По технологии социальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

 

По технологии социальной работы

 

 

ТЕХНОЛОГИя СОЦИокультурной реабилитации ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

 

                                                                     Работу выполнила

                                                                     студентка 41СР группы

                                                                     очного отделения

 Горянская Анна Константиновна

К защите допущен «__»________2010г. Научный руководитель –

Защита состоялась «__»________2010г.      старший преподаватель

Отметка «_____________»                   Патрушева И.В.                                                                                       

Члены комиссии:                                          __________________________      

 

Нижневартовск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИи социокультурной реабилитации  ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………….5

1.1. Характеристика технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста…………………………………………………………………..5

1.2. Направления технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста…………………………………..……………………..............11

1.3. Методы реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста…………………………………………………...….15

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИОУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………...23

2.1. Опыт реализации технологии социокультурной реабилитации  граждан пожилого возраста в России……………………………………………23

2.2. Изучение опыта реализации социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста в БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга»………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………34

 

Введение

Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически на том же уровне.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает. Если в 1957 году на 1.000 человек населения в нашей стране приходилось 89 пенсионеров, то в 2003 году - 239 человек. На нужды социального обеспечения в 1955 году, например, расходовалось менее 5 процентов национального дохода, то в 2000 г. - уже 13,5%[6, C. 84]. В 2003 г. на выплату пенсий было израсходовано 9,7 триллиона рублей, или, по существу, каждый четвертый рубль от фонда заработной платы поступал и поступает в Пенсионный фонд РФ[6, C. 93].

Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества, особенно сейчас, в условиях перехода к рыночной экономике.

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности. Немаловажно и то, что в специфических российских условиях старшее поколение в связи с периодом перестройки и отрицанием всех ценностей и достижений до перестроечного периода испытывает чувство глубокой обиды и разочарования: вся их жизнь и работа, посвященные труду на благо общества, нередко признаются бесполезными, ненужными.

Цель исследования - изучить теоретические основы и опыт реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста.

Объектом исследования являются технологии социокультурной реабилитации с гражданами пожилого возраста.

Предмет исследования – теоретические основы и практический опыт реализации технологии социокультурной реабилитации с пожилыми гражданами.

Задачи исследования заключаются в следующем:

- дать характеристику основных понятий по теме исследования

- изучить основные направления и методы технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста

- проанализировать практический опыт реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста в России и за рубежом

- изучить опыт реализации технологии социокультурной реабилитации в БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга»

В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы: анализ, обобщение материала, консультирования, анкетирование, а также беседа.

 

 

Анкетирование

Целевая группа – 20 пожилых клиентов отделения дневного пребывания БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга», в возрасте от 50 до 75 лет.

В анкетировании приняло участие 20 клиентов КЦСОН «Радуга» (15 женщин и 5 мужчин).

Результаты анкетирования клиентов БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» по выявлению заинтересованных граждан пожилого возраста в организации досуга.

В результате анализа данных, полученных при поведении анкетирования, было выяснено, что 60% (12 человек) респондентов не принимают участия в культурно-досуговых мероприятиях, а 40% (8 человек) участвуют в культурно-досуговой деятельности.

 

Рис 2.1. Участие пожилых людей в культурно – досуговых мероприятиях

 

Из 15 опрошенных женщин 53,3% - ни какого участия в культурной деятельности не принимают (8 человек). А из 5 опрошенных мужчин всего 1 человек, что составляет 20%, принимает участие в мероприятиях, посвященных «Дню пожилого человека» и «Дню Победы».

 

Рис 2.2. Состав участников анкетирования по полу

 

           клиент-женщина     культурно –  досуговая                  деятельность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Посещение отделения дневного пребывания в доме-интернате «Отрада» - - - - - - - - - - - - - - -
Участие в мероприятиях, посвященных «Дню пожилого человека», «Дню Победы» - - + - - - - + - - + - - - -
Участие в литературных вечерах, концертах, выставках - - + - - + - - - - - - - - -
Участие в совместных мероприятиях с детьми и молодежью - - - - - - - - - - - - - - -
Участие в передачах на радио и телевидении - - - - - - + - - - - - - + -
Посещение театров и кинотеатров - - - - - - - - - - - - - - -
Посещение спортивных клубов - - - - - - - - - - - - - - -
Нигде не принимает участие + + - + + - - - + + - + + - +

 

Таблица 2.1. Участие пожилых женщин в культурно - досуговых мероприятиях

              культурно-     досуговое         мероприятие   Клиент- мужчина Посещение отделения дневного пребывания в доме-интернате «Отрада» Участие в мероприятиях, посвященных «Дню пожилого человека», «Дню Победы» Участие в литературных вечерах, концертах, выставках Участие в совместных мероприятиях с детьми и молодежью Участие в передачах на радио и телевидении Посещение театров и кинотеатров Посещение спортивных клубов Нигде не принимает участие
1 - - - - - - - +
2 - + - - - - - -
3 - - - - - - - +
4 - - - - - - - +
5 - - - - - - - +

Таблица 2.2. Участие пожилых мужчин в культурно - досуговых мероприятиях

 

Основными причинами неучастия в культурно-досуговой деятельности пожилых людей являются: отсутствие информации о предстоящих мероприятиях, недостаточность материальных средств и плохое состояние здоровья.

