АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»

АЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине «Теория государства и права »

на тему: «Правовое государство »

 

                                                       Выполнил

студент экстернат отделения

специальности «Юриспруденция»

Шифр 0037 - 08031

Резванова Юлия Васильевна

 

Проверил

преподаватель Политова Л.В.

 

 

Дата сдачи «___» ______________200__г.

Дата защиты «___»_____________200__г.

 

 

г. Азов

2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….…..........3

1.Возникновение и развитие идеи правового государство..5

 1.1. Античные философы о правовом государстве…………………………….7

 1.2. Идеи правового государства в XVIII-XIX в.в……………………………..8

1.3. Тема правового государства в русской политико-правовой мысли……..10

 2.Условия формирования правового государство…………...11

2.1. Материально обеспечения населения……………………………………12

2.2. Высокий уровень культуры……………………………………………….13

2.3. Демократия и политический плюрализм………………………………...15

2.4.Диологизация общества и управления……………………………………16

3. Понятие и признаки  правового государства………………18

3.1 Понятие правового государства………………………………………….18

3.2. Признаки правового государства………………………………………..21

 3.3. Система разделение властей в правовом государстве………………….24

 3.4.Верховенство правового закона…………………………………………..26

3.4.Права и свободы человека в правовом государстве……………………..33

3.5. Взаимные обязанности и ответственность личности государства…….39

4. ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ……………………………………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………44

Список используемой литературы………………………….………47

 

3

Введение

Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности (как представителя и первичной «клеточки» всего общества) и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделяя два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по–разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором в роли «слуги»общества. То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.). С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что данный социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в Виде тираний и деспотий. Например: Мы

4

живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, исходя из опыта других государств в Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжение длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России. Тема «Правовое государство», на мой взгляд, довольно актуальна. В процессе ее изучения я столкнулась с рядом задач, от возникновения правового государства до практики становления правового государство в России. Литературы по этому материалу в библиотеке города не мало, но выяснить для себя достоверные и правильные выводы было довольно сложно. Прежде всего потому, что в различных источниках правовое государство характеризуются по-разному. В одних источниках говориться о том, что зачатки теории правовое государство в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господство права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых мыслителей , философов, историков, писателей и юристов. В другой литературе мне пришлось столкнуться с тем, что предстоит пройти огромный интелектуальнный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Для того чтобы понять глубину суть правового государства, недостаточно ограничиваться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определённой системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и в обилии законодательных актах. Суть государства правового- именно в характере законов, их в соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.

 

5

Высокий уровень культуры

В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементы культуры демократии.  [6] Вне и помимо общей профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партии , цивилизованного законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие. Главное заключается в том , что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации – в программы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения – в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность – в крепостной труд из-под палки», в

отбывания повинности или безделья .

14

 Проблема стадии роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов,[7] природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения, вероятно, проблемы. Однако именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов , нации и национальностей, во взаимообогащении культуры заключается животворный плюрализм духовного развития человечества.

Для оптимального учета государственно-политических преобразований духа народа или нации вовсе необязательно отвергать материалистическое объяснение истории. Нельзя превращать его в механический, метафизический, упрощенный экономический материализм, игнорирующий духовную жизнь общества.

  В каждую эпоху мировой цивилизации были и есть общечеловеческие эталоны духовной культуры, культуры общения между людьми, воспитанности, образованности интеллигентности - в смысле, прежде всего, взаимного уважения и терпимости.

Современное цивилизованное общество, отличаясь определённым уровнем духовности и нравственности, должны приобретать новое, не теряя при этом то лучшее, что было свойственно прошлому.

Гуманизм и незыблемость общечеловеческих прав личности всё более пронизывают духовную культуру общества на ступени его современной цивилизации , нравственные и правовые идеалы. Демократия возможна в тех странах , где наряду с материальным обеспечением населения имеет место соответствующий уровень духовной культуры человека, общества деятельности его социальных институтов, политических структур.

 

15

Заключение

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

    Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства.       Негативное отношение к государству и внеправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с

ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошое сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

    Таким образом, в настоящее время правовое государство выступает больше конституционным принципом, лозунгом и не получает пока своего полного воплощения в какой–либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие.

    Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной,

исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго

 

45

очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

       Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее под законность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

    Итак, правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

       Возьмем Российское правовое государство. Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества. Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм) , забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась

 

46

возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы. Нынешнему же российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдёт именно свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

  Надо воспитать глубокое уважение к «Конституции» и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство.

    А в заключении хочу привести такую цитату: «….я вижу близкую гибель того государство, где закон не имеет силы и находится под чьей- либо властью. Там же где закон владыка над правителями, а они его рабы я усматриваю спасение государства и все блага какие только могут даровать государством боги….» Платон «Законы».

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Белый А. Пути культуры// вопросы философии М. : 1990 г. - № 11

2. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск 1998г.

3. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций.

4. . Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 1998, С.419

5. Гражданский кодекс РФ 2008г.

6. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3

7. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999. С.114.

8. Конституция России 1993г.

9. . Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право . М.: 1994- № 2.

10. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г.

11. Нерсенц В.С. Личность и государство в политико - правовой мысли. М.: 1980г.

12. Общая теория государства и права: курс лекций/ Под ред. БабаеваВ.К. нижний Новгород 1993г.

13. Права человека. основные международные документы –М. : 1990 г.

14. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г

15. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., 2007. С.316 с.

16. Социальное государство и защита прав человека. – М. : 1992г.

17. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование //Правоведение 1992г № 2

18. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство : введение в теорию – М. : 1993г.

19.Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. – 1992г. - № 12

20. Явич Л.С. О соотношения права и государства / Под. Ред. Л.Д. Воеводина – М: 1987г.

 


[1] См. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., 2007. С.316 с.

 

2 . См. Всеобщая история государства и права: учебник / Под ред. К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 1998, С.419

 

3. См. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999. С.114.

4. См. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций.

 

 

 

 

5. См. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3

6.См. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г.

 

7. См. Белый А. Пути культуры// вопросы философии М. : 1990 г. - № 11

 

8. См. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации?// Вопросы философии. М. 1991г. - № 3

 

9. См. Конституция России 1993г.

10. См. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г.

 

11. См. Общая теория государства и права: курс лекций/ Под ред. БабаеваВ.К. нижний Новгород 1993г.

 

12 См. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск 1998г.

 

13 См. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование //Правоведение 1992г № 2

 

14 См. Гражданский кодекс РФ 2008г.

 

15 См. Четвернин в.А. Демократическое конституционное государство : введение в теорию – М. : 1993г.

 

16. См. Конституция России 1993г.

 

17. См. Конституция России 1993г.

 

18 См. Права человека. основные международные документы –М. : 1990 г.

 

19. См. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право . М.: 1994- № 2.

 

20. См. Конституция России 1993г.

 

21. См. Спиридонов Л.И. Теория государства и права . учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров 2001г.

 

22. См. Нерсенц В.С. Личность и государство в политико - правовой мысли. М.: 1980г.

 

22. См. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. – М. 1993г.

 


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»

АЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине «Теория государства и права »

на тему: «Правовое государство »

 

                                                       Выполнил

студент экстернат отделения

специальности «Юриспруденция»

Шифр 0037 - 08031

Резванова Юлия Васильевна

 

Проверил

преподаватель Политова Л.В.

 

 

Дата сдачи «___» ______________200__г.

Дата защиты «___»_____________200__г.

 

 

г. Азов

2009 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….…..........3

1.Возникновение и развитие идеи правового государство..5

 1.1. Античные философы о правовом государстве…………………………….7

 1.2. Идеи правового государства в XVIII-XIX в.в……………………………..8

1.3. Тема правового государства в русской политико-правовой мысли……..10

 2.Условия формирования правового государство…………...11

2.1. Материально обеспечения населения……………………………………12

2.2. Высокий уровень культуры……………………………………………….13

2.3. Демократия и политический плюрализм………………………………...15

2.4.Диологизация общества и управления……………………………………16

3. Понятие и признаки  правового государства………………18

3.1 Понятие правового государства………………………………………….18

3.2. Признаки правового государства………………………………………..21

 3.3. Система разделение властей в правовом государстве………………….24

 3.4.Верховенство правового закона…………………………………………..26

3.4.Права и свободы человека в правовом государстве……………………..33

3.5. Взаимные обязанности и ответственность личности государства…….39

4. ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ……………………………………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………44

Список используемой литературы………………………….………47

 

3

Введение

Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности (как представителя и первичной «клеточки» всего общества) и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделяя два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по–разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором в роли «слуги»общества. То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.). С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что данный социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в Виде тираний и деспотий. Например: Мы

4

живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, исходя из опыта других государств в Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжение длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России. Тема «Правовое государство», на мой взгляд, довольно актуальна. В процессе ее изучения я столкнулась с рядом задач, от возникновения правового государства до практики становления правового государство в России. Литературы по этому материалу в библиотеке города не мало, но выяснить для себя достоверные и правильные выводы было довольно сложно. Прежде всего потому, что в различных источниках правовое государство характеризуются по-разному. В одних источниках говориться о том, что зачатки теории правовое государство в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господство права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых мыслителей , философов, историков, писателей и юристов. В другой литературе мне пришлось столкнуться с тем, что предстоит пройти огромный интелектуальнный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Для того чтобы понять глубину суть правового государства, недостаточно ограничиваться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определённой системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и в обилии законодательных актах. Суть государства правового- именно в характере законов, их в соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.

 

5

Дата: 2019-12-22, просмотров: 250.