Участие в процессах социальной коммуникации - ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, взаимодействий, обменов информацией между людьми. Именно коммуникативные барьеры, характерные для всех граждан пожилого возраста, мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая этим поле их культурной активности. Одной из важнейших целей социокультурной реабилитации пожилых людей является преодоление коммуникативной стены между пожилым человеком и окружающим миром[32, C. 71].
Задачи социокультурной реабилитации включают:
• помешать приобретенному дефекту занять существенное место в образе жизни пожилого человека, способствовать развитию других способностей для компенсации ограничений жизнедеятельности;
• подготовить пожилых людей к адекватным ответам на требования окружения и активным воздействиям на него, используя обучающие и игровые методы, учитывающие дефект, помочь им овладеть стереотипами поведения и взаимодействия, позволяющим преодолеть или предотвратить ощущение собственной неполноценности.
Технология социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста включает следующие направления:
1. Просветительское направление
2. Досуговое направление
3. Коррекционное направление
4. Познавательное направление
5. Лечебно-оздоровительное направление
6. Эмоционально-эстетическое направление
Просветительское направление — устранение недостатков существующего отношения общества к пожилым и пожилых к обществу, изменения нравов, политики, быта, ментальное в данной сфере межличностных и социальных отношений;
Досуговое направление — включает организацию и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей пожилых людей путем содержательного наполнения свободного времени. Такие подходы предмет современной культурологической концепции досуга и досуговой деятельности. В основу этой концепции положено многофункциональное использование досуга как уникальной и неповторимой сферы образования человека, формирования личностных и гражданских качеств, воспитания личностной и социальной культуры, расширения культурного кругозора и Межнационального обмена духовными ценностями, а также знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием народов разных стран. При определении путей развития социокультурной реабилитации следует учитывать, что на характер досуга инвалидов и их семей существенно влияют их принадлежность к определенной социальной, профессиональной или национально-этнической группе. В их досуговой деятельности отражается повседневное воздействие различных субкультур: городской и сельской, возрастной (детской, подростковой, молодежной и т.д.) и сословной (студенческой, интеллигентской и др.). Каждая из них привносит характерные черты и особенности в систему досуговых ценностей, традиций и обычаев, господствующих в конкретной среде. Досуговую активность пожилых необходимо рассматривать и как причину, и как следствие их включенности в культурно-образовательные и культурно-творческие процессы.
Основу процесса социокультурной реабилитации пожилых граждан и их семей должны составлять разнопрофильные досуговые программы. Такие программы (информационно-образовательные, развивающие, художественно-публицистические, спортивно-развлекательные), базирующиеся на активных дискуссиях, часто нетрадиционных, формах клубной работы; способствуют сплочению людей, удовлетворению их потребностей в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, формировании здоровой психики, настроения, развитии творческой инициативы и самостоятельности этих групп населения[18, C. 159].
Самое важное — это улавливать новые тенденции в прогнозировании содержания досуговых программ, возникающие в сфере отдыха, учитывать многообразие интересов граждан пожилого возраста. На их основе разрабатываются и осуществляются перспективные планы создания любительских объединений и клубов по интересам, коллективов художественного, технического творчества.
В процессе реализации этих планов необходимо квалифицированно подходить к поддержке инициативы пожилых, усиливать поиск новаторских, активных форм культурно-досуговой деятельности с учетом специфики контингента, что будет способствовать повышению социального престижа культурно-досуговых учреждений[31, C. 277].
Досуг граждан пожилого возраста может быть организован обеспечением их книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействием в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом; содействием в посещении театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.
Коррекционное направление — полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педагогических и воспитательных упущений. Следует выделить:
- коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов;
- коррекционно-развивающее воздействие - ориентировано на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности;
- коррекционно-образовательное — ориентировано на повышение образованности пожилых граждан соответственно требованиям социокультурного времени;
Познавательное направление — ориентировано на приобретение пожилыми знаний, понятий о реальных явлениях, осознании окружающего их мира, непрерывной связи с окружающими людьми, использования знаний в практической деятельности с целью преобразования мира[27,C. 33];
Лечебно-оздоровительное направление — ориентировано на активизацию резервных возможностей организма (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), способствование формированию и поддержанию положительного эмоционально-психологического фона и через эти механизмы достижение лечебно-оздоровительного эффекта;
Эмоционально-эстетического направление — ориентировано на эстетическое (эстетика — чувственное восприятие)освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.
Cоциокультурная реабилитация пожилых людей может осуществляться в учреждениях культуры по следующим направлениям:
-работа с инвалидами и пожилыми людьми;
-работа с семьей инвалида и пожилого человека;
-работа в трудовом, учебном коллективе, по месту оздоровления и отдыха инвалида;
-наработка и апробирование интерактивных методик и технологий социокультурной реабилитации[32, C. 56].
В основе социокультурной деятельности, направленной на реабилитацию пожилых граждан, лежат:
-личность пожилого человека в ее многообразии;
-отношения и контакты пожилого человека с окружающей средой - семейной, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;
- культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и статус в обществе[32, C. 69].
Дата: 2019-12-22, просмотров: 285.