Ролевая игра как форма контекстного обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По мнению Т. Д. Дубовицкой, включение студентов в квазирофессиональную и профессиональную деятельность лучше всего осуществляется в ходе ролевых и дидактических игр, диспутов, соревнований в знаниях и умениях. В ролевых играх студенты, инсценируя роль учителя, учащихся, родителей, коллег по работе, овладевают конкретными практическими умениями, необходимыми им в будущей профессиональной деятельности. Разбор возникающих в ходе игры различных педагогических ситуаций и проблем создаёт среду, максимально приближенную к будущей профессиональной деятельности, и способствует осмыслению студентами полученных теоретических знаний, формированию умения находить верное решение, развивает профессиональную мотивацию, познавательные интересы. При использовании ролевых игр действует принцип обратной связи: студент сразу получает от своих товарищей оценку действий. При этом опыт приобретается без страха за последствия возможных педагогических ошибок, так как студенты осознают, что это пока только игра.

Пример ролевой игры «Иностранный язык в школе» для студентов иностранного факультета: распределив роли, студенты проигрывают следующую ситуацию. «В класс пришёл новый ученик, который заявляет, что изучение иностранного языка является бесполезным занятием, а своим поведением постоянно мешает ходу уроков». Обсуждение представленной ситуации можно проводить с помощью следующих вопросов:

1. Как должна строиться работа с данным учеником?

2. Существуют ли способы изменить его отношение к изучению иностранному языку (какие именно?)?

3. Какую тактику следует использовать в беседе с родителями ученика? И т.д.

В обучении иностранному языку в школе применение ролевых игр также представляется целесообразным, поскольку они положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) Подбор ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности. Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. Выделяются следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2) объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта. Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью - главным компонентом ролевой игры - и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры (Д.Б.Эльконин). Следует помнить, что ролевая игра-это не эпизодический прием, к которому время от времени прибегает преподаватель, а основная форма организации учебно-воспитательного процесса, охватывающая все этапы работы над учебным материалом: введение, тренировку в общении и практику в общении. Существуют различные способы классификации ролей: • статусные роли, которые могут быть заданы от рождения или приобретены в течение жизни: роль гражданина определенного государства. • позиционные роли обычно кодированы правилами, определяющими некоторую позицию в обществе: профессиональная, семейная роли и т.д. • ситуативные роли, представленные в виде фиксированных стандартов поведения и деятельности, для проигрывания которых достаточно быть кратковременным участником ситуации общения: роль гостя, туриста, пешехода и др.

Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры в обучению иностранному языку способствует положительным изменениям в речи, как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, темп речи, объем высказывания). Поэтому будущие специалисты должны быть готовы к применению ролевых игр на уроках иностранного языка. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка в школе. К ним относятся: презентация, интервью, заочное путешествие, пресс-конференция, круглый стол, телемост, экскурсия, сказка, репортаж, клуб по интересам.

Очень большое значение учитель придает разработке ситуации, на основе которой строится ролевая игра. Например, «Заседание Пиквикского клуба», где Mr. Pickwick собирается посетить Россию и по крупинкам собирает информацию о ней. Члены клуба (а некоторые учащиеся получают имена Tracy Tupman, Augustus Snodgrass , Nathaniel Winkle), высказывают свои мысли об этой стране, показывают карты и фотографии, и наконец, намечают маршрут путешествия председателя клуба. Сообщение каждого члена, в зависимости от его характеристики и склонностей отличаются друг от друга. С этой целью составляются ролевые карточки:

Mr. Tupman очень импульсивен. Постарайся отговорить Mr. Pickwick от путешествия используя выражения: I am afraid that.................... Be careful It is a wild country New president so cold, so big a lot of nationalists

Mr. Snodgrass очень осторожен, мягок. Постарайся понять желание Mr. Pickwick путешествовать по России. Используй выражения: I suppose.................... Many traditions and customs So interesting Tasty food A lot of trade opportunities Mr. Winkle - любитель слабого пола и политических страстей. Используй выражения: It’s so interesting Elections Movements and parties New president beautiful girls

 Участники игры строят свои сообщения на основе ролевых карточек. Затем идет диалог- обмен мнениями. Самый сильный ученик исполняет роль Mr. Pickwick. Он колеблется, задает вопросы о России другим участникам клуба. В качестве информации о России используются газетные статьи о городах России, радио - сообщения, стихи, песни. Задача учащихся в данной ролевой игре убедить Mr. Pickwick в необходимости совершения путешествия. В конце урока обсуждаются города, места и регионы, куда следует поехать герою. При этом учащиеся используют выражения:

I’ll begin with........... First I will go to.............. then by plane I’ll travel to........ There I’ll see....................... After that I’ll take a train........ I’d like to finish my trip.......


 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.