В современных социоэкономических, культурных, политических условиях требуется специалист, готовый к непрерывному развитию и самосовершенствованию, как личностному, так и профессиональному. Цель вуза – подготовить специалиста, который умеет инициативно, самостоятельно решать сложные профессиональные и жизненные задачи, умеет на практике применять знания, умения, навыки, полученные в процессе обучения, обладает гибким мышлением, ответственностью. Следовательно, лекция должна давать не только знания, но и разностороннее развитие. Учебный предмет в контекстном обучении должен проектироваться не просто как совокупность знаковой системы и деятельности по ее усвоению, а как предмет деятельности студента. В этом случае усвоение знаний будет осуществляться в контексте этой деятельности, где знания будут выполнять функции ориентировочной основы деятельности, средства ее регуляции, а формы организации учебной работы студентов – функции форм воссоздания усваиваемого содержания. Таким образом, учебный предмет в контекстном обучении становится динамическим, множественным, соответствующим логике перехода от учения к труду. Лекционный курс является составной частью учебного предмета. Целью лекционного курса является усвоение не просто теоретических знаний, а знаний в контексте будущей профессиональной деятельности и дальнейшего образования, формирование готовности студентов решать научные, профессиональные и социально-значимые задачи. Целеполагание осуществляется через проектирование конечного результата деятельности студента. К ним относят усвоение профессионально-ориентированных знаний, умение использовать их в будущей профессиональной деятельности и при выполнении социальных функций, формирование устойчивой не только познавательной, но и профессиональной мотивации и мотивации непрерывного самообразования. В содержании курса должны отражаться не только понятия, законы, теории и факты соответствующей науки, но и способ мышления, присущий данному этапу ее развития, и методы познания, которыми она пользуется. В основу содержания лекционного курса закладывается системная основа предмета науки, логика системного раскрытия этого предмета; проектируется деятельность студента по усвоению содержания через комплекс специально подобранных учебных заданий, моделирующих основные типы профессиональных задач специалиста. Таким образом, содержание лекционного курса оказывается не только знаковой системой, но и предметом организованной по определенным правилам учебной деятельности студентов. Перед преподавателем стоит задача выделения системного инварианта (ядра) науки, тех «опор», которые составляют ее основные структурные блоки. Их должен усвоить каждый студент независимо от его будущей профессиональной подготовки. Затем необходимость развертывания инварианта в контексте профессиональной деятельности.. При этом в содержании лекционного курса реализуется принцип контекстности, задаваемый контекстом как самой науки, так и контекстом будущей профессиональной деятельности студентов. Сконструированное в соответствии с вышеназванными принципами содержание лекционного курса реализуется в системе различных по типу и структуре лекций. Согласно контекстному подходу в обучении выделяют следующие типы лекций: информационная, проблемная, научная, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированным контекстом научных или профессиональных ошибок, лекция-пресс-конференция. Данные лекции характеризуются коренным изменением взаимоотношений между преподавателями и студентами: отказ от традиционного информирования обучающихся относительно «основ наук» и реализацию диалогических отношений между преподавателями и студентами. При разработке лекционного курса лектор должен быть готов к использованию игровых ситуаций. От него требуются интеллектуальная и эмоциональная мобильность, способность работать в диалогической позиции. Новые формы лекций требуют и смены пространственного расположения слушателей. Предпочтительно расположение в виде амфитеатра, что способствует диалогическому включению в общение. Вместо позиции объекта педагогического управления, в которую ставит студента традиционное обучение, данный подход в обучении «рассматривает» его как полноправного субъекта деятельности, добивающегося целей своего общего и профессионального развития совместно с преподавателем и под его педагогическим руководством. Результатом изучения лекционного курса в контекстном обучении является теоретическая готовность студента использовать знания в решении профессиональных задач. Контроль должен быть деятельностным: контролируется не только уровень усвоения знаний, но и ход и результату действий на их основе, уровень сформированности познавательной и профессиональной мотивации. Средствами промежуточного и окончательного контроля могут служить наборы контрольных заданий, аттестационных ситуаций и деловых игр. Процесс изучения лекционного курса должен контролироваться и корректироваться не только преподавателем, но и самим студентом по четким, понятным ему, личностно значимым и приемлемым критериям. Только при этом условии можно рассчитывать на возникновение устойчивой мотивации, на заинтересованное участие самого студента в процессе перехода от учения к труду. Таким образом, в условиях контекстного обучения, органически сочетаются на деятельностной основе новые и традиционные типы лекций, которые выбираются в зависимости от конкретных целей и содержания обучения.
