Эксперты называют алкоголизм "локомотивом смертности" в России. /24/В частности, утверждается, что тяжелые алкогольные проблемы являются главной причиной того, что уровень смертности в стране катастрофически высок, - для страны с таким уровнем экономического развития, как Россия, не втянутой в широкомасштабные военные действия. Существуют десятки более бедных стран со значительно более высокими показателями продолжительности жизни населения. /24/
На рис.1 наглядно показано, что динамика продолжительности жизни россиян - это зеркальное отображение динамики потребления алкоголя.
В 2006 году ситуация в алкогольной промышленности и торговле в стране заметно изменилась. В соответствии с поправками в Федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (171 ФЗ) был существенно увеличен уставный капитал для производителей спирта и алкогольной продукции, а региональным властям было разрешено повышать уставный капитал для розничных торговцев алкоголем. Закрылись мелкие заводики по производству спирта и алкогольной продукции. В июле 2006 года был утвержден список из четырех обязательных денатурирующих добавок для спиртосодержащих жидкостей, делающих эти жидкости непригодными для питья. Сменили и акцизные марки. Была внедрена Единая государственная автоматизированная информационная система электронной регистрации алкоголя (ЕГАИС). В 2006 году в России впервые за последние годы снизилась смертность: по данным Росстата, с января по август умерло на 76,7 тысяч человек меньше, чем за аналогичный период 2005 года. Причем смертность снизилась преимущественно за счет причин, связанных с потреблением алкоголя. Особенно сильно сократилась смертность от алкогольных отравлений [Алкоголизация.]. Доля умерших от случайных отравлений алкоголем за 11 месяцев 2006 года составила 82% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года (табл.1). /21/
Россияне "за" новую антиалкогольную кампанию
11 августа 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, насколько широкой поддержкой пользовалась бы новая антиалкогольная кампания, в случае если было бы принято решение о ее проведении, какие меры россияне поддержали бы более всего, а также сколько сограждан слышало об инициативе Дмитрия Медведева о принятии государственной программы по борьбе с алкоголизмом и другими вредными привычками.
Двум третям россиян (66%) известно об инициативе Дмитрия Медведва по принятию государственной программы по борьбе с алкоголизмом и другими вредными привычками. Чем старше респонденты, тем больше им известно о такой инициативе президента (53% - среди 18-24-летних, 65% - 25-34-летних, 67% - 35-44-летних, 70% - 45-59-летних, 71% - среди тех, кому 60 лет и старше).
Большинство россиян (65%) поддержали бы новую антиалкогольную кампанию. Не поддержали бы такие меры российских властей лишь четверть опрошенных россиян (25%). Женщины более склонны поддерживать проведение антиалкогольной компании в нашей стране.71% россиянок высказываются в поддержку таких действий, среди мужчин сторонников борьбы с алкоголизмом набирается чуть более половины (57%). Треть россиян (32%) и почти каждая пятая россиянка (18%) - против антиалкогольной кампании в своем государстве.
Чем более обеспечены респонденты, тем чаще они высказываются в поддержку проведения новой антиалкогольной кампании (сторонники составляют: 70% в группе с высокой самооценкой собственного материального положения и 62% среди малообеспеченных россиян).
В рейтинге наиболее популярных мер по борьбе с алкоголизмом лидируют: запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года (63%), запрет рекламы любого вида алкоголя, в т. ч. и слабоалкогольных напитков (57%), пропаганда здорового, трезвого образа жизни (47%). В "середнячках" оказываются: введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах (34%), ограничение продажи алкоголя в утреннее время (31%), принудительное лечение от алкоголизма (29%), развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма, в том числе нетрадиционных (25%), повышение цен на алкогольную продукцию (19%). Замыкают список: организация обществ трезвости, анонимных алкоголиков (15%) и введение запрета на производство и продажу спиртных напитков (ведение "сухого закона") (10%).
алкоголизм реабилитационная работа семья
Только 3% опрошенных считают, что вообще ничего не надо предпринимать, "государство не должно в это вмешиваться". Женщины и менее обеспеченные россияне настроены более строго в отношении проблемы алкоголизма: поддерживают большее число (и в большей степени) предложений по борьбе с этой болезнью. Лишь два метода малообеспеченные россияне поддерживают реже, чем их более обеспеченные сограждане - повышение цен на алкогольную продукцию и пропаганда здорового, трезвого образа жизни. (Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 18-19 июля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%). /22/
Дата: 2019-12-22, просмотров: 283.