ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВАВ РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться

 

41

в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной

 

42

мере ни одного из основных принципов правового государства.

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.  [22]

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.  [23]

   В силу различных конкретных обстоятельств процесс формирования правового государства в России наиболее полно и последовательно стал претворятся в жизнь с принятием Конституции России 1993 г. Это конституция содержит в себе общечеловеческие ценности, которая выработала земная цивилизация за долгие годы своего развития. В Конституции РФ нашли

 

43

свое признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности – гуманитарно- правовой (права и свободы человека и

гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права. Продолжается дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.

 

44

Заключение

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

    Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства.       Негативное отношение к государству и внеправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с

ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошое сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

    Таким образом, в настоящее время правовое государство выступает больше конституционным принципом, лозунгом и не получает пока своего полного воплощения в какой–либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие.

    Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной,

исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго

 

45

очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

       Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее под законность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

    Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

       Возьмем Российское правовое государство. Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества. Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм) , забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась

 

46

возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы. Нынешнему же российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдёт именно свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

  Надо воспитать глубокое уважение к «Конституции» и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство.

    А в заключении хочу привести такую цитату: «….я вижу близкую гибель того государство, где закон не имеет силы и находится под чьей- либо властью. Там же где закон владыка над правителями, а они его рабы я усматриваю спасение государства и все блага какие только могут даровать государством боги….» Платон «Законы».

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Белый А. Пути культуры// вопросы философии М. : 1990 г. - № 11

2. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск 1998г.

3. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций.

4. . Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 1998, С.419

5. Гражданский кодекс РФ 2008г.

6. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3

7. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999. С.114.

8. Конституция России 1993г.

9. . Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право . М.: 1994- № 2.

10. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г.

11. Нерсенц В.С. Личность и государство в политико - правовой мысли. М.: 1980г.

12. Общая теория государства и права: курс лекций/ Под ред. БабаеваВ.К. нижний Новгород 1993г.

13. Права человека. основные международные документы –М. : 1990 г.

14. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г

15. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., 2007. С.316 с.

16. Социальное государство и защита прав человека. – М. : 1992г.

17. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование //Правоведение 1992г № 2

18. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство : введение в теорию – М. : 1993г.

19.Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. – 1992г. - № 12

20. Явич Л.С. О соотношения права и государства / Под. Ред. Л.Д. Воеводина – М: 1987г.

 


[1] См. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., 2007. С.316 с.

 

2 . См. Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 1998, С.419

 

3. См. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999. С.114.

4. См. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций.

 

 

 

 

5. См. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3

6.См. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г.

 

7. См. Белый А. Пути культуры// вопросы философии М. : 1990 г. - № 11

 

8. См. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3

 

9. См. Конституция России 1993г.

10. См. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г.

 

11. См. Общая теория государства и права: курс лекций/ Под ред. БабаеваВ.К. нижний Новгород 1993г.

 

12 См. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск 1998г.

 

13 См. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование //Правоведение 1992г № 2

 

14 См. Гражданский кодекс РФ 2008г.

 

15 См. Четвернин в.А. Демократическое конституционное государство : введение в теорию – М. : 1993г.

 

16. См. Конституция России 1993г.

 

17. См. Конституция России 1993г.

 

18 См. Права человека. основные международные документы –М. : 1990 г.

 

19. См. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право . М.: 1994- № 2.

 

20. См. Конституция России 1993г.

 

21. См. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г.

 

22. См. Нерсенц В.С. Личность и государство в политико - правовой мысли. М.: 1980г.

 

22. См. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. – М. 1993г.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 305.