АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»
АЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права »
на тему: «Правовое государство »
Выполнил
студент экстернат отделения
специальности «Юриспруденция»
Шифр 0037 - 08031
Резванова Юлия Васильевна
Проверил
преподаватель Политова Л.В.
Дата сдачи «___» ______________200__г.
Дата защиты «___»_____________200__г.
г. Азов
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….…..........3
1.Возникновение и развитие идеи правового государство..5
1.1. Античные философы о правовом государстве…………………………….7
1.2. Идеи правового государства в XVIII-XIX в.в……………………………..8
1.3. Тема правового государства в русской политико-правовой мысли……..10
2.Условия формирования правового государство…………...11
2.1. Материально обеспечения населения……………………………………12
2.2. Высокий уровень культуры……………………………………………….13
2.3. Демократия и политический плюрализм………………………………...15
2.4.Диологизация общества и управления……………………………………16
3. Понятие и признаки правового государства………………18
3.1 Понятие правового государства………………………………………….18
3.2. Признаки правового государства………………………………………..21
3.3. Система разделение властей в правовом государстве………………….24
3.4.Верховенство правового закона…………………………………………..26
3.4.Права и свободы человека в правовом государстве……………………..33
3.5. Взаимные обязанности и ответственность личности государства…….39
4. ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ……………………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………44
Список используемой литературы………………………….………47
3
Введение
Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности (как представителя и первичной «клеточки» всего общества) и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделяя два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по–разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором в роли «слуги»общества. То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.). С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что данный социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в Виде тираний и деспотий. Например: Мы
4
живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, исходя из опыта других государств в Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжение длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России. Тема «Правовое государство», на мой взгляд, довольно актуальна. В процессе ее изучения я столкнулась с рядом задач, от возникновения правового государства до практики становления правового государство в России. Литературы по этому материалу в библиотеке города не мало, но выяснить для себя достоверные и правильные выводы было довольно сложно. Прежде всего потому, что в различных источниках правовое государство характеризуются по-разному. В одних источниках говориться о том, что зачатки теории правовое государство в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господство права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых мыслителей , философов, историков, писателей и юристов. В другой литературе мне пришлось столкнуться с тем, что предстоит пройти огромный интелектуальнный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Для того чтобы понять глубину суть правового государства, недостаточно ограничиваться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определённой системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и в обилии законодательных актах. Суть государства правового- именно в характере законов, их в соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.
5
Высокий уровень культуры
В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементы культуры демократии. [6] Вне и помимо общей профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партии , цивилизованного законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие. Главное заключается в том , что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации – в программы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения – в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность – в крепостной труд из-под палки», в
отбывания повинности или безделья .
14
Проблема стадии роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов,[7] природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения, вероятно, проблемы. Однако именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов , нации и национальностей, во взаимообогащении культуры заключается животворный плюрализм духовного развития человечества.
Для оптимального учета государственно-политических преобразований духа народа или нации вовсе необязательно отвергать материалистическое объяснение истории. Нельзя превращать его в механический, метафизический, упрощенный экономический материализм, игнорирующий духовную жизнь общества.
В каждую эпоху мировой цивилизации были и есть общечеловеческие эталоны духовной культуры, культуры общения между людьми, воспитанности, образованности интеллигентности - в смысле, прежде всего, взаимного уважения и терпимости.
Современное цивилизованное общество, отличаясь определённым уровнем духовности и нравственности, должны приобретать новое, не теряя при этом то лучшее, что было свойственно прошлому.
Гуманизм и незыблемость общечеловеческих прав личности всё более пронизывают духовную культуру общества на ступени его современной цивилизации , нравственные и правовые идеалы. Демократия возможна в тех странах , где наряду с материальным обеспечением населения имеет место соответствующий уровень духовной культуры человека, общества деятельности его социальных институтов, политических структур.
15
Заключение
Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.
Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства. Негативное отношение к государству и внеправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с
ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошое сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.
Таким образом, в настоящее время правовое государство выступает больше конституционным принципом, лозунгом и не получает пока своего полного воплощения в какой–либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие.
Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго
45
очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.
Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее под законность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
Итак, правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
3. Взаимную ответственность государства и личности
4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.
Возьмем Российское правовое государство. Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества. Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм) , забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась
46
возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы. Нынешнему же российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдёт именно свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.
Надо воспитать глубокое уважение к «Конституции» и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство.
А в заключении хочу привести такую цитату: «….я вижу близкую гибель того государство, где закон не имеет силы и находится под чьей- либо властью. Там же где закон владыка над правителями, а они его рабы я усматриваю спасение государства и все блага какие только могут даровать государством боги….» Платон «Законы».