Рис 2.3. Причина неучастия граждан пожилого возраста в культурно-досуговых мероприятиях

В ходе анкетирования было выявлено, что большая часть граждан пожилого возраста не принимают участия в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых в КЦСОН «Радуга», основными причинами неактивности являются плохое состояние здоровья, недостаточность информации о проводимых мероприятиях, а также отсутствие материальных средств.

 Подведя итог экспериментальной деятельности (анкетирования граждан пожилого возраста и беседы со специалистами по социальной работе), можно сделать вывод: культурно-досуговая деятельность в отношении пожилых граждан, в отделении дневного пребывания БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга», организуется в виде отдельных мероприятий («Всемирный день пожилого человека», «День Победы»). Опрос клиентов выявил неудовлетворенность качеством культурно-досуговой деятельности.  

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России накоплен определенный опыт в социокультурной деятельности с пожилыми людьми, разрабатывается правовая база по реализации и удовлетворения потребностей в социальном, медицинском обслуживании этой категории населения. [14, С. 63].

В ходе рассмотрения теоретических основ технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста, был изучен теоретический опыт применения технологии социокультурной реабилитации с данной категорией населения, были определены сущность таких понятий, как «технология», «социальная технология», «социальная реабилитация», «социокультурная реабилитация», «технология социокультурной реабилитации». Рассматривая данные определения можно прийти к выводу, что технологией социокультурной реабилитации является система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и (или) предоставления услуг граждан пожилого возраста, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями. Также были подробно рассмотрены направления и методы реализации технологии социокультурной реабилитации, которые раскрывают содержание деятельности по реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста.

 Вторая глава содержит практический опыт реализации технологии социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста в отделениях дневного пребывания таких городов как Химки, Солнечногорск, Клин, а также отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста Ртищевского района. Осуществляемая этими отделения работа заключается в  создание позитивной коммуникативной среды, предоставление возможности эмоционального и информа­ционного обмена между пожилыми людьми. Активность участия в тех или иных мероприя­тиях может определяться также атмосферой доверия и непринужденности, создаваемой не столько сотрудниками отделения, сколько самими посетителями

А также была проведена опытно - экспериментальная деятельность по изучению проблем организации культурно - досуговой деятельности граждан пожилого возраста при БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга». В ходе беседы со специалистами по социальной работе и анкетирования клиентов социального учреждения, были сделаны следующие выводы, что культурно - досуговая деятельность с пожилыми людьми проводится крайне редко, и в тоже время сами пожилые люди не организуют свой досуг, по причине плохого состояния здоровья, а так же из-за отсутствия полной информации о проводимых мероприятиях в п.г.т. Излучинск. Для решения данной проблемы необходимо проведения ряда мероприятий, которые бы позволили пожилым гражданам организовывать свой досуг.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Устав Организации объединенных наций

 

2. Агапов Е.П., Альперович В.Д. Шапинский В.А. Справочник социального работника. Ростов на Дону. 2006. 336с.
3. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону.1997.578с.
4. Больная Социальная Энциклопедия. Т. 25, 1976. 535с .
5. Владимирцев В. Магнитогорский государственный благотворительный общественный фонд «Металлург»// Социальная работа . 2006. № 4. С 21-25. 6. Дмитриченко Е.С. Направления деятельности отделения реабилитации стационарного учреждения социального обслужиания граждан пожилого возраста // Социальное обслуживание. 2010. № 1
7. Демидова Т.Е. Социальная работа с пожилыми. Настольная книга специалиста. М., 1995. 196 с. 8. Демина Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан. Методическое пособие. Санкт- Петербург., 2007. 68 с.
9. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. М., 2002. 240 с.
10. Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления: социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М.,   1989, 195 с .
11. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М., 1999. 272 с. 12. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. М.,2001г. 265с.
13. Иванов В.Н., Патрушев В.И.Социальные технологии: Курс лекций. М.,1999. 432 с.
14. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы. Владивосток. 2002. 92 с.
15. Курбатов В.И. Социальная работа. Ростов н/Д, 2003. - 133 с. 16. Лобода М.А. «Новые технологии в деятельности социальной службы по социокультурному обслуживанию граждан пожилого возраста // Социальное обслуживание. 2009. № 5. С 43-49 17. Павленок П.Д. технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. М., 2004. 236с.
18. Панова А.М., Холостова Е.И. Социальная работа. М., 1997. 234 с.
19. Романычев И.С. «Социокультурная деятельность в отделениях дневного пребывания // Отечественный журнал социальной работы. 2007. № 4. С 69-77
20. Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. - М., 1997.
21. Рубцов. Геронтологический доклад в изучении качества жизни старших возрастных групп. М., 2002.48с.
22. Словарь «Научно-технический прогресс»
23. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997. 24. Социальная работа. Словарь – справочник. М., 2000г
25. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994. 78 с.
26. Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994, 286 27. Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга специалиста по социальной работе. М., 2000 г.
28. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М., 2007.346с
29. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М., 1999. 334 с.
30. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. М., 2001.400 с. 31. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М., 2002. 340с.
32. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М., 2006. 138с. 33. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 2005.  268 с. 34.  Цытликов П.Я. Технология социальной работы. Ростов н/Д., 2003. 432с. 35. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. М., 2005. 36. Фролысис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. - СПб, 2004. 203 с. 37.  Энциклопедия социальной работы (перевод с английского).М., 2002, т.1, 480 с. 38. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 2003. 224с. 39. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учебное пособие. - М., 2006. - 203 с.  

 

Курсовая работа

 

по технологии социальной работы

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 227.