы собрали данные о состоянии здоровья каждого ребенка.

Данные занесли в схему распределения детей дошкольного возраста по группам здоровья (Таблица 1, 2, Приложение 4). Данные группы здоровья были определены по анализу медицинской документации дошкольного учреждения.

В период проведения констатирующего этапа эксперимента общее состояние здоровья детей в группах соответствовало норме. Так, в группе №1 - 6 детей имеют I группу здоровья и 14 детей - II группу здоровья, III группы здоровья нет. В группе №2 - 7 детей имеют I группу здоровья и 13 детей - II группу здоровья, III группы здоровья нет. Как видно, исходя из таблицы 1 и в группе № 1, и в группе № 2 показатели групп здоровья существенно не отличаются. У детей нет тяжелых хронических заболеваний, существенных отклонений в антропометрических показателях. Вторая группа здоровья присвоена преимущественно по причине частых простудных заболеваний, некоторых нарушениях осанки.

 

Таблица 1.

Группа здоровья

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента

Заключение

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности – в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.

Совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего развития физических качеств и двигательных способностей, что, в конечном счете, приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы, всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты.

Охарактеризовав физические качества и раскрыв особенности их развития у дошкольников, мы определили, что физические качества имеют большое значение для физического развития ребенка. Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности.

Рассмотрев физические упражнения как средство формирования и развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что для формирования и развития физических качеств, необходимо освоение ребенком основных движений. Основные движения в комплексе с физическими качествами развиваются как в повседневной деятельности, так и на специально организованных занятиях.

 Значение подвижных и спортивных игр как эффективного средства формирования и развития физических качеств у старших дошкольников заключается в характерной особенности подвижной игры – комплектность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Педагогическое воздействие в подвижных играх следует направлять на развитие двигательных качеств, роль которых особенно значима для овладения программными умениями. Надо стремиться к тому, чтобы в пределах биологически закономерных колебаний не задерживалось развитие двигательных качеств.

Успех любой педагогический деятельности зависит от людей, которые постоянно и систематически развивают у детей физические качества. Стремление самого воспитателя к личностному росту и профессиональному мастерству также отражается на результатах двигательной деятельности детей, поскольку увлечь ребенка той или иной игрой, суметь создать психологически комфортную атмосферу во время игры, может только тот воспитатель, который осознает необходимость проводимой им работы. Создание эмоционального комфорта для детей во время игры так же является неотъемлемым условием достижения положительного результата.

Представленная нами методика подвижных и спортивных игр дала возможности эффективно руководствоваться подвижными играми и эстафетами.

На основании диагностики физических качеств старших дошкольников мы разработали систему подвижных и спортивных игр, способствующих их развитию.

В ходе исследования поставленная цель достигнута, задачи решены.

Делая вывод, можно утверждать, что в результате, применения подвижных и спортивных игр у детей дошкольного возраста повысился уровень физической подготовленности детей и их физического развития. Данное обследование позволяет сделать учебный процесс систематически и целенаправленный, а также должны быть созданы педагогические условия: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при подборе игр, осуществление должностного руководства подвижной игрой, использования различных вариантов игр с усложнением, для развития физических качеств.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подвижная игра является важным средством умственного воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. В ней отражаются и развиваются умения и знания, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

 

 

 

 

Список литературы

1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1979. – 225с

3. Богословский В.П. “Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию”, М.: Просвещение, 1984. – 180с.

4. Бренштейн. О ловкости и ее развитии. М.: ФиС., 1991 -288с.

5. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с., ил.

6. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет/ В.И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.

7. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176с.: ил.

8. Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 352с.

9. Гюрджиев Г. Стоп-упражнения // Наука и религия. - 1989. - №9

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1996. - 94-1 Юс.

11. Карманова Л.В., Шебенко В.Н. Физическая культура в старшей группе детского сада, Минск «Полымя» 1987.

12. Кенеман А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». – М: Просвещение, 1985.- 144с.

13. Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М. : Издательство «Физкультура и спорт» , 1998.-271с.

14. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.: ил.

15. Леонтьев А.Н. Современная психология. М., 1983, - 227с.

16. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. пед. соч. Т.2. - М., 1952

17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М., 1991. – 543 с.

18. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.1986 - 304с.

19. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии /Под ред. Л.В.Шапковой. – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001- 160с.

20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208с.

21. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр "Академия" 2001. -368с.

22. Физическая культура в жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования), часть 1. – М.: 1985.- 59с.

23. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Андерсон, Л.А. Викс, Л.С. Жбанов и др.; Сост. Ю.Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 63с: ил.

24. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. – Сб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2001 .- 96с.

25. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подг. к школе группы. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. – 159с.

26. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1986. - 159с.

27. Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с

28. Хухлаева Д.В., Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях – М., 1984 г.

29. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 192с.

 

 

Приложение 1.

Старших дошкольников

Тесты для определения скоростных качеств

1. Бег на 10 м с хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию).

На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (6-7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик), для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин.

Ребенок по команде «На старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флаж­ком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.

2. Бег на 30 м со старта (тестируются скоростные качества).

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина – 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых, один находится с флажком на линии старта, второй (с секун­домером) - на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5-7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок под­ходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер.

Во время короткого отдыха (35 мин) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями. Предлагаются две попытки, фиксируется наилучший результат.

Внимание. Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

Тесты для определения скоростно-силовых качеств

Прыжок в длину с места

Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на который нанесена разметка через каждые 10 см). Тестирование проводят два человека — первый объясняет задание, следит за тем, как ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду «Прыжок»; второй замеряет длину прыжка (с помощью сантиметровой ленты).

Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интен­сивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При призем­лении нельзя опираться сзади руками. Второй воспитатель измеряет расстоя­ние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см.

Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталки­вании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пят­ки на всю стопу.

Внимание! Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то следует засчитывать попытку и фиксировать тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору.

Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких предметов на расстоянии 15-20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самого дальнего из них.

Прыжок вверх с места

Ребенок подпрыгивает вверх, стараясь достать предмет, находящийся выше поднятой руки. (Например, воспитатель держит флажок над головой ребенка.) Результат определяется с помощью натянутой сантиметровой ленты, прикреп­ленной к поясу ребенка. Засчитывается лучший результат из двух попыток.

3. Прыжок в длину с разбега (тест позволяет оценить скоростно-силовые качества и ловкость).

Ребенок разбегается, при этом его корпус слегка наклонен вперед, руки согнуты в локтях. Приземляться нужно на две полусогнутые ноги с перекатом с пятки на носок. Важно сохранить при этом равновесие.

Даются две попытки, между ними отдых (3—5 мин). Фиксируется лучший результат.

4. Бросок набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками стоя (тестируются уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности).

Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его как можно дальше, при этом одна нога впереди, другая сзади. При броске мяча ступни ног ребенка не должны отрываться от пола (земли).

Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.

4. Бросок теннисного мяча удобной рукой (тест позволяет определить меткость и ско­ростную реакцию ребенка).

Метание мяча производится любой рукой, способом «из-за спины через плечо». Метание осуществляется на дорожке шириной 4-5 м, длиной 20 м с ли­ниями деления через каждые 0,5 м.

Из двух попыток фиксируется лучший результат.

Тесты для определения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИССТРАЦИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

 

 

Кафедра теоретических основ

дошкольного и начального образования

 

 

Развитие физических качеств у старших дошкольников в подвижных и спортивных играх

 

Курсовая работа

 

 

Исполнитель: Чухлова Наталья                                          

Владимировна

студентка гр. 0761

Научный руководитель: Чугайнова О.Г.

Зав кафедрой: Абашина В.В.

к.п.н., доцент

Дата допуска к защите

Оценка и номер протокола

 

 

Сургут 2009 г.

Содержание:

Введение.

Глава 1. Теоретические и методические подходы к развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

1.1 Характеристика физических качеств и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте.

1.2 Особенности развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2 Способы организации и проведения подвижных и спортивных игр направленные на развитие физических качеств старших дошкольников

2.1 Сущность и специфика подвижных игр их влияние на развитие физических качеств старших дошкольников.

2.2   Сущность и специфика спортивных игр их влияние на развитие физических качеств старших дошкольников.

2.3   Условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных игр

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных и спортивных игр

3.1 Исследование уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

3.2. Формирование и развитие физических качеств дошкольников в процессе подвижных и спортивных игр.

3.3. Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

 

 

Введение

 

 

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

С точки зрения современных представлений исторический генезис человека как социального существа есть процесс становления его как субъекта предметно-практической деятельности. Иначе говоря, процесс социализации, формирования личности ребенка идет в условиях единства сознания и деятельности. На начальных этапах человеческой истории деятельность была представлена прежде всего в различных формах двигательной активности, практическая реализация которой существенно зависела (как и по сей день) от состояния и развития физических качеств человека. Онтогенез каждого человека, как известно, в определенной мере повторяет историческую логику процесса формирования родовых качеств человечества (мыслительных, личностных). Именно этими соображениями можно объяснить приоритетную роль занятий физической культурой в первые десять лет жизни ребенка. Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая его для включения во все усложняющиеся системы социальных отношений.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так, в созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа». По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, нередко граничит с психологической или физической болезнью.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Значение подвижной игры и ее влияние на формирование двигательных навыков и воспитание личности подчеркивали Н.И.Пирогов, а позднее Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев. Крупнейший ученый – педагог, доктор медицины и хирургии П. Ф. Лейсгафт разработал теорию и методику подвижных игр и рассматривал игру как ценнейшее средство воспитания личности.

В практике дошкольного образования подвижные игры используются регулярно. Согласно исследованиям М. А. Руновой, традиционные подвижные игры для дошкольников, предлагаемые программами включают в себя разнообразные сравнительно простые по двигательному содержанию игры. Спортивные игры, которые позволяют осваивать движения более сложного порядка используются сравнительно редко, так как регламентируются строгими правилами трудными для понимания дошкольников. Выходом из этой ситуации является обучение дошкольников подвижным играм, включающим в себя элементы спорта.

Подвижным играм с элементами спорта, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действий; поэтому большинство этих игр связаны с проявлением физических качеств: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость.

В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э.Й. Адашкявичене, Е.Н. Вавилова, В.Г. Гришин, Т.И. Дмитренко, Л.В. Карманова, Т.И. Осокина) подчеркивает­ся, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В играх с элементами спорта совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», совершенствуются функции различных ана­лизаторов.

Исходя из этого, мы определили тему курсовой работы: развитие физических качеств у старших дошкольников в подвижных и спортивных игр.

Объект исследования: процесс развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных игр направленные на развитие физических качеств старших дошкольников.

Цель: теоретически обосновать, экспериментально проверить условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных играх для комплексного развития физических качеств у старших дошкольников.

Задачи: дать характеристику физических качеств и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте и особенности их развития у детей 5-7 лет; раскрыть сущность и специфику подвижных и спортивных игр, а также условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных игр; Экспериментально проверить методику использования подвижных и спортивных игр для развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Глава 1. Теоретические и методические подходы к развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 377.