Список используемой литературы.
1. Белый А. Пути культуры// вопросы философии М. : 1990 г. - № 11
2. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск 1998г.
3. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций.
4. . Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 1998, С.419
5. Гражданский кодекс РФ 2008г.
6. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3
7. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999. С.114.
8. Конституция России 1993г.
9. . Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право . М.: 1994- № 2.
10. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г.
11. Нерсенц В.С. Личность и государство в политико - правовой мысли. М.: 1980г.
12. Общая теория государства и права: курс лекций/ Под ред. БабаеваВ.К. нижний Новгород 1993г.
13. Права человека. основные международные документы –М. : 1990 г.
14. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г
15. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., 2007. С.316 с.
16. Социальное государство и защита прав человека. – М. : 1992г.
17. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование //Правоведение 1992г № 2
18. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство : введение в теорию – М. : 1993г.
19.Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. – 1992г. - № 12
20. Явич Л.С. О соотношения права и государства / Под. Ред. Л.Д. Воеводина – М: 1987г.
[1] См. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., 2007. С.316 с.
2 . См. Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 1998, С.419
3. См. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999. С.114.
4. См. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций.
5. См. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3
6.См. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г.
7. См. Белый А. Пути культуры// вопросы философии М. : 1990 г. - № 11
8. См. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3
9. См. Конституция России 1993г.
10. См. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г.
11. См. Общая теория государства и права: курс лекций/ Под ред. БабаеваВ.К. нижний Новгород 1993г.
12 См. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск 1998г.
13 См. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование //Правоведение 1992г № 2
14 См. Гражданский кодекс РФ 2008г.
15 См. Четвернин в.А. Демократическое конституционное государство : введение в теорию – М. : 1993г.
16. См. Конституция России 1993г.
17. См. Конституция России 1993г.
18 См. Права человека. основные международные документы –М. : 1990 г.
19. См. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право . М.: 1994- № 2.
20. См. Конституция России 1993г.
21. См. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г.
22. См. Нерсенц В.С. Личность и государство в политико - правовой мысли. М.: 1980г.
22. См. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. – М. 1993г.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»
АЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права »
на тему: «Правовое государство »
Выполнил
студент экстернат отделения
специальности «Юриспруденция»
Шифр 0037 - 08031
Резванова Юлия Васильевна
Проверил
преподаватель Политова Л.В.
Дата сдачи «___» ______________200__г.
Дата защиты «___»_____________200__г.
г. Азов
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….…..........3
1.Возникновение и развитие идеи правового государство..5
1.1. Античные философы о правовом государстве…………………………….7
1.2. Идеи правового государства в XVIII-XIX в.в……………………………..8
1.3. Тема правового государства в русской политико-правовой мысли……..10
2.Условия формирования правового государство…………...11
2.1. Материально обеспечения населения……………………………………12
2.2. Высокий уровень культуры……………………………………………….13
2.3. Демократия и политический плюрализм………………………………...15
2.4.Диологизация общества и управления……………………………………16
3. Понятие и признаки правового государства………………18
3.1 Понятие правового государства………………………………………….18
3.2. Признаки правового государства………………………………………..21
3.3. Система разделение властей в правовом государстве………………….24
3.4.Верховенство правового закона…………………………………………..26
3.4.Права и свободы человека в правовом государстве……………………..33
3.5. Взаимные обязанности и ответственность личности государства…….39
4. ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ……………………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………44
Список используемой литературы………………………….………47
3
Введение
Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности (как представителя и первичной «клеточки» всего общества) и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделяя два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по–разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором в роли «слуги»общества. То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.). С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что данный социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в Виде тираний и деспотий. Например: Мы
4
живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, исходя из опыта других государств в Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжение длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России. Тема «Правовое государство», на мой взгляд, довольно актуальна. В процессе ее изучения я столкнулась с рядом задач, от возникновения правового государства до практики становления правового государство в России. Литературы по этому материалу в библиотеке города не мало, но выяснить для себя достоверные и правильные выводы было довольно сложно. Прежде всего потому, что в различных источниках правовое государство характеризуются по-разному. В одних источниках говориться о том, что зачатки теории правовое государство в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господство права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых мыслителей , философов, историков, писателей и юристов. В другой литературе мне пришлось столкнуться с тем, что предстоит пройти огромный интелектуальнный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Для того чтобы понять глубину суть правового государства, недостаточно ограничиваться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определённой системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и в обилии законодательных актах. Суть государства правового- именно в характере законов, их в соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.
5
Дата: 2019-12-22, просмотров: 250.