Рассмотрим лекцию с запланированными ошибками. Среди разнообразных умений и навыков специалиста, профессиональная деятельность которого будет заключаться в обучении иностранному языку, не последнее место занимает умение оперативно анализировать и ориентироваться в информации, оценивать ее. Умение находить и исправлять ошибки также является немаловажным для преподавателя иностранного языка. Лекция с запланированными ошибками имеет следующую структуру: после объявления темы лекции неожиданно для слушателей преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа (содержательные, методические, поведенческие и т. д.). При этом преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к преподавателю. Количество ошибок зависит от их характера и содержания, а также подготовленности слушателей по данной теме. Студенты должны в конце лекции назвать эти ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Для этого преподаватель оставляет 10 - 15 минут в зависимости от общей продолжительности лекции и сложности темы. Исходная ситуация создает дидактические условия, побуждающие слушателей к активности: им необходимо не просто воспринимать информацию, чтобы запомнить, а воспринимать, чтобы проанализировать и оценить. Немаловажен и личностный момент: нахождение у преподавателя ошибок и одновременная проверка собственной подготовки. Такой процесс активизирует психическую деятельность слушателя. В конце лекции существует вероятность нахождения слушателями большего количества ошибок от запланированных. Преподаватель должен это честно признать (подтверждением будет перечень ошибок). Искусство преподавателя заключается в том, что и незапланированные ошибки будут использованы для целей обучения. Поведение слушателей на подобной лекции характеризуется определенной двуплановостью: с одной стороны, восприятие и осмысление учебной информации, а с другой – своеобразная игра с преподавателем. Именно такое поведение свойственно деловым играм и другим игровым процедурам, что позволяет использовать подобную лекцию как подготовку к ним.
Лекция с запланированными ошибками требует большого лекторского мастерства и чувства ответственности, тщательного отбора материала для ошибок и их маскировки в ткани изложения. При этом изложение материала должно быть естественным.Следует отметить, что лекция с запланированными ошибками выполняет одновременно стимулирующие и контрольные функции, поскольку позволяет преподавателю оценить качество освоения предшествующего материала, а слушателям – проверить себя и продемонстрировать свое знание предмета, умение ориентироваться в нем. Поэтому ее целесообразно проводить как итоговое занятие по теме или разделу после формирования у слушателей базовых знаний и умений. Если были обнаружены не все запланированные ошибки или предложены неправильные варианты ответов, то данное явление должно послужить тревожным сигналом для преподавателя, свидетельствующим о том, что поставленные дидактические цели не были достигнуты. Это также является показателем отсутствия сформированности у студентов практических навыков ориентирования в информации, её оценки. Следовательно, подобную лекцию целесообразнее проводить в аудитории с определенным уровнем подготовки по данной теме (с целью контроля) или в неподготовленной аудитории (с целью выявления пробелов в знаниях). В то же время в методике преподавания иностранного языка распространено мнение, что вместо нужной информации запомнятся ошибки. Внедрение в практический опыт свидетельствует о том, что при правильной организации подобные опасения часто преувеличены. Одним из преимуществ лекции с запланированными ошибками является возможность развития мыслительной деятельности студентов, включения их в аргументированное отстаивание своей точки зрения.
контекстный обучение иностранный игра
Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.