Он может быть достигнут при условии оптимального развития производительных сил на основе современных достижений НТП, стимулируемых производственными отношениями. Прежде всего, отношениями собственности на средства и продукты производства, особенности на прибыль. Своеобразие перехода к новой формации в мировом масштабе заключается в том, что процесс фактического обобществления проявляется не только в концентрации производства, но в его деконцитрации, диктуемой степенью развития производственных сил, разделения (и соединения) труда, расширяющийся инфраструктурой и т. п. Постиндустриальная экономика сегодняшнего дня одновременно нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разнообразных формах хозяйствования и собственности, т.е. в экономическом плюрализме, который сопряжен со своеобразными товарно-денежными отношениями и антимонополизмом, налоговым вмешательством государство в состоянии экономического оборота. На революционном пути продвижения к новой формации имеет место постепенная социализация собственности. Революционный путь предполагает ее более радикальное преобразование. При этом тот и другой путь подвергается конвергенции. Отставание социализации или ее искусственное стимулирование, отрывающийся от уровня производственных сил , в одинаковой степени тормозят поступательное развитие , вызывают кризисные явления, мешают росту материальной обеспеченности населения , в конечном счёте отрицательно сказываются на духовной культуре, нравственности , политике и праве.
Подобный кризис имел место на Западе в первой половине XX в., но был так или иначе преодолен на основе активного использования достижения НТР и вступления в полосу постиндустриального развития. На Востоке пореволюционных взрывов этот кризис наступил во второй половине XX в. в результате радикальных мер по государственной экономике , декретирования
13
Обобществления, неподготовленного уровнем производительных сил и необеспеченного достижения НТП. Это привело к огромным неоправданным тратам человеческих и природных ресурсов. Жизнь показывает, что перестройка в области народного хозяйства – процесс исключительно сложный, «болезненный», но необходимый. В перспективе он обеспечивает нормальное развитие экономики, повышенный уровень материального благосостояния населения, создает надлежащий базис для обогащения духовной культуры, демократизации всех сторон социального бытия и политической системы, для нравственного возрождения общества и органичного включения страны в мировое сообщество. Последовательное осуществление хозяйственной реформы в свою очередь, нуждается в глубокой перестройке в политической структуры и в коренной судебной правовой форме. Прогрессивные экономические преобразования возможны только при условии устранения консервативной, бюрократически зацентрализованной, административной –приказной системы управления, ликвидации тотального огосударствления хозяйства.
Высокий уровень культуры
В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементы культуры демократии. [6] Вне и помимо общей профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партии , цивилизованного законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие. Главное заключается в том , что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации – в программы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения – в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность – в крепостной труд из-под палки», в
отбывания повинности или безделья .
14
Проблема стадии роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов,[7] природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения, вероятно, проблемы. Однако именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов , нации и национальностей, во взаимообогащении культуры заключается животворный плюрализм духовного развития человечества.
Для оптимального учета государственно-политических преобразований духа народа или нации вовсе необязательно отвергать материалистическое объяснение истории. Нельзя превращать его в механический, метафизический, упрощенный экономический материализм, игнорирующий духовную жизнь общества.
В каждую эпоху мировой цивилизации были и есть общечеловеческие эталоны духовной культуры, культуры общения между людьми, воспитанности, образованности интеллигентности - в смысле, прежде всего, взаимного уважения и терпимости.
Современное цивилизованное общество, отличаясь определённым уровнем духовности и нравственности, должны приобретать новое, не теряя при этом то лучшее, что было свойственно прошлому.
Гуманизм и незыблемость общечеловеческих прав личности всё более пронизывают духовную культуру общества на ступени его современной цивилизации , нравственные и правовые идеалы. Демократия возможна в тех странах , где наряду с материальным обеспечением населения имеет место соответствующий уровень духовной культуры человека, общества деятельности его социальных институтов, политических структур.
15
Дата: 2019-12-22, просмотров: 263.