Направления технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Участие в процессах социальной коммуникации - ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, взаимодействий, обменов информацией между людьми. Именно коммуникативные барьеры, характерные для всех граждан пожилого возраста, мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая этим поле их культурной активности. Одной из важнейших целей социокультурной реабилитации пожилых людей является преодоление коммуникативной стены между пожилым человеком и окружающим миром[32, C. 71].

 Задачи социокультурной реабилитации включают:

• помешать приобретенному дефекту занять существенное место в образе жизни пожилого человека, способствовать развитию других способностей для компенсации ограничений жизнедеятельности;

• подготовить пожилых людей к адекватным ответам на требования окружения и активным воздействиям на него, используя обучающие и игровые методы, учитывающие дефект, помочь им овладеть стереотипами поведения и взаимодействия, позволяющим преодолеть или предотвратить ощущение собственной неполноценности.

Технология социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста включает следующие направления:

1. Просветительское направление

2. Досуговое направление

3. Коррекционное направление

4. Познавательное направление

5. Лечебно-оздоровительное направление

6. Эмоционально-эстетическое направление

Просветительское направление — устранение недостатков сущест­вующего отношения общества к пожилым и пожилых к об­ществу, изменения нравов, политики, быта, ментальное в данной сфере межличностных и социальных отношений;

Досуговое направление — включает организацию и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей пожилых людей путем содержательного наполнения свободного време­ни. Такие подходы предмет со­временной культурологической концепции досуга и досуговой деятельности. В основу этой концепции положено многофункциональное использование досуга как уникальной и не­повторимой сферы образования человека, формирования лич­ностных и гражданских качеств, воспитания личностной и социальной культуры, расширения культурного кругозора и Межнационального обмена духовными ценностями, а также знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием народов разных стран. При определении путей развития социокультурной реабилитации следует учитывать, что на ха­рактер досуга инвалидов и их семей существенно влияют их принадлежность к определенной социальной, профессиональ­ной или национально-этнической группе. В их досуговой дея­тельности отражается повседневное воздействие различных субкультур: городской и сельской, возрастной (детской, под­ростковой, молодежной и т.д.) и сословной (студенческой, ин­теллигентской и др.). Каждая из них привносит характерные черты и особенности в систему досуговых ценностей, тради­ций и обычаев, господствующих в конкретной среде. Досуговую активность пожилых необходимо рассматривать и как причину, и как следствие их включенности в культурно-образовательные и культурно-творческие процессы.

Основу процесса социокультурной реабилитации пожилых граждан и их семей должны составлять разнопрофильные досуговые программы. Такие программы (информационно-образова­тельные, развивающие, художественно-публицистические, спортивно-развлекательные), базирующиеся на активных дис­куссиях, часто нетрадиционных, формах клубной работы; спо­собствуют сплочению людей, удовлетворению их потребно­стей в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, формировании здоровой психики, настрое­ния, развитии творческой инициативы и самостоятельности этих групп населения[18, C. 159].

Самое важное — это улавливать новые тенденции в про­гнозировании содержания досуговых программ, возникающие в сфере отдыха, учитывать многообразие интересов граждан пожилого возраста. На их ос­нове разрабатываются и осуществляются перспективные пла­ны создания любительских объединений и клубов по интере­сам, коллективов художественного, технического творчества.

В процессе реализации этих планов необходимо квалифи­цированно подходить к поддержке инициативы пожилых, усиливать поиск новаторских, активных форм культурно-досуговой деятельности с учетом специфики контингента, что будет способствовать повышению социального престижа культурно-досуговых учреждений[31, C. 277].

Досуг граждан пожилого возраста может быть организован обеспечением их книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействием в организации оздо­ровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом; содействием в посещении театров, выставок, различных куль­турно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

Коррекционное направление — полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педаго­гических и воспитательных упущений. Следует выделить:

- коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразу­меваются установленные обществом правила, определяю­щие устойчивые формы социального взаимодействия лю­дей на уровне макро- и микроколлективов;

- коррекционно-развивающее воздействие - ориентировано на всестороннее, целостное развитие личности, что подра­зумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности;

- коррекционно-образовательное — ориентировано на по­вышение образованности пожилых граждан соответственно требо­ваниям социокультурного времени;

Познавательное направление  — ориентировано на приобретение пожилыми знаний, понятий о реальных явлениях, осознании окружающего их мира, непрерывной связи с окружающими людьми, использования знаний в практической деятельности с целью преобразования мира[27,C. 33];

Лечебно-оздоровительное направление — ориентировано на активи­зацию резервных возможностей организма (слуховых, зри­тельных, двигательных, тактильных), способствование фор­мированию и поддержанию положительного эмоционально-психологического фона и через эти механизмы достижение лечебно-оздоровительного эффекта;

Эмоционально-эстетического направление — ориенти­ровано на эстетическое (эстетика — чувственное восприятие)освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.

Cоциокультурная реабилитация пожилых людей может осуществляться в учреждениях культуры по следующим направлениям:

-работа с инвалидами и пожилыми людьми;

-работа с семьей инвалида и пожилого человека;

-работа в трудовом, учебном коллективе, по месту оздоровления и отдыха инвалида;

-наработка и апробирование интерактивных методик и технологий социокультурной реабилитации[32, C. 56].

В основе социокультурной деятельности, направленной на реабилитацию пожилых граждан, лежат:

-личность пожилого человека в ее многообразии;

-отношения и контакты пожилого человека с окружающей средой - семейной, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;

- культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность пожилого человека, на его социальную реабилитацию и статус в обществе[32, C. 69].

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 240.