В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.
В современной лексике, как научной, так и повседневной, обыденной, термин «технология» используется достаточно часто и широко.
В Большой Социальной Энциклопедии понятие «технология» (от греч. lekhn ē — искусство, мастерство, умение) определяется как «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки... Описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики» [4, C. 253].
Более широкая трактовка понятия «технология» предложена болгарским философом Н. Стефановым: «Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его процессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там, в принципе, возможна технология» [13, C. 42].
А.Зайцев определяет данное понятие как совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели» [10, C. 95].
Технология как важнейший фактор формирования и развития личности, определенная форма общественной практики, по мнению Н.Ф. Тарасенко, является «своеобразным предметным способом самоутверждения человека в мире природы на основе труда и познания и одновременно разворачиванием в данном процессе человеческих способностей и творческих дарований» [14, C.15].
А П.Д.Павленок рассматривает данное понятие как «процесс, т. е. устойчивая, повторяющаяся, последовательная по времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Процесс рассматривается также как синоним понятий «изменение», «развитие», «переход объектов из одного состояния в другое»[17, C. 11].
Технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных и взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно с целью эффективного достижения поставленной цели [12, C. 9].
Что касается понятия «социальное», анализу которого посвящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, широко употребляется в значении «общественное», «отличающееся, противостоящее природному». С другой стороны, используются различные контексты «узкого» понимания социального (социально-бытового, микросоциального, т.е. того, что окружает индивида, обеспечивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, специфически окрашивает, определяет содержание и объем понятия «социальные технологии», которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы.
Н.С. Данакин конкретизирует определение социальных технологий как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и, прежде всего, социально уязвимых групп населения [28, C. 16].
Социальные технологии — это единственный тип технологического процесса, основанный на отношениях не объекта и субъекта, а в значительной степени на отношениях «субъект — субъект». Без содействия участников социального процесса, без содействия и согласия индивида, семьи, группы, которым оказывается профессиональная помощь, невозможно преобразовать те обстоятельства, которые послужили причиной применения социальных технологий. В связи с этим можно сказать, что каждый индивид является социальным технологом для себя и своих близких; он участвует в осуществлении социальных технологий различных уровней, содействуя проводящимся преобразованиям или уклоняясь от них, разделяя цели и средства деятельности органов социального управления или противопоставляя им какие-то иные цели и средства [30, C. 39].
Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов [31, C. 41].
Социальные технологии можно трактовать двояко: во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач; во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем [14, C. 15].
В. Иванов представляет сущность социальных технологий как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.). Социальная технология — важнейший элемент механизма управления» [11, C. 27].
Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующих научные положения на практике — с другой.
Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам[31, C. 34].
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения её основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность наиболее нуждающимся [31, C. 45]
Социальная реабилитация — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции лиц пожилого возраста, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цели социальной реабилитации состоят в восстановлении (формировании) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).
Социокультурная реабилитация - это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь гражданам пожилого возраста достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости [32, C. 66]
Социокультурная реабилитация - специализированная форма психотерапии, обращенная к внутреннему личностному опыту пожилого человека; символическая творческая деятельность, выступающая инструментом межличностных и внутриличностных коммуникаций.
Цель социокультурной реабилитации - достижение, посредством арттерапевтических методов взаимодействия арттерапевта с пожилым человеком. Социокультурная реабилитация использует в качестве терапевтических средств различные художественные техники (вокал, пластику, мимику, клоунаду, актёрскую импровизацию, видеосъёмку, стихосложение, рисование и пр.), используя момент эстетического переживания для гармонизации психического состояния пожилого. Реабилитационным пространством могут стать живописная мастерская, хореографический класс, филармонический зал, драматический театр, цирковая арена, эстрадная площадка, картинная галерея, музейная экспозиция, поэтическая студия, видеосалон [9, C. 44]
Социокультурная реабилитация - сумма технологий обучения пожилых граждан художественным приёмам и навыкам в конкретном жанре или виде искусства[8, C. 56].
Термин "технология социокультурной реабилитации" включает две составляющие: "социальное" и "культурное". "Социальное" указывает, что данная технология обращена к личности пожилого человека и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни. Понятие "культурное" обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. "Социальное" предполагает выход пожилых на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. "Культурное" - подразумевает наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием, освоение пациентами культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества в процессе их социокультурной деятельности. "Социальное" предусматривает различные формы взаимодействия пожилых между собой и с окружающей их средой, а "культурное" предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия [32, C. 52].
Под технологией социокультурной реабилитации пожилых граждан понимается система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и (или) предоставления услуг инвалидам или пожилым гражданам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями. « Культурное» подразумевает наполнение процесса реабилитации инвалидов или пожилых граждан конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества в процессе их социокультурной деятельности [30, C. 133].
Технология социокультурной реабилитации характеризуется критерием концептуальности (опираясь на научную концепцию), предполагают соблюдение требований педагогической управляемости. Критерий медико-социальной и психологической эффективности технологий социокультурной реабилитации гарантирует достижение стандартов, заложенных в индивидуальных программах реабилитации. Технологии должны соответствовать требованию воспроизводимости.